До упаду

Андрей Баженов
Случилось это в небольшом уральском городке, после «хрущевской оттепели». Тетя Тася, жительница этого городка, была женщина дородная, суровая и на язык бойкая. На веку своем она повидала немало, и удивить ее трудно чем. Жила одна, в своем доме. Муж на войне погиб. На пенсии, что она получала, особо не разговеешься, и тетя Тася приторговывала на рынке овощами да семечками. Кроме как посудачить с соседками, да выпить с кумой после работы по маленькой – других развлечений и не было.
     День, о котором пойдет речь, был для тети Таси самый обычный, базарный. Выручка удалась, и решили товарки с барыша в кино сходить. В кино тетя Тася не была лет десять, все как-то недосуг. А тут и ее уговорили. Что за фильм – никто не знал. Да и какая разница. В общем, пошли. На афише было написано: «Пес Барбос и необыкновенный кросс. Самогонщики».
     Что такое «кросс», объяснила подругам баба Нюра, у нее внук – спортсмен. А кто такие самогонщики, никому не надо объяснять.
     Ладно, купили билеты, сели. Сначала на экране мелькали счастливые шахтеры, сталевары и хлеборобы, которые выполняли и перевыполняли планы, и под музыку Шостаковича брали на себя всякие неслыханные обязательства. Весь зрительный зал вдохновенно лузгал семечки. Потом киножурнал кончился, и закрутили фильм. С первых же кадров кто-то из зрителей сказал: «У-у! Цветное. Хорошо».
     Сюжет был очень прост: три мужика отправились на рыбалку и взяли с собой собаку. Каждый из этих мужиков выглядел смешно и очень знакомо. Кто-то узнавал в них соседа, кто-то родственника. Потом оказалось, что это не рыбаки, а браконьеры. Причем ничего у них не получалось. В конце концов, злоумышленники подорвались на собственном динамите. Все это было так забавно, что зал покатывался со смеху. У худого и длинного браконьера после взрыва дымились подошвы. Тетя Тася, глядя на экран, басовито хихикала, и ее большие груди колыхались.
     Вторая часть фильма была о том, как те же самые герои варили самогон. Зал стонал от смеха. По широкому лицу тети Таси катились слезы. Она вся сотрясалась от хохота, когда незадачливые самогонщики гонялись за собакой, укравшей у них змеевик.
     Из клуба тетю Тасю увозили на «скорой помощи». В зрительном зале ее уложили на носилки и понесли. Глаза тети Таси сузились в щелки. По лицу ее блуждала счастливая улыбка, какая бывает разве что у ребёнка, на ладошку которому случайно села бабочка. Икая и время от времени похрюкивая, она одной рукой держалась за сердце, а другой – за живот.
     Минула та эпоха, когда фронтовики играли роли балбесов, и как гениально играли!
Светлая память Юрию Никулину, Алексею Смирнову и многим другим нашим великим актёрам.
     Сейчас, зачастую, балбесы играют фронтовиков, и это – «две большие разницы».
По прошествии многих лет, я сижу перед телевизором и завидую тете Тасе. Какое это все-таки счастье, господа, - смеяться до упаду.