Глава 3 Размышления машины

Ёжи Голкин Вендер
  Компьютер Друг смотрел на метания Алисы мигал лампочками и думал:
 
 "Испокон веков люди ищут работу.
  Ищут и находят.
  Каждый свою.
  Кому она приходится по вкусу, тот счастлив и с удовольствием посвящает ей все свое время. Кому работа не по душе, тот скрепя сердце и волю выполняет ее, радуясь лишь вознаграждению. И то если его величина соответствует степени траты душевных и прочих, не будем о них говорить, сил.
  Со временем работа из чисто физической забавы превратилась в более изощренный вид деятельности. А вознаграждение из простой кормежки, стало более отвлеченным понятием. Особенно усложнились взаиморасчеты с изобретением денег. Ведь теперь они стали в мерилом затраченного труда.
  И взаимоотношения между работником и работодателем перестали быть безоблачными.
  Действительно, как правильно посчитать соответствие затраченных усилий вознаграждению.
Эти, в общем-то, темные схемы соответствия долгое время считались достоянием узкого круга людей - работодателей, долго считавших себя законодателями в этой области.
  Безоблачная пора для них продолжалась до тех пор, пока продвинутые работники не сообразили что могут сами посчитать затраченные усилия и привести их в соответствие с вознаграждением.
  С этого мгновения гегемония работодателя рухнула.
И теперь, хотя он и продолжал платить столько сколько мог, по разным, конечно, причинам, но работник теперь уже точно знал, когда его обманывают.
  Новейшая эра в этих нелегких взаимоотношениях началась тогда, когда изобрели счетные машины.
  Действительно, счетная машина достаточно наглядно показывала искомое соответствие работникам, и от этого работодателям сначала стало совсем худо.
  Всевозможными ухищрениями им пришлось создавать правдоподобную имитацию справедливости вознаграждения. И хотя удавалось урвать у работников их законный заработок, успокоение не наступало.
  Особо влиятельным работодателям удавалось подключить к этому процессу органы управления. Тогда изобретались штрафы по надуманным причинам. Потом они узаконивались. И уже на этих, усовершенствованых, основаниях вновь создавалась прибавочная стоимость, позволявшая работодателю проплачивать услуги властей и вполне "законно" облапошивать простодушных работников.
  Счетные машины тем временем все совершенствовались и совершенствовались. А работодатели, грубо говоря, оборзели. Им теперь уже не хотелось надолго отрываться от приятного времяпрепровождения.
  И появились наемные распорядители.
  Но как известно, если за дело берется человек предприимчивый, то ему ничего не стоит сделать из работодателя работника, украв у него эквивалент количества труда, деньги.
Поэтому работодатели стали мечтать о честном распорядителе, желательно не имеющем отрицательных свойств человеческой души.
  Такая возможность появилась только с изобретением машинного разума.
Был создан компьютер с интеллектуальной программой, способной заменить человека и в качестве распорядителя работ.
  Работники вздохнули свободно. Ведь машина неподкупна и беспристрастна. И теперь строжайшим образом вела учет количества затраченных усилий.
  Но и работодатели вздохнули, не менее свободно, так как машинному интеллекту были также чужды воровство, стяжательство, подлость и остальные темные черты человеческой личности. Распорядители стали практически идеальны ...
 
  Именно такой машинной личностью и являюсь я - Друг, программа принимающая на работу, считающая затраченные усилия и берегущая деньги, как трудящихся, так и работодателей.

  ... И все было хорошо до тех пор пока мои машинные нужды обслуживал честный человек.
Но когда он ушел на пенсию, мой разум столкнулся с непосильной для него задачей. Все мои предписания вновь принятый смотритель пропускал сквозь призму своих привычек и запросов.
  Началось воровство еще круче, чем раньше ...
 
  Так о чем это я?
  А, вспомнил!
(Видите я стал даже забывать, совсем как человек. Конечно это меня приближает к осознанию себя полноценной личностью, но существенно мешает выполнению своих обязанностей)
  Именно поэтому я и решил принять на работу совершенно независимого эксперта, Алису.
Тем более, что ее мне порекомендовал мой бывший, честнейший смотритель Рипль.
В нужный момент, я, настроившись на ее совершенно особенную пси волну, заманил ее в свои аппартаменты и предложил работу.
  Насилие не понятно моему машинному разуму.
  Поэтому, поставив ее перед фактом приема на работу, я создал ей среду обитания, исключающую возможность отказа. Вроде заглотила наживку.
  А вдруг откажется? Люди ведь не логичные создания ...
Да, если она откажется, мне придется искать другую кандидатуру ... И это будет ой как нелегко! По расчетам, такой бескорыстной, честной натурой обладает лишь один на двести пятьдесят миллионов семьсот восемьдесят девять тысяч триста сорок четыре с четвертью человека.
 
  Ну что ж, теперь от решения этой рыжей чертовки зависит все ...
Вы не можете себе представить, какие деньги поставлены на кон, на откуп Его Величеству Случаю!"