Одна из двух тысяч мам, потерявшая малыша

Калдарбек Абдраманов
Молодые супруги Кылыч и Нурила, проживающие в Ноокенском районе Джалал-Абадской области,  души не чаяли в своем ребенке, выхаживали его как могли. У него был диагноз – врожденный порок сердца и его могли спасти только кардиохирурги.  Врачи областной больницы сказали родителям, чтобы они копили много денег для того, чтобы поехать вместе с малышом в Ташкент, Алматы или Москву, где есть клиники,  делающие операции  на сердце малым детям и спасающие их.
Кылыч  много работал,  таксуя  день и ночь по маршруту Ош- Бишкек и обратно, чтобы заработать достаточно денег для операции на сердце ребенку, продал корову, с десяток овец и все равно накопил только половину  необходимого количества денег. Кылыч не отчаивался и верил, что еще полгода упорной работы и необходимые средства будут накоплены.
Однако, ребенок после очередного приступа скончался.
Между тем, жизнь малыша была бы спасена, если бы родители обратились  в кардиохирургический институт в Бишкеке, который в последние годы интенсивно борется  за спасение безнадежно больных сердечников, которых может спасти только скальпель хирурга.
 
     В последние годы  в Кыргызстане  успешно производятся  операции на сердце младенцов, которые спасают их  от неминуемой смерти.  К сожаленью, эти факты остаются единичными, поскольку осуществление подобных операций являются сложным делом  не только с хирургической точки зрения. Выхаживание таких больных  также требует  высоких технологий, дорогостоящих препаратов, высокого уровня подготовки специалистов.
Как мы уже писали, в Кыргызстане за последние два года  в кардиохирургии наблюдаются  позитивные перемены. Связано это с тем, что  вскоре после Мартовской революции  произошло обновление руководство в головном  институте кардиохирургии Кыргызстана. По инициативе министра здравоохранения начался процесс обновления руководства  в институте кардиологии, что также сулит добрые перемены.   
Тем не менее, ситуация в области лечения - как медикаментозного, так и хирургического –  болезней сердца  остается довольно сложной.  Предлагаем вашему вниманию разговор на эту тему с директором научно-исследовательского института хирургии сердца и трансплантации органов   профессором  Калдарбеком  Абдрамановым.
- Калдарбек Алишерович, известно, что количество операций на сердце, осуществленных в  вашем институте  за последние три года,  выросло   более чем в два раза, достигнув  цифры в 600 операций в год,  повысилась и эффективность этих операций, что привело к снижению  смертности. Это связано с тем, институт увеличили число практикующихся  хирургов-сердечников, которые прежде просто не могли  заниматься этим из-за того, что прежний руководитель предпочитал все операции на сердце делать сам. 
Тем не менее, какова реальная ситуация  с болезнями сердца в стране?
- Как профессионал своего дела, я могу только констатировать, что ситуация остается весьма и  весьма сложной и далеко не все зависит  от воли и желания самих хирургов. 
Наш институт, при существующей инфраструктуре и возможностях  может   делать  максимум  тысячи операций на сердце  в год.
И это произошло благодаря открытию при НИИХСТО инвазивного отделения, оснащенного так называемой ангиокардиографической установкой, позволяющей эффективно, быстро, точно  проводить всесторонние исследования  сердца,  после чего только можно приступать  к самой операции.  Наш  институт располагает  кадрами самой высокой квалификации, не хватает только  технических возможностей для осуществления самых грандиозных планов.
- Что вы имеете в виду под грандиозными планами?
-Когда я говорил,  что наш институт может делать  до тысячу операций на сердце в год, это означает лишь то, что в этом случае, мы сможем дать здоровье примерно 20 % всем нуждающимся в этом кыргызстанцам.  А чтобы покончить с этой проблемой потребуется  делать в год 5-6 тысяч операций на сердце. Таким образом, получается, что в настоящее время  мы  не удовлетворяем эти потребности  даже на 10%.
 Согласно той же печальной статистике из 110 тысяч новорожденных  в Кыргызстане примерно 2 тысячи  рождаются с врожденными пороками сердца, и  если им своевременно не сделать операцию, то  почти половина из них к пяти годам погибнет, а остальные  будут жить инвалидами и, скорее всего тоже  умрут в раннем возрасте.
- Если я правильно вас понял, это проблема не только  кардиохирургии, но и  демографии и выживания самого Кыргызстана, который на сегодня отнюдь не является благополучной страной ни в плане  продолжительности жизни своих граждан, ни  в плане экономических достижений.  И какой  есть выход  из этой  ситуации?
- Для этого при нашем институте следует немедленно начинать строить современный кардиохирургический центр.  У нас есть для этого подходящий участок земли, примыкающий к уже существующему корпусу, где можно возвести  многоэтажное  здание, оснащенное  современными  операционными,  реанимационной, высокотехнологичным  оборудованием. Только при таком  расширении, когда количество работающих талантливых молодых хирургов существенно  возрастет, мы сможем полностью  решить эту проблему и осуществлять в год  эти самые 5-6 тысяч опе6раций на сердце, среди которых есть и две тысячи детей с врожденными пороками. 
-Во сколько денег  может обойтись  проект такого расширения  материально-технической базы вашего института?
-Наши специалисты уже произвели все предварительные расчеты и выкладки. Полная стоимость строительных работ вместе  со стоимостью  современного оборудования будет в пределах 16-18 миллионов долларов США. Эта сумма может кому-то показаться огромной, но только после правильного  освоения этих средств  можно будет  ежегодно спасать тысячи жизней наших граждан.
-Известно, что Глобальный фонд  по борьбе со СПИД выделил Кыргызстану  28 миллионов долларов  на борьбу с распространением  СПИД в Кыргызстане? Могли бы кардиохирурги  рассчитывать на такую же помощь?
- Я поддерживаю мировое сообщество, желающее помочь нашей стране  в борьбе с распространением СПИД.  Но  если подходить к рассмотрению  данной проблемы с чисто моральной стороны дела, то общество тем более, должно быть озабочено решением проблем   младенцев с врожденными пороками сердца.  Хотя бы потому, что это гораздо более смертоносный недуг. Как я уже говорил  половина таких младенцев  погибнут в первые  годы жизни. А с другой стороны, в том, что  в стране распространяется СПИД, повинны такие  негативные явления как наркомания, алкоголизм, проституция.  То есть в большинстве случаев, если  не брать  случаи заражения  детей, (70% больных и инфицированных  наркоманы) сами несут ту или иную степень ответственности за то, что  случилось с ними. 
А в чем, скажите, виноваты наши  младенцы, рождающиеся с врожденными пороками сердца?  И разве сама  высшая справедливость и  небо не требует от нашего общества, чтобы  мы в первую очередь решили эту проблему? 
Как бы там ни было, как руководитель   республиканского головного цента кардиохирургии  я и наш  коллектив будем делать все, от нас зависящее, чтобы  спасать наших детей – всех без исключения.
Беседовал Замир Осоров.
На фото:
Жительница  села Рахманжан Ноокенского района  Нурила Кылычбекова, одна из двух тысяч  мам, которая  потеряла своего двухлетнего ребенка, нуждавшегося в срочном оперативном вмешательстве на сердце.