Стихотворная книга Н.Усановой “Внутри”.
О Наташе Усановой я могу говорить только в превосходной степени. Прежде всего, она в свои двадцать лет – уже состоявшийся поэт. Мое мнение может быть субьективным, но то же самое мнение я слышала от Ольги Александровны Фокиной, а также от “продвинутых” приезжих литераторов на недавнем фестивале актуальной поэзии.
Я, конечно же, сужу, как читатель, но я именно зачитываюсь уже вторым Наташиным сборником. У нее нет “проходных” стихов. Каждое – как исповедь. Ее лирический герой на голову выше рядового человека. Он не боится знать правду о себе:
“Ах, березки под небом синим...
Знаю, слышал сто раз уже,
Ты скажи, какие осины
У тебя дрожат на душе?”
Но герой ее не “сверхчеловек”:
“Я пользуюсь званием Божьего сына.
Одно вызывает печальные вздохи:
Я сделан из мягкой, прилипчивой глины.
Всегда оставляю следы на дорогах...”
Меня поразило, что везде, почти везде, она говорит о себе в мужском роде... Вот только один пример:
"Один, замел свои следы.
Я наконец нашел покой.
Стою, счастливый , у воды.
Наедине с самим собой.”
Что интересно, стихи в “мужской” ипостаси – более интеллектуальные, более рассудочные, более философские. Там же, где царствует ее женская природная суть, стихи становятся очень лиричными, глубокими, эмоциональными:
“Тонкая да стройная,
Слабая да гибкая.
К каждому с поклонами,
К каждому с улыбками...
Помню: все хорошие,
Верю: все полезные.
Но кору наросшую
Сдергивать болезненно.
Мне легко в метелицы,
А от весен с грозами
Под корой шевелятся
Слезы – сок березовый.”
Меня восхищает афористичность стихов Усановой:
“Бойся превратиться в лед и снег -
Их весной по слякотям несет.”
“Если выйдешь, каждый шаг туда
Будет превращаться в шаг отсюда.
А о том, что будет впереди,
Не по силам смертному судить...”
“Он родился
В счастливой рубашке -
В смирительной.”
“Он – тот, кто придумал богов,
Но люди об этом не знают.”
“Плод познаний по-прежнему ядовит...”
“Хозяйские законы не писаны котам...”
“Любому системному блоку
По собственной серой мышке.”
“Обручальных колечек ряд
Для меня и моих свобод.”
“Воздух – стихия страха.”
“Душа счастливая слепа,
А книги очи открывают.”
“Бывает, я вижу, как кто – нибудь плачет.
Обнять бы, дать руку... А если прилипну?”
Мне кажется, именно афористичность языка делает стихи уникальными. Ход мыслей в них непредсказуем. И только чувства чуть-чуть зажаты сознательно. Хотя есть природная эмоциональность, даже страстность. В связи с этой страстностью я совершенно не согласна с тем, что в предисловии к книге Наташа назвала себя “Снегурочкой”. Она, скорее, “Тургеневская девушка” - ранимая, порядочная и надежная, глубоко чувствующая. Наташа – очень теплый человек с положительной энергетикой, какая же она “Снегурочка”...