ВТО прорыв или приговор?

Ирина Лежава
 
Эту статью я написала еще в 2006 г. Тогда вступление в ВТО не случилось, а кризис и вовсе отмел эту проблему. Но в последнее время вновь стали поговаривать о необходимости России вступить в эту организацию. Чем это грозит стране, насколько это необходимо… вопросы, вопросы… Просмотрев старую статью, я решила ее опубликовать, она показалась мне по-прежнему актуальной.

В 2006 г. мы почти вступили в ВТО. Подписаны были соглашения с каждой страной – членом этой всемирной организации. Осталось только ратификация в Конгрессе США и в парламенте России. А споры и обсуждение условий вступления в ВТО нашей страны продолжаются. Выигрывает или проигрывает Россия от вхождения во всемирную торговую организацию, уступка ли это Западу или возможность равноправного сотрудничества, выдержит ли отечественная экономика или окончательно развалится – эти вопросы волнуют как обывателя, так и специалистов, которые разделились на два лагеря. Равнодушных нет, потому что вхождение в ВТО затронет жизнь каждого гражданина РФ.

Всемирная торговая организация создана в 1995 г. в результате преобразования Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Практически она во многом является аналогом ЮНКТАД – Конференции ООН по торговле и развитию, которая была создана в 1964 г. в качестве главного органа Генеральной Ассамблеи в этой области. Ее штаб-квартира - Центр Уильяма-Раппарда - находится в Женеве. Она стала единой правовой и институциональной основой всемирной торговой системы. Принципы ВТО: торговля без дискриминации (принцип наибольшего благоприятствования); доступ к рынкам; свободная конкуренция, защита посредством таможенных пошлин и поощрение развития экономических реформ. 
Причины возникновения ЮНКТАД и ГАТТ - предшественницы ВТО, связаны не только с экономикой, но и с послевоенной политикой западных стран против СССР. Усиление влияния Союза вызвало тревогу на Западе. Уже в 1946 г. Черчилль призвал дать отпор СССР и действовать «всею мощью англосаксонского мира». Одновременно в США сформулировали принципы «политики сдерживания».  Они предоставили странам Западной Европы 13 млрд.долларов на восстановление нац.экономик (план Маршалла), причем главным их требованием было вывести из парламентов и правительств коммунистов. Кроме долларовых вливаний, на бурный экономический рост  повлияло расширение рынка. Экспорт рос невиданными темпами: в ФРГ, например, он составил 16,5 %, а в Японии - 11%. Западноевропейские страны, США и Япония стали называться «государствами благоденствия». Им необходимо было выработать единые правила игры, и они это сделали с помощью ГАТТ, а затем и ВТО. СССР в противовес создал свой международный рынок с помощью стран-членов СЭВ. Но с развалом Союза развалился и он. Так Россия оказалась  в одиночном экономическом плавании на международном рынке.
Высшим органом ВТО является Конференция министров от государств-членов, которая созывается раз в два года. За выполнением текущей работы организации отвечает Общий совет. Четыре соглашения ВТО - правительственные закупки, молочные продукты и говядина, гражданская авиация – привели к созданию особых органов управления, подотчетных Общему совету. В свою очередь Совет делегирует свои функции трем основным органам: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Свободе по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Совет по торговле товарами ведет наблюдение за действием соглашений по торговым товарам, в этом ему помогает ряд комитетов, занимающихся вопросами доступа к рынкам, сельского хозяйства, мерами по санитарии и фитосанитарии, инвестициями, субсидиями и компенсациями, оценкой таможенных пошлин, технических барьеров в торговле, антидемпинговой практики, лицензирования импорта.
Основными авторами новой стратегии мировой торговли являются США, ЕС и Япония, которые сформулировали принципиальные положения Устава ВТО таким образом, что большинство стран оказалось в неравноправном положении по сравнению с ними.

Шесть лет ведутся переговоры о вступлении России в ВТО. Казалось, этим летом на саммите «Большой восьмерки» мы близки к цели, но вопреки ожиданиям вступление не состоялось. Руководитель департамента Минэкономразвития Максим Медведев, «главный переговорщик» по вступлению России в ВТО, сделал тогда заявление, что в этом году оно не удастся. Тогда многие противники этой идеи облегченно вздохнули. Но не надолго. Уже осенью Россия подписала протоколы о присоединении к ВТО со всеми странами – членами Рабочей группы – органа, который дает «добро» на наше присоединение к этой организации, за исключением США, Грузии, Молдовы и Шри-Ланки. А 19 ноября в Ханое состоялось подписание двустороннего соглашения между Россией и США по ВТО. По словам главы Минэкономразвития Германа Грефа, России удалось согласовать вступление в ВТО на общих основаниях, без принятия специальных требований. Двустороннее соглашение с США стало последним документом, требующим договоренностей. Пока не подписаны двусторонние отношения лишь с Сальвадором, Коста-Рикой и Гватемалой, но и с ними уже парафированы все соглашения. В последний момент желание заключить такой же договор с Россией объявила и Шри-Ланка. Но Г.Греф спешно вылетев в Коломбо и обещав снижение пошлин на фасованный чай, снял проблему. Теперь России предстоит следующий этап – многосторонние переговоры с ЕС, Грузией и Молдовой, которые постараются повторить тактику США и вынудить Россию пойти им на уступки. Ожидается, что переговоры завершатся к лету 2007 г. и Россия таки вступит в ВТО.
Что выиграет и проиграет Россия от вступления в ВТО?  Известно, что от либерализации торговли выигрывают те, кто производит конкурентоспособную продук-цию. Россия на мировой рынок поставляет в основном сырье, оружие, металлы. Сторон-ники и противники сходятся в одном: ВТО устанавливает равные правила конкурентной борьбы. А вот дальше начинаются расхождения. Многие ведущие российские экономисты, такие, как академики Дмитрий Львов, Сергей Глазьев, Николай Петраков и др. считают, что прежде чем вступать в эту организацию и на равных конкурировать с США, Европой, Японией и Китаем, мы должны сначала модернизировать нашу экономику. Другое популярное мнение: вступив в ВТО, мы, дескать, подчинимся диктату Запада. Прежде всего, это касается повышения внутренних цен на газ, на котором настаивают Евросоюз и США. В последнее время к этому добавились требования Польши снять санитарное эмбарго на экспорт польской свинины и овощей со стороны России и подписание Европейской энергетической хартии. Таким образом, в чем-то противники правы. Ведь уступила же Россия под давлением США и согласилась, что не будет требовать ветеринарные сертификаты на поставку американского мяса. Условия импорта всех видов мяса (говядины, свинины, птицы), на который приходится 65% от общего объема импорта американского продовольствия, составляющего 1 млрд.руб., подробней-шим образом прописаны в документах. Главное, что удалось отстоять России, -  механизм квотирования импорта мяса после 2009 г.   
В обмен на это Россия должна будет открыть свой рынок для американской говядины и свинины «немедленно после подписания этого соглашения». Полный запрет на ввоз говядины был введен Россией два года назад после случаев заболевания скота коровьим бешенством. «Отмена этих ограничений необходима американцам, чтобы обеспечить рынок сбыта для говяжьей печени, которую в США просто не едят, - отметил глава компании «Митлэнд» Дмитрий Гордеев. – До запрета объемы поставок говядины составляли 100 тыс.тонн в год на сумму 120 млн.долларов. Уступка несущественна, но позволит снизить цены на рынке, которые выросли с начала года на 40%». США также настаивали на том, чтобы Россия не могла закрывать страны по политическим и экономи-ческим мотивам, используя ветеринарные службы. Д.Гордеев сообщил, что хотя Россия и отстояла право инспектировать американских производителей, но итоговое решение будет приниматься российско-американской комиссией. «И совершенно не ясно, кто будет играть в ней первую скрипку…», - грустно добавил он.
Помимо преференций по поставкам на мясо, договоренности предусматривают снижение пошлин на яблоки, цитрусовые, виноград, изюм и другие фрукты. Экс-глава Фруктово-овощного альянса Игорь Котов назвал следующие цифры: «США требуют снижения пошлин на яблоки с 85% до 70%, на груши, виноград, изюм – с 10% до 5%. Кроме того, США лоббируют интересы других стран: вступив в ВТО, мы не сможем снизить пошлины только для одной страны».  В список продуктов, на которые снизятся тарифы, вошли замороженные пироги, картофельные чипсы, супы, вино, молочная сыворотка. Глава Молочного союза России Владимир Лабинов также считает, что США лоббирует интересы отдельных компаний: «Специальные сыворотки используются для производства кондитерских изделий преимущественно крупными американскими компаниями, например, «Марсом».
Участники рынка отмечают, что опубликованные документы не дают ответа на два основных вопроса: уровень поддержки российского АПК государством и степень само-стоятельности при решении ветеринарных вопросов. Так, вице-президент Российского зернового союза Андрей Славутин признался, что «из документа не ясно, смогла ли Россия, как планировала, добиться разрешения на 10-кратное увеличение объемов агрегированной поддержки сельхозсектора с нынешних 1,2 млрд. долларов и возможности субсидировать экспорт и производство продовольствия так, как это делают США и страны Евросоюза». 
При этом чиновники Минсельхоза Ставропольского края настроены более чем оптимистично. Все опасения по вступлению России в ВТО они называют синдромом обывателя. Они утверждают, что меры поддержки «желтой корзины» предусматривают увеличение финансирования сельского хозяйства в 3 раза, т.е. до 3% от федерального бюджета РФ. Меры «зеленой корзины» направлены на развитие сельских территорий, модернизацию инфраструктуры. Они убеждены, что с помощью ВТО и его торгово-политических инструментов, российские аграрии сумеют защитить внутренний рынок. Например, для защиты отечественного производителя от субсидируемого продовольст-венного импорта будут, мол, применять компенсационные меры. В случае же резко возросшего импорта – введут антидемпинговые и специальные меры защиты.
 Отсюда вывод: вступление в ВТО открывает для России новые возможности и перспективы развития;  гарантирует отсутствие негативных последствий либерализации доступа на внешний рынок российских товаропроизводителей; и обеспечит разумное применение мер по регулированию внутреннего рынка, устранению ограничений для ведения бизнеса, формирования конкурентной среды.
Итак, до вступления России в ВТО осталось совсем мало времени, чтобы упорядочить российские законы и создать реальный правовой механизм защиты экономических интересов наших аграриев.