Живое кино

Нинель Добрянская
                Нинель Добрянская

                ЖИВОЕ КИНО

Сорок шестой год стал для нас самым счастливым. Я увлечённо играла с ребятами во дворе и в это время услышала, как соседка кричит из окна: «Нэля, бросай свои игры и беги домой! Отец твой вернулся!» Я не бежала, а летела, сердце было готово выскочить из груди. Вихрем ворвалась в комнату и с ходу бросилась отцу на шею:
 – Ой, какой же ты колючий! А худой! И борода какая смешная! Стал, как старый дед. Ты очень изменился, но всё равно я бы узнала тебя из тысячи!
- Ничего, дочка - говорит он – Главное, я дома. Отмоюсь, побреюсь и стану таким, как прежде. Правда, мать?
Смотрю, а мама светится, как солнышко. Я её давно не видела такой радостной и счастливой. Она просто сияла, хлопоча у печки, накрывая стол, готовя небогатый, но праздничный обед. В этот момент увальнем вкатывается в комнату младшая сестрёнка. Видимо, и ей кто-то сообщил о приезде папы. Но, видя незнакомого дядю, да ещё с бородой, она застывает у порога.
- Валечка, дочурка моя!- обращается к ней отец – Какая большая выросла! Иди ко мне!
- А ты кто? - спрашивает она.
- Я твой папа. Не бойся,  - отвечает он.
- А де ты батася? - сердито говорит она.
- Доченька, ты была совсем маленькой, когда я уходил на войну, поэтому меня не помнишь. А теперь я вернулся и мы будем жить все вместе. Я тебе гостинца привёз. Вот держи.
И он протянул ей большой пряничек в виде петушка и какую-то длинную конфетку в обвёртке. Валя степенно, переваливаясь с боку на бок, подошла к отцу. Он вручил ей подарки и посадил к себе на колени. Получив сладости, сестра как-то сразу подобрела и повеселела, всем своим видом показывая, что она признала его.
В скором времени папа устроился на Запорожский коксохимический завод. Надо было срочно поднимать из руин разрушенную войной промышленность. Положение осложнялось тем, что лето выдалось очень жарким, без единого дождя и случилась сильная засуха. Сгорели на корню все посевы. В заводских столовых рабочих кормили очень плохо. Папа как-то пожаловался маме:
- Шура, ты бы принесла мне в обед чего-нибудь домашнего. А то нам в столовой дают какую-то похлёбку, в которой ничего кроме тараканов не найдёшь.
 И вот мы с мамой принесли папе обед. А он говорит: «Пошли скорее – идёт кино! Я вас проведу». Этот день запомнился мне на всю жизнь. Отец подвёл нас с мамой к какой-то двери и втолкнул в тёмное помещение. До этого момента я ничего не знала о кино, да и самого этого слова не слышала ни разу. Поначалу, оказавшись в темноте, я  испугалась, чуть было не закричала, но мама, зажав мой рот рукой, повернула меня лицом к тому месту, которое загадочно светилось. То, что я там увидела, меня так потрясло и заворожило, что память об этом ещё долго преследовала меня. Во все глаза я уставилась в светящееся пространство и вдруг вижу, как из него выходит королева, протягивает мне руку и говорит: «Пойдём со мной! Я покажу тебе свои владения».  Я рванулась было за ней, но мама крепко держала меня за плечи. 
- Что ты хочешь? - шепчет мне мама.
 – Пусти! Видишь, меня зовёт королева! - отвечаю я. Тут из темноты раздались голоса: Тише! Не мешайте смотреть!
- Доченька, это зовут не тебя!  - нагнувшись, на ухо шепчет мне мама – Это Данилу- мастера.
 - Нет, меня! - уже шёпотом отвечаю я.  Мама что-то мне возразила, но я уже не слышала. Моё воображение унесло меня  куда-то далеко, в другую реальность. Вижу, как королева ведёт меня в свои хоромы. На ней голубой сарафан, весь расшитый  драгоценными камнями. Он сияет и переливается всеми цветами радуги. На голове блистает корона. Королева дотрагивается до меня светящейся палочкой, и моё платье также преображается в волшебный наряд. Мы входим в какой-то сверкающий зал, посреди которого горкой лежат сокровища.
  - Здесь у меня хранятся алмазы, чуть дальше - изумруды, сапфиры… - говорит мне королева.
   Я обратила внимание, что в зависимости от убранства палаты, в какой мы находились, менялись и наши одежды. Как только мы переступили порог последней из них, наши одеяния стали изумрудными. Они так красиво переливались, что невозможно было глаз отвести.
–А здесь у меня малахит, - сказала королева. – Из него получаются замечательные шкатулки.  Тут она спросила:
 - Ну  как, понравились тебе мои сокровища? Тогда оставайся со мной, и все мои богатства будут твоими.
  – Я бы с радостью, но разве мама меня отпустит?
  - А ты хорошенько всё ей объясни, может, она и согласится. Приходи, я буду тебя ждать. И тут она стала удаляться, удаляться и в какое-то мгновение совсем исчезла.
Изображение неожиданно для меня пропало. Не могу прийти в себя, не пойму:  где я? В зале зажёгся свет. Вижу, что стою с мамой, и она держит меня за руку. Но я знаю точно, что только что была там! До меня доходит: «Мама, я была в живом кино! Ты помнишь, как королева вышла ко мне, взяла за руку и повела за собой? Если бы ты только знала, что она показала мне! Ведь ты меня отпустишь к ней? Не переживай, я буду приходить к тебе и приносить разные драгоценные камни».
- Куда это ты собралась? Сеанс закончен, зрители почти все разошлись. Пойдём, сейчас ты убедишься, что там тебя никто не ждёт.
 И мама  подвела меня к пустому экрану:
       – Видишь, никого здесь нет. Убедилась, наконец? А кино, которое мы смотрели, называлось «Каменный цветок», и хозяйка Медной горы, которую ты зовёшь королевой, показывала свои сокровища Даниле- мастеру».
- Нет, это мне она показывала свои палаты! И меня приглашала остаться с ней! Почему ты мне не веришь? И слёзы навернулись на мои глаза.
- Ну, всё, хватит! Пошли отсюда. Вон, зрители слушают и подсмеиваются над нами.
- Что случилось? - увидев меня зарёванной, спрашивает папа. – Тебе не понравилось? 
- Нет, очень понравилось! Я была в живом кино, а мама мне не верит!
- Ну, ладно, ладно, дочка. Успокойся. Дома всё расскажешь. А то я на работе и мне некогда. И он провёл нас к выходу.
С этого дня я находилась под впечатлением увиденного.  Моё воображение разыгрывалось и рисовало мне всё более увлекательные и сказочные картины. Как же я могла не поделиться этим со своими подружками?
- Ой, девочки, вы не можете себе представить, где я была! – говорила им с восторгом.
- Можем! - отвечает Ира. – Твои приключения нам давно известны.
– А вот и нет! Вы видели живое кино? 
- А что это такое? - спрашивает Зина.
 И тут все с любопытством уставились на меня. Я знала, что мои ровесники и даже девочки постарше, так же мало знали, как и я в то время, о существовании такого явления, как кино. А мне тогда казалось, что я уже достаточно сведуща в этом вопросе. С видом знатока я стала им объяснять:
- Так вот, слушайте. Сначала входишь в большое тёмное помещение, делается страшновато, но только чуть-чуть. А затем с экрана…
- С чего, с чего? - спрашивает Поля.
- Ну, это на стене висит белое полотно. Мы с мамой потом близко подходили к нему: оно было неживое, совсем пустое. А вот, когда экран оживает, я пропустила. Когда мы вошли, из него уже показывались всякие чудеса. В этот момент надо быть внимательной, чтобы не прозевать…
 - Чего не прозевать? - перебила Зина.
 - Как тебя будут приглашать в живое кино. Например, ко мне вышла из него королева, протянула руку и повела за собой по разным палатам, а в них было полно всяких драгоценных камней – зелёных, синих, красных, и все они светились разными огоньками. Да, забыла сказать, что когда она дотронулась до меня волшебной палочкой, на мне оказалась такая же одежда, как у неё, и на голове такая же корона с такими же украшениями. А когда мы переходили в другие палаты, то снимали эти наряды и клали в большие кованые сундуки, А взамен одевали другие – подходящие по цвету. Королева говорила мне, как называются её драгоценные камни, но я запомнила только один – малахит. Из него делают красивые шкатулки. И ещё она предлагала мне остаться – тогда всё богатство будет моим!
- А ты что ответила? - почти в один голос спросили меня подружки.
-  Я ей пообещала придти в следующий раз, когда меня отпустит мама.
- Возьми и меня с собой! - попросила Поля.
-  И меня! И меня! - перебивая друг друга, стали просить подружки.
 -  Не ссорьтесь, буду водить вас по очереди, - пообещала я. 
После разговора с подругами не проходило и дня, чтобы я не донимала маму вопросом;
-  Когда мы снова пойдём на живое кино?
- «Каменный цветок» мы уже смотрели, а другое пока что не привезли.
- Не хочу другого, мне нужно только это. Там меня будет ждать королева.
- Вот уж любительница сочинять сказки! Далась тебе эта королева!
  Но только через несколько лет, когда мы уже жили на Западной Украине, мне довелось ещё раз увидеть этот фильм про хозяйку Медной горы.  К тому времени я уже понимала, что такое кино. И на этот раз состоялась моя осознанная встреча с зелёной «королевской» ящеркой, которая превращалась в хозяйку Медной горы. Этот фильм стал для меня самым любимым. Всякий раз он производил на меня большое впечатление, и снова  его волшебная сила погружала меня в необыкновенный сказочный мир.
Вера в чудеса не покидает меня и по сей день, несмотря на то, что я уже бабушка. Прихожу как-то на дачу и обомлела: возле ёмкости с водой поджидает меня зелёная красавица-ящерка.  Она теперь хозяйка моего дачного участка. Моё появление её нисколько не испугало.
- Ну, здравствуй, моя любимая хозяюшка! Вот мы и снова встретились! Ты теперь наводишь порядок на моём участке? Спасибо тебе за это! Мне даже показалось, что ящерка слегка повернула свою головку, чтобы лучше меня слышать.
- Я верила в тебя, в то чудо! И вот оно произошло. Ты для меня стала символом, но уже не каменного, но преображённого  любовью, живого цветка моей души! Благодарю тебя за то, что ты преподнесла мне такой дар, о каком я и мечтать не могла. Я знаю, что ты меня понимаешь, ибо язык любви не нуждается в переводе.