Поведение

Наталья Стасина
               
Женя хотел гулять. Только гулять не во дворе, где малыши на трёхколёсных велосипедах учатся ездить или в песочнице возятся, а по городу. Сколько уже можно под своими окнами играть? Женя в этом году в первый класс, между прочим, идёт, а мама не разрешает ему даже в соседний двор заглядывать. Но Женя всё равно туда несколько раз бегал играть, хоть даже мама и запрещала, потому что там его друг Коля живёт, а ещё там старая железная ракета и деревянная машина.
- Ну, Марина, погуляй со мной по городу, - уже полчаса упрашивал Женя свою сестру. – Ты большая, тебе можно, вот и возьми меня с собой.
Марина закончила четвёртый класс, и была очень воспитанной и серьёзной девочкой.
- Только не с тобой, - мотала она головой, - ты же совсем не умеешь себя вести.
- А я тебя слушаться буду, честно-пречестно.
- Ну, хорошо, - согласилась, наконец, Марина. – Иди хоть умойся да переоденься, я тебя внизу подожду.
Женя быстро ополоснул лицо, кое-как вытер руки, натянул другую футболку, шорты (сойдут и эти) менять не стал, надел сандалии, крикнул: «Бабуль, закройся!» и выскочил из квартиры. Перепрыгивая через ступеньку, а кое-где съезжая по перилам, Женя подлетел к первой двери и с размаху пнул её ногой. Дверь открылась, Женька проскочил (ура! успел!) в дверной проём; так же, ногой с размаху, открыл вторую дверь и вылетел на крыльцо. За его спиной с грохотом захлопнулась сначала одна дверь, а потом, с ещё более оглушительным треском, вторая.
Женя с довольным видом поискал глазами Марину. Сестра стояла недалеко и была почему-то сердита.
- Куда с тобой идти, если ты даже из подъезда не умеешь правильно выходить?! А если бы у двери кто-то стоял, а ты его – раз! – и по лбу? Думать надо! – отругала Марина брата.
Женька вздохнул и почесал затылок.
- Ладно, пойдём, давай руку, - смилостивилась сестра.

…Ох, и шумно в центре города! Автобусы, машины разные. Все несутся, только шины шуршат. Ух ты, милиция с мигалкой мчится, наверно, за преступником гонится. Класс!
Неожиданно, Женя увидел на противоположной стороне яркую вывеску и по слогам прочитал: «Мо-ро-же-но-е». Он потянул Марину к дороге и закричал:
- Туда, туда пошли!
- Куда – туда, зачем?
- Надо. Ну, иди же! – продолжал тянуть сестру Женя.
- Да чего ты меня на дорогу тянешь? Перейти хочешь? Так здесь нельзя переходить.
И Марина повела брата к пешеходному переходу. На краю тротуара стояли люди и чего-то ждали. Марина, немного важничая, стала объяснять:
- Посмотри, переходить дорогу можно только вот по этой полосатой дорожке. Она специально для пешеходов нарисована.
- Знаю, нам в садике рассказывали. Ну, так идём же! – снова потянул Женя сестру.
- Куда? Светофор красный свет показывает – нельзя! Машины едут по дороге.
Женя посмотрел на светофор, где светился красный человечек, на стоящих рядом людей, потом на дорогу, по которой мчались автомобили.
- Ладно, - тряхнул он головой и встал рядом с сестрой, беспокойно озираясь вокруг и притоптывая от нетерпения ногой.
Когда вместо красного человечка на светофоре загорелся зелёный, люди двинулись вперёд, а за ними и Женя с Мариной. Жене было удивительно, что теперь машины послушно стояли по обе стороны полосатой дорожки и ждали,  когда светофор разрешит им ехать.
Перейдя на другую сторону, Женя потащил сестру к магазину. Марина прочитала вывеску, остановилась возле входа и спросила:
- Жень, а тебе  мама разрешила мороженое?
- А мы не скажем ей.
- Нет, это нечестно. Ты ведь только недавно болел.
- Ты плохая, Маринка, я с тобой не буду дружить. Ну купи, купи мне мо-ро-же-но-е, - начал ныть Женя, хлопая сестру по руке и трясясь на полусогнутых ногах.
Марина некоторое время спокойно смотрела на брата, но потом вдруг тоже шлёпнула его по плечу и заныла противным голосом:
- Не хочу-у-у, не куплю-у-у. Это ты плохой. Я тебя больше с собой никуда не возьму-у-у, ы-ы-ы.
Женька от такого зрелища оторопел и недоумённо (чего это она?) смотрел на сестру. Ему стало стыдно, что она у всех на виду ведёт себя как какая-то капризная малышка. 
- Что, не нравится? – ехидно спросила Марина. – А как ты? Думаешь, мне приятно? Ещё раз разорёшься, пойдём домой, понял?!
Женя согласно кивнул головой.
- Так и быть, куплю, только ешь маленькими кусочками. Айда в магазин.
Наверно, не только Жене хотелось полакомиться мороженым. В магазине выстроилась целая очередь из желающих охладиться. Женя сходу начал протискиваться к витрине, распихивая при этом людей. Конечно, он делал это не специально, просто, чего они все тут столпились? Он вовсе даже, может быть, и не хотел никого толкать, а как же тогда выбрать мороженое, если ничего не видно?
- Женя, Женька, иди сюда, говорю, - прошипела Марина на ухо брату,  вытаскивая его из толпы. – Куда лезешь без очереди? Как будто первый раз в магазин пришёл. Ну и поведеньице у тебя.
Делать нечего. Пришлось постоять в очереди и заодно выслушать Маринкины замечания. И как ей самой не надоело жить по правилам? Это – нельзя, так – нехорошо… Ох и трудно с ней гулять. И вообще, при чём здесь поведение? Что это такое? И нельзя ли без него как-нибудь обойтись?
Ребята купили эскимо и направились к городскому фонтану.
- Марин, а что такое «поведение»? – полюбопытствовал Женя.
- Ну-у, это как человек себя ведёт везде  – хорошо или плохо. Вот, например, когда у тебя игрушки отбирают – это хорошо?
- Нет, конечно, - ответил Женя. – А Коля у меня не отнимает, а если и захочет, то я как дам ему! Будет знать.
- Ну-ну, а это, между прочим, тоже нехорошо – драться. И вообще, я слышала, как бабушка маме говорила, что ты своим поведением иногда за рамки приличия выходишь.
- Что это ещё за рамки? – не понял Женя.
- Не знаю, - пожала плечами Марина и села на лавочку у фонтана.
Женя примостился рядом с ней и задумался. Он представил себе оконную раму, а внутри неё – птичку-поведение. И вот эта птичка летает, летает, всё хочет наружу выбраться, а ей не разрешают. Иногда птичка-поведение находит лазейку и выбирается из этой «приличной» рамы, но её хватают и снова запихивают в эти рамки, да ещё и ругают. А если птичка сидит себе спокойно, то её все хвалят.
- Ей же там тесно и скучно! – воскликнул Женя.
- Кому? Где тесно? – стала оглядываться вокруг Марина.
Когда Женька всё объяснил, сестра рассмеялась:
- Ну, Жень, у тебя и фантазия. Пойдём-ка, уже домой.
По дороге домой, Женя с Мариной размышляли, что же делать, чтобы птичка не скучала в своей рамке. Так ничего и не придумав, они решили, что спросят у мамы.
  Ребята вошли во двор, и к Марине сразу подбежали подружки. Оживлённо что-то рассказывая, они потащили её к качелям. Женя направился домой. И только он поднялся по ступенькам на крыльцо, как прямо перед его носом, чуть не вылетев с петель, широко распахнулась дверь. Из дверного проёма, едва не сбив с ног Женьку, выскочил его друг Колька. Дверь за Колькиной спиной грохнулась о бетонный косяк, с бешеной скоростью понеслась обратно, громко хлопнула несколько раз и, наконец, закрылась.
- Женька, привет, а я за тобой заходил, - обрадовался Коля.
Но Женька молчал. Он думал о том, что дверь…
- Ты чё, совсем, что ли?! – набросился он на друга. – А если бы мне по лбу?  Думать надо!! Совсем никакого поведения!
Колька насупился, а Женька вдруг смутился.  Он неожиданно понял, что Колькина птичка выпорхнула за приличные рамки и её необходимо теперь вернуть на место.
- Слушай, Коль, - обратился Женя к другу, - мне сестра говорила, что у каждого мальчишки (и у девчонок тоже) есть птичка. Её зовут – поведение…
Друзья неторопливо зашагали к песочнице, выясняя, кто же запихнул птичку в рамки и что теперь с ней делать.