О Боге

Сергей Балдин
- Пётр Данилович, вы в Бога верите? Такого, который в церкви… Доктор оторвав взгляд от шахматной доски, внимательно и достаточно долго посмотрел на меня поверх очков. Сделал ход, взял свой стакан в подстаканнике, помешал задумчиво ложечкой чай и спросил: - Что это за интерес у тебя, Алёша?
- Да так… Вспомнилось. Рождество ведь…
- А ну, давай выкладывай, о чём ты там размышляешь…  Отодвигая доску с фигурами приготовился он слушать. И мне ничего не оставалось, как поделится своими раздумьями…
Однажды, как обычно, мы всей семьёй отправились на Рождество в церковь. К вечерне и на всенощное бдение. Морозно, нос и щёки пощипывает, снег под ногами резво скрипит, у всех румянец, настроение радостное… Деревянная, заснеженная церковь, оконца уютным светом светят, народ на лестнице толпится, все нарядно одеты… Хоть бери и этюды пиши… Внутри народу – не протолкнуться. Разные лица, разные характеры, кто-то уже под шафе  что-то громко обсуждает, бабки на них шипят, кто-то крестится на иконы, кто-то свечки ставит, служки сквозь толпу пробираются… Царские врата и алтарь красиво убраны еловыми ветками, позолота иконостаса блестит от света свечей…Всё торжественно и благообразно…  Праздник. Все ждут Рождества.  Долго я об этом рассказывать не буду, так, некоторые фрагменты… Как служба началась, как в нетерпении некоторые вперёд проталкиваются… Для чего? Чтобы видно лучше было? Вы на спектакль чтоли пришли? Чтобы ближе к Богу быть? А зачем других отталкивать? Как причастие принимают,  тоже  боясь что им не хватит, что мимо обойдут…  И вообще никогда не понимал этого обряда… Как можно есть тело Христово и кровь  его пить? Дикость какая-то… Ведь не каннибалы же… Как под конец всенощного бдения народу уже совсем мало, и под монотонное чтение батюшки все крестятся и кланяются как заводные… И я тоже. Как в забытьи каком, крещусь и кланяюсь, крещусь и кланяюсь, крещусь и кланяюсь… И вдруг мысль. А что я здесь делаю? Для чего эти бессознательные крестные знамения и механические поклоны?... Потихоньку пробрался к выходу и на улицу. Свежий морозный воздух привёл в норму  мысли. Вдох полной грудью отрезвил после жаркого, тяжелого, тягучего воздуха пронизанного дыханием людей, кадящим ладаном, запахом расплавленного воска… Так хорошо стало… Безоблачное ночное небо полное звёзд, лес в снегу вокруг храма и тишина… Господи!!! Зачем люди ходят в церковь? Что там ещё делят? О чём просят? Когда вот всё! Вокруг… И тут грянул колокольный звон… Это чудо… Христос рождается – славите!… Так это всё перемешалось, что растрогался до слёз… А в храм я люблю ходить, когда там тихо, службы нет и народу почти тоже… Встанешь просто, и поговоришь с Ним, один на один. Да для этого даже и в храм ходить не нужно, в писании об этом есть… Уединись в комнате и обратись, только от всего сердца, и тогда дойдёт молитва твоя… Так зачем все идут в храм толпами и только по праздникам? На народ посмотреть, да себя показать? Тогда в балаган, на ярмарку лучше… Традиция? Вера? Побольше прощения, да благословения получить? А зачем же тогда слабых, да сирых локтями отпихивать?... Бог, он только в церкви? Такие вот мысли…
- Да-а-а… Алёша… Откинулся на спинку стула Пётр Данилович. Мысли, однако, тебя посещают… Он встал, раздул погасающие угли в самоваре, заварил новый чай. – И ведь не скажешь что греховные… Во многом ты прав. Но вера всё равно есть. Все верят. В разное, по разному, но верят. А людей не суди, принимай, какие они есть и в помощи не отказывай. Живи по образу и подобию, вот и весь Бог. А вопросы возникнут – придут на них и ответы… Да, кстати, Алёша… Тебе мат.