Вода, текущая вверх

Александр Голубцов
Посвящаю моим главным учителям любви и изобилия:
Олечке и Сереженьке

I.

Было утро, и раннее солнце тысячами золотых монет рассыпалось по гладкому сонному морю. Рыбацкие лодки замерли на поверхности, постепенно нагружаясь ранним уловом. На набережной начинали открываться лавочки и магазины, чтобы кормить своих хозяев. Наступало время добывать пропитание, и огромный прибрежный город просыпался, словно внемля неслышному призыву. Призыв этот звал каждого – заработать свой хлеб насущный. И нищего, и бедняка, и удачливого торговца, и богатого дельца.
Всем снова пришла пора действовать.
В это утро Александр Флетчер, недавно добившийся успеха торговец, вышел по своему обыкновению на  крутой обрыв, под которым лежала городская набережная. Флетчер любил наблюдать, как под его ногами просыпается людской муравейник. Его приятно щекотала мысль о том, что он уже прошел через эту суету, и больше никогда не вернется назад.
И в самом деле, когда-то каждый день Флетчера начинался точно так же: мучительная неизвестность и надежда. Подъем с рассветом, ежеминутный изнурительный труд – и скудный результат к вечеру. И унижение от невозможности купить что-то очень нужное, но непозволительное, это бесконечное унижение! И страх, страх... Страх, что завтра все будет так же, как сегодня и вчера. Так было.
Было совсем недавно, а кажется, что очень давно. В какой-то прошлой жизни.
Стоя на обрыве над набережной, Флетчер испытывал то, что, наверное, чувствует сытая чайка, парящая над волнами не в поисках добычи, но ради своего удовольствия и торжества. Упругую опору морского воздуха под сильными крыльями, посвистывание ветра в кончиках перьев и спокойное уверенное превосходство над голодными собратьями.
Это ощущение свободного парения было самым дорогим приобретением, которое принес Флетчеру успех. Еще вчера он был там, среди этих голодных и озабоченных, среди этих вечных продавцов, стремящихся стать покупателями, и вот теперь все позади! Теперь он может, когда пожелает, спуститься вниз, сложить свои великолепные крылья и пройти среди всех них тем самым долгожданным Богатым Покупателем.
Прекрасное превращение!
Не спеша спускаясь с обрыва к набережной, Флетчер ощущал себя всесильным творцом и своей жизни и всего, что он видел вокруг. Все покорно его воле! И это небо, и это море, и эти камни на мостовой, от которых, парясь, поднимался вечный запах морской травы, городской пыли и нищеты, и эти магазины и лавчонки… Даже в людях, с надеждой ищущих взгляда Богатого Покупателя, он видел сейчас свои творения.
Еще бы! Ведь они так ждут, что он решит! Как ждал и он когда-то…
Но вдруг в череде привычных ежедневных движений случилось что-то необычное. Флетчер не остановился, не замедлил шаг, но ясно ощутил препятствие своему дальнейшему движению, словно бегун, коснувшийся грудью финишной ленточки.
Взгляд. Совершенно необычный взгляд, горящий не отчаянием и надеждой, а состраданием. Взгляд, провожающий его, именно его, Александра Флетчера.
Флетчер невольно прошел еще несколько шагов, остановился. Оглянулся. Сомнений нет: из неглубокой ниши в известняковом ограждении набережной на него внимательно смотрел старик с почерневшим на солнце лицом и молодыми голубыми глазами.
Знакомыми глазами. Глазами, наполненными не просто состраданием но даже, пожалуй, любовью.
Кто этот старик? Флетчер силился вспомнить, но память молчала.
Он опустил глаза ниже, увидел камышовый коврик, на котором сидел старик, увидел разложенные на коврике гладкие камешки, отполированные морем и весело блестящие на солнце, и вдруг вспомнил.
Этот старик был учитель. Когда-то его уроки помогали Флетчеру найти себя в этой жизни, почувствовать свою силу, обрести уверенность в себе. Нельзя сказать, что Флетчер был примерным учеником. Наоборот, тогда, в юности, ему казалось, что все то, что учитель считал главным и чему с особой энергией старался обучить своих учеников, на самом деле – предметы второстепенные или просто лишние. Вот уверенность, ораторское искусство, финансовая грамотность – это важно и нужно. А зачем были нужны долгие уроки смирения? Справедливости? Благодарности? Доброты, внимания, любви? Это лишние вещи в мире торговли. Уж сегодня-то Флетчер знал это точно.
Как жалко времени, впустую потраченного когда-то на всю эту чепуху!
Все эти мысли стремительно пронеслись в голове Флетчера, и исчезли. Осталось только чувство стыда за старого учителя да горящие от неловкости щеки. К тому же Флетчер даже не мог вспомнить его имени.
Вот чем кончаются уроки любви и доброты – нищетой на набережной!
Опустив взгляд и делая вид, что не узнает старого учителя, Флетчер вернулся к старику и, не считая, вынул из кармана деньги. Когда-то на такую сумму он был бы счастлив целую неделю. А сейчас вполне мог ее не замечать.
Он нагнулся, чтобы положить деньги на камышовый коврик, но услышал тихий и одновременно сильный голос:
– Оставь себе эти деньги, Александр. Тебе они скоро будут нужнее.
– Разве мы знакомы? – вымолвил Флетчер, выбрав глупую роль.
– А разве нет? Не смущайся оттого, что забыл мое имя. Это не причина для тревоги. Меня зовут Матвей.
– Ну конечно! – облегченно выдохнул Флетчер. – Вы мой старый учитель!
Теперь можно было отказаться от роли и не притворяться больше.
– Но разве вам не нужны деньги? Разве вы здесь сидите не для того, чтобы заработать на хлеб?
– Ты решил, что я беден и добываю свой хлеб насущный? Пусть будет так. Но эти камни мне нужны совсем для другой цели. Это – камни благодарности.
«Ну вот! – подумал Флетчер. – Опять! О какой благодарности может рассуждать нищий?». Он уже слышал о таких камнях и считал разговоры о них надувательством.
– Но ведь вы эти камни продаете?
– Продаю. Продаю потому, что покупку ты не выбросишь сразу.
– Учитель, но почему вы отказались от денег? Ведь вы бедны, а я богат! И я искренне хочу вам помочь!
– Кто знает, что такое нищета и что такое богатство? Кто знает, кому больше требуется помощь? Но себе, Александр, ты действительно можешь помочь.
– Как? Дела мои идут прекрасно, с каждым днем все лучше, и ничья помощь мне не нужна!
– Поверь мне, нужна. Ты очень скоро это поймешь. А пока – купи камень благодарности! Это недорого.
Флетчер снова достал деньги, торопясь, расплатился, выбрал продолговатый гладкий камешек и ушел. Теперь он чувствовал себя так же, как, наверное, чувствует себя чайка, сложившая крылья и неуклюже ковыляющая по сухому песку. Но чем дальше он удалялся, тем свободнее дышал.
А камень, который Александр Флетчер машинально сжимал в кулаке, как ни странно, приятно успокаивал руку и наполнял сердце покоем.


II.

Прошло совсем немного времени, и камень, купленный за бесценок на набережной, стал для Александра Флетчера талисманом, приносящим успех. Для него наступила полоса непрерывной удачи.
Любое дело, любое начинание неизбежно приводило к победе. Чем бы ни начинал заниматься Флетчер, он очень скоро становился в этом деле самым сильным и успешным. Конкуренты неизбежно разорялись, рынки сбыта перестраивались под Флетчера, и денежный поток все умножался и умножался.
Процесс обогащения стал для Александра естественным и привычным.
Посмеиваясь, он сжимал в руке талисман и иногда вспоминал, как этот камень к нему попал. Но разве связаны его успехи с каким-то кусочком прибрежной гальки?
Случайность, совпадение – только и всего!
А время шло. К хорошей жизни легко привыкнуть. Даже тогда, когда за твои победы и достижения неизбежно расплачивается кто-то другой. Например, разоренные конкуренты, их семьи и дети. Но совесть, этот вечно недовольный чем-то внутренний голос, тоже скоро привыкает к удобствам и комфорту. Особенно когда с этой совестью правильно общаться.
Александр Флетчер прошел хорошую школу жизни и научился разговаривать с совестью на равных. Он прекрасно понимал, что играет на рынке со своими конкурентами в жесткую игру: игру с нулевой суммой. Когда есть победитель и выигрыш велик, тогда обязательно есть и проигравшие. И проигравшие очень много, иногда все, что они имели.
Но всегда они, эти проигравшие – неудачники, плохие игроки.
А хороший игрок, такой, как Александр Флетчер, только побеждает!
Но вдруг, буквально за один осенний месяц все переменилось.
Удача отвернулась от Флетчера, и мастерство перестало ему помогать. Совсем.
Один за другим иссякали источники дохода, потери следовали за потерями, закрывались предприятия и проекты, а обязательства все нарастали. И чем быстрее уходили доходы, тем быстрее, лавиной нарастали долги.
За каких-нибудь полгода Флетчер превратился из уверенного процветающего предпринимателя в удрученного заботами неудачника. Теперь уже его собственные проигрыши питали чей-то все возрастающий выигрыш.
Неотвратимо приближался  и, наконец, настал день, когда Александр Флетчер ощутил себя нищим. Он лишился и денег, и своих предприятий, и пищи, и крова над головой. Одно только было теперь в изобилии у Флетчера – свободное время. Как раз тот самый товар, который он никогда не мог купить за деньги раньше и которого всегда не хватало в прежней, богатой жизни.
Дни потянулись за днями, бесконечно долгие в своей безысходности и похожие друг на друга, как волны осеннего моря. Александр больше не поднимался по утрам на обрыв, где не было надежды на заработок, а проводил долгие часы у моря, бесцельно блуждая по набережной и надеясь на случайную удачу.
Но какой она будет – не представлял.
Флетчеру казалось, что он уже наизусть знает каждый камень мостовой, все лица уличных и лавочных торговцев, такие высокомерные и пренебрежительные теперь.
И когда однажды пасмурным утром он снова ощутил всей грудью касание финишной ленточки и, обернувшись, встретил знакомый внимательный взгляд, не поверил поначалу своим глазам.
Старый учитель сидел на том же месте, что и раньше, будто и не уходил, хотя еще вчера сырая ниша была пуста. Тот же камышовый коврик, те же разноцветные морские камни, которые так же блестят, будто на солнце.
Флетчер невольно сжал в кармане свой камень, с которым почему-то так и не расстался за это время потерь.
Учитель поманил Флетчера движением руки, а когда тот подошел, без слов протянул ему ломоть ржаного хлеба. Руки Александра сами потянулись к еде.
– Учитель, ты подаешь мне милостыню?
– Нет, Александр. Тебе не нужна милостыня, как она не была нужна и мне. Я продаю тебе этот хлеб.
– Но у меня… нет денег.
– Они мне тоже не нужны. За деньги ты этот хлеб не купишь. Но если ты действительно хочешь есть, ты можешь заплатить за еду своим открытым сердцем, своим вниманием, своим смирением. Мы начнем обучение сначала. Теперь-то ты готов?
Александр гордо вскинул голову и хотел было ответить резкостью, но увидел глаза Матвея, неожиданно для себя опустил взгляд и тихо сказал:
– Готов, учитель…
– Возьми хлеб, поешь. И послушай.
Александру показалось, что он никогда не ел ничего вкуснее этого ломтя хлеба. От него шел запах очага, июньской травы и покоя. А вода в маленьком кувшине, который стоял на камышовом коврике, была такой чистой и свежей, что казалась еще сытнее, чем хлеб.
Матвей говорил тихо, не спеша, глаза его все время смотрели на Флетчера, и голос был именно таким, каким только и можно было рассказать о том, что никогда раньше не слышал Александр.
Но перед тем как начать, Матвей взял кувшин и наклонил его. Струйка воды полилась на землю.
– Скажи, как течет вода, когда она свободна?
– Вниз, учитель, – Флетчер твердо решил не удивляться вопросам.
– Всегда?
– Да, всегда.
– А огонь? Посмотри на огонь в той жаровне.
Рядом с ними продавец жареных каштанов как раз раздувал в своей жаровне пламя. Его языки поднимались вверх, лизали решетку жаровни и превращались в зыбкое марево над ней.
– Огонь поднимается вверх, учитель.
– Всегда?
– Конечно, всегда. Ведь это закон природы.
– Закон… На Востоке говорят: «Жизнь умирает, когда вода течет вниз, а огонь поднимается вверх». Это – законы смерти.
– А разве может быть иначе?
Матвей молча указал на большой сильный каштан, росший посреди набережной. Подождал минуту и сказал:
– Это – жизнь. Дерево живет потому, что поднимает воду из почвы по корням и стволу к своим ветвям, к каждому листочку. А солнечный свет и тепло ловит наверху листьями и посылает это тепло и энергию вниз, к стволу и корням. «Вода вверх, огонь вниз». В живых существах происходит такой же процесс. Так создается жизнь.
– Я никогда не думал об этом… Но ведь это справедливо только для живой природы?
– Это справедливо для всей жизни. Отношения людей – это жизнь. Бизнес – это жизнь. Мысли любого из нас – это тоже жизнь. Когда вода  твоих решений и поступков поднимается вверх, она преодолевает силу тяжести привычных представлений. А когда вниз опускается огонь твоих замыслов, желаний, мечтаний, они становятся реальностью, превращаясь в твои действия.
– Получается, что желания  сходны по своей природе с огнем? Наверное, поэтому говорят, что человека может сжигать пламя желания. Значит, когда огонь желаний гаснет…
– Не спеши. Желания желаниям рознь. Желания что-то получить – еще не огонь. Это, скорее, горячая вода.
– И поэтому, когда они «текут вниз», ничего не создают?
– Точнее, не порождают жизни.
– А какие же желания, какие мечты можно сравнить с огнем?
– Ты скоро сам ответишь на этот вопрос. Сейчас для тебя самое главное другое. Ты не знаешь, что происходит в твоей жизни, куда исчез твой успех, почему горячий огонь денежных потоков больше не обогревает твою жизнь.
– Да, это правда, учитель. Огонь благополучия в моей жизни погас…
– Тогда давай поучимся у этого каштана, как снова разжечь его. Спросим его, как он стал таким могучим и полным сил. Ведь когда-то это было только семя, попавшее в землю, верно?
– Да, это так.
– Как же это семя начало расти?
– «Вода вверх, огонь вниз»?
– Верно. Когда пригревало солнышко, семя начинало впитывать его тепло от поверхности земли и посылать маленькому корешку. А корешок уже искал влагу в почве, собирал ее и посылал наверх, к зачатку ростка. Чтобы тот тянулся вверх и собирал еще больше солнечного света. Чем глубже уходил в землю корень, тем больше он собирал влаги, разделялся на несколько корней, становился все сильней. А  вода, собранная корнями, питала росток, превратившийся в ствол с множеством ветвей, на которых раскрывались миллионы листьев. Листья без устали собирали солнечный свет и посылали его корням. И так вырос могучий каштан.
Но вот одна из веток обломилась под ветром. Она больше не посылает тепла и света стволу и корням. Будет ли эта ветка получать от корней питательную воду?
– Нет, такая ветка засохнет.
– Верно. А когда какой-то корень подъест крот или обрубит лопата, будет этот корень получать от дерева свет и тепло?
– Конечно, нет. Он тоже засохнет.
– И в этом мудрость каштана, который подчиняется законам жизни. А скажи, что будет, если каштан решит не согревать больше свои корни энергией солнца? Будет отдавать энергию только ветвям и стволу?
– Он не может так решить! Ведь тогда дерево погибнет!
– Видишь, для того, чтобы жить, дереву надо соблюдать закон «вода вверх, огонь вниз» для всех своих частей, без изъятий. А живое существо?
– И живое существо тоже. Как может голова обойтись без кровотока?
– Не только кровотока, но и всей жизненной энергии. Все просто, не так ли?
Александру казалось, что он находится в одном шаге от какого-то очень важного ответа. Что вот-вот прозвучат слова, дающие этот ответ. Ответ на все вопросы.
– А теперь поговорим о самом простом. О деньгах.
– О бизнесе?
– Бизнес – это еще проще, чем деньги. Нет, именно о деньгах. Деньгах, которые в жизни играют роль огня. Потому что все остальное – знания, умения, навыки, энергия, действия – это вода. Вода, которая для глупцов и бездельников всегда течет вниз.
– Значит, для глупцов и бездельников деньги как огонь – текут вверх?
– Вот именно. Они просто тратятся и улетают, не согревая ничего и не порождая новую жизнь. Скажи, как начинался твой бизнес, который потом стал успешным?
– Просто мне повезло. Я дешево купил хорошую партию товара и смог быстро продать его.
– Значит, деньги на покупку у тебя были?
– Я их занял на короткий срок.
– Но ведь и корень «занимает» влагу у почвы, не так ли? А как ты смог продать свой первый товар?
– Я нашел тех, кому он был нужен. В этом мне тоже повезло.
– А у тебя было желание найти таких покупателей? Которые не только купили бы у тебя весь твой товар, но и благодарили бы еще тебя за это?
– Еще бы! Очень сильное желание!
– Вот это и был огонь. Желание отдать кому-то, принести пользу, сослужить службу – это и есть огонь.
– Да, я сейчас чувствую, что это было действительно так…
– Скажи мне, а сейчас какие желания у тебя?
– Сейчас? Очень простые. Найти заработок, чтобы не думать о куске хлеба. Погасить долги. Найти крышу над головой. Наладить хоть какой-то бизнес, чтобы был постоянный доход…
– Эти желания похожи на огонь?
– Пожалуй, нет…
– А на воду похожи?
– Не знаю… Но каждое утро, просыпаясь, и каждый вечер, засыпая, я чувствую одно и то же: время, как вода, утекает, но ничего не меняется…
– Ты увидел главное. В твоей жизни нет огня настоящих желаний, а тем более мечты. А значит, нет и жизни.
– Верно… Я живу, как во сне.
– Пришла пора все поменять. Не спрашивай меня, почему жизнь устроена именно так. Не ищи объяснений. Просто реши и делай.
– Что решить?
– Решить взять в учителя этот каштан. Он ведь не ищет мест, где больше воды или где ярче солнечный свет. Он просто живет и растет. Жизнь сама позаботится о том, чтобы дать ему поток воды и света. У нее хватит на всех.
– Ты хочешь сказать, что поток денег доступен для всех?
– Именно так. И не только денег, но и всего, что захочешь и что тебе понадобится для жизни. Жизнь все дала тебе в изобилии.
– Хорошо, учитель. Тогда скажи мне, как получить этот поток? Как начать жить в этом изобилии?
– «Вода вверх, огонь вниз».
– Но как?
– «Вода вниз» – означает ничего не решать, ничему не учиться, ничего не менять, полагаться в поступках на старый опыт и совершать как можно меньше поступков, чтобы было меньше ошибок. И главное, ни за что не отвечать. А «огонь вверх» – означает тратить деньги, когда они появляются, на самое срочное: еду, жилье, одежду, погашение долгов. На то, на что не тратить уже нельзя.
А «вода вверх, огонь вниз» – означает поступать наоборот.
– «Вода вверх» – это я понимаю, учитель. Конечно, мне надо принимать решения и нести за них ответственность. Надо учиться и развиваться. Без этого никакой бизнес не построишь.
– А это в твоей воле: принимать решения, обучаться, развиваться, действовать? Нести ответственность за свою жизнь?
– Да, это зависит только от меня.
– Вот видишь, и каштан тоже так считает. Он не завидует соседним каштанам и не требует от земли больше влаги или от солнца – больше света. Он берет, сколько может, там, где может, – и поэтому растет, развивается, пускает корни все глубже и глубже, раскидывает ветви все шире и выше. Если представить, что ты, Александр Флетчер, ствол этого каштана, то листья – кто это может быть?
– От листьев приходит к стволу свет, «огонь», то есть деньги… Значит, листья – это мои покупатели, клиенты!
– Хорошо. А корни – кто это?
– По корням к стволу поднимается вода… Знания, умения, навыки, поступки… Выходит, что корни – это мои учителя!
– Отлично! Твоими учителями могут быть кто угодно: наставники, родители, партнеры, даже дети. А то, чему научился, ты, превратив в энергию (то есть согрев «воду» от корней своим теплом) передаешь ветвям и, в конечном счете, листьям. То есть тем, от кого получаешь потом «огонь» денег. В твоей ли воле получить от них эти деньги?
– Получить – нет, не в моей. Но дать им что-то нужное для них – это в моей воле. А они, клиенты и покупатели, делают выбор сами.
– Значит, когда ты хочешь что-то получить, это не приводит к цели? А когда хочешь что-то отдать?
– Тогда я просто отдаю – а взамен получаю то, что нужно мне!
– Вот так каштан и поступает со своими листьями. Просто воду, полученную от корней, поднимает вверх и дарит каждому листочку.
– Да, это действительно залог успеха в бизнесе… Как все просто! Но что такое «огонь вниз»? Ведь огонь – это деньги? Они идут от покупателей ко мне, питают ствол «огнем»… А дальше?
– Ты хороший ученик, Александр. Ты нашел главное, что отличает любой бизнес от жизни. И нашел ответ на вопрос, почему прервался твой денежный поток. Ведь каштан передает энергию солнца корням, направляет «огонь вниз», чтобы корни жили, разрастались и питали его в будущем. А люди в любом бизнесе, да и в любой жизни этот поток перекрывают. Лишают себя корней.
– Я не понимаю!
– Это неудивительно. Для того, кто это поймет, любой бизнес будет успешным. Но тогда и рынок изменится, а это многим невыгодно. Поэтому о таком простом законе мало кто знает. Вот и у тебя на пути потока стоит шлюз, запрет, установка. Разве это так трудно понять?
– Ты хочешь сказать, что денежный поток надо направлять всем своим учителям?
– А разве так поступает каштан? Он направляет корням только излишек «огня», излишек того, что листья взяли у солнца. А вначале забирает для своего роста то, что нужно ветвям и стволу. Да и питает этим излишком далеко не все корни, а только те, которые дают ему «воду».
– Так вот оно что! Ты говоришь… о благотворительности?
– Я говорю о десятине. Ты ведь слышал, что это такое?
– Я слышал, конечно, но… У меня никогда не получалось отдавать в храм эту десятину. Да и в храм-то, честно сказать, некогда было ходить…
– Нет, я говорю не о церковной десятине. Хотя иногда, действительно, десятина церкви и десятина, о которой мы будем говорить, могут совпадать. Только не в твоем случае.
– А о какой же десятине тогда ты говоришь?
– То, что ты сейчас услышишь, непросто осознать сразу. Ты это поймешь через несколько минут. А пока просто смотри не каштан, не думай ни о чем и слушай.
Голос Матвея зазвучал еще медленнее, каждое слово было как будто единственно возможным, а вместе они сливались в подобие плавной песни.





– Рано или поздно однажды каждый из нас получает от Творца очень заманчивое предложение. Ты тоже его получал. Творец предложил тебе любую твою потребность, любое желание оплачивать его, Творца, деньгами. Любое желание! Но при одном условии. Одну десятую часть стоимости этой покупки, десятину, ты будешь оплачивать из своих собственных средств. И каждый, конечно, соглашается на такой щедрый подарок. И получает его. Однако, когда дело доходит до того, чтобы вернуть Творцу десятину, находит причины этого не делать. А значит, через некоторое время лишается щедрого дара, которым наградил его Творец. И теперь уже все свои потребности и желания ему приходится добывать в поте лица своего. Без помощи Творца. Но Он не держит в своем сердце обид. И тому, кто вспоминает о Его условии, Он снова возвращает свой чудесный подарок.
Но как соблюсти условие Творца и оплачивать своими деньгами только одну десятую часть стоимости всех покупок? Просто надо принять сердцем, что все доходы, которые ты получаешь, например, за месяц – это деньги, которые Творец по вашему  договору послал тебе для твоих потребностей и желаний. И в своей щедрости даже заложил в них ту самую десятину. Ведь это тоже твоя потребность (по договору с Творцом). Тебе остается только взять эту десятину из своих доходов за месяц – и отдать ее Творцу. И тогда все условия договора будут выполняться вами обоими.
Но где обитает Творец, по какому адресу направить Ему эти деньги?
Ты знаешь ответ. Дом творца – не небесная твердь, не райские сады. Творец живет в душах людей. В душе каждого из нас, и нет такой души, которую бы Он покинул. Души людей не знают смерти, они приходят в этот мир и уходят из него, чтобы потом вновь и вновь возвращаться уже в других обличьях. И каждый раз несут в себе самое главное, то, что делает человека человеком, то, что нельзя определить. Справедливость, любовь, ответственность, доброту… Благодарность. Но часто многие из этих качеств души так и остаются на протяжении всей жизни человека всего лишь словами. Они не оживают, не превращаются ни в воду, ни в огонь. А когда  оживают, то наполняются смыслом и силой не сами по себе – кто-то помогает тебе их разбудить. Может быть, любовь – любимый человек, может быть, ответственность – ребенок, а радость – освободитель. И тогда Творец входит в твою душу через этих людей. Таким проводником Творца может быть и священнослужитель в храме. А может и не быть.
Это – твои учителя. Люди, которые пробудили в тебе твою бессмертную душу, может быть, только какую-то ее часть. Их немного. Но они – твои корни, которые питают твой ствол, твою душу живительной влагой. Водой. Кто-то сделал много для твоего пробуждения, кто-то только числился учителем, но не сделал ничего. Как сейчас живут твои настоящие учителя? Питает ли их «огонь», тепло твоей благодарности?
Благодарность – это и есть «огонь, идущий вниз». И рождающий новую жизнь.
Творец пришел в твою душу через них, твоих настоящих учителей. Им по праву и принадлежит та десятина, о которой вы договаривались с Творцом. Раздели ее между своими учителями, решив предварительно, кто был для тебя настоящим учителем, - и в твою жизнь вместе с потоком благодарности войдет потерянный тобой поток денег.


Матвей замолчал. Александр сидел словно околдованный, ясно видя потоки, протекающие вверх и вниз внутри ствола каштана. Он отчетливо представил себе свою жизнь такой же мощным каштаном и ощутил, как застыли его корни во влажной земле. Корни, к которым от него ничего не поступает… А что же может поступать от таких корней к нему?
– Это очень красиво, учитель… Но это только картинка! Я, конечно, могу быть благодарен моим учителям, но мне не из чего слать им десятину! У меня нет даже на кусок хлеба!
– А ты начни. Когда заработаешь на кусок хлеба, купи только девять десятых куска, для желудка разницы не будет.
– Ну хорошо, может быть, я найду какой-то постоянный небольшой заработок, но что даст моим учителям пара медных монет от него? Смешно!
– А ты начни. Когда заработаешь на пропитание, ешь на одну десятую меньше. Творец не будет в обиде за размер твоей десятины.
– Но сами учителя могут посчитать издевательством какие-то гроши, даже когда мой заработок будет более-менее приличным.
– А ты начни. Когда заработаешь на крышу над головой, сними поначалу комнату чуть поменьше.
– Но даже если я начну так делать, даже если у меня чудом изменится жизнь, даже когда я смогу снова добиться успеха, так больше никто не будет делать! Что даст моим учителям десятина только от меня одного?
– А ты начни. И довольно слов. Ты задал мне вопрос: что случилось с твоим денежным потоком. Ты получил ответ. Теперь выбор за тобой. Помни, когда тебя снова одолеют сомнения, ты всегда сможешь вернуться сюда и взглянуть на каштан.
Флетчер встал, молча поклонился учителю и, не оглядываясь, пошел по набережной прочь. В его сознании кипели самые разные мысли. Была среди них и ясная холодная мысль о том, что учитель рассказал эту красивую лукавую сказку с одной хитрой целью: заработать себе денег от десятины одураченного ученика.
Но решение уже пришло.
Александр Флетчер решил открыть поток благодарности своим учителям.

III.

Ни этот, ни несколько следующих дней не принесли Флетчеру никаких заработков. Словно какой-то недобрый волшебник поставил непроницаемую стену между ним и денежными потоками. Впрочем, эти дни мало отличались от вчерашних дней, дней перед встречей с учителем.
Но наконец Флетчеру повезло. Когда он бесцельно забрел в знакомый магазин, там оказался его владелец, один из прежних оптовых покупателей Флетчера. Тот по старому знакомству, а скорее из сострадания, предложил Александру случайный заработок в своем отдаленном пригородном филиале. И скоро Флетчер уже держал в руках деньги. Первые деньги за последние несколько месяцев. Сумма была небольшой, ее едва хватило бы только на пропитание в течение двух недель. Однако первое, что сделал Флетчер, это отложил из нее десятую часть. Пусть оставшихся денег хватит только на двенадцать или даже десять дней, а там будь что будет!
Он взял эту десятину и со странным чувством пошел к нише на набережной. Смущение, граничащее со стыдом, и торжество наполняли его сердце одновременно.
Как ни странно, на этот раз учитель оказался на месте, и Флетчер с поклоном положил деньги на камышовый коврик. Учитель молча взглянул на него и благодарно наклонил седую голову.
– Ты принял верное решение. Я вижу, что твой денежный поток, наконец, открыт.
– Не сомневайся, учитель. Здесь ровно десятая часть моего заработка. И я принес тебе эти деньги с благодарностью, от чистого сердца.
– Хорошо. Посмотрим, что будет дальше.
Уходя по набережной от учителя, Флетчер чувствовал почему-то огромное облегчение, словно трудная ноша осталась там, на камышовом коврике.
К его удивлению, по пути ему встретился все тот же бывший его партнер, а сегодня – его работодатель. И снова, довольный выполненной Флетчером работой, предложил ему заработок. Случайностью это быть просто не могло. Флетчер согласился, и уже к вечеру снова держал в руках деньги.
Наутро он снова отправился к знакомой нише на набережной и снова отдал учителю десятину. И скоро это стало происходить каждый день. Но странно: чем больше денег клал Флетчер на камышовый коврик, тем больше и больше их приходило!  Дела Флетчера стали с каждым днем идти все лучше. Очень быстро, меньше чем за полгода, он стал управляющим одного из центральных магазинов своего бывшего партнера, а потом и компаньоном его по бизнесу. Теперь уже он приходил на набережную реже: вначале раз в неделю, а потом раз в четыре недели, каждый лунный месяц. И приносил учителю десятину от своего чистого дохода за этот месяц. Дохода, который все возрастал и возрастал…
И вот однажды утром в ответ на протянутые ему деньги старый учитель покачал головой, вздохнул, вынул из-за пазухи толстую пачку денег  и протянул Флетчеру.
– Вот все твои деньги. Возьми их назад.
– Учитель, зачем мне  эти деньги? Я отдавал их тебе с чувством глубокой благодарности и с радостью в сердце. Теперь-то я знаю, что именно они, эти мои затраты, и открыли поток моих сегодняшних доходов!
– Да. Этот урок ты усвоил хорошо. Но впереди другие. Они куда важнее этого простого, первого урока.
– Но ведь я получил то, чего так страстно хотел!
– Ты говоришь о деньгах?
– Ну да. Возвращенные тобой деньги никак не изменят моей жизни, эта сумма теперь ничтожна для меня. А тебе они нужнее – ты сможешь хотя бы оставить свою сырую нишу и этот камышовый коврик. Начать жить в достатке и благополучии!
– Кто знает, что такое благополучие и достаток на самом деле? И кто будет вместо меня продавать на набережной камни благодарности таким, как ты? Таким, каким ты был вчера…
– Но что мне делать с этими деньгами?
– Взгляни еще раз на каштан. Разве он только один свой корень питает силой света и тепла? Раздели эти деньги между теми твоими учителями, кто учил тебя вниманию, справедливости, радости. Я лишь один из многих, кто смог рассказать тебе о главном – о потоке благодарности. Если бы я был единственным твоим учителем, единственным, кто пробудил твою душу, как бы тогда безрадостна была твоя жизнь! Вспомни их, своих учителей, тех, кто когда-то смогли напоить твою душу живительной влагой осознаний. Вода, текущая вверх, рождает жизнь – но огонь, текущий вниз, к корням, рождает в этой жизни настоящую гармонию.
Флетчер поклонился учителю, взял толстую пачку денег и, потрясенный поступком нищего учителя, пошел прочь. Отказаться от таких денег и даже ничего не потратить из них за эти полгода? Возможно ли такое?
В этот день Флетчер долго бродил по набережной, даже поднимался на вершину обрыва и думал, думал… Вспоминал.
Он вспомнил всех своих настоящих учителей. Всех, кого память безошибочно выбрала среди множества разных учителей и преподавателей. Вместе с Матвеем их было пятеро. Память выбрала их по простой формуле: ощущению благодарности. Благодарности за со-творение его, Александра Флетчера, души.
По-разному помогли его душе они, настоящие учителя. Наверное, Матвей сделал для него больше всех из них. И десятину между ними, наверное, нужно было делить в разных долях.
Однако Флетчер решил пока поделить поровну, на пять равных частей.
И когда на следующее утро он с поклоном положил на камышовый коврик пятую часть вчерашней пачки, старый учитель встал и низко поклонился Александру Флетчеру.

IV.

Задача, которая казалась Флетчеру трудной и даже, может быть, невыполнимой: отыскать адреса четверых своих старых учителей, решилась неожиданно легко. Правда, один из них уже умер шесть лет назад. Если бы Флетчер не начал разыскивать его, чтобы отдать свою благодарность, он бы, наверное, так и не узнал об этой смерти. Александр сначала опечалился и растерялся, но потом справедливо рассудил, что у его учителя осталась семья, жена и дочь, и ему бы, наверное, было приятно узнать, что и после его смерти благодарность одного из учеников нашла его семью.
И теперь каждый месяц, на вторые лунные сутки, Флетчер отправлял своим учителям каждому по доле десятины от своего дохода за прошлый месяц. Вначале это были пять равных долей, но позже, когда доходы Флетчера многократно умножились и продолжали умножаться, он добавил в свой список новых учителей. Первым добавил своего бывшего партнера, который так выручил его в самый трудный момент жизни, на практике научив состраданию. А кроме того, сделал доли неравными, отдав предпочтение тем учителям, которые изменили его больше других.
И самая большая доля, половина десятины, предназначалась Матвею. Флетчер отчетливо понимал, что главный секрет его финансового, да и жизненного успеха – это благодарность. Благодарность, для которой Матвей нашел материальное воплощение.
«Огонь вниз».
Флетчер отчетливо осознавал, что направляемый им к «корням» поток благодарности, поток «огня», и рождает приток этого «огня» (то есть денежный поток) в его собственную жизнь. Десятина остается десятиной, но как она отличается своей суммой от тех жалких монет, которые первыми легли на камышовый коврик!
Незаметно шло время…
Мир бизнеса открыт всем ветрам. Успешных предпринимателей замечают быстро, а таких, как Александр Флетчер, особенно. Он стремительно поднимался от полной нищеты к самым вершинам богатства, а к славе вовсе не стремился. Слава сама находила Флетчера, к его досаде. Потому что слава – это не только энергия восхищения и поклонения, но в большей степени энергия осознанной или неосознанной зависти, предубеждения и противодействия. Одним словом, конкуренция. Так уж устроен мир бизнеса.
И этот-то мир начал меняться.
Флетчер не делал секрета из причины своего успеха. В бесконечных беседах, встречах, интервью он рассказывал одно и то же: о благодарности, об учителях, о могучем каштане. О воде, текущей вверх и огне, опускающемся вниз.
Большинство посмеивалось, конкуренты видели в этих рассказах ширму для сокрытия истинных причин его успеха, а Александр всегда рассказывал одно и то же. У него даже появилось прозвище: «господин Каштан».
Но вначале один, потом двое, потом несколько человек услышали, что же на самом деле скрывается за словами «господина Каштана». Задумались. И начали поступать так же.
Один за другим, совершенно в разных местах, люди стали вспоминать о своих учителях, и к настоящим учителям потянулись тоненькие денежные ручейки материализованной благодарности.
Поначалу учителя реагировали на это по-разному. Кто-то после десятилетий забвения ощущал унижение: «Не ради денег я вкладывал душу в своих учеников!». Кто-то чувствовал, что получает подачки со столов своих бывших учеников-нуворишей. Кто-то даже озлоблялся, думая, что просто оказался в центре модного поветрия.
Но таких учителей было очень мало. До какой же степени унижения и нищеты надо было довести человека, чтобы настоящая, искренняя благодарность могла восприниматься как унижение!
Большинство учителей были растроганы до слез. Они физически начинали чувствовать плоды своих трудов, которые скрывались от них в недоступных высотах, подобно ветвям каштанов, скрывающимся в вышине кроны дерева от его корней.
И через некоторое время настоящие учителя понемногу стали становиться все богаче и богаче, жизнь их изменялась и превращалась во все более и более достойную. А ученики Флетчера получили своих учеников и незаметно для себя сами стали настоящими учителями.
Предмет их обучения был один – практическая благодарность.
Изменился мир обучения. «Вода вверх, огонь вниз». Поступай, как каштан – и не скрывай этого от других. Даже маленьких детей в первую очередь стали учить практической благодарности.
Жизнь настоящих учителей стала по-настоящему благополучной. Им больше не надо было брать никакой платы за обучение. Благодарное образование обеспечивало их средствами на жизнь от десятин тех учеников, кто благодаря урокам этих учителей стал получать большие заработки.
Изменения в мире бизнеса оказались еще более важными. Для тех предпринимателей, кто пошли вслед за Александром Флетчером, изменились сами денежные потоки. Деньги как будто наполнились светлой, положительной энергией. Формула «Десятина рождает успех» стала азбучной для успешных предпринимателей. Группа успешных бизнесменов создала мощный частный фонд для устранения последствий конкуренции на рынке для разоряющихся компаний под девизом: «Бизнес – игра без проигравших».
А сам Флетчер, к своему большому удивлению, стал одним из самых уважаемых и, благодаря отовсюду отчисляемым потокам десятин, самых обеспеченных учителей.

V.

В один из дней ранней весны Александр Флетчер снова встретился с Матвеем на набережной у каштана. Почти год не было учителя на привычном месте, и все это время Флетчер откладывал причитающуюся ему часть десятины. И теперь с радостью положил внушительную пачку денег на все тот же камышовый коврик.
– Благодарю, Александр. Ты хороший ученик. Ты смог не только изменить свою собственную жизнь, но и мир вокруг себя. Теперь ты готов идти дальше?
– Да, учитель.
– Значит, нам пора. Скажи, что нужно людям, когда они утолили голод и знают, что больше никогда голодать не будут?
– Наверное, то, чего у них нет или совсем мало.
– Ты прав. Чего же так мало сегодня у почти всех людей?
– Может быть, друзей?
– Ты снова прав. Кто такие друзья?
– Наверное, это люди, которые готовы дарить нам внимание, сострадание, любовь.
– Но почему их мало, таких людей?
– Может быть, потому что у людей мало времени? Они заняты делами, бизнесом, заработком денег, и им некогда быть внимательными или сострадать.
– Вот ты и сделал еще одно открытие. Теперь, чтобы менять мир дальше, не рассчитывай последствий, не обдумывай действий. Просто начни. Начни делать. Подари учителям десятину своего времени! Своего искреннего внимания, участия, любви. Увидишь, что получится.
Флетчер хотел что-то возразить, что-то спросить. Но подавил свое желание, встал, молча поклонился и пошел прочь.
Новая задача!
Весь мир, который окружает его, – это мир денег. Их можно заработать и потратить. А время? Потратить его, конечно, можно, но заработать?
На этот раз Александру долгих часов размышлений на любимом обрыве не понадобилось. Он просто решил сделать так, как сказал Матвей. Список учителей теперь составлять было не нужно, в нем сегодня значилось семь человек. Он решил просто предназначить учителям одну десятую часть времени каждый день – два часа двадцать четыре минуты. Как раз один день недели на одного учителя. Время вне времени, время вне бизнеса, время внимания и сопереживания жизни учителя, его заботам, его семье.
На следующий день был понедельник. Александр назначил этот день для своего бывшего работодателя и партнера, а воскресенье отвел для Матвея.
Нелегко было Флетчеру выкроить из своего загруженного дня два с половиной часа для, казалось бы, пустых разговоров. Да и партнер на его предложение встретиться и поговорить, с сожалением сообщил, что у него есть свободных только двадцать минут. Но когда они встретились, и партнер увидел, что у Александра нет ни коммерческого интереса в этой встрече, ни деловых предложений, а он просто пришел выразить благодарность, беседа затянулась. Да ее и трудно было назвать беседой. Партнер рассказывал, Александр слушал. Может быть, впервые в жизни слушал не для того, чтобы достичь какой-то цели и извлечь какую-то выгоду, а просто – с искренним вниманием и желанием хоть в чем-то помочь.
Два с половиной часа пролетели незаметно. За это время Александр успел сказать лишь несколько фраз. Но при расставании неожиданно услышал от своего бывшего работодателя:
– Я так тебе благодарен, Александр! Впервые в жизни чувствую, что у меня появился настоящий друг!

VI.

Только первую неделю Флетчеру было трудно целых два с половиной часа каждый день останавливать жесткий ритм событий, погружаться в неспешную беседу, в которой ему каждый раз было нужно сказать всего несколько слов. Все остальное время он слушал. Как, оказывается, нужны людям непритворно внимательные, искренние слушатели! Глаза его старых учителей загорались молодым огнем, в каждом из них пробуждалось что-то детское, живое.
Но уже к первому воскресному дню, дню свидания с Матвеем, Александр так привык к этим медленным часам, минутам остановившегося времени, секундам без практической цели, что чувствовал их главными в своем сегодняшнем дне. Что-то необратимо менялось в нем, успешном и богатом Александре Флетчере, как будто дремавший в земле прошлогодний орех каштана выпустил крепкий живой росток, неудержимо прорывающийся к солнечному свету.
Жизнь стала наполняться новым смыслом. Словно в увлекательной книге об этой жизни открылась новая, совершенно неожиданная глава. Александр начал получать истинное наслаждение, как будто лакомился поразительными по глубине и красоте самыми разными мыслями и идеями своих учителей. А идеи эти рождались в неспешных беседах просто на глазах, сами собой.
Ближайшие ученики Александра, конечно, заметили, что у их учителя появилась новая привычка в одно и то же время исчезать надолго, и после этих исчезновений обязательно приносить что-то новое, делиться с ними неожиданными мыслями и осознаниями. И скоро, узнав, в чем дело (Флетчер по своему обыкновению этого и не скрывал), ученики стали повторять своего наставника. У каждого из них, несмотря на занятость, появилось время для своих учителей. Время внимания и заботы.
Очень быстро каждый из них, а первым Александр Флетчер, почувствовали, что для настоящего внимания и сострадания круг собственных учителей слишком узок. И десятина их свободного времени и душевного тепла стала распределяться на самых разных людей. Вначале близких, потом знакомых, а потом и вовсе незнакомых и даже чужих. Ведь близкая связь их душ с душами их учителей была уже установлена и не требовала такого большого времени.
И неожиданно обнаружилось, что поток времени, наполненного вниманием к людям, рождает встречный поток благодарности, доверия и любви.
Мир менялся. Менялись ученики и учителя, менялись старики, менялись дети. Впрочем, детям и меняться было не надо – они с радостью принимали новый мир, наполненный любовью.
Даже бизнес изменился неузнаваемо. В прошлое ушли фирмы и организации, в уставах которых в качестве основной цели было записано «извлечение прибыли». Мир наживы просто перестал существовать. Очень быстро выросли новые корпорации – «корпорации, наделенные душой». Как говорил когда-то Флетчеру Матвей, душа – это средоточие неизменных понятий и ценностей, которые делают человека человеком и которые нельзя вывести из других понятий. Благодарность, любовь, внимание, доброта, свобода… Именно эти ценности и были положены в основу новых корпораций, создаваемых последователями Александра Флетчера. Свобода и благодарность, любовь и ответственность, доброта и внимание – по отношению к каждому сотруднику корпорации и всем людям на земле  и по отношению к самой корпорации в целом. Ведь обладающая душой корпорация – это то же живое существо. Тот же человек. И денежные потоки таких корпораций стали следствием, а не целью их душевных качеств.
Да, мир бизнеса изменился неузнаваемо!
В один из дней, каждый из которых стал теперь для него наполнен счастьем до краев, Флетчер, как всегда, пришел на набережную к своему первому учителю и не увидел камышового коврика на привычном месте. Он растерянно поискал глазами и облегченно вздохнул: Матвей стоял у каштана, усыпанного созревшими плодами, опершись руками на парапет набережной и глядя на сверкающие под солнцем волны моря.
– Ты многое сделал для мира, Александр, но главное твое дело, твое предназначение еще не исполнено, – задумчиво сказал Матвей, не отрывая взгляда от моря. – Пора начать отдавать десятину напрямую Творцу.
– Напрямую? Ты хочешь сказать, что десятина денег и десятина времени, которую я отдавал учителям, могли не доходить до Творца?
– Вовсе нет. Ты делал все правильно и просто. Ты шел коротким путем. Но теперь ты вырос и способен говорить с Творцом напрямую.
– Напрямую с Творцом?
– Да, с Творцом. Ведь Творец живет в тебе, как Он живет в каждом из нас. Отдай Ему десятину своих доходов, своего времени, своего внимания. Услышь, чего он хочет. Чего хочешь Ты.
– Но разве я и так не знаю, чего я хочу? Разве я не отдаю сам себе куда больше, чем десятину – своих доходов, своего времени, своего собственного внимания?
– Нет. Ты очень невнимателен к себе и, по сути, обделен больше других, кому твое время и внимание теперь достаются сполна.
– Я не могу поверить своим ушам, учитель. Я – невнимателен к себе? Я не уделяю себе времени?
– Может быть, телу – да, уделяешь. Но душе – нет. А кто на самом деле твой главный учитель? Конечно, душа! В ней живут твоя совесть, твоя справедливость, твоя благодарность. И твоя свобода выбора. Знаешь ли ты, что это такое – свобода выбора?
– Конечно, знаю! Это право выбирать любой путь среди всех развилок и перекрестков путей!
– Нет, Александр. Такое право у тебя есть всегда. Не в этом твоя свобода выбора.
– А в чем же, учитель?
– Представь себе, что Творец, обитающий в твоей душе, это ты сам. Чем бы ты наделил себя в этой жизни: предназначением или свободой выбора? Есть ли у тебя, как у Творца, какая-то цель, а если есть, откроешь ли ты ее своему созданию как его предназначение?
Александр задумался ненадолго, а потом уверенно сказал:
– Да, учитель, я наделил бы самого себя предназначением. И сделал бы это предназначение великим.
– Ты сделал бы так, чтобы Александр Флетчер смог постичь свое предназначение?
– Обязательно.
– Но подумай. Открыв тебе свою цель, Творец лишил бы тебя свободы выбора и превратил, по существу, в Своего раба. А скрыв ее за семью печатями, сделал бы твою жизнь лишенной идеи развития, а тебя – неотличимым от животного. Если все в руках Творца и судьбы наши Им предопределены, значит, свободы выбора нет? А если все в наших руках – то мы пришли в этот мир бесцельно? Выходит, что предназначение и свобода выбора несовместимы!
– Но свобода выбора у меня есть, я чувствую это всей душой! Творец дал мне такую свободу!
– Однако ты даже не можешь ответить, что это такое.
– Действительно, не могу, учитель…
– Это только потому, что ты в плену привычных установок и мыслишь, как обычный человек. Не можешь выйти за воображаемую границу своих понятий. Но у Творца нет никаких границ. И Его величие и безграничность в том, что каждый из нас может получить и получает, приходя в этот мир, абсолютно все возможные исходы своей жизни, которые только можно представить. И ни к одному из них у Творца нет предпочтения как к твоему предназначению. К каждому из этих исходов ведет бесчисленное множество пересекающихся путей. Как будто огромный ветвистый каштан, усеянный нескончаемым числом плодов, каждый из которых – исход нашей жизни. Нищета, болезни, одиночество – и величие, богатство, признание… Здесь есть всё. А каждый из нас, как муравей, начинает подниматься по стволу своего дерева вверх. Творец дает нам судьбу – дерево и плоды исходов. А мы можем выбирать. Но что?
– Свой путь?
– Нет, нам только кажется, что свобода – это выбор: идти или стоять, а если идти, то с какой скоростью и какой выбирать поворот – направо или налево. Но не в этом свобода выбора.
– Так в чем же?
– В своей безграничной щедрости Творец дал этому муравью… крылья!
– Крылья?
– Да, крылья. Ты, как и каждый из нас, можешь взлететь над деревом своей судьбы на этих крыльях и увидеть все возможные исходы своей жизни – все вместе и каждый в отдельности. Можешь полюбоваться одними исходами – и ужаснуться другими. Можешь долго летать, пробовать, оценивать, выбирать: какой из этих исходов будет твоим. И, в конце концов, выбрать один. Один-единственный исход. Он-то и станет твоим предназначением.
– Ты хочешь сказать, что эти крылья – это…
– Да, Александр. Это крылья твоей мечты. Творец дал их тебе, чтобы у тебя была настоящая свобода выбора. А муравей, который ползет по дереву и имеет право выбора: на левую или на правую ветку ползти, –  он не свободен. У животных нет воображения, а значит, нет и свободы выбора.
– А предназначение тогда…
– Твое предназначение в том, чтобы сделать выбор конечной точки своего пути, используя крылья своей мечты. Если ты выбираешь, кем быть, что сделать и куда придти, по чьим-то указаниям и советам, то зачем тебе крылья? Придя в жизни к успеху, каким его видит общественное мнение, ты не выполнишь своего предназначения. Зачем взлетать на крыльях воображения, когда твою мечту можно увидеть на всех рекламах?
Когда ты выберешь любой исход жизни, смело облетев на крыльях своей мечты самые разнообразные, неожиданные, фантастические исходы, ты исполнишь свое настоящее предназначение. И ты обретешь тогда настоящую Свободу. Потому что дальше будешь просто идти к выбранному исходу. Свобода – это не процесс. Свобода – это поступок.
– Значит, выбор моей великой цели, выбор моего предназначения в жизни – это работа?
– Скорее, отрадный труд. Не пользуясь крыльями, не позволяя себе мечтать о самых разных возможных вариантах своей жизни, ты просто ленишься душой. И, скорее всего, не выберешь главного: то, что ты можешь в этой жизни достичь, но о чем не осмеливаешься и мечтать. Да, мечтать – это самый главный твой труд. Труд, который делает твою душу все чище и чище.
– Все это так неожиданно… Но когда я сделаю выбор своего предназначения, когда я совершу поступок и бесповоротно решу, куда хочу придти в этой жизни и чего достичь, как мне распознать короткий путь к нему? Такой путь, чтобы успеть за свою жизнь достичь выбранной точки?
– Ты уже хорошо знаешь ответ, Александр. Как ты делаешь выбор последние месяцы своей жизни, какие решения выбираешь? Что тебе подсказывает выбор: расчет?
– Ну, нет! Это раньше, в прошлой жизни я руководствовался расчетом, и ни к чему хорошему это меня не привело. А сейчас меня ведет сердце, я выбираю то, что мне подсказывает какой-то внутренний голос.
– Интуиция?
– Да, пожалуй… Я словно вижу свет оттуда, куда интуитивно хочу свернуть, и выходит в результате, что делаю самый верный выбор.
– Тебе это нравится?
– Еще бы! Куда больше, чем напряженный расчет!
– А как ты думаешь, откуда светит этот свет, на который с таким удовольствием  отзывается твоя интуиция?
– Откуда? Неужели от конечной точки моего пути?
– Вот именно! И источник этого света зажег ты сам. Знаешь, как? Отдав Творцу десятину!
– Ту, которую я предназначил сам себе?
– Да. Отдав самому себе, своим мечтам хотя бы десятую часть своего времени, своей энергии, своего воображения, ты рано или поздно найдешь свое предназначение. А найдя его и совершив выбор, обретешь настоящую свободу. Для этого надо только продолжать мечтать, раскрашивая свою мечту самыми разными красками, обогащая самыми разными деталями, от чего она будет все больше оживать. Но главное – хотя бы одну десятую часть времени своей мечты отдай… благодарности!
– Благодарности?
– Именно благодарности! Каждый раз, когда ты вновь и вновь будешь в своем воображении улетать к своей большой мечте, не забудь в конце мысленно обернуться на пройденный путь и поблагодарить все, что достойно благодарности: друзей и учителей, соперников и врагов, победы и испытания, а главное – каждое свое решение на пути к предназначению. В тех точках пути, где ты будешь эти решения принимать, твоя благодарность из будущего будет освещать для твоей интуиции то решение, которое ведет к выбранному тобою исходу. И обязательно благодари себя. Это и будет твоей десятиной Творцу.
– Учитель, я потрясен! Как все просто – и как захватывающе! Как я благодарен тебе!
– И я благодарен тебе, Александр. Ты был хорошим учеником. Но теперь мои уроки тебе не нужны. Мир изменился – а завтра он изменится еще больше. И сегодня я прощаюсь с тобой.
Александр еще не понимал последних слов учителя: он был всецело захвачен величественной панорамой своего будущего. Попрощавшись с Матвеем, как обычно, он остался у каштана, а старый учитель пошел в гору навстречу полуденному солнцу. Он поднимался все выше и выше, и вдруг Александру показалось, что Матвей поднялся над обрывом и, направляясь прямо к солнцу, растворился в его ослепительном свете.
Но это, наверное, было только иллюзией.

VII.

Больше Александр Флетчер не видел Матвея.
Прошло время. Александр привык по несколько раз в день погружаться в мечты, взлетать на крыльях воображения и парить, не затрачивая никаких усилий, над самыми разными вариантами своего будущего и будущего мира, в котором он жил. Теперь он не боялся видеть в своем воображении самые разные, взаимоисключающие картины будущего. Одно было неизменно: Александр Флетчер проживет очень долгую и наполненную высоким смыслом жизнь.
Каждый раз, свободно паря над таким разнообразным будущим, он ощущал себя не муравьем, а свободной чайкой, которой надоело ковылять по мокрому песку, отыскивая корм в пене прибоя, но которая беззаботно наслаждается настоящим полетом ради самого полета.
И вот пришел день, когда Александр Флетчер сделал выбор. Он твердо решил, какой будет высокая цель его земной жизни. И этот день разделил всю его жизнь на две части.
В первой он был учеником. И до сих пор им и оставался.
Какой будет его миссия в оставшейся части жизни, он сказать еще не мог. Но чувствовал, что больше не может не делиться и не дарить то, что в изобилии вошло в его жизнь с уроками старого учителя.
Пришло время дарить.
Александр позвал к себе в дом своих самых первых последователей, тех, кто первыми начали отчислять десятину своим учителям. Потом весь день долго ходил по морскому берегу и собирал красивые разноцветные камни, отполированные прибоем. А вечером, расстелив на веранде своего дома камышовый коврик, разложил на нем эти камни и стал ждать гостей.
Когда настал назначенный час, учеников явилось так много, что им едва хватило места на веранде. Глаза каждого из них горели благодарностью и любопытством.
Александр Флетчер вздохнул, оглядел эти разные по возрасту, но все одинаково молодые лица и сказал:
– Ну что же, начнем. Кто из вас знает, как отблагодарить Творца напрямую?

01-07.01.10

 
 

От автора


Дорогой мой внимательный читатель!
Я благодарен тебе за твою такую непосредственную реакцию на то, что ты только что прочел. Как будто бы вижу перед тобой твои глаза и ясно читаю в них одно из двух: либо «Я об этом уже читал у …», либо «А я давно так и поступаю!». Именно так и реагировали те, кто первыми узнавал обо всем, что написано в притче «Вода, текущая вверх» – еще до того, как она была написана.
Но так ли это?
Идея благодарного образования – это, прежде всего, идея свободного выбора. Свободного выбора своих настоящих учителей и признания их роли в становлении твоей души, свободного выбора формы благодарности, которая к одним деньгам не сводится, свободного выбора времени и размеров благодарности. В конечном счете, замена предоплаты за обучение оплатой по результату. Оплатой в самом широком смысле. За обучение тоже в самом широком смысле.
Но сама по себе идея благодарного образования только идея. В живое растущее дерево она может превратиться лишь вместе с остальными идеями моих учителей, идеями, которые, наверное, не впервые прозвучали для тебя на страницах этой притчи.
Кто эти учителя?
Ричард Бах. Конечно, не случайно ты увидел здесь так много параллелей с «Чайкой по имени Джонатан Ливингстон».
Ильчи Ли. Именно в его замечательных книгах «Дыхание мозга» и «Человеческая технология» открылась для нашего читателя мудрость Востока «Вода вверх, огонь вниз».
Стивен Кови и открытые им круг влияния, эмпатическое слушание и «Семь навыков высокоэффективных людей», один из которых (парадигма «Победа/Победа») предвосхищает конец бизнеса как игры с нулевой суммой и появление в будущем бизнеса без конкуренции.
Дипак Чопра и его «Семь духовных законов успеха», в особенности Закон Дарения и Закон Выбора – законы, по которым живет дерево, даря воду и силы тем ветвям и корням, которые само свободно выбирает.
Наполеон Хилл и Джон Кехо, первыми рассказавшие о великой силе мечты.
Группа авторов, выступающая под именем Крайон, впервые сказавшая о будущих корпорациях, наделенных душой.
Ронда Берн и ее соавторы по фильму «Секрет» и книге «Тайна» с яркими визуальными образами фильма и в особенности камней благодарности.
Рэнди Гейдж, Джим Рон, Адам Джексон  и многие другие учителя, которые так убедительно и по-разному говорили о творящей силе десятины.
Нил Доналд Уолш, подсказавший мне в своих «Беседах с Богом» очень много осознаний, но в особенности – картину Дерева Судьбы и ползущего по ней муравья.
Пьер Моранси, подтвердивший для меня в своей книге «Просите и получите» идею изящного разрешения Творцом соотношения свободы выбора и предназначения.
Наконец, все учителя вместе и каждый в отдельности говорящие о великой силе потока, который рождает изобилие в жизни любого из нас. И главной составляющей в этом потоке: благодарности.
Я был и остаюсь учеником. Так же, как Флетчер и Матвей. Не случайно ведь они носят имена двух самых известных миру учеников!
Мир изобилия стучится в двери к нам  с тобой, дорогой читатель, уже сегодня. А завтра нам в нем жить.
Так не ускорить ли его приход?



С любовью и благодарностью

Александр Голубцов

10.01.10