10. третий день путешествия

Константин Смольников
ТРЕТИЙ ДЕНЬ ПУТЕШЕСТВИЯ.

Три дня предпринимались неудачные попытки открыть двери. На коротких остановках никто не проходил мимо их состава, и не было случая обратиться к кому-либо за помощью. Казаков утомил электрический свет, хотелось распахнуться на обе стороны товарного вагона, и получить возможность любоваться природой, насладиться солнечными днями последнего месяца лета.
Открытые люки под потолком давали недостаточное количество света, и лишь пропускали внутрь немного свежего воздуха с запахами хвойных лесов, влажного и не приносящего даже иллюзии студености ветра со стороны проезжаемых рек. Иногда к путешественникам залетали в гости аромат скошенных трав и дымно-мазутный коктейль мелькавших полустанков.
Узникам вагона пришлось набраться терпения и надеяться на помощь извне на ближайшей станции, где остановится состав. Роман Цыганков на третий день вызывался вылезть из люка и на ходу поезда открыть запоры, но казаки не позволили ему так безрассудно рисковать своей жизнью.
Медленно тянущееся время путешествия тратилось на еду и разговоры. Приготовление горячей пищи на газовой плитке наполняло тесное помещение духотой. Всем пришлось обнажиться по пояс и прибегать к обтираниям влажными полотенцами, благо запас воды был достаточным.
Маллинз ожидал, что казаки будут пить водку каждый день, и он проведет две недели в обществе хмельных русских. Опасения его не оправдались, и он с удовольствием принимал посильное участие в приготовлении еды и бесконечных беседах о возможных маршрутах экспедиции и предполагаемых сложностях пути. Эти беседы пополняли его словарный запас русского языка, и он заносил в свой блокнот новые слова и их значение.
По расчетам Тимофеича они должны были уже ехать через Уральские горы, но гор не было – поезд ехал по тайге. Пришли к мнению, что предгорья Урала увидят на следующий день и успокоились.
При обсуждении проблем предстоящей экспедиции, которые обязательно должны возникнуть в глухих местах заполярья, прорабатывались разнообразные маршруты. Путь предков Царикова - зимой от Якутска, через тайгу и горы к истоку реки Индигирка, а потом по замерзшему руслу до Момского хребта был отвергнут еще в Москве. Было принято решение, используя современную ситуацию и возможности транспорта доставить груз экспедиции как можно ближе к месту назначения. Он состоял из двух современных минидраг для промывки золотоносного грунта, восьми бочек с горючим, двух разборных домиков, оружия и прочего необходимого инструментария в виде лебедок, плотничьего и шанцевого инструмента. Значительный объем составляли палатки, сезонная одежда, продукты питания. Для перевозки этого добра в вагоне под ящиками и тюками покоился легкий вездеход и грузовые нарты.
Во Владивостоке планировалось загрузиться на судно и прибыть на нем в Магадан. Из Магадана грузовиками перебросить оборудование и имущество экспедиции до города Сусуман. До него была неплохая трасса длиной около тысячи километров. Предполагалось, при удачном стечении обстоятельств, на грузовиках продвинуться за Сусуманом еще севернее на триста километров и организовать базовый лагерь в одном из заброшенных поселков старателей между горными хребтами Черского и Берелёх. В лагере дождаться зимы и твердого снежного наста и только после этого отправиться на вездеходе дальше на север. Пересечь хребет Черского через удобный для техники перевал Тынгичан. От него до места назначения было уже близко – не более трехсот километров. Достигнуть предполагаемого местоположения прииска, оборудовать второй лагерь и за зиму доставить из базового лагеря оставшееся имущество и оборудование, чтоб весной начать работу.
Этот маршрут был понятен, и после обсуждения альтернативных вариантов, был принят почти без возражений.