Две основные причины страха

Вика Козлова
    Мы никогда не знаем, что ждет нас впереди. Не знаем, но смутно догадываемся. И этим "догадкам" и посвящено нынешнее исследование.
    В самом деле эти "смутные догадки" и играют главенствующую роль в определении боязни. Боязнь? Бояться можно всего, не задумываясь об их истоках: высоты, животных, одиночества... Мы столько раз сталкивались с этими признаками нашего малодушия, что даже не задумываемся о простоте их происхождения! Скажите, почему так? Почему же не задумываемся? Ведь мы ЗНАЕМ, ПОЧЕМУ боимся! К примеру, ядовитых животных - они же могут убить!
    О, да! Но не того мы боимся (хотя и смерти, безусловно, тоже), а просто-напросто боли! Ха, скажите вы, да разве боль идет в какое-то сравнение со СМЕРТЬЮ?! И да, и нет... Смотря с какой стороны посмотреть. Но вдумайтесь хоть на мгновение! Ведь вся смерть (любая!) сопровождается болью! Сначала боль, а потом - облегчение, что она прошла, а значит - смерть...
    Или возьмем что-нибудь не материальное, скажем, высоту... Высота порождает страх, а значит, и боязнь. С определенностью скажу, что боязнь высоты есть ни что иное, как боль. Почему? Потому что... Нет, лучше объяснить на примере, так будет доступнее.
    Был такой случай с моим хорошим знакомым (да не попадет он под сомнение, критику и неприязнь!): он хотел сброситься с моста в замерзшую реку, покончить самоубийством.  Не буду его судить, так как он уже настрадался впоследствии. Но поглядел он вниз, на реку, и не нашел ничего иного, как приблизиться к перилам. Мгновения хватило для него, чтобы с ужасом отпрянуть от перил, презирая свое желание. Совсем случайно услышала я эту историю и поняла, что боялся он нет, в первую очередь, не смерти, ни отчаяния родных, а последствий падения в заледенелую реку...
    Я, думавшая, что не боюсь высоты, пересмотрела это чувство и внесла некоторые поправки. Во-первых, не боюсь, когда высота больше десяти метров - умрешь, наверное, сразу, без боли. А во-вторых, не боюсь, когда уверена, что смогу удачно приземлиться. (Приведу пример, когда скатилась кубарем с десяти ступенчатой лестницы и отделалась только синяком на колене.). Хотя здесь и нужно указать о степени боли.
    Конечно, у вас, читатели, найдутся более веские основания для опровержения моей теории. Но - у каждого - свое...
    И вот постепенно постепенно мы перешли ко второй части исследования. И, наверное,  вторая причина боязни покажется вам более сложной, требующей частичного истолковывания. Что ж - посмотрим.
    Чего боится человек, оказавшись в темноте? Чего боится маленький ребенок, оставшись один дома? Чего боится пациент перед тем, как действие наркоза еще не началось, лежа на операционном столе? Сколько разных ситуаций, но ответ на них один - неизвестности!
    Абсурдно, глупо, нереально? Что ж - это ваше право! Но, что вы скажите тогда, когда примерите все следующие выводы к своим страхам?
    Итак, возьмем первую ситуацию - темноту. Пусть это будет глупо и наивно с моей стороны, но я приведу свой личный пример. В свой первый студенческий год жила я на съемной квартире. По привычке ложилась в одно и то же время, когда все обитатели квартиры уже спали. И вот однажды ночью, возвращаясь в свою комнату, я вижу, что в комнате будто стоит какой-то человек. Я останавливаюсь в нерешительности. Но, спустя мгновение, толкаю дверь и зажигаю свет. Никого нет. Впоследствии, я размышляла, почему я сразу не вошла и не включила свет? Чего я испугалась? Ответ оказался прост - неизвестности. Боялась ли я нападения? И да, и нет. Ведь, вступив бы в комнату, я не знала б, что мне ожидать: нападения или чего-либо другого. Что ж, скажете вы, это был детский страх, только и всего! Может быть и так, но не случалось ли и с вам такого?.. Например, лес таит не ту же неизвестность в сумерках или даже ночью?...
    То же (или почти то же) самое происходит и с ребенком, находящимся в одиночестве дома. Ребенок вздрагивает от всякого скрипа и шороха в другой комнате, спрашивая себя, что же ТАМ происходит? А, пойди он в эту комнату, и узнай, что там упала книга с полки, или тетради на пол пали, то он и рассмеется над своими страхами! Чего ж он все-таки боялся? Весь путь страха и проложен от "путешествия" из комнаты к источнику шума и постоянным "накручиванием": "А что же там может быть?.." Или иначе - путь неизвестности.
    Что тогда уж говорить о пациенте (тоже на своем примере), который сначала дожидается результатов обследования, мучаясь от догадок (неизвестности, а потом, лежа на операционном столе, не зная, будет ли улучшение после того, как очнется от наркоза, или наоборот?.. Тем более, если испытал однажды их роковую ошибку...
    Ну вот, мы и подошли к последнему пункту исследования. Именно - пункту, а не причине. И этот пункт - одиночество. Боязнь одиночества есть разновидность более страшной боли, чем физической - моральной. Или кто-то не согласен? Что ж - это ваше право! Но исследование этой причины будет наиболее правдивой только тогда, когда будет веские основания для ее написания. А, значит, до поры, до времени...
    Закончив мои умозаключения, я хочу обратиться к Вам, читатели. Что-то изменилось в Вашем восприятии? Что-то приобрело иной смысл, чем в начале прочтения этого исследования? Или Вы вновь непоколебимы в своих страхах? Не мне это решать, потому что для себя, потому что для себя я это уже решила.
    Только Вам.
    И это Ваше право.