Бросок костей никогда не исключает случайность

Таня Даршт
                О Стефане Малларме

        Текст-Арт и графические стихи


                ...Пушкин пришел в восторг от стихов Нодье,
                описывающих лестницу и расположенных как
                лестница. А Ван Гог подписывал зеленые
                холсты кармином, вводил буквы в живопись
                наряду с фигурами и предметами. Лесенка
                Малларме, Маяковского (тот не зря был
                блестящим рисовальщиком), Хлебникова,
                шалости Аполлинера, Мартынов с его стихами,
                расположенными как кристаллы самородков,
                вдохнули жизнь в изобразительность стиха.

                А.Вознесенский, "Архистих"
______________________________________

ТАНЯ ДАРШТ

В поэме Малларме "Бросок костей"
Нет ничего, чем славен Прорицатель,
И здесь поэт - скорее созерцатель, -
В разбросе слов - есть действие страстей,
Ведь там слова действительно "играют"
И в этом версия подобных новостей...
В продуманном рассредоточье строк
И в образе свободного "убранства"
Отсутствие привычек (постоянства)
И преломления искусственный порок:
Идея конкурирует с пространством,
Правдоподобия плетя венок...
И в этом отраженье мизансцен,
Кроме художественных преимуществ,
Еще рисунка целостная сущность
Из единиц - из слов, попавших "в плен"...
Став "заключеными", изобретеньем
То краткости служа, то удлинненьям,
Вняв вольности, традициям назло,
Дробя отрезок магистральной фразы,
Рисунком слов воссоздавая пазлы...
И в этом - поиск нового искусства:
Изысканность Верлибра не забыв,
Предмет изображая через чувства,
Рисунками озвучен примитив!




___________________________________
Литературно-биографическая справка

Стефан Малларме - пионер Верлибра. Пречислен к лику святых Поэзии. В структуре стихотворения "Бросок костей никогда не исключает случайность"(перевод М.Фрейдкина) воплотил космогорический символизм с графическим изображением принципа игры в кости.
Уроженец Парижа.Когда ему было 24 года, в "Современном Парнасе" (1866) появилась первая подборка его стихов. Русский декаданс моментально отреагировал - фигурные стихи появились уже во 2-ом сборнике "Русских символистов".
Противоречивый романтик.Вождь французских символистов.Считался непонятным поэтом. Оказал влияние на творчество Блока, Анненского, Мандельштама, Пастернака.
Сегодняшние метафористы также унаследовали символизм Малларме: "дискретные" и "точечные" техники стихов и т.п. Сверхформальное расчленение предложений, где созвучие и изображение важнее смысла. Но об этом в последующих исследованиях, выполненных мной также в поэтической манере.