Жертва-ответственность, или Вы же знаете...

Алёна Десятник
Вы жертва или ответственный человек? «Ничего себе вопросик..», - скажут одни.. «Что значит жертва? Конечно, ответственный!» – возмутятся другие.. Если Вы сами спросите других людей, кто определяет их жизнь, многие ответят, удивившись: «Как кто? Я сам!» Не спешите, всё не так просто..
Как часто Вы говорите или слышите выражения, похожие на перечисленные ниже:
- Что я могу сделать, он же мой начальник, с ним невозможно договориться?!..
- Все подчинённые безответственные, что Вы от меня хотите?..
- Мой муж никогда на это не согласится..
- В этой стране это невозможно…?
- Это несправедливо, как он мог так со мной поступить?!..
- Всё надо делать самому, ни на кого нельзя положиться..
- Вот если бы не… (муж, жена, руководитель, правительство, пробки на дорогах, кризис, грабитель в переулке, сосед, эти «чайники», продавец………), я бы тогда… (был не здесь, был не тем, был не с тем, был ТЕМ САМЫМ………..)..


Как согласуются эти вещи – «Я сам» и «Если бы не…»?

Зайдём издалека и рассмотрим для примера достаточно часто встречающуюся ситуацию с опозданием. Назначена встреча или свидание, или человек просто идёт на работу. Приходит позже. Первые слова очень часто звучат примерно так: «Ой, простите, пожалуйста, там… (далее возможны варианты: такие пробки на дорогах; прорвало трубу и я спасал город; на полпути вспомнила, что не выключила утюг; этот нехороший человек поставил свою машину и запер мою; меня срочно вызвали в министерство, Вы же понимаете…)». Часто даже без «простите»..

Для таких рассказов есть название – «История оправдания», или «История жертвы». Когда я говорю «жертва», я не имею ввиду того, кого уже обводят мелом на асфальте или заслушивают в суде, я имею ввиду человека, который считает себя жертвой обстоятельств или других людей, то есть считает автором событий своей жизни кого-то или что-то другое, а не себя. История, как правило, должна быть «хорошей», «красивой», чтобы было убедительнее, – «спасать мир» совсем не то же самое, что банально «проспать».

Та же самая ситуация может звучать по-другому: «Я вышел из дома на полчаса позже и пришёл не вовремя, предпочитая делать как всегда, по привычке, чем искать новые способы добраться сюда». Очень необычно, не правда ли? Это будет называться «Историей ответственности». Хотя ответственным людям истории, как правило, не нужны, и они приходят вовремя. Слово «ответственность» в данном случае определяет авторство, признание себя источником событий (и их последствий) в жизни. И это не имеет никакого отношения к чувству вины или превосходства, позиции «должен-обязан», контролю и возможности манипулировать, что часто ассоциируется с ответственностью.

Это не просто совершенно разные слова об одной и той же ситуации – это только верхушка айсберга, отражающая высказывание философа Мартина Хайдеггера: «Язык – дом человеческого бытия». Через язык, слова, а также через связанные с ними действия и поступки, проявляется бытие, или качества, человека, и, самое главное, контекст, который лежит в основе его жизни. Действительно, можете ли Вы представить себе человека, который постоянно говорит «Я не могу», «Я не уверен», «У меня не получится», и при этом обладает такими качествами, как уверенность в себе, решительность, надёжность и действует смело и твёрдо, создавая большие, экстраординарные результаты? Вряд ли.. Скорее всего, его действия и результаты будут скромными, обычными, в крайнем случае, средними. Конечно, у человека, который говорит «Я могу», тоже не всегда всё получается, но процент успеха значительно выше и возможностей больше.

Большинству людей свойственно приписывать себе, то есть признавать себя автором событий, если у них что-то получается, и делать авторами, то есть обвинять, других, если у них что-то не получается.. Почему так происходит? Это связано с самооценкой, самоуважением, которые соответственно поднимаются или падают, когда люди ассоциируют себя со своими результатами. «Меня повысили в должности – значит, со мной всё в порядке, я хороший»; «Не повысили – значит, не в порядке, я плохой», или «Начальник дурак».. Это то, что мы усваиваем с детства, видим многочисленные примеры вокруг. Стать ответственным означает не только признавать свои результаты, но и отделять себя от своих результатов, осознавая их только как мерило эффективности в данный период времени (это – отдельная большая тема, она будет подробнее освещена в других статьях «БЫТЬ-ДЕЛАТЬ-ИМЕТЬ» и «Я не есть мои результаты»).

Кого больше в жизни – жертв или ответственных людей? К сожалению, жертв. Сплошь и рядом можно слышать: «Они меня не понимают», «Денег не хватает».. Зачем люди это делают? Позиция жертвы имеет определённые выгоды: внимание, сочувствие, жалость людей, возможность манипулировать другими, помощь, оправдание ничегонеделанья и т.д. Правда, не обходится и без цен – как правило, из жизни уходят успех, любовь, здоровье, деньги, уверенность, отношения и т.п. И ощущения, в которых живут жертвы: агрессия, обиды, обвинения, злость, печаль, апатия, раздражение, гнев, жалость к себе, лень.. Жертвы, как правило, живут прошлым, при этом не принимая его, возможностей не видят и пессимистичны..

Совершенно другое отношение к жизни – ответственность. Взгляд в будущее, оптимизм, создание возможностей.. Ощущения – сила, решительность, радость, вдохновение, уверенность, лёгкость.. Есть свои выгоды – в жизнь приходят успех, здоровье, отношения, деньги, уважение, надёжность.. Есть и свои цены – уходят из жизни лень, манипуляции, обиды, оправдания.. Это не значит, что в жизни ответственного человека не бывает сложностей, но даже с ними он справляется совсем по-другому.

Можно ли стать ответственным человеком? Особенно если большую часть жизни преобладала позиция жертвы? Можно. Самой большой сложностью здесь является привычка; как говорят нейрофизиологи, Устойчивое патологическое состояние, закреплённое в долгосрочной матрице памяти, сформированной в течение жизни. (Кстати, именно этот феномен лежит в «нежелании» некоторых больных выздоравливать, даже когда лечение проведено успешно, то есть привычка болеть. На психологическом уровне происходят аналогичные процессы.) Потребуется решение и намерение, сильное настолько, чтобы сформировать осознанно новую привычку, так же, как требуется время и настойчивость в тренировках, если вы решили накачать какую-то мышцу, или чему-то научиться, например, играть на скрипке.

Осознать свою жертвенность и стать ответственным человеком – это сильный выбор! История человечества – история жертв. Истории ответственных людей известны и редки – на тысячи безмолвных рабов приходится только один Спартак, с древнейших времён до наших дней.. Именно осознанный и свободный выбор, направленный в будущее, а не основанный на прошлом, - величайший феномен, который отличает человека от всех живых существ на Земле, - позволит Вам полностью взять свою жизнь в свои руки и отвечать за неё, навсегда распрощавшись с непродуктивной, хотя и по-своему выгодной, позицией жертвы, и создать свою жизнь такой, какой Вы всегда мечтали её видеть. А может быть, даже и не мечтали, но которой Вы точно достойны просто по праву рождения Человеком!

Алёна Десятник, тренер Тренингового центра «Открытый мир»
www.o-mir.ru