Васильки

Лев Третьяков
    Лето было жаркое, за деревней искупались в реке Медведица и сходили за черникой, которой было видимо-невидимо в сосновом бору. Собирали грибы и малину.
    Посматривали на окна красивого карельского дома над рекой, в котором жил Тарасов-местный егерь.
    Я хорошенько попарился в этот субботний банный день, напросившись в баню  к одному из местных карелов.

    Когда вдоль реки все дружно топили баньки по-черному, над их крышами стелился дым, выбиваясь изо всех щелей. Это горели поленья, раскаляя на камнях-валунах чугунные котлы с водой.
    Время от времени из близкой речки хозяева носили в этот пыл-жар ведра с холодной водой, сливали во второй, запасной котел и остатками холодной воды окатывали себя с неимоверным наслаждением.
    К вечеру, в протопленную, проветренную от угара, баню первыми идут женщины карелки, а потом мужики. Иногда молодые пары моются вместе.
    Моются долго, наслаждаясь парком и ведя веселые беседы. А когда от жары и угара становится невмоготу, несутся голиком к реке, с криком и визгом  бросаются в холодную воду, а потом снова в баньку, где хлещут друг друга вениками, подставляя все больные и натруженные места.
    После этого с полотенцами сидят в предбаннике и с наслаждением пьют квас, ну а мужики, что покрепче тянут самогон. Вокруг от копоти черным-черно, и только мытый мужик белый до неприличия.
 
    Деревня Васильки запала мне в душу. Я загорелся построить именно здесь охотничий домик.
    В сорока километрах от Лихославля, на отшибе от больших дорог, с хорошим асфальтовым подъездом, огражденная со всех сторон крепким тыном, забором из трех жердей и воротами, эта деревенька из 46 домов сразу очаровала нас.
    Еще издали при съезде с косогора она казалась неприступным древним крепостным сооружением. Справа вдоль реки виднелись курганы татарского происхождения, высотой около 5-8 метров, насыпные. Их было всего 12 больших и поменьше. На них уже давно выросли огромные сосны толщиной в два обхвата которым было не менее 200 лет. Проводили раскопки, находили ржавые ятаганы, По рассказам сторожилов все, кто пытался потревожить покой старых курганов, в дальнейшем скоро расставался с жизнью.
   
    Деревня расположена на высоком песчаном берегу реки Медведицы, окаймлена лесным массивом, на сколько хватает взгляда.  За голубой гладью воды на противоположном берегу буйно растет черемуха, а чуть подальше возвышается над песчаным откосом  сосновый душистый бор, переходящий глубже в строевой  еловый лес,  на мягкой подстилке которого  редко виднеются кучерявые заросли малинника. 
    Реку у края деревни разделяет небольшая плотина из больших валунов и двух переброшенных на другую сторону бетонных жердей, на которых раньше стояла мельница.
    Уютно и свободно расположились на  склонах плодородной земли большие почерневшие от времени чухонские дома. Дома эти с высокими подвалами  возвышают стены и окна и огорожены заборами заднего двора с огородами. Перед окнами аккуратным   полисадником  размещен яблоневый сад.  Вся деревня покрыта зеленым ковром травы, пощипанным барашками,  на котором  как узоры выделяются песчаные тропинки. Все это создавало желанный деревенский уют.
    Нередко лошадиная упряжка, запряжённая в телегу летом или в санные полозья зимой. Да редкий трескучий трактор создавали жизнь этому деревенскому укладу.  Зимой заготовка  отборного леса под лицензию и без нее дается крестьянину для строительства срубов, банек и домов, которые рубят тут же на полянах деревни.
    Посоветоваться с жителем Тарасовым – охотоведом  и интересным человеком, как подсказал мне председатель совхоза в районном центре Толмачи, не получилось.  Случай такой представился не скоро. Почти 2 года я не был в тех местах.

    Приехал полюбоваться Васильками только в 1993 году. Два мужика – карелы, говорившие по-своему, сидя на бревнах, предложили мне купить сруб бани, сделанный Санькой Власовым:
    - Продаст недорого.
    - Надо взглянуть. – Посмотрели, поторговались с Сашей.
    - Где поставить?
    - На берегу найдется и место для нее. Вон, огород пустует Генкин, там и поставим, а оформит Сашкина сестра  Анастасия в сельсовете.         
 
    Вот и пришлось разыскать Станислава Васильевича, посоветоваться. Познакомились, обещал помочь.
    А потом, когда подружились, не один раз вместе выходили на охоту на зайцев, рябчиков, лисиц, волка, диких кабанов и лося.

    Санькина банька была мне низковата, поэтому договорились сруб приподнять на два  толстых бревна снизу, одновременно раму сделать  с выбросами под веранду с общей крышей.
    Место установки выбирали всей деревней: мужикам не терпелось выпить.  Среди советчиков рассудительностью и степенностью  выделялся  коренастый карел  в пышной и седой бороде – Валентин Шувалов. Вокруг него  неотступно вертелась красивая и мощная овчарка Тарзан.
    Валентин согласился сделать сруб и веранду, печь и крышу из жести. На откосе  берега, спускающегося к травяной скошенной лужайке у реки  тракторист выровнял просторную площадку под дом и разместил большие валуны под фундамент.


   Сруб перебрали и установили на фундамент на лесопилке в деревне. Я заказал Василию Ивановичу доски на ригеля и обшивку. Бригада из трех человек сделала дом весной. Летом  мы его уже обшили вагонкой  изнутри  и обживали. С веранды, остекленной с двух сторон, открывался изумительный вид на речку Медведицу и сосновый бор. По словам старожилов раньше в этом месте был звериный брод. Так что теперь можно было бить зайцев прямо через форточку .
    Перед домом получилась ровная, зелёная площадка – полисадник. Вокруг дома Валентин поставил новую изгородь из 3-х жердей, калитку для крыльца и ворота для въезда машины. Землю вокруг дома взяли в аренду. Внутри большой комнаты, за печкой-лежанкой, изготовили широкий топчан, столик и вешалку. Кухня оборудована столом и полками в прихожей  - инвентарь и раздевалка. Самое светлое помещение веранда остеклована витражами. Стоит стол, диван и стулья. Хозяйка украсила окна занавесками и превратила веранду в приёмную для гостей. Вот теперь можно обмыть веранду.