Алла Смолина

Нина Писарчик
      У Аллы Смолиной я прочла всё, что смогла мне дать  Г.А. Щекина. Это цикл детских рассказов «Сытик, Нитик и лицей», рассказ «Охотник», рассказ «Дом, взлетевший в небо», цикл рассказов «Школа на Дальнем». Что актуально: Людмила Улицкая во время недавнего визита в Вологду сказала, что сейчас нет писателей-деревенщиков, так как исчезла сама деревня. Видимо, у нас, на Вологодчине, ещё остались «последние из могикан» – авторы, ещё пишущие о глубинке –  вымирающей, спивающейся, но по-прежнему интересной своими людьми. Даже по этой одной причине Алла Смолина обязана писать, – она обладает уникальным материалом и  личным жизненным опытом.
      В художественном отношении вещи неоднородны. Законченным и очень выразительным мне показался рассказ «Охотник». Детский цикл явно можно продолжить, кроме того, там  нет портретных характеристик главных героев и какой-то их предистории... Рассказы эти довольно оригинальные, забавные и очень добрые. Обязательно надо их доработать! Рассказ «Дом, взлетевший в небо» – потрясающий по своей идее, но он плохо выстроен. Весь какой-то отрывистый, эклектичный, неравный своими частями. Возможно, нужна помощь –  совет редактора, но рассказ этот очень ценный, и потрудиться над ним стоит!..
      Цикл «Школа на Дальнем» вызывает у меня самые большие критические замечания. Словно писал другой человек – более замкнутый, закрытый. Нечто среднее между публицистикой и художественной прозой. Мало, даже совсем нет эмоций. Автор будто боится или стесняется высказать своё отношение к героям. Сухая констатация фактов, нет описаний, нет портретов, только схемы. Материал нужно дорабатывать, особенно рассказ «Аттестация». Здесь только набросок, этюд, над которым предстоит серьёзная работа.
      Из рассказа «Эффект Горошкова» можно бы сделать такой великолепный фарс! Не хватает какой-то изюминки в портрете героя, возможно, авторского отношения – юмора или сарказма...
      Самый завершённый рассказ этого цикла – «Невпопад». Здесь сама  недосказанность,  свойственная манере автора, работает на идею рассказа. Учительница с несложившейся  судьбой и бывший местный начальник с рухнувшей судьбой – два обломка постсоветской действительности  –  пытаются беседовать, но говорить им не о чем. Здесь короткие и чёткие – в двух словах – характеристики работают на идею, создают фон жизни – серой, шаткой, временной. Брошенный за ненадобностью людьми и властями лесной посёлок, в котором нет работы, в котором пьющие жители – тени себя прежних.... Выгорающие пустые бараки, доживающая с остатками учеников школа. Здесь и поговорить-то не с кем, да и не о чем : о засолке огурцов, о дровах на зиму...
      Безысходность, невозможность что-то изменить в этой жизни совпадают с православной идеей смирения, непротивления злу, принятия неизбежного, исповедуемой автором. Поэтому рассказ получился пронзительным! Никакой трибун не донёс бы так ужаса безысходности в заброшенной российской глубинке!..
http://www.proza.ru/2009/02/10/357