Петербург, я люблю тебя

Наталья Ахмедуева
Как случилось мое знакомство с Петербургом? Оно случилось через человека. Всегда-всегда я знакомлюсь с городом через кафе, ресторанчики, улочки и людей, персоны. У меня есть свой Петербург, но однажды мне захотелось узнать о Петербурге Вашем, мои друзья. Петербург – это что для тебя? – приблизительно так звучал мой вопрос. Меня интересовали геро, события, места, запахи...другими словами все, что могло рассказать о Санкт-Петербурге, и рассказать не шаблонно, не глазами туриста-путеводитея, а людьми, которые не раз здесь бывали или живут. И вот что Вы мне рассказали по интернету (я намеренно оставлю все без редакции, лишь исправлю грамматику, но стиль при этом сохраню авторский):

Марина, 28 лет:

Понедельник, Петербург, здрасти,...работа и пупс в садик, что-то там про клумбы и ты, хлобась на голову, доброго,Наташик, давно не роняла буков в моё задорное, радована и полоски во вне)))) хе-хееееееееей!

Петербург, значит, мммм, может, и с опозданием, но отпишусь...Это дождь и крыши, это дворы-колодцы и бабушки интелегентного масштаба, это Петропавловка в створах разведенного дворцового, это Розенбаум и Александроневская лавра в угрюмости и моховых наростах, это набережные и порт, метеоры по Неве и торосы, ядерные, как от взрывов, на заливе зимой, Петербург это ветер...,это промозглый февральский март и голоса иностранцев в Эрмитаже, Петербург - это звук саксофона в Арке главного штаба, Петербург - это сфинксы угрюмые и трудные, это Кресты, тяжелые и мрачные...Петербург - это фонтаны в сентябрьские листья звонкими монетами, Петербург - это парадная и поребрик, Петербург это трамваи, задумчивый смог, это серый, фиолетовый, синий, это запах горящих листьев в осени, это табак и горсть вишен с горечью косточки, это черно-белые наброски звучащего Невского, это сдержанность и франтовский размах в ногу, Петербург - это Петр и клавесин у памятника Крылову в Летнем, это путаница плюща в решетке Летнего сада, вот что такое Петербург!

Лена, 26:

Вопрос конечно не простой...попробую ответить.
Когда говорят Питер, я представляю себе пересечение Невского и канала Грибоедова. Не знаю почему. Имена моих питерских друзей. Иногда скучаю по этому городу, иногда он мне совершенно безразличен. Бывает у меня такая - "питерская тоска", когда хочешь сейчас оказаться там, в сию минуту. В таких случаях помогает "Налетела грусть, тож пойду пройдусь..."(с)

Полина, 29:

Наташа, Петербург ассоциируется у меня с любовью и друзьями: вот тут мы гуляли, вот тут он/она жил/живет, вот тут пили кофе/ели и т.п.

Там, где были испытаны сильные эмоции: сначала это были спальные районы, где я жила, училась и дружила.

Сейчас - центр. Особенно после забега "Женская десятка", очень долго потом мысленно вспоминала "вот тут я бежала". Как-то так, наверное )

Наталья, 27:

Петербург… он мокрый, как волосы белого человека, как блондина. Петербург не может быть брюнетом. Ни в коем случае.
Он - затуманенный. Как-будто накурили в комнате. Ты делаешь шаг вперед, шаг назад - и ничего не видно.
Он не острый. Он - не острие ножа. Он - если хочешь, тупой нож. Его давишь в кожу, а кровь все никак не пойдет. Становится просто больно. Но не шокирующе. Никакого шока. Тихая и тупая боль. Но быстро проходящая, сию минутная.
Еще Петербург - это кран. Ржавый и старый кран. С большой круглой ручкой. Даже не ручкой, а с колесом. Или колодец!!! Точно! Петербург - это бездонный колодец. С огромным количеством утонувших в нем людей. Одни и те же лица падают туда ежедневно….

Алексей, 33:

Шнур, Крондштадт, архитектура, Петр 1, туман, Розембаум, холодно, сыро, каналы, речные трамваи, Пулково, город герой, собор Петра и Павла, белые ночи, Эрмитаж, кунсткамера, Нева, Исакиевский собор, Петергоф, Марсово поле. Скорее всего для меня, город  - большой музей архитектуры. Вся европа строила. Война, немного революции.
То, что я увидел и каким я его увидел, немного разочаровало, я представлял город более интелигентным что ли, но такова жизнь, все меняется, Киев тоже меняется... и люди становятся хуже.
Отличный от Москвы, утонченней.

Константин, 27:

Эх, попробую. Санкт-Петербург - город, живущий прошлым, упивающийся славой бывшей имперской столицы. И поэтому ревностно хранящий до последнего булыжника, до последнего кирпича все, что напоминает ему о ней. Но за роскошными фасадами царской столицы, как за картонными декорациями - серый , сырой, настоящий Питер (не Петербург). Город непритязательных людей. Город меланхоликов, где можно плыть по течению жизни вместе с миллионами остальных. Наверное, это все.

Рита, 32:

Он черно-белый. Туманный.
Как старая кинопленка. Потертая. С помехами. Рябь.
Питер это моя любовь.
Места: мойка, фонтанка. Чернышевская-пл.Восстания. Московский вокзал.
Я люблю утренний город. Холодный. Спокойный. Спящий. Незнакомый. Но такой свой. Настроение особое.
Ассоциация - пробуждение. Кофейня в 6 утра. Это мое самое лучшее воспоминание. На Невском в кофейне утром в 6-5часов, когда все только просыпалось. Второй этаж. Столик перед окном. Мы с Анькой пьем кофе, курим. И говорим-говорим..говорим..
Черт! Питер - это влюбленность. Любовь…
Я люблю его...

Татьяна, 29:

Ой, конечно, как ни банально. Ой. Такой вопрос. С чем то для меня очень позитивным. У меня там (в Питере) живут очень хорошие, близкие друзья. Вот для меня Петербург - это прогулки с друзьями или в одиночестве. Но такое какое-то хорошее одиночество. Хорошие книжные магазины. Кофейни самые разные. Невский, конечно, как для всех туристов как ни банально.

Елена, 25:
Особенный город, нет... даже не город, а мир... черно-белый.. в красках, только, когда любишь, именно любишь, а не просто влюблен...
Музей Набокова - бабочки на стенах, нарисованные от руки, атмосфера длинных набоковских предложений.. Стиль жизнь - неторопливо, спокойно, думается, что это связано с изгибами каналов, с Невой... Крыши, на которых я еще не была - полет, руки вразлет, дышать и видеть сверху... а еще обязательно сидеть на травке в садах, где царит восемнадцатый век... это первое, что вот пишется у меня, Натали, о Питере.

Катя, 27:

Мне страшно тебя разочаровать, но я только открываю его для себя. Я сначала долго жила на севере Карелии, потом уехала на ее юг так сказать, в Петрозаводск, учиться. И вот только эти полгода мы с Петербургом знакомимся. Потому наверное все моё тут еще впереди. И ассоциации.. а пока только запах метро, речной трамвайчик.. свежие огурцы на Марсовом поле. Фотовыставки черно-белые.

Алла

Я не могу привыкнуть к этой красоте, к этой потертой роскоши. К тому, что вот прямо сейчас я могу встать и поехать на Невский проспект. И пить там кофе.
Не могу привыкнуть к питерскому небу. Оно всегда разное, и его всегда много. Мне нравится, когда над городом висят тяжелые тучи с залива, и сквозь них в дырочку светит солнце. Прохожие сразу начинают улыбаться. Иной раз иду, смотрю под ноги, и вдруг поднимаю голову - небо! Огромное и так близко! И дома прижались друг к другу, и на углу играет скрипач. Или саксафонист. Или тот парень, что исполняет классические произведения на бокалах, наполненных водой. А все стоят и слушают, как дети, с открытыми ртами. Тут меня накрывает - я в Питере!
А пышечная на Большой Конюшенной. Здесь все, как в детстве-кофе со сгущенкой в керамических стаканчиках, вместо салфеток - нарезанная бумага, и очень вкусные пышки в сахарной пудре на блюдечках с голубой каемочкой.
Я так люблю этот город. Мне хочется обнять каждый из тополей, уцелевших на канале Грибоедова, заглянуть в каждый двор. Я замираю, когда вечернее солнце попадает в стеклянные шары фонарей на Невском.  Я неравнодушна к гладким колоннам, к мраморным львам, к гранитным ступенькам. Этот город - лучший.

Александр, 23:

Петербург - как город: каналы и набережные, большой большой центр, для меня самое центральное место в Питере - площадь Белинского. Куда бы я ни шел ночью или днем все время вокруг Белинского, пешие прогулки, комисионки, новая Голландия - хочу туда заплыть,

лица - да никаких лиц, в основном современные герои, у меня сейчас в компании все зудят про Ласточку, с другим Питер у них не ассоциируется, все так стремятся туда на выходные )
События? 300 лет назад правил Петр и сейчас на разных уровнях отмечают трехсотлетие его решений ))

Лена, 23:

"Ну вот, все понятно - петербург - дворы колодцы - аквариум - грибоедов" - это как стёб корнеева над приезжими которые хотя смореть стандартные вещи )
Питер - одно из самых красивейших мест и любимый город.
Какой он?.. Да разный и противоречивый: величественные архитектурные сооружения, соседствующие с пошарпанными дворами-колодцами; красивые парки и заброшенные пустыри; огромные пустые пространства Юго-Запада и скученность Васьки, богачи на Лимузинах и нищие на папертях, неофашисты на Площади Победы.

Мой друг:

Питер - это ликующие толпы после очередной победы Зенита; круглогодичная осень с проблесками зимы и лета; аромат корюшки...
Но прежде всего это, конечно, любимейшие места, и их очень много: Исаакий, Казанский собор, Дворцовая площадь, Петергоф, Марсово поле, улицы в историческом центре города, Эрмитаж, парки, театры, мосты, Стрелка... за 14 лет я так и не налюбовалась его красотами.
Питер в лицах - это Фрейндлих и Боярский, Пеотровский и Гергиев, Друзь и Аршавин, Кинчев и Ростропович, Путин и Нагиев, Плющенко и Спивак, Олейников и Стоянов, это все те люди, которые меня окружают и которые мне близки
Питер в именах - это Петр I и Ленин, Иоанн Кронштадтский и Ксения Петербургская, Клодт, Росси, Бенуа, Растрелли и Трезини, Стравинский, Лихачев и Бехтерева, Ахматова.
Питер в событиях - это Белые ночи, Алые паруса, парад Победы, салюты в Приморском районе...

Лена, 26:

Peterburg dlja menja ka muzhchina s trost`u 18x stoletii, chasto bivaucshii v toske, v ygrumosti. no solnechnoe nastroenie kasaetsja ego tak ge chasto kak i splin..on stepenen, netoropliv za progressom, no pri etom imeucshii vse ystroistva, neobxodimie dlja zhizni.
on mnogolik, i on vsegda chernobel.
Mesta. mmm..v Peterburge kaghdii zakoylok ochen piterskii, ti znaesh, i velikolepie dvorcov, nabereghnix i kolichestvo malen`kix ylochek, i zatxlost` starix dvorov - vse eto o pitere..i v etom ves` on.
A vot ludi zdes` chasto seri. i ochen` mnogo spokoistvia, dazhe tixogo bezrazlichia na licax. na chasto vospitannix licax.
oni chasto ni kuda ne speshat, prosto plivyt po etomy mnoghestvy kanalov.

Алиса, та, что Блок:

Питер - это что-то неуловимое, недосказанное, недовыраженное, то недо, которого у тебя никогда не будет, хотя очень хочется. Его, как самой любимой женщины, никогда нельзя касаться, в смысле, что не надо пытаться вывернуть его наизнанку, чтобы понять, что оно такое... Иначе очарование исчезнет, а вопросы так и останутся вопросами...
Питер - это часть твоего собственного паззла... Всегда не хватает какого-то кусочка небо, чьего-то лица... И только когда приезжаешь, понимаешь, что вон оно - недостающее...
И, наконец, Питер - это город крайностей: самых острых эмоций, самой крепкой смеси счастья и горя, город гениев и самоубийц, дождя и солнца... Его лопаешь ложками или осторожно пробуешь на язык, но это всегда по-новому и по-особому. Нет Питера вчера или завтра, есть только сейчас, потому что для сейчас вчера и завтра это был какой-то другой город, а он есть вот только именно в эту секунду...
И еще это то место, возвращаясь куда, я могу сказать: Я вернулась домой


Лена, 24:

С Петропавловкой, набережная под Сеной в солнечный теплый осенний день. пески петербурга (это БГ или Науменко? забыла...с ними обоими). серебряный век - воспоминания Ирины Одоевцевой "на берегах Невы". Хождения по мукам, первая часть, Дашины воспоминания, предчувствия революции. Исакий в апрельский пасмурный день - пусто, сумеречно, мокрый снег после тепла. Сенная-садовая в жаркий день…
Виктор, 30:
Лица и имена - Блок, Белый, Ахматова, ученые-биологи, деятели серебряного века, Петр первый, БГ, русский рок.

События и места - революция, бунт, восстание, андеграунд, экспериментальное искусство, поэзия, необычный угол зрения, архитектура, смесь стилей, между Европой и Россией, широта и простор, далекие горизонты..

Питер - он сам по себе, он город со своим сознанием, люди ему не мешают, он живет.

Мой друг:

Естесственно, первое имя, которое пришло на ум - Петр наш великий!, потом все наши писатели - пушкин, блок, достоевский, гоголь... (это насчет имен).
Если брать в общем - мосты, каналы, нева, приветливые горожане, нескончаемые лабиринты уникальных питерских дворов, и неисчисляемое количество дворцов, среди которых обязательно должен быть самый любимый (у меня михайловский).
как студент и представитель молодежи заявляю: Питер - клубная столица!, люди все творческие и самые продвинутые тянутся в Питер, здесь они могут в поной мере проявить свои таланты ничего не боясь, всегда зная, что на каждого найдется свой поклонник, в моем случае - это электронная музыка, рейвы, сейшены, и, конечно, прородитель клуб "туннель".
Вот мое мнение. Обожаю Питер, так что ответила с полной душой!

Мой друг:

Петербург - это маска, у которой пол-лица улыбается, а другая грустная. Это черно-белая фотография, город контрастов... С дедушками-бабушками, которые, улыбаясь гуляют по паркам под ручку, с взвизгивающими от переполняющих их чувств детей на игровых площадках, со смешными подростками с непонятной, такой вроде нешуточно серьезной, но такой наивной субкультурой. Вечно бьющий ключем водоворот событий, не дающий передышки на Невском, но, как только завернешь за угол - вот она, площадь Искусств: тишина и покой. Это милые кафешки и жуткие рюмочные, это ошеломлющие фасады, но гадкие подъезды.. Калейдоскоп людей и жизней - вот что для меня Петербург. И как только ты становишься его частичкой, как только примешь его, целиком, с "черным" и "белым", нельзя уже будет разлюбить его, нельзя будет забыть и расхотеть жить в нем.

Мой друг:

Казанский собор, Невский проспект, мосты, Нева и запах метро...))
Сначала нужно оглядеться, вдохнуть прохладный, свежий воздух. Улыбнуться городу. И тогда он улыбнется в ответ...
Дорога открыта – пешком – по ярким улицам, туда, где светит солнце.
Пусть немного холодно, это не имеет значения – потому что приезжая в этот город, забываешь о каком-либо дискомфорте.
Очутившись на Неве, невозможно удержаться от восторженных слов и улыбок: синяя-синяя вода, горизонт, бледно-голубое небо, ветер, дарующий свободу...
Вечерний город полон огней и миражей, которые появляются здесь с приходом темноты...Остановишься, рассматривая какое-то здание, и на миг ощутишь: словно не машина проехала по дороге, а – карета. Не человек в пальто прошел мимо, а – элегантный мужчина в смокинге и с тростью...Миражи...Волшебство...Сказка...

Витя Штерн:

охта-бродский
кресты-ахматова
центр и ВО-гребенщиков

питер - большая, волшебная, светлая, харАктерная коммуналка

питер которого не стало - сенная
питер в будущем- спортивная и далее по ветке

питер надежда- приморская-ветер всех мери-поппинс-на-свете

воздух, запах, осень
зелень,камни, лето
пыль, трамваи, весна
оттепель, лыжи, зима

всегда свечи на окне
главные слова- тепло, воздух, камни, голоса, отстраненность, букинист, книги, музыка, петроградка. вот)

Кристина, 30:

Ну, во-первых, Петербург - это город порт, я к своему удивлению, поняла это не так давно))) Город, который задумывался как порт. Я воспринимала его как просто красивый город, а у него есть назначение. Город свободных нравов и терпимости ко многому , т.к. с самого начала образцом для его создания были города более высокой гражданской организации ( голландские, например), а не наша тогдашняя азиатская костная сущность, которая, кстати, так и осталась основой в Москве, потому мне здесь и так плохо, т.к. чинопочитание и деньги здесь важнее чем сам челове и его таланты. А в СПб Петр сразу ввел ассамблеи, правила поведения на которых тебе известны)))Там запросто можно было пообщаться с власть предержащими и человека замечали за его таланты, за предприимчивость, в Москве - это недостижимая привелегия. Кроме того, сама закваска СПб совершенно иная. Это с одной стороны в основном простой народ, который строил этот город, с другой иностранцы, которые приехали с целью, поработать, что-то отдать от себя, в основном прогрессивное, архитекторы, которые имели возможность творить и мыслить масштабами, как, например, Карл Росси, который прославился своими проектами, выражавшимися в архитектурных ансамблях, а не в отдельно взятых зданиях. Люди получили возможность, мне кажется, как бы начать с нового листа, и сразу с более цивилизованного, без камней пережитков этих азиатских. Полет был, понимаешь!

Лилия, 28:

Петербург для меня… Когда-то давно моя подруга была влюблена в Питер, а я в Москву. Она собиралась жить в нем, а я постоянно лелеяла мечту перебраться в столицу. Прошло немного лет и вот я живу в Питере, а она в Москве) и каждая из нас довольна своим выбором. Питер впервые показал мне себя во всей красе: раннее утро, Невский, залитый летним теплым солнечным светом, машины, поливающие проспекты, ни одной души на улице. Я не могу сказать, что я влюбилась или что влюблена сейчас. Мне нравится жить здесь. Вдруг, проезжая мимо Исакия, понять, что ты абсолютно счастлив именно в этом городе. Просто счастлив. Именно здесь.

Наталья, 27:

Любовь к Петербургу рождалась во мне не сразу и не вдруг. Приехав в 16 лет в Петербург на 8 марта, я зареклась никогда не вернуться. Было холодно и мрачно, дул ледяной ветер, птиц над Невой сносило ветром, они совершенно выбивались из сил, в попытке перелететь с одной стороны города на другую и сегодня я вспоминаю эту картину как притчу, изученную до неряшливых дыр. В следующий раз я приехала в Питер летом. И это была абсолютно противоположная история: светило яркое солнце, разноцветные домики, улыбающиеся вокруг люди, кофейни, бокал вина там, чашка чая здесь, и все счастливо, искрится. Так и остался Петербург половинчатым: я разделила его на зиму и лето как два полюса разных города: любимый и не очень. Уже 1.5 года я живу в нем, моем и не моем Ленинграде. Вглядываюсь в лица, все меньше оглядываюсь на погоду. Гулко пробегаю по коридорам Ленфильма, нежно оглаживая рыжего пса (на Ленфильме живет много животных, кошки собаки, котята, семьями), бегу мимо кофе-хаусов и прочих сеток (не люблю сетевиков), спешу в блек энд вайт или старый Тбилиссо, люблю и холеные, лощеные, «московские» рестораны с выправкой, любуюсь Мариинкой, упиваюсь театральными фестивалями, пользуюсь контактом.ру и благодарю Павла Дурова, петербуржца, к слову. Каждое утро выглядываю в окно сонного фиолетового Питера, окидываю взглядом крыши: красные, серые, зеленые; слышу крик чаек и думаю о нежданном -негаданном компромиссе между невозможным в центральной полосе России море и моей, казалось бы, невозможноутопической жизни у моря, а тут вот оно как – живу. Сажусь на плот у батискафа, глотаю редкое звездное  небо, сушу ботинки, откапываю машину  ежедневно от питерской грязи, люблю «фрикадельки», особенно в преддверии Рождества и особенно на  ваське; безмерно обожаю васильевский остров, наглядеться ли возможно, знакомиться с людьми прямо на улице, немного которые "того самого" для других. Так познакомилась с 2-мя ветеранами, что поют возле Спаса на Крови, шикарнейшие люди. Даже то, что в городе то весь день темно, то весь день светло – прекрсно - театр на воде, какова драматургия света! Мой Питер – это город чаек, морского запаха и шикарных людей. Блокадников, тусовочной молодежи, творческой интеллигенции, многих других, глазастых, ухоженных, взъерошенных. Нет снобизма, люди-шик, вот что такое  Ленинград, Петербург, город великого Человека и великих людей. Я писала о Питере много, но вот сейчас попробовала от сердца, что хотела кратко сказать. Очень коротко о главном для меня в Питере, о людях, о городе, о себе и о Вас, мои дорогие.

Он-лайн интервью считаю состоявшимся. Если у кого есть что добавить – я только за.