На Минском направлении

Юрий Желамский
     Выбор пал на городок в Белорусском лесу восточнее Минска, куда в первых числах июля 1944 года и прибыл своим ходом Дивизион.
     Командование, Оперативное отделение. Приёмный центр и Узел связи заняли готовые добротные помещения и приступили к выполнению всё той же задачи - наблюдению за деятельность» авиации противника.
     В результате стремительных наступлений наших войск в лесах Белоруссии бродили отдельные разрозненные группы немцев из разбитых окружённых частей противника. В силу этих обстоятельств мы вынуждены были усилить охрану городка и организовать осмотр лесных массивов, прилегающих к заня¬тому нами городку. Для этой цели была создана небольшая группа солдат и офицеров во главе с переводчиком старшим лейтенантом Лежневым.
Вооружившись автоматами, группа предприняла первый выход на проче¬сывание леса, и он оказался результативным. Метрах в 70-80 от городка были обнаружены два солдата немецкой армии, которые на окрик Лежнева:
     - Хальт! Хен де хох, - не пытаясь сопротивляться или бежать, подняли руки вверх.
     При обыске оружия у них не оказалось, где-то побросали в лесу. Видимо, на необходимость его применения, они уже не рассчитывали. Судя по их реакции на пленение - своей судьбой были удовлетворены - остались живы и надеялись, что участвовать в боях им уже не придется.
     О  дин из них - худощавый, высокий, лет 20-ти, в звании ефрейтора, выходец из богатой фермерской семьи. Второй - баварец, рядовой, не высокого роста, коренастый, на вид лет 35-ти, из рабочей семьи, по специальности сапожник.
     Из первого допроса выяснилось, что их часть попала в окружение, была разбита войсками Красной армии. Не задерживаясь Советские войска продолжали идти на запад, преследуя отступающего противника. Среди убитых немцев оказались и живые, которые небольшими группами и в одиночку разбежались по лесу. Эти двое бродили по лесу несколько дней. Питались, чем попало, наголодались вдоволь.
     Через неделю оба наши пленника были отправлены в штаб Фронта и сданы в комендатуру города Минска.
     По всей вероятности они не попали в число тех пленных фашистских солдат, офицеров и генералов, которые 17 июля 1944 года, численностью около 60 тысяч человек, были проведены по улицам Москвы» Гитлеровцы мечтали войти в Москву победителями, но увидели её побежденными.
     Белорусская  операция   приближалась   к   своему завершению.
     В течение 2-х месячных боевых действий Советские войска разгромили две крупнейшие стратегические группировки немецких войск. 1-й Прибалтийский, 1,2 и 3-й Белорусские фронты в этих сражениях в общей сложности разбили 70 дивизий противника. Из них 30 дивизий были окружены, пленены и уничтожены. Нашими войсками освобождена Белоруссия, и Украина, очищена значительная часть Литвы и Восточная часть Польши.
В ходе наступления войск 1-го Украинского фронта на Львовском направлении было разбито более 38 дивизий, из них 8 дивизий уничтожено полностью.
     Разгром групп армий "Центр" и "Северная Украина" противника, зах¬ват трёх крупных плацдармов на реке Висла и выход к Варшаве приблизили наши ударные фронты к Берлину, до которого оставалось около 600 километров. А освобождение Молдавии создали предпосылки выхода из войны Румынии и Венгрии.
     На Западном стратегическом направлении линия фронта переместилась вперёд до 600 километров. Ко второй половине августа она проходила запа¬днее Елгавы, Шяуляй, Сувалки, Белосток, Праги/Варшавской/, Дрогобыча, Черновиц.
     Завершалась и в целом вся летняя кампания. В летнюю кампанию Советские войска провели семь крупных операций по окру¬жению и разгрому немецких войск. Наиболее крупными из них являлись -Белорусская, Ясско-Кишинёвская и Львовско-Сандомирская, где было разгром¬лено до 120 дивизий противника. В результате оборонительный фронт немец¬ких войск растянулся протяжённостью на 2200 километров от Западной Двины до Чёрного моря. Наши войска продвинулись вперёд на отдельных направ¬лениях до 700 километров.
В летней кампании 1944 года в наступательных операциях приняли участие все наши 12 фонтов, а также Балтийский и Черноморский флоты.
     Напряжённой оказалась работа всего личного состава Дивизиона в этот период наступательных действий наших войск.
     В  эти месяцы   летней   кампании   нами   были установлены:
       - Переброска боевых самолётов противника  для усиления того или иного участка боев или в целом фронта, где проходили активные боевые действия наземных войск.
       - переброска самолетов и прифронтовых аэродромов на аэродромы, расположенные на территории собственно Германии.
       -Перебазирование самолётов-бомбардировщиков с других континен¬тов /в основном из Италии/.
       - В связи с открытием 6  июня 1944 года  второго фронта и высадкой Англо-Американских экспедиционных сил на территории Северо-Западной Франции (Нормандская десантная операция 1944г.) отмечена переброска самолётов с других фронтов на этот участок боевых действий.
       - Под нашим контролем находились в основном все вылеты самолётов-бомбардировщиков дальнего действия вглубь нашей территории, объектами бомбар¬дировки которых были сосредоточение наших войск, железнодорожные пе¬ревозки военных грузов, а также переправы при форсировании нашими войсками водных преград.