Представления славян о Конце Мира

Егор Брацун
 Когда в наше время заходит речь о представлениях тех или иных народов о конце времён, то многие могут вспомнить о самых так сказать известных представлениях, о календаре народа майя, о скандинавском Рагнароке, о библейском апокалипсисе и Страшном суде, или о нашумевшей на весь мир версии о «конце времён» в 2012 году. А как же наши далёкие языческие Предки видели себе признаки наступления последних времён? 
 До нашего времени дошёл стих о «Голубиной книге», книге в которой скрыты все знания о Вселенной и её законах, вековые знания мудрых волхвов. Собственно, какие знания были скрыты в этой книге нам не известно, как говорилось выше сохранился лишь стих. В котором славянский Бог Велес – Волос отвечает на вопросы древнего Бога великана Волота. Вопросы эти о том с кого начался мир, какой город всем городам город, какая птица всем птицам птица. Конечно, эти знания дошли до нас не в первозданном виде, а в христианской перекодировке. О том что это был безусловно языческий рукописный текст свидетельствует хотя бы то что монаха только ознакомившегося с ним хотели сжечь немедля, монаха этого звали Авраамий Смоленский а история эта произошла на рубеже XIII века. В самой книге тяжких грехов только три, вот они: Поношение родителей, блуд с кумой (или убийство – предательство побратима), преступление против плода во чреве женщины, то есть аборт.(1) Заметим что из главных трёх Моисеевых заповедей (многобожие, идолопоклонство, упоминание Бога всуе) здесь нету ни одной. Ещё одно доказательство в пользу языческого происхождения данного письменного памятника.(2) Все три греха по Голубиной книге это безусловно преступления против Родовых устоев тогдашнего славянского языческого общества. То есть преступления против трёх поколений: прежнего, нынешнего и будущего.(3)
 
«Как бы всим грехам прощенья есть;
 Трём грехам великое тяжкое покаяние:
  Кто блуд блудит с кумой крестовыя,
  Кто во чреви симяна затравливает,
  Кто бранит отца с матерью;
  Хоть и есть грехам тым покаяние,
  Приложить труды надо велики
  Самому Христу, Царю Небесному,
  Кто ж охулит Святаго Духа Божия,
  Тому греху нет покаяния
  Ни в сем свети, ни в будущем.»(4)

По мнению историка Д. Дудко, упоминание греха хулы на Святого Духа – есть поздняя христианская вставка. Тут однако, можно предположить что и в славянском язычестве, любая хула на Богов, нарушение данных Им обещаний и клятв, тоже есть тягчайший грех. То есть, к трём основным грехам, которые ведут к концу времён можно добавить и четвёртый, атеизм, или безбожие в обществе. Далее, присутствует сюжет о борьбе Правды и Кривды.

«Кривда Правду одолеть хочет.
 Правда Кривду переспорила.
 Правда пошла на небеса
 К самому  Христу, Царю Небесному;
 А Кривда пошла у нас вся по всей земле,
 По всей земле по свет-русской,
 По всему народу христианскому.
 От Кривды земля восколебалася,
 От того народ весь возмущается;
 От Кривды стал народ неправильный,
 Неправильный стал, злопамятный:
 Они друг друга обмануть хотят,
 Друг друга поесть хотят,
 Кто не будет Кривдой жить,
 Тот причаянный ко Господу,
 Та душа и наследует
 Себе Царство Небесное»(5)

В другом варианте:

«Не два заюшка вместо сходилося,
  Сходилась Правда со Кривдою;
  Кой где бел заяц, тут Правда была,
  Кой гди сер заяц, тут Кривда была.
  Кабы Правда Кривду преодолела:
  При последнем будет при времени,
  При восьмой будет при тысяци
  Правда будет взята Богом с земли на небо,
  По всёй земли, по всёй вселенныя,
  По тем крестьянам православныим,
  Вселится на сердца на тайныя;
  Кто делает дела тайныя,
  От того пойдёт великое беззаконие»(6)

И в другом варианте лаконичней:

«Тут два юноши рубилися,
  Кривда с Правдой сходилася»(7)

Налицо сюжет о конце времён как о великом поединке сил Добра и Зла, который присутствует во многих мифологических представлениях народов Европы и Азии. Так, в общих чертах мы можем показать представления Древних славян о конце времён, дошедшем до нас, однако в искажённом христианском варианте, но несущий и явный след языческой славянской мифологии. Тема изучения представлений славян о конце времён в фольклоре, Былинном эпосе,  Древнерусской литературе и славянской мифологии, требует дополнительного, более обширного изучения.

Примечания.

1.Голубиная книга. Славянская космогония. М., 2008. С. 96
2.Там же.
3.Там же.
4.Там же. СС. 128 – 129.
5.Повести Древней Руси. М., 2002. С. 347
6.Голубиная книга. Славянская космогония. М., 2008. С. 110
7.Там же. С 127