Урок теологии

Владимир Пяцкий
Этот разговор с маленькой девочкой, ученицей первого класса, состоялся уже давным-давно, но он памятен мне.

- Скажи, а Бог есть? - спросила девочка.

Получив солидную подготовку в религиозно-философских дискуссиях, я никогда тем не менее не сталкивался с такой постановкой вопроса. Каждый из моих собеседников старался доказать нечто, принимаемое им за правду, или сокрушить убеждения оппонента.

- Есть. - Сказал я. И замолчал. Решил ничего не добавлять.
 
- Так что, если я ему скажу: "Пойди в Испанию, и расскажи, что там!" - он так и сделает?

Я задумался. Причём здесь Испания? А с другой стороны - чем поход Бога в Испанию хуже исполнения желаний по обогащению, которые уже в те времена люди "продвинутые" приписывали космическому разуму... А что же ответить?

- Нет, я думаю, он не захочет идти, если ты скажешь так.

- А зачем он нужен?

Зачем нужен... Ну и вопрос. А зачем всё остальное нужно? Но так же не ответишь ребёнку, да и себе, по правде говоря, так не ответишь...

- Для многих вещей. Например, чтобы человек имел добрые чувства и старался стать лучше.

- Понятно. А сам он хороший?

- Конечно. Иначе какой же он Бог?

- А он где?

- Во многих местах. Например, в твоём сердце.

- Понятно. А что он ест?

Я тяжело вздохнул. Вот, казалось, всё пошло хорошо, как вдруг:"Что ест?" Впрочем, чем это глупее мысли о том, что Бог слушает тексты молитв, определённые ритуалом? Ну ладно, надо думать.

- Думаю, он питается нашими хорошими делами.

- А-а. А как он спит?

- Что значит, как?

- Ну, знаешь, все спят по-разному. Есть такие, которые рано встают, есть которые впадают зимой в спячку.

- Некоторые умные люди думают, что он вообще не спит.

Девочку это заинтересовало. Она склонила голову набок и задумалась. Наконец, она вынесла вердикт:

- Нет, он спит чуть-чуть. Дремлет, когда устаёт.

- Почему ты так решила?

- Я на него посмотрела, и увидела.

- Ясно.

- А ещё он очень большой, правда?

- Правда.

- Это хорошо. - Сказала девочка. - Ну ладно, пока.

- Пока. - сказал я.

"Пока, наставница." - подумал я, глядя ей вслед. И думаю так до сих пор.