Рецензия на цикл стихов Любови Ивановой Любавы

Марина Беляева
    Перефразируя известное изречение, я могла бы уверенно сказать: жизнь есть любовь. И со мной согласились бы миллионы людей, говорящие на разных языках, ибо трудно найти на  нашей планете человека, хоть единожды не испытавшего  обиды, боли, разочарования в жизни из-за несчастной любви. Если взять стихи, написанные человечеством за все тысячелетия его существования, то большая часть их будет посвящена  любви, причём, любви несчастной. О счастливой любви писать труднее: в счастье ни поддержка, ни вмешательство, ни дружеские советы не нужны. Счастливый влюблённый, боясь сглазить своё счастье, говорит взглядами, жестами. А вот когда любовь  уходит, каждый стремится найти поддержку себе, своему разбитому сердцу. И лучшее, что помогает в такие минуты, это сопричастность и понимание человека, пережившего подобную трагедию. Многие в моменты несчастных любовных отношений прибегают к стихам о любви: кто-то  пытается написать свои первые поэтические строки, которые, кажется, лучше всего могут объяснить и излить горе, причинённое вероломным возлюбленным, кто-то ищет созвучность  своим переживаниям у поэтов.
  В последнее время стихов о любви пишется так много, что можно просто растеряться в их  количестве, разнообразии, литературной и духовной ценности.
  Моё внимание привлекли стихи молодой поэтессы Любови Ивановой - Любавы. Мне кажется, что они не должны раствориться и затеряться в общем многообразии  любовной лирики.
  На первый взгляд, эти стихи традиционны: они в большинстве своём о несчастной любви, о страданиях и боли, нанесёнными изменой любимого человека, о стремлении, если не возродить эти отношения, то пережить боль, выстоять, оставив в сердце  и памяти самое хорошее от прошлой любви.

Знакомый взгляд по фото я узнаю,
Все родинки, морщинки так близки.
И письма раз по сто на дню читаю,
Открытку, что писал мне от руки… ( « Твой голос…»)

               
    Стихи Любавы разнообразны по форме: среди них есть классические лирические размышления ( « Я  к тебе хочу»,  «  Брызги звёзд расплескались по бархату ночи…», «А я опять поверила весне»,  «Май» и др.),  есть мистические  и религиозные сюжеты и образы ( «Я говорила с Богом о тебе», «Остановилось время. Замерла…»), есть стихи балладного типа ( «Русалка», «Ты – не король…») , но все они раскрывают богатый внутренний мир любовных переживаний её лирической героини, перенесшей измену своего любимого. Боль, горе, обида слышны за каждой строкой стихов поэтессы. Однако,  ни в одном из её стихотворений нет истеричного крика, воя, пошлых проклятий и обещаний отомстить за поруганное чувство.

Мой выбор - сердцем, не  людской толпой!
Пускай о камни. Поднимусь. Не страшно.
Открыла мир волшебный я с тобой.
Что не любима - не беда, не важно…   ( « Остановилось время…»)

При всей грусти, присущей этим стихам, они светлы и ярки. Образ лирической героини – образ сильной и решительной женщины, способной и на большое чувство, и на  полное отречение от того человека, который её предал. Но, отпуская любимого, она не проклинает, а прощает его, вспоминая те самые светлые моменты, которые они пережили вместе, и за которые она благодарна ему и по сей день.

Кружили в поднебесном танце птицы,
Нас солнце кутало в свой золотистый шарф,
И губы ворожили на ресницы,
Всю нежность в летнем поле, расплескав.

В душе героини кипят нешуточные страсти, но мы видим перед собой достойную, спокойную, сдержанную женщину, способную пережить утрату и найти силы, чтобы  строить новую жизнь.
По вере воздастся, я знаю,
Все будет, как просит душа…
Из Храма я вышла другая,
На встречу с любовью спеша…  ( « Я говорила с Богом о тебе…»)
  Я познакомилась со стихами из 3-х циклов Любавы «Лето», «Осень»,   «Весна». Надо отдать должное дарованию поэтессы, которая не замыкается в рамках темы несчастной любви. В каждом из стихотворений присутствуют точные и яркие детали описания природы, времён года. Эти образные описания созвучны тем чувствам, которые в данный момент испытывает лирическая героиня.
      Так в стихотворении «Май» этот месяц так похож на бывшего возлюбленного: такой же радостный, праздничный, естественный в своём непостоянстве. Но большая часть переживаний – позади, поэтому и воспоминания лёгкие, нет боли –  только светлая грусть.
Платок лазурный повязав небрежно,
Надев венок из белых облаков,
Рукой погладил всю планету нежно,
Пришел. Влюбил в себя. И был таков!
И совсем другая осень: расставание ещё бередит душу, боль и печаль – главное, что в ней живёт. Отсюда и цветовая гамма наступившей осени.
Цвет пустоты опять меня рисует.
Оттенки серого в палитре у души.
Туманный город по тебе тоскует,
Выводят грифелем  узор карандаши.
Отличительной стилистической особенностью Любови Ивановой является её умение рисовать словом цветные картины, читая её стихи, видишь мир во всём многообразии цвета: индиго и серебро небосклона бархатной ночи, ржавый след листвы под ногами, белизна облаков – пышное суфле, золотистый шарф солнца.
Конечно, в стихах молодого поэта можно найти технические погрешности, неточные рифмы, нарушения ритма. Но не буду судить строго. Тем более что впечатление после прочтения стихов на грустную тему оставляет в целом светлое мировосприятие. Да, несчастная любовь существует, и никто не застрахован от такой любви, но стихи Любови Ивановой дают нам веру, надежду в то, что за любовью несчастной всегда придёт любовь счастливая, надо только верить в эту любовь, в свои силы, и держать сердце распахнутым для любви, добра и красоты.
Мне захотелось крылья отыскать,
Которые внезапно отобрали,
Ночами звезды ясные считать,
В стихи вплетая все свои печали.
Навстречу ветру южному лететь,
Любовью путь твой освещая,
От радости  порхая -  петь,
Грусть и печали напрочь забывая.
Я в сотый раз поверила весне…