О чём молчат валуны

Нинель Добрянская
                Нинель Добрянская
 
                О ЧЁМ МОЛЧАТ ВАЛУНЫ

Всю мою сознательную жизнь серые, на первый взгляд ничем не примечательные валуны манят к себе, тревожат моё воображение, волнуют мою душу. Я будто слышу их настойчивый зов. Они зовут меня в песенный, красочный Запорожский край, к старой вольнице – нэньке Украине. Тепло моей родины согревает и ласкает меня. А в мае от волшебного благоухания сирени кружится голова. А какими тут только не надышишься ароматами во время цветения луговых трав! А горчащий запах полыни? Где бы я его ни почувствовала, он сразу навевает воспоминания о моём крае, возвращая меня в отчий дом, в моё детство.
Детство! Что за чудесная пора! Энергия просто бьёт ключом. Как же я умею радоваться и восхищаться всему, что окружает меня! С каким благоговейным трепетом я наблюдаю пробуждение природы! Буквально замираю, когда лопается почка, и появляется липкий маленький листочек. Кажется, ничто не происходит без моего пристального внимания. Может, поэтому меня манит что-то  неизведанное, и я всегда в поисках новых приключений.
Мама часто приводит меня к бабушке и оставляет одну, потому что я уже большая - мне пять лет. Вот и сейчас она привезла меня в моё родное село Натальевку. В самом его названии для меня звучит музыка: На-таль-ев-ка! До чего же оно напевное! Через всё наше село, окружённое садами и кустарниками, лентой вьётся небольшая речушка. Даже в разгар жары вода в ней ледяная. Но, несмотря на это, мне нравится окунать в неё ноги и держать их там до тех пор, пока не почувствую покалывание. Оставляя меня в Натальевке, мама наказывала мне слушаться бабушку, помогать управляться ей с птичьим хозяйством. Я охотно соглашаюсь, лишь бы она поскорей уехала. Наконец-то я одна! Теперь нужно немного повертеться возле бабушки, чтобы она видела, что я здесь, рядом с ней, а затем незаметно сбежать в сад. А там, за ним, открывается для меня интересный, неисследованный мною мир! Сколько же там чудес ожидает меня! Я вспоминаю цветение сирени весной и её чудесный аромат. Я просто обожаю его! Срываю цветочки и для того, чтобы подольше сохранить аромат, заталкиваю их в нос. Ой, как щекотно! Чихаю. Цветочки-запахи разлетаются в разные стороны, и мне смешно.
Но сейчас любимая мною сирень давно отцвела, оставив после себя коричневые сухие метёлки. Оглядываюсь назад. Главная задача состоит в том, чтобы незамеченной проскочить через сад. Ура!  На крылечке никого нет. Самое время уйти незамеченной. Мигом бегу к балке. Пробегаю мимо кустов чёрной смородины и крыжовника. И тут чувствую, что я голодна. Надо бы мне подкрепиться. Ведь путь предстоит не близкий. Стараюсь насытиться чёрными ягодами. Какие же они душистые и вкусные! Напоследок решаю закусить крыжовником и тяну руку за ним. Ой-ой! – кричу, чуть не плача. – Какой же ты нехороший! Так больно колешься. Лучше я пойду к своей любимой груше. Груша, действительно, гордость нашего сада. Само дерево очень высокое, с развесистыми длинными ветками, усыпанными сочными, сладкими плодами. Они так и манят, будто говорят: «Попробуй-ка, съешь нас!».  Словно белка, лезу за ними. Срываю одну грушку за другой и отправляю в рот. О-ох и наелась же я! Спасибо тебе, моя красавица! Ты ведь не только кормилица, но и защитница  – в твоих веточках я часто нахожу спасение, убегая от наказания. Быстро спрыгиваю с дерева, целую его ствол и бегу к речке:
-Здравствуй, речушечка - ворчушечка, дружочек мой! Что же тебе подарить? Хочешь грушевый листочек?
 Дарю ей листочек и поспешно прохожу через мостик. Быстро поднимаюсь в гору, поворачиваю голову и смотрю вниз. Ох, как же высоко я поднялась! Что же меня так влечёт наверх? Наверное, предчувствие чего-то необыкновенного.
Наконец я добралась. От ослепительного света на миг зажмуриваюсь. Открываю глаза и вижу огромные, различной формы серебристо-серые валуны. Они, как стражи вечности, возвышаются над всем этим пространством, охраняя его. Боже мой, сколько же их тут! И я несусь к ним, размахивая руками, будто встретила своих старых друзей! И вот стою перед  валуном-великаном, глажу его горячую шероховатую поверхность, ощущая, как его тепло передаётся мне. Хожу по этому каменному царству  и разговариваю: « Как же мне не хватало вас, камушки - великанушки вы мои! Никогда меня не покидайте, я ведь так вас люблю!» И уже  знаю, что они навсегда останутся в памяти моего сердца. Их здесь так много! И с каждым хочется поговорить, каждого приласкать.  И  только тогда, когда со всеми ими пообщалась, обращаю внимание на солнечную поляну. Вся она покрыта густой, шелковистой травкой. Мне хочется на ней поваляться. С азартом кувыркаюсь. Босиком ношусь по поляне, наслаждаясь каждым прикосновением ног к матушке – земле. Запыхавшись, решаю отдохнуть на одном из валунов. Но не тут-то было! Скольжу вниз. Снова повторяю попытку, и вот я на вершине. Ура! И тут чувствую - что-то движется по моей руке. «Ой, да это же божья коровка! - обрадовалась я. - Это тебя Боженька прислал? Весело же нам будет вдвоём!» И тут я рассказываю ей о встрече со своими друзьями – валунами. Кружась и жужжа на моей ладони, божья коровка тоже делится со мной своими новостями. Мне немножко щекотно и приятно. Но вот она расправляет крылышки, отрывается от моей ладошки и летит, делая круг возле меня, как бы приглашая лететь вслед за нею. Я подпрыгиваю, стараюсь взлететь, но – увы! – кубарем качусь вниз, обдирая коленки. Но это меня меньше волнует, чем вопрос, почему я не полетела вслед за моей подружкой? Ведь в своих снах я так часто летаю! Но тут солнышко направляет на меня свои золотые лучики, отгоняя грустные размышления. Мне снова становиться радостно и весело.
После этой первой встречи с друзьями-валунами я часто приходила к ним со своими детскими горестями, доверяла им свои тайны, жаловалась на гусака, с которым у меня шла постоянная вражда. Мне хотелось верховодить, быть вожаком нашего птичьего двора. И с этим соглашались все, в том числе огромный, лохматый сторожевой пёс, по кличке Дружок. Он даже часто уступал мне свой домик, где я пряталась, избегая наказания за свою «любознательность». Только один гусак не хотел уступить мне лидерство, считая, что оно принадлежит ему по праву, так как он тут живёт. Да и гуси с курами подчинялись ему беспрекословно. А тут вдруг приехала какая-то пискля и командует! Да ещё с прутиком! Ну, нет, этому не бывать! – видимо, так думал наш гусак.
Я же считала, раз мне поручили выгуливать птичье хозяйство, значит, я главная. Конечно, наши мнения с гусаком расходились, что и приводило к нежелательным стычкам. Поэтому у меня ноги были всегда в синяках от его щипков.  В душе я его побаивалась, хотя с виду была настоящим атаманом. Гоню как-то раз кур и гусей к водопою, размахиваю прутиком больше для острастки, потому что они меня и так слушаются. Но старый гусак не мог этого перенести. Стоило мне зазеваться, как он, шипя, подлетел ко мне, больно ущипнул за ногу. От неожиданности я упала. Лежу в пыли и мне страшно обидно. Но виду не показываю. Ищу прутик, не могу найти и запускаю в обидчика туфлёй. Промахиваюсь, а он бойко отлетает и, гогоча, летит к своим гусям, празднуя победу. После этого случая я, конечно, иду излить своё горе  валунам – богатырям. И тут уже я даю волю слезам. Всхлипывая, рассказываю, как меня обижает гусак, не хочет признать моего старшинства.
И едва я закончила свою исповедь, как слышу – кто-то мудрый даёт мне совет:
- А ты не гоняйся за ним с прутиком. Позови его ласково, нежно и протяни ему зёрнышко. Все проблемы можно решить, если подходить ко всему с любовью!
Лечу от валунов окрылённая и успокоенная. Теперь я знаю, что с гусаком мы будем друзьями. И не раз ещё камушки – великанушки  помогали мне улаживать мои детские неурядицы.
…Как быстро пробежало время! Я стала взрослой. Но зов этих исполинов духа, стражей вечности, стал ещё настойчивей, ещё сильней. Он всю жизнь звучал во мне, волновал, манил к себе. Во время отпусков мне приходилось отдыхать на различных курортах нашей страны. Я любовалась горами Кавказа, в Пятигорске покоряла гору Машук, восхищалась величием и мощью Чёрного и Каспийского морей, но ничто не могло так затронуть и всколыхнуть мою душу, как эти молчаливые валуны родного села.
И вот я опять дома. Ещё не успев как следует прийти в себя с дороги, наскоро здороваюсь с родственниками, бросаю сумку и чемодан посреди двора и бегу к моим валунам. Лечу, окунаюсь в память детства, переживаю его заново. В тишине, в глубоком молчании сажусь на один из любимых валунов. И тут начинается действо. Откуда только взялась такая благодать! Ощущение тепла, покоя, умиротворения… Испытываю единение и слияние со всей природой. Непередаваемая радость охватывает меня! Я чувствую, как вхожу в тайну мироздания, хранимую этими стражами вечности. Меня внезапно пронизывает глубинная память связи с моими свободолюбивыми предками. Я как бы слышу зов крови моего народа – смелых и отчаянных казаков Запорожской Сечи. Это они, гордые, любившие свободу больше жизни, ушли от царского произвола, за порогами построили крепость и защитились от неприятеля неприступными валунами. Они - символ Веры, непобедимости духа моего народа. Веру в Бога, эту величайшую святыню, мои предки пронесли через века. Она пробуждала силу ума и сердца, расширяла горизонты внутреннего мира. В годину гонений и несчастий она воспламеняла дух, утешала и ободряла в жизни. Вера помогла моему народу сохранить незыблемыми традиции, свою культуру, певучесть и красочность языка. Вера помогла и мне выстоять, и выжить в сложном и противоречивом океане жизни, помогла осознать своё единство с космосом, ощутить себя неотъемлемой частицей Мироздания.