Художник Эльфов - новелла рождественской ночи

Ева Смородина
(рассказанная Седьмого января Седьмого года)

   "...время у человека в обыденной жизни ускользает, когда он не вооружен часами и не следит по стрелкам. Понятие о скорости у каждого индивидуальное. Время возможно устанавливать только тогда, когда есть твердые границы" (из речи адвоката С.Андреевского).


   В мастерской Бориса мы видели превосходные картины, но прежде всего бросалась в глаза разномастность скульптур, расставленных тут и там. Много бюстов, были и целые фигуры, даже в полный человеческий рост. Но предпочтение он отдавал сказочному миру.

Он не любил, когда к нему приходили, особенно если нас было много. Одного-двух человек он еще мог выдержать. И то недолго. А тут я пришла одна. Меня не оставляло впечатление, довольно тягостное, что он совсем не был готов к гостям в тот день. Я старалась быть как можно не заметнее, чтобы не отвлекать от работы. Он явно был в состоянии воодушевления, когда хочется творить - и новое творение кажется почти готовым и прекрасным. Как Галатея.

Кузине он не мог отказать, а потому я просто должна была тихонько стоять или лучше сидеть в сторонке и наблюдать, ничем не выдавая себя. Чтобы он просто забыл обо мне и ловил свое вдохновение за хвост.

Мне, как никому, было известно нынешнее его состояние, подобное состоянию аффекта, когда человек готов совершить любое преступление, но не готов осмыслить его. Преступление моего брата художника заключалось в том, что он в любую минуту мог разломать скульптурку, скомкать глину в большой комок и зашвырнуть в угол комнаты. Лучше дело обстояло с картиной: он просто накрывал мольберт покрывалом и до поры до времени игнорировал изображение.

У нас изначально были разные фамилии, но только я знала фамилию брата, которую передал ему по наследству его отец, мой дядя. А для посторонних она была под запретом. На дверной табличке было указано: "Художник Борис Эльфов". Все знали, что это псевдоним. Все знали, что он чаще рисует и лепит фантастические образы: гномов, эльфов, троллей и других сказочных героев. Потому никого не удивляло, что выставляется художник под такой необычной фамилией.

Чтобы не мешать брату, я потихоньку зашла в закуток, отгороженный плотной занавеской и напоминающий кладовку - раньше там была дверь и мне не приходило в голову туда сунуться. Когда я отодвинула занавеску, моему взору предстали огромные часы, висящие на стене потайной комнаты. Выглядели они фантастически. И не потому, что висели криво и снизу была голубая подсветка, а у подножия полулежал эльф с пальчиком на губах, призывающим к тишине. Просто на них не было двенадцатого часа!

Правильный круг циферблата, но вверху проставлено "11". Соответственно, пятерка и шестерка находятся чуть выше нижней точки - левее и правее привычного положения. Расстояние между отдельными цифрами делится на шесть частей взамен стандартных пяти, то есть в часу не 60 минут, а 66!

Ба, число одиннадцать на немецкий язык переводится как "эльф". Не просто совпадение. Как же я раньше не связала его псевдоним с математическими величинами? Но ведь художники обычно далеки от расчетов, у них гуманитарный тип мышления. За некоторым исключением, конечно. Например, Леонардо, но он уже стал притцей во языцех. А Борис Эльфов по времени меньше известен миру. Ему всего-то сорок. Серьезно рисовать и выставляться он начал после десяти лет - отсюда получается, что знают его от силы лет тридцать. И, естественно, не во всем мире. Больше всего в Германии. В Америку он почему-то ездить не любит, но там и в более милой его сердцу Англии его записывают так смешно: Elfoff. Половина из шести букв - "f", в таком коротком слове.

Я поняла, что зашла в тупик. Тупиком была и сама каморка, в которой я стояла уже с полчаса, судя по своеобразному циферблату. За это время минутная стрелка сдвинулась на пять цифр: с четверки до девятки - пятью шесть равно 30. Я сверилась со своими наручными часами: да, ровно полчаса. Вошла я сюда без четверти четыре, а моя минутная стрелка теперь сравнялась с цифрой три.

Однако Борины часы вообще идут по-своему. Сейчас 16:15, а у него получается 15:50. Почему же он никогда не опаздывает? На встречи ходит редко, но свои выставки посещает обязательно, а также дни, предшествующие выставкам, когда необходимо оформить все стенды, расставить скульптуры. Ха, а в углу непременно амулетная фигура эльфа с пастушьим рожком и с полуопущенными крылышками.

Странные часы. А может, он и не пользуется ими вовсе? Просто какая-то бутафория под старину или настоящая старина, в любом случае бред или блажь своего создателя. Но стрелки движутся, а других часов в мастерской и нет!

Я потихоньку вышла из закутка. И тут же столкнулась с Борисом. В глазах его я встретила непонятный испуг. Он хриплым голосом спросил: "Ты где была?" - "Да вот занавеска красивая, ткань приятная и рисунок необычный", - разглаживая полотно, невпопад ответила я. И правильно сделала, ибо он сразу успокоился, лишь произнес назидательным тоном, на правах старшего: "Не ходи в каморку. Не прибрано, нечего пыль разносить..."

"Но там, наверное, ничего интересного нет?" - "Вот именно", - вздох облегчения свидетельствовал о том, что нестандартные часы имели для него гораздо большее значение, чем я хотела себе представить. На столике в мастерской лежало почти законченное крыло, вылепленное из глины. Борис любовно погладил вырезанные им перья. Крыло очередного эльфа, или же птицы на этот раз?!

* * *
Всю последующую неделю мои мысли возвращались к числу одиннадцать. Если начинать день, когда обе стрелки сходятся вверху, то через 6 часов пройдет 6, умноженное на 66, то есть 360 плюс 36. Получится 396 минут. Где же будут стрелки? Они приблизятся к цифре 6!

Так, а сколько же они покажут, когда на моих двенадцать часов? Пройдет 12 на 60, то есть 720 минут. 720 минут разделить на 66 - примерно 10,8 часов. А еще через 12 часов (на следующие сутки) на Бориных часах пройдет не 24 часа, а 21,6 часов. Но у них полный цикл 22, значит до полного оборота не хватит четырех цифр - минутная стрелка подойдет всего лишь к семерке.

Ага, я же не представила себе, что стрелки странных часов могут двигаться чуть быстрее обычных - и когда пройдет 60 минут, эти успеют отсчитать свои 66. Так было бы правильнее.
А вдруг эта "часовщина" мне привиделась?

* * *
С тех пор я зачастила к двоюродному брату. Иногда он был недоволен, но за работой легко забывал о моем присутствии, по обыкновению своему. И только в такие посещения можно было незаметно заглянуть в каморку.

Наконец я сделала открытие: часы Бориса идут неравномерно! Я старалась приходить к полудню - у него то обе стрелки сходились на одиннадцати, то минутная отставала, приближаясь к девятке, что соответствует неполному обороту. Но это невозможно. Стрелки должны двигаться равномерно. Если время на часах неточное, значит они либо отстают, либо убегают.

Время так или иначе управляет человеком: он привыкает вставать в определенный час утром, работоспособность меняется в течение суток, его клонит ко сну примерно в один и тот же час - мы знаем о существовании биологических часов. Тогда возникает вопрос, а не может ли сам Человек управлять Временем?!

* * *
Загадка таинственного циферблата так мучила меня, что не терпелось разгадать ее. Но однажды меня осенило: а не попробовать ли прийти не в полдень, а незадолго до полуночи?

...С улицы был виден свет в мастерской. Ворвавшись в подъезд, я почти бежала по лестнице. До полуночи оставалось 10 минут. Я собралась было нажать на кнопку дверного звонка, но дверь оказалась приоткрытой. Медленно я вошла и тихонько прошла мимо спящего на кушетке Бориса. Занавеска каморки была отодвинута и содержимое комнатки ярко освещалось висящим на стене бра. Я поспешно приблизилась - шли последние 5 минут - и замерла от неожиданности. Вот она - развязка!

Часы стояли на одиннадцати. Рядом в зарядном устройстве заряжались две батарейки. Время временно остановилось!

Ровно в полночь (по моим наручным) Борис с широко раскрытыми, но пустыми глазами прошел в закуток, не замечая меня и едва не задев, - и, сняв тяжелые часы, заученными движениями вставил обе батарейки за циферблат! Не дожидаясь, пока он вновь повесит часы на стену и обернется, я выскочила из мастерской. Лунатиков пугать опасно.

Больше к художнику Эльфову я не хожу, потому как стыдно за свое чрезмерное женское любопытство. Он и сам пока не зовет меня...

08 января 2010 года