2. Встреча через 55 лет

Татьяна Тупик
В мае 2009 года в нашем городе Каспийске встречались одноклассники, окончившие среднюю школу №2 в 1954 году, т.е. пятьдесят пять(!!!) лет тому назад. Наверно, это редчайший случай, когда собираются такие «взрослые» одноклассники. Инициатором встречи был выпускник школы ныне генерал-майор, доктор военных наук, профессор кафедры стратегии Военной академии Генерального штаба ВС РФ Герман Васильевич Кириленко. К этой встрече была выпущена интереснейшая книга о нашем Каспийске «Рассекреченный город» под редакцией Кириленко.

Считаю, что мне очень повезло в жизни, потому что я была рядом с участниками встречи как дочка их учительницы Долгополовой Ларисы Валентовны. Для меня это был праздник, как и для всех остальных. Я не чувствовала себя чужой. При встрече они говорили мне теплые слова в адрес мамы. Вспоминали, как забирали меня из роддома, как искали и дарили пеленки с ползунками. Вспоминали, что мама была строгим, но справедливым преподавателем.

Не все одноклассники смогли приехать. На встречу вместе с ними собрались бывшие учащиеся параллельного класса и те, кто закончил школу чуть раньше и чуть позже. С теми, кто остался жить в Каспийске, встретились их одноклассники из Москвы, подмосковной Дубны, Смоленска и Саратова, из украинского Днепропетровска, из белорусской столицы Минска, из германского города Дрездена и американского Нью Брансуик.

Я не пыталась влиться в общий круг встречающихся. Была с ними вместе, но смотрела на все со стороны широко открытыми глазами. Мне было забавно слышать их разговоры и воспоминания. Передо мной были не седовласые люди преклонного возраста, а девчонки и мальчишки, которые вспоминали свои школьные  шалости и увлечения, которые с уважением и почтением говорили об учителях, а эти учителя в 50-тые годы порой были младше внуков нынешних "выпускников".

Встреча была подготовлена годами переписки и дружеских встреч выпускников, изданием Кириленко нескольких книг о школе и городе. Зная о такой подготовке, мой дядя, окончивший ту же школу годом позже и проживающий сейчас в Украине, тоже загорелся написать книгу о своих одноклассниках и встретиться с ними в следующем году. Он попросил меня помочь ему собрать информацию об их родителях. Для этого сначала надо было установить хотя бы фамилии его одноклассников.

Не сразу, но удалось в ветхих поредевших школьных архивах найти  список окончивших школу в 1955 году.
Потом я добилась разрешения входа в Махачкалинский Республиканский архив. Так как мой дядя 1937-го года рождения и родители его одноклассников могли жить в городе с начала его стройки, то в архиве я начала поиск по частично сохранившимся подшивкам тогда еще поселковой газеты "Даешь Двигатель", первый номер которой вышел 3 сентября 1933 года, почти с самого зарождения города.
Я пыталась найти заметки с упоминанием фамилий дядиных одноклассников. Но со временем стала отвлекаться совсем не по теме. Меня заинтересовала жизнь тех лет.

Жаль, что время мое было ограничено, и я успела увидеть и узнать лишь крохи информации о рождении города. Но то, что узнала, настолько интересно, что захотелось поделиться этим с другими.