Выпускной

Владимир Полуничев
 

            На  художественную  часть выпускного  вечера, после  традиционного  вручения аттестатов,  Сергей  Иванович  не остался.На  это  были   свои   веские причины,  которые  он  изложил   самим   выпускникам  на   прощальном  заключительном   уроке  физики.Главное было  в том, что ребята художественную часть вечера организовывали и осуществляли не по своему собственному сценарию, как того желал Сергей Иванович, а  по написанному посторонними людьми, да ещё и за деньги...родителей! Да и сами репетиции, музыкальной оформление также проводились за плату, нанятыми для этого специалистами! Сергей Иванович же считал, что  музыкальное шоу  он может посмотреть и по телевизору, а на выпускном  вечере, он должен видеть...души ребят, их интелект,их  зрелость и, в конце концов...элементарную благодарность  школе, за прожитые в ней детские годы! А это должны делать...сами ребята, пусть не совсем профессионально, но...сами и от души, а не под диктовку  какого - то сценариста,  в принципе  не   могущего  знать  о всех  тонкостях и особенностях  прожитых детьми  в  школе лет! Да и само  завершение  вечера...традиционным  банкетом, не взирая ни на какие запреты  и приказы свыше, было  ему не приятно  по известной...причине! Он даже предлагал  те же  деньги  истратить  на...организацию  и поездку   встречи школьного  прощального рассвета  в  горы  и  вместе  с  родителями! Но, увы, суть человеческих отношений и традиций, закреплённых  всякими приказами и распоряжениями, часто доведенных просто до абсурда, естественно  накладывала  табу  на его предложение, делая его невозможным.Предлагал он и другие варианты и пытался их провести в жизнь, когда сам занимался  в своё время  этими вечерами, опираясь на...творчество самих ребят.Но здесь  уже  консервативность...администрации, да и часто  самих коллег  учителей, стали основной причиной, побудившей  его  отказаться  от всяческих  посещений этих мероприятий и занятиями  их подготовкой.

              Так  что  обид  не  должно  было  быть, со стороны  самих  ребят; ну, а  с  родителями  своих   учеников  он  вообще   старался   соприкасаться   как  можно  реже,а особенно  на...банкетах  выпускного,  ибо  с  ними  он  всегда,  общаясь,  испытывал...дискомфорт. А  всё  по   причине   своей   врождённой   стеснительности и - в  большей   степени -  не  желания   в  очередной  раз  доказывать  какой - нибудь  крикливой   мамаше  или  напыженному  папаше - бизнесмену  элементарную  истину,  что  никто  никого  научить  не...может,  так   как  всему  человек   учится...сам!А  задача  учителя  помочь  ученику   в  этом!
   
             Впрочем  это   его   кредо,  часто   вызывало   споры  в  среде   коллег  и   весьма  не  поощрялось  его  любимой  администрацией.В  этой   связи  его   профессиональный   рост  естественно  с  годами  замедлялся,  что  безусловно,  отразилось  и  на   его  зарплате,  и...на  величине   самой  пенсии,  когда   пришло   время  её,  родную  и  выстраданную,  получать! Но  Сергей  Иванович  был  твёрд   в  своих  убеждениях,  никогда  их  не   менял. Отдушину  он  находил   в  общении   с ребятами,часто   не навязчиво, исподволь помогая  им  писать   сценарии текущих школьных  вечеров, подталкивая их к фантазии, развивая находчивость, сообразительность; возил  их  на  районные,  областные  олимпиады   по   физике;  запускал   с  ними  гигантские   воздушные  шары  из...пакетов  для   мусора;  показывал  им  небо   в  школьный  телескоп; ходил   в  походы, благо  Крым - благодатное   место  для  этого;  мог  прямо  на   уроке,  забросив  всё,  взять  гитару   в  руки  и  петь  им   свои   песни,  часто  импровизируя!  В  общем  Сергей  Иванович  считал   себя  свободным,  ни  от   кого  не зависимым,   человеком . Это  его  успокаивало и   придавало  силы и некоторую  увереность  в  работе.
    
              Конечно,  с  годами   становилось   всё   сложней  находить  общий   язык  с  ребячьей   средой - дети   всё - таки   менялись  как  в  лучшую,  так  и  в  худшую   стороны. Но  одно  вырисовывалось  чётко:  мир   стал  другим  и   чтобы  в  нём   что -нибудь  значить,  хотя бы   в  своих  собственных  глазах,  нужно   меняться  и   расти   самому. Песни   его   стали  более   серьёзными -  всё  больше  лирическими; шквал  информации  из   мира  непознанного  требовал  серьёзного  её  осмысливания  и  интерпретации  для  уровня  знаний   учащихся - этого  требовали  его   совесть  и  профессиональное  достоинство  учителя   физики .В  общем,  к удовлетворению самого  Сергея   Ивановича,  в  среде   учащихся  он   слыл  умным, знающим  и   всесторонне  образованным,  современным...учителем.Дети  на   уроках  его  не  боялись,  позволяли   себе  то,  чего  никогда  не   позволяли  на   уроках  передовых   учителей,  но  никогда  не  делали   ему   пакостей  и   всегда   могли   его   прикрыть от...администрации  и   простить  ему  все его   промахи.
    
               Впрочем,   через   много  лет   после   школы,  они   с  благодарностью  отзывались  о  прожитых   вместе  уроках   физики и астрономии,  о  его   песнях,  стихах.А  иногда  и  жалели,  что  упустили  шанс  постичь  суть  великой  науки...   физики! Но  важным  оставалось  одно: Сергей  Иванович  был   в  ихнем  детстве  и  оставил  частичку своей  человечности в  нём! А  это  и  было  главным  для  него   в    работе.
   
               Об  этом обо  всём  и  размышлял   Сергей  Иванович ,  собирая  рюкзак  к  завтрашнему  недельному  походу   в  горы. А  компания,  как   всегда  состояла  из  нескольких  десятков  ребят - учащихся,  да  трёх - четырёх  ответственных  за  поход   учителей.
    
               Уже  засыпая,     сквозь   сон,  он   слышал  обрывки  музыки,  песен,  которые  приносили  порывы  летнего  ночного   ветерка; а  потом  и  грохот   праздничного    салюта; - гудела,  гуляла  молодёжь!  Ещё  один   выпуск  в  его  жизни,  ещё  одна   перевёрнутая   страничка...бытия...