Карнавал

Александр Герасимофф
Александр ГЕРАСИМОВ

КАРНАВАЛ


   Однажды Мирзояна приняли за генерал-губернатора.

   Было это так. Киностудия DEFA*  снимала документальный фильм о визите саратовского генерал-губернатора Петра Дмитриевича Половцева в Бремен. Некоторые сцены, в частности губернаторский поезд, для того, чтобы не беспокоить сановника, снимались дополнительно с одетыми в костюмы статистами неподалеку от  N. Больно места там живописные. Речка Эльба, ветлы по берегам и всё такое.

   Мирзоян как раз в это время поехал в Бремен  по делам. Для переговоров с поставщиками. Карповича с собой взял. Для солидности. «У вас, милейший Михаил Юрьевич, — говорит, — больно уж внешность того, представительная. Поставщики такая сволочь — не передать. Того и смотри, обмишулят. А глядя на вашу фигуру, поостерегутся совсем уж без совести цены заламывать». Карпович возражать не стал. Тем более, что поездка за счет Мирзояна.

   Съездили. Возвращались из Бремена довольные. Мясник —  тем, что поставщики от Карповича в штаны наложили и продали ему говядину по демпинговым ценам, а баранина совсем, почитай, что ничего не стоила; учитель — тем, что город посмотрел, увидал наконец-то памятник Бременским Музыкантам (давно собирался копыта бронзовому ослу натереть на счастье, да всё дела не давали), и питание ему гостиничное, «шведский стол», очень уж понравилось — вали в тарелку, что ни попадя, никто слова худого тебе не скажет. В первый день ему даже дурно сделалось от количества съеденной пищи, потом попривык, стал с разбором брать.

   По дороге домой завернули на постоялый двор. Лошадям отдых дать да и самим отдохнуть. Пару распрягли и в конюшню поставили, седоки, известное дело,  закусить зашли. Закусили, как следует. И отправились отдыхать. Да с устатку не заметили в комнате сундука, оставленного стоявшей до них съемочной группой. А те игровое платье в нумере забыли  и уехали натуру снимать. Просыпаются наши друзья к вечеру, свет зажигают, смотрят — в их помещении кофр какой-то стоит.

   Мирзоян говорит:
- Это, должно быть, от прежнего постояльца вещи не вывезли. Безобразие. Нужно бы хозяину просигналить.
- Экий вы привереда, Гамлет Саркисович, — замечает Карпович, — ну, оставили вещи. И ничего особенного. Не такое уж неудобство, можно и потерпеть, — а сам кофр уже отпирает. Интересуется, значит, что такого может в нем быть.
- Э-э-э, Михаил Юрьевич, — постарался предостеречь товарища Мирзоян, — Любопытство, конечно не порок, однако ж…
- Ничего, — говорит Карпович, — я одним только  глазком. Интересно же. И вообще, надо бы знать, что в этом сундуке содержится. Мало ли. Может быть бомба!
- Типуна вам на язык за такие слова! — говорит Мирзоян, — Что вы несете? Какая же может быть бомба в наше мирное время?
- А и очень даже просто, — отвечает ему Карпович, — Бомбисты времени не спрашивают. Они, антихристы, может быть задумали акт против хозяина гостиницы провести.
Мирзоян на эти слова только руки в стороны развел и на всякий случай в ванной комнате укрылся. Вроде умыться пошел.

   Тем временем учитель труда перочинным ножиком замок расковырял, кофр отпер и кричит товарищу:

- Гамлет Саркисович! Полно вам труса праздновать! Нет здесь никакой бомбы! Идите-ка лучше сюда и поглядите, что я обнаружил.

   Посмотреть действительно было на что. Старинный актерский сундук специально был устроен таким образом, что при открывании из его недр выезжала конструкция с подвешенными на нее деревянными плечиками. А на плечиках помещались костюмы. Очень удобно для путешествующих. Компактно, и платье не мнется. На вешалках, сверкая бутафорскими орденами и аксельбантами, красовались мундиры генерал-губернатора и его адъютанта. Карпович немедленно попытался влезть в шитый золотом генеральский мундир. Но ростом Половцев был невысок, так что пришлось учителю удовольствоваться формой адъютанта, подошедшей как раз.

   Тем временем из ванной выполз осторожный армянин. Убедившись, что жизни его ничто не угрожает, Мирзоян приосанился и, как ни в чем не бывало подошел к нарядному Карповичу.

- А к вам идет,  Михаил Юрьевич. Вам бы с вашей фигурою не учительствовать, а в военную службу пойти. До больших чинов дослужиться могли  бы.
- А что? — Карпович крутанулся на каблуке, от чего аксельбанты взвились в воздух и проделали эдакое fuete — Я еще человек не старый. Вот брошу гимназию к чертям собачьим и пойду по военной части, — с этими словами Михаил Юрьевич скинул с себя брюки и стал натягивать на ноги форменные панталоны.

   Мирзоян, посмотрев на товарища, поднял не подошедший Карповичу генеральский китель и накинул на плеча.

- Гляньте-ка, Михаил Юрьевич! В пору ли?..

***
   Через полчаса, звеня шпорами, в столовую постоялого двора спустились два блестящих офицера. Это были Карпович и Мирзоян. Мундиры так им подошли, что не узнавший постояльцев метрдотель со всех ног лично бросился прислужить русскому генералу и его адъютанту. Не обласканные поначалу друзья получили подобострастный прием. За счет заведения открыли бутылку коллекционного шампанского вина, зажгли дополнительные лампионы  и принесли отменный обед. Когда обман раскрылся, было уже поздно.

- Я всегда вам говорил, Гамлет Саркисович, — произнес Карпович, ковыряя  во рту палисандровой зубочисткой, — что в Германии человека встречают по одежке. Уважают прусаки военный мундир. Это у них в крови.



*DEFA (нем. Deutsche Film-Aktiengesellschaft) — ведущая киностудия Восточной Германии.