Наталья Усанова

Нина Писарчик
     Стихотворная книга Н.Усановой “Внутри”.



      О Наташе Усановой я могу говорить только в превосходной степени. Прежде всего, она в свои двадцать лет – уже состоявшийся поэт. Мое мнение  может быть субьективным, но то же самое мнение я слышала от Ольги Александровны Фокиной, а также от “продвинутых” приезжих литераторов на недавнем фестивале актуальной поэзии.
      Я, конечно же, сужу, как читатель, но я именно зачитываюсь уже вторым Наташиным сборником. У нее нет “проходных” стихов. Каждое – как исповедь. Ее лирический герой на голову выше рядового человека. Он не боится знать правду о себе:
               
                “Ах, березки под небом синим...
                Знаю, слышал сто раз уже,
                Ты скажи, какие осины
                У тебя дрожат на душе?”

      Но герой ее не “сверхчеловек”:
                “Я пользуюсь званием Божьего сына.
                Одно вызывает печальные вздохи:
                Я сделан из мягкой, прилипчивой глины.
                Всегда оставляю следы на дорогах...”

      Меня поразило, что везде, почти везде, она говорит о себе в мужском роде... Вот только один пример:
               
                "Один, замел свои следы.
                Я наконец нашел покой.
                Стою, счастливый , у воды.
                Наедине с самим собой.”

      Что интересно, стихи в “мужской” ипостаси – более интеллектуальные, более рассудочные, более философские. Там же, где царствует ее женская природная суть, стихи становятся очень лиричными, глубокими, эмоциональными:

                “Тонкая да стройная,
                Слабая да гибкая.
                К каждому с поклонами,
                К каждому с улыбками...
                Помню: все хорошие,
                Верю: все полезные.
                Но кору наросшую
                Сдергивать болезненно.
                Мне легко в метелицы,
                А от весен с грозами
                Под корой шевелятся
                Слезы – сок березовый.”

      Меня восхищает афористичность стихов Усановой:

      “Бойся превратиться в лед и снег -
       Их весной по слякотям несет.”

      “Если выйдешь, каждый шаг туда
       Будет превращаться  в шаг отсюда.
       А о том, что будет впереди,
       Не по силам смертному судить...”

      “Он родился
       В счастливой рубашке -
       В смирительной.”

      “Он – тот, кто придумал богов,
       Но люди об этом не знают.”

      “Плод познаний по-прежнему ядовит...”

      “Хозяйские законы не писаны котам...”

      “Любому системному блоку
       По собственной серой мышке.”

      “Обручальных колечек ряд
       Для меня и моих свобод.”

      “Воздух – стихия страха.”

      “Душа счастливая слепа,
       А книги очи открывают.”

      “Бывает, я вижу, как кто – нибудь плачет.
       Обнять бы, дать руку... А если прилипну?”

      Мне кажется, именно афористичность языка делает стихи уникальными. Ход мыслей в них непредсказуем. И только чувства чуть-чуть зажаты сознательно. Хотя есть природная эмоциональность, даже страстность. В связи с этой страстностью я совершенно не согласна с тем, что в предисловии к книге Наташа назвала себя “Снегурочкой”. Она, скорее, “Тургеневская девушка” - ранимая, порядочная и надежная, глубоко чувствующая. Наташа – очень теплый человек с положительной энергетикой, какая же она “Снегурочка”...