Фотограф А. Н. Павлович. Из истории филокартии

Александр Носков2
                Александр Носков

   Фотография, или световое изображение, была открыта французами Ньепсом и Дагером в конце  30-х гг. 19 века. После смерти Ньепса  в  публикации  1839 г. Дагер назвал это открытие своим именем – дагеротипией.  В России  её первым освоил талантливый изобретатель, гравёр и  художник, москвич Алексей Фёдорович Греков, который значительно усовершенствовал её и уже  в 1840 г. стал  успешно заниматься портретной съёмкой и фотографированием ландшафтов(1).
Редактор газеты “Московские ведомости” с восторгом рассказывал о своём посещении  мастерской Грекова: “Мы видели новое доказательство русского ума в лаборатории А. Г...ва при новых опытах над магическим дагеротипом” (2). Далее отмечалось, что  наш соотечественник превзошёл изобретателя дагеротипии в скорости   получения изображения – вместо получаса и  более съёмка длилась  всего 4- 5 минут,  весь же процесс получения снимка занимал  около двадцати минут. “Мы увидели,- говорится далее, - на дощечке снятые перед нашими глазами церкви, домы и множество других предметов с наималейшими подробностями...Нельзя без восхищения видеть этого изумительного, непостижимого действия света” (3). 
       Восхищение  магической точностью  изображения  не только “наималейших подробностей”, но  и, казалось бы, живого характера  природных и городских ландшафтов  привело  к массовому  помещению натурных видов на почтовых открытках конца 19 -начала 20 в.  К мастерам  натурной фотографии следует отнести  Анатолия  Николаевича Павловича, имя которого известно  многим собирателям старых почтовых открыток. 
          Анатолий  Николаевич Павлович  родился !9 октября 1880 года в  Полтаве в семье  коллежского советника. Его отец Николай Лукич Павлович   служил учителем, позже инспектором полтавской классической гимназии. Павловичи принадлежали к потомственному дворянству Полтавской губернии. А.Н. Павлович был занесён в 3-ю часть дворянской родословной книги 25 июля 1902г.
         А.Н. Павлович  прошёл обучение в гимназии, где служил его отец. проучившись  здесь  11 лет вместо положенных 10-ти по причине  пребывания 2 -года в  восьмом классе. Судя по аттестату, где по каждому предмету стоит 3 (удовлетворительно), особым прилежанием к наукам он не отличался.
        В 1902 году Павлович переезжает в Петербург и поступает на физико – математический  факультет Санкт-Петербургского университета.  Его  материальное положение было  далеко  от  благополучного. В прошении на имя ректора  университета  от 5 августа 1902 г. по поводу  льгот в  плате за обучение  Павлович сообщает, что он не имеет средств к существованию и может продолжать своё образование, живя в С- Петербурге  “на иждивении  своего дяди, служащего учителем  в Спб Морском  корпусе и во Втором  Кадетском корпусе”(6). Кроме того,  посильную помощь Павловичу мог оказывать и его старший  брат  – Георгий, в 1900 г. закончивший курс СПбУ и проживавший в Петербурге. В том же прошении Павлович указывает и на заслуги своего отца, прослужившего  30 лет  по Министерству народного просвещения.  Дядя Павловича – Андроник Лукич - подтвердил, что  Павлович  действительно живёт в Петербурге на его иждивении (7). далее следуют просьбы Павловича об освобождении его от уплаты за обучение и и о назначении ему пособия для взноса платы за право слушания лекций  (8).
     В  1903 году  Павлович переводится на первый курс юридического факультета. К этому времени его отца уже не было в живых, поэтому  вслед за сыном в  Петербург переезжает  мать Павловича Елена Александровна. В справочнике  «Весь Петербург» она названа вдовой статского советника, проживающей по адресу:   !5 –я линия, дом 72 (9). Она и Анатолий Николаевич проживут  здесь до 1918 года.
       Едва был положительно решён вопрос  с оплатой за обучение , как надвинулась новая  неприятность – угроза быть призванным в армию по Закону о воинской повинности.   Павлович  вновь  обращается с  прошением на имя ректора  Университета: “Я поступил в университет в 1902 г. и предполагал окончить его в 1906/ 07 году, но год потерял благодаря тому, что не был осведомлён о программах и поступил сначала на физико – математический факультет, а год в Университете не было занятий (из – за бывших забастовок – авт.). Надеюсь окончить сдачу оставшихся экзаменов к весне 1910 г...Прошу об отсрочке воинской повинности к этому сроку.  Отсрочку от  воинской повинности  Павлович получил, но угроза воинского призыва продолжала над ним висеть. Поэтому он не собирался расставаться с университетом. 13 октября 1910 г.  Павлович, которому уже исполнилось 29 лет,  вновь пишет на имя ректора:
    “После смерти отца.. я со старушкой матерью живём на получаемую ею пенсию – 28 рублей. Первое время у меня почти не было заработка ( я имел 2 урока на 16 р.), но было время для занятий. Но когда мне предложили место при Этнографическом  отделе  Русского музея императора Александра 111 я не мог от него отказаться, так как здоровье мамы и моя серьёзная неврастения  заставляли меня изменить  образ жизни, но, благодаря службе, я имею мало времени  для занятий” (15). Далее следует  просьба об отсрочке воинской повинности ещё на 2 года и резюме декана юридического факультета:  “Принимая во внимание успешность университетских занятий и особые условия факультет постановил ходатайствовать об отсрочке отбывания воинской повинности.
     24 апреля 1912 г., так и не окончив полного университетского курса, А.Н.Павлович
направляет прошение об увольнении его из университета (18)..  Отныне делом его жизни станет искусство натурной фотографии.
     Кто  ввёл Павловича в мир фотографического мастерства,  открыв в нём талант и призвание фотографа,  когда и где он учился этому ремеслу остаётся неизвестным. Одно  не вызывает сомнений. За пять лет жизни в Петербурге  Павлович  настолько  овладел навыками фотографирования, что  в 1907г. его  приняли  на службу  фотографом Этнографического Отдела Русского музея им. императора Александра  III.   « С самого начала своей деятельности Отдел обратил особое внимание на приобретение этнографических материалов в виде фотографических снимков и фотографических негативов. С  этой целью приобретены были фотографические аппараты… всякая экспедиция… снабжалась, по возможности, аппаратами и пластинками» (20). Фотографы Отдела направлялись на сбор этнографических коллекций как в составе экспедиций, так и самостоятельно. А.Н. Павлович  выезжал в 1908 и  1909 г. самостоятельно как  фотограф в Черниговскую и Полтавскую губернии (21).
      В 1911г. Павлович работает на Вологодчине в составе экспедиции под руководством  архитектора – художника, члена – корреспондента Русского Археологического общества К.К. Романова (1882 – 1942).
       Несколько ранее,  в 1909 г.,  Павлович вступил в контакт с  С. – Петербургским  Попечительным комитетом о сестрах Красного Креста Общины Св. Евгении, в массовом количестве издававшем почтовые карточки – открытые письма, .в том числе со снимками  русских городов и природных видов. Для Павловича это был   шаг принёсший ему широкую известность и в дальнейшем  спасший его от неминуемого забвения.. Всего по январь 1916 г. Красным Крестом было издано около 350 открыток с надпечаткой: по фот. А.Н. Павловича. Это были не только виды различных уголков Российской империи от Польши до Дальнего Востока, но и фотографии с  картин отдельных художников.
       Открытые письма  изданные общиной Св. Евгении - уникальное явление в культуре России. « Публика вполне оценила издания Красного Креста, тогда как до того времени иллюстрированные открытки считались легкомысленным и ничего не значащим предметом» Если репродукции художественных произведений  на открытках  Красного Креста по своей численности и разносторонности   могут быть приравнены к крупнейшим музейным собраниям, то количество и  региональное разнообразие  представленных на них натурных видов  является своего рода географической энциклопедией Отечества. Павлович  сумел внести  весомый вклад в её создание.
         Вскоре после революции  Павлович поселяется в Новгороде, работает в губернском отделе по делам музеев 9губмузее).  О новгородском периоде его жизни нам известно в основном со слов  близко знавших его людей. Они подчас противоречат друг другу.   По счастью,   замечательные  выразительными подробностями воспоминания об А.Н.Павловиче привёл  его непосредственный начальник,  заведующий Губмузеем   Николай Григорьевич Порфиридов (1893 – 1980) в  своей книге, написанной в 1967г.  Изданная двумя десятилетиями спустя тиражом  50 000 экз., она не относятся к библиографическим редкостям, но и на прилавках магазинов «Старой книги» встречаются не часто. Поэтому не будет лишним привести подробные выдержки из неё.      
        Рассказ о своих сослуживцах  Порфиридов завершает Павловичем: « Наконец, нештатным сотрудником Губмузея и нашим общим спутником в поездках по губернии был фотограф Павлович. Этот замечательный человек и мастер своего дела … оказался в Новгороде случайно. Приехав сюда с какой – то очередной реставрационной комиссией  из Петрограда в 18м или в 19-м году, он так и остался здесь, став постоянным жителем города. Его колоритная фигура была очень заметной на улицах довоенного Новгорода, можно сказать, одной из его  достопримечательностей.
        Приезжавшие в Новгород художники, научные работники, уже бывавшие здесь раньше, при первом же посещении Губмузея обычно сообщали, расцветая доброй улыбкой:
       - А я уже видел (или видела) вашего Павловича.
       Широкие серые брюки, забранные в стоптанные сапоги. Повязанный большим бантом галстук. Пышные усы и развевающиеся по ветру волосына непокрытой голове ( в то время ещё не было манеры ходить без шапок) придавали облику Павловича что –то эйнштейновское. На ремне через плечо неизменно большой  обтянутый серой материей футляр с фотографическим аппаратом, похожий на шарманку, в руках такой же большой складной деревянный штатив… Пвловичу  при постоянных походах и поездках надо было таскать на себе всю эту громоздкую аппаратуру, вдобавок к ней запас  стеклянных пластинок и полдюжины деревянных кассет.
      Снимки он делал изумительные. Академик Николай Петрович Лихачёв, которому мне случалось посылатьфотографии вновь найденных в Новгороде свинцовых печатей, снимки технически трудные, всегда восторгался ими:
    - Ваш Павлович истинный артист.
    Украинец из Полтавы, Павлович…прикипел душой к фотографическому делу, посвятив ему всбю жизнь и став первоклассным мастером. Ряд лет он работал в Художественном издательстве Общины Красного Креста…(после революции оно продолжало свою деятельность под названием Комитета популяризации художественных изданий.) В качестве  фотографа издательства ездил в командировки по всей России. Те, у кого есть альбомы старинных открыток с видами Петербурга, Киева, Варшавы, Тифлиса, Крыма,..могут поразиться, как часто там значится  фамилия  Павловича…
       В Новгороде он жил вдвоём с матерью, миниатюрной прозрачно – фарфоровой старушкой с тонким голоском, необычайно радушной и хлебосольной. Они приобрели здесь, на окраинной улочке Софийской стороны, пустовавший ветхий домик с таким же заброшенным участком, приспособили его для жилья  и жили в нём в окружении котят, бывших слабостью и его и её, умиляясь их проказам и грации».
   Далее Порфиридов вспоминает: «Другой страстью Павловича был его садик, разбитый на пустырьке около дома. Любитель природы, с тонким чувством его красоты, он задался целью собрать у себя в саду все нравившиеся ему полевые  - именно полевые, не садовые- цветы и во время поездок не ленился их выкапывать и затем носить вдобавок к своей «шарманке» - аппарату, чтобы высадить в своём садике»(32).
      Сообщает Порфиридов и  о  трагическом случае  сломавшем надежды Павловича на семейное счастье: «Старый холостяк, семейная жизнь которого как- то не смогла устроиться, Павлович жил мечтой оживить свой дом и садик хозяйкой, и одно время эти его мечты готовы были осуществиться, но разрушились ужасным образом. Хорошая девушка, здоровая и жизнерадостная, свадьба с которой уже была назначена, утонула купаясь во время новгородских просвещенцев в Старую Ладогу, в которой участвовал и сам Павлович»(33).
       В задачи Губмузея входило  обследование  бывших дворянских усадеб и других исторических объектов Новгородчины. Обследованием  занимались как Порфиридов так и агенты – специалисты Губмузея в сопровождении Павловича. Порфиридов  отмечает: ..Часто облегчала нам трудности путешествий громоздкая фотографическая аппаратура Павловича. Тогда ещё не были распространены маленькие портативные фотоаппараты, работающие на катушечных плёнках. Большая, с раздвижными мехами, деревянная камера и деревянные кассеты к ней,…запас стеклянных пластинок в коробках, складная тренога – всё это было немалой обузой в пути. Но они как магнитом притягивали к себевнимание ребят, да и взрослого населения, и иной разобеспечивали успех там, где без них он не был бы возможен. Что греха таить, приходилось иногда сквозь пальцы смотреть на то, как Павлович «снимал» группы и одиночек…пустой камерой, чтобы отделаться от просьб.На настоящие снимки не хватило бы никакого запаса пластинок»(34).  Павлович снимал в усадьбе «Онег» на Волхове, где родился композитор С.Рахманинов, в  «Вергежах», усадьбе тырковых, недалеко от державинской «Званки», в «Трубниковом бору» под Любанью, аракчеевском «Грузино», знаменитом  строгановском  «Марьино» и т.д. Не  знаю судьбы Павловича. Скорее всего, будучи уже немолод, он в 1941 году из –за девяностолетней матери, лишённой способности движения и речи, не мог покинуть оставленный жителями Новгород. Там они, наверное, и погибли. После освобождения  горда невозможно было в развалинах Софийской стороны становить даже следы их дома» .
        Описание последних лет жизни Павловича у  Н.Г.Порфиридова расходятся с другими свидетельствами. . В 1932 г. Порфиридов ушёл из Губмузея в Новгородскую секцию Института  истории Академии наук СССР. Скорее всего по этой причине  он не мог знать  о последних годах  жизни Павловича, который, надо полагать, к началу 1930-х годов   потерял работу в  Губмузее.  Возможно Порфиридов не мог знать  и о факте ареста Павловича органами НКВД в 1933г. В  Списке жнртв политического террора в СССР опубликованного на сайте правозащитного общества «Мемориал» находим: Павлович Анатолий Николаевич. Родился в 1880г., г. Полтава. Украинец,  б/п, кустарь – фотограф.Проживал: Новгород, Лучинская 21. Арестован 24 января 1933 г. Приговорён Тр. ПП ОГПУ 5 апреля 1933г., обв: 58-10, 11. Приговор: 5 лет ИТЛ. Реабилитирован 24 апреля 1989. Прокуротура г. Ленинграда. Дело Павловича  хранилось  в архиве Управления  ФСБ  РФ по Новгородской области. По другим сообщениям здесь указывалось дворянское происхождение Павловича и  его среднее образование. Выходит, что Университет он так и не закончил.  Факт ареста и приговора ставит под сомненя сведения о последних годах жизни Павловича.
                Несколько слов о  поиске  фотографий  передающих облик самого А.Н. Павловича. Самая ранняя из них  представляет Н.А.Павловича  в 1902г. в возрасте 22 лет при поступлении  в Петербургский университет  Высокий лоб, тонкие, малороссийские  черты лица, аккуратно подстриженные усы, придают его  юношескому облику  достаточно характерную  внешность.
       Следующие фотографии относятся к !911г., и сделаны во время его поездки как  сотрудника Этнографического отдела Русского музея  в Вологодскую губернию.  На одной фотографии он изображён  в процессе фотосъёмки в д. Возмигулево за установленной на треноге фотокамерой.  На другой в д. Щелье Сольвычегодского уезда с деревянной фотокассетой в руках.  На третьей -   в  д. Заболотье (Терёхино) на берегу реки в группе крестьян.  На всех трёх фотографиях Павлович выглядит  слегка располневшим, с традиционно- экспедиционной бородкой,  в белой толстовке, брюках заправленных в сапоги с высокими голенищами,  также как и в описании Н.Г.Порфиридова.
      Имеется ещё одно изображение Павловича на групповой фотографии сотрудников новгородского Губмузея. Но лицо Павловича на ней почти полностью утрачено. Читаются лишь усы, длинные пряди волос на голове, действительно напоминающие нечто эйнштейновское. Вместо галстука шею Павловича  украшает большой   бант. Надежда получить фотографию Павловича из  дела об его аресте  пока  не оправдалась.
          О  выдающемся таланте Павловича  говорят открытки  по его фотографиям, изданные Общиной Св. Евгении,  в частности с видами г. Луги и ближайших окрестностей. Не зря Н.Г.Порфиридов называл его человеком влюблённым в природу, тонким ценителем её красоты.. Вид, запечатлённый на  открытке «Луга. Река Обла» (№ 55-03), близок  полотнам И.И. Левитана. Столь же выразителен снимок долины р. Вревки. Поражает пейзаж на открытке «Луга. Болото» (. №4453), напоминающий какой- либо из современных парков  динозавров, настолько фантастическими выглядят здесь обычные  кочки и торчащие из воды коряги. Перед нами некое «заколдованное место», удивляет сама ирреальность изображения, предвосхищающая кинематографические изаски таких режиссёров – сказочников как , например А.А. Роу или А.Л. Птушко.
      Не меньшей степени образности  Павлович достигал  при съёмке городских видов. На открытке  «Луга. Собор»(№55- 04) показан  центр старой Луги, сюжет один из часто встречаемый среди  открыток по этому городу. Но Павлович сумел в таком ракурсе и с таким панорамным размахом показать ансамбль двух главных лужских храмов – Воскресенского и  Екатерининского соборов, что Луга  предстаёт здесь  городом с весьма  представительным обликом. Иное впечатление производит открытка «Луга. Старый дом» (.№ 5501). На ней представлен одноэтажный с мезонином особняк, плотно обвешанный вывесками. И всё- таки не внешность этого дома является истинным  содержанием снимка. Павлович  исчерпывающе  выразил здесь сам характер жизни скромного провинциального городка прежде всего за счёт разящего контраста многочисленных рекламных объявлений на стенах дома и окружающего безлюдья, усиленного стоящими в ленивой неподвижности  фигурами то ли грузчиков, то ли приказчиков  В компании с двумя подростками. Это уже не образ города, а, выражаясь в духе писателей – реалистов  19 века, его физиология, острая социальная характеристика.   
      Благодаря Павловичу мы представляем досконально вид лужского  городского  сада ( при совр. ул. Пислегина) с летним театром  Ограновича,  детальный облик Казанской церкви, многочисленные виды рр. Вревки, Облы и Наплатинки, .Штолевского озера и т.д.
         Возможно, А.Н.Павлович снимал виды Луги не только для Красного Креста, но и для частных издательств, например, Р.Лютермана, На это указывает сходство фотографического почерка. В любом случае, вклад А.Н.Павловича  в запечатление старой Луги может считаться поистине замечательным,  достойным  общественного признания.















1. Морозов С. Русские путешественники – фотографы. М.,1953. С.8.
2.  ”Московские ведомости” от 29 мая 1840 г.
3.  Там же.
4.  Носков  А.В. Луга. Прошедших времён перекрёстки. // “Провинциальные новости”,1999 г,               
   № 24- 2002г., №3.
5.  Носков А.В. Материалы к биографии и творческому наследию мастеров видовой
    фотографии С.М. Прокудина – Горского и А.Н. Павловича. // Губерния и северная
    столица .  Материалы первых Губернских чтений, посвящённых 300 – летию Санкт –
    Петербурга. СПб., 2004. С. 19- 27.
6.  ЦГИА СПб, ф.14, оп.3, д.40120, л. 11.
 7. Там же, л. 12.
8.  Там же, лл.13 -14, л.14.
9.  Весь Петербург за  1903 год.
10 .Там же, за 1904 год.
11. ЦГИА  СПб, там же, л.20 об.
12. Там  же.
13. Там же, л. 22.
14. Никитенко Г.Ю., Соболь В.Д. Дома и люди Васильевского острова. М.- СПб., 2007.
      С.410.
15. ЦГИА СПб, там же, л. 29.
16. Там же.
17. Там же, л. 41.
18.Там же, л. 44
19.Материалы по этнографии России. С.Пб. Изд. Этнографического Отдела Русского музея
     Имп. Александра  III. Т.1.1910. Вводная часть. С. XVII.
20. Там же. С.XVI.
21. Установлено Е.Ф.Кононовой по коллекции негативов  РЭМ.
22. Третьяков В.П. Открытые письма Серебряного века. СПб. 2000. Указатель   фотографов.                .     С. 357.
23.  Справочный указатель художественных изданий состоящего под покровительством Е.И.В. принцессы  Евгении Максимилиановны Ольденбургской  Петроградского попечительного Комитета о сёстрах Красного Креста. Пг., 1915, Предисловие к пятому изданию 1911 г. С.XI.
24. Весь Петербург за 1912год.
25. Никитенко Г.Ю., Соболь В.Д. Указ. соч. С. 218.
26.  Весь Петербург за 1913 год.
27.  Там же, за 1915 год.
28.   Там же, за 1917 год.
29.  Сведения из архива Сергея Михайловича Смирнова, заведующего Новгородским
       Историческим музеем. ОПИНГОМЗ, ф. 11, оп.1, ед. хр.21. Приведены по копии  в
       фотоархиве    ГРМ.
30 Порфиридов Н.Г.Новгород. 1917- 1941г. Воспоминания. Л., 1987.
31 Там же. СС.57 -59.
32 Там же. С. 59.
33 Там же.
34 Там же. С.125.
35 Там же. СС. 59- 60.
36 Приложено к копии  в фотоархиве  ГРМ, см. 29.
37 ЦГИА СПб, фю14, оп.3, д. 40120, л.1.
38 Науч. архив ИИМК  РАН, фотоархив, отп. Q727/ 50.
39 РЭМ, отд. фотографии, инв. № : 2313 – 20.
40 Там же, инв. №: 2282-3.