Размышления - декабрь 2009 г

Яков Шафран
   Человек обладает свободой воли. И он может поставить свою волю на службу, как Богу, так и своей страсти – телесной или духовной, например, гордыне, тщеславию. Какой бы страсти человек ни служил, он является её рабом. Служит ли он страсти плотской любви, страсти обжорства, страсти накопления, страсти тщеславия – всё равно он раб своей страсти. Парадоксальность в том, что чем более человек освобождается от Бога, тем более ему кажется, что он свободен. Но это самообман, всё более и более затягивающий душу в сети самоуничтожения.
Всё это старо, как мир. Съешь запретный плод, и будешь как Бог…
Верующий человек, стремящийся исполнять волю Бога, пусть у него не полностью это получается, уже не раб, а нарождающийся новый человек. Он знает, что его мысли, чувства, эмоции это ещё не объективная реальность, а только субъективная. Объективны лишь законы Бога, по которым живёт всё сущее.
Но как можно создать насквозь потребительскую цивилизацию из действительно верующих людей. Это невозможно, они не могут сказать – хочу, а после хоть потоп. Следовательно, нужна свобода от Бога.
Вот и вся подоплёка так называемой свободы.

03.12.09.г.

   Победа не в том, когда сильный и мощный человек, уверенным голосом, а когда слабый и немощный, несмотря ни на что, стоит на правильной позиции и говорит истину.
Будущий век, это век не жестоковыйных, а милостивых. Жестоковыйные уйдут с Земли, как сухая трава осенью.
Человек, вступивший на путь зла, этим злом может быть ослеплён настолько, что уже не видят, где истина, а где ложь, где друг, а где враг, где Родина, а где чужбина. И только Бог может вернуть такому человеку зрение. Но для этого нужно открыть Ему сердце. А зло-то как раз и не даёт это сделать.
Часто людям, чтобы они уверовали в Бога, нужно показать чёрта.
Что первично, дом или атмосфера в нём? Конечно, дом, не будет его, негде будет создавать атмосферу. Так же с государством и религией. Вначале нужно создать государство, а потом воспитывать народ.

04.12.09.г.

   Бог любит многообразие. Это видно по многообразию в минеральном, растительном и животном мире. Этой любовью Бога объясняется и национально-культурное разнообразие. Такое разнообразие является одной из высших ценностей этого мира.
Многообразие требует терпимости. Но какой она должна быть? Терпимостью смешения, стирания всех различий и перемешивания, терпимостью ко всему, ради безграничного потребления? Или терпимостью гармонии и порядка, когда люди, организации, народности и нации не сливаются в одно, без различий и индивидуальных особенностей, месиво, но и являются при этом, в сущности, единым целым?
Любой разумный человек и патриот своей страны скажет – лучше последний вариант.

05.12.09.г.

   По мотивам многосерийного фильма «Иван Грозный»

   Понимание целесообразности, объективной необходимости и причинности определённых исторических действий и событий никогда не должно отрицать сострадание, сочувствие и жалость к жертвам этих действий и событий. А это может быть только в том случае, когда всё, что происходит, понимается как совокупный результат всех причинно-следственных связей, образовавшихся родственными действиями и событиями, произошедшими ранее, и связанными видимыми и невидимыми логическими узами с настоящим. В прошлом могли действовать (а мысли, идеи и слова – это также действия) как родственники современным людям, страдающим как бы беспричинно, так и люди, родственные им по своим целям, убеждениям, по духу. Всё это есть не что иное, как психоистория.
Христианское отношение к происходящему определяется тем, что всё, что происходило, происходит, и будет происходить, происходит только по Его воле, и понимается, как Его промысел. Но это отнюдь не избавляет нас от сочувствия, сострадания и милосердия к тем, кому тяжело.

06.12.09.г.

   Отсутствие различий между людьми вплоть до полного их нивелирования никогда не приведёт к родству. Только уважение друг к другу, к непохожести, к различиям, к многообразию приводит к такому единству и такой крепости, каких не может дать никакое принуждение под страхом наказания. Этим славилась Россия на протяжении многих веков, даже когда не было никаких национальных границ. Добрососедие, братство, взаимопомощь, взаимоприобщение к культуре и к Родине вообще, чувство общего дома независимо от национальности и вероисповедания – вот что всегда отличало нашу страну и наш народ от других стран и народов. Наша страна Россия – это добровольное объединение народов - русских, татар, чеченцев, всех-всех народностей и вер в один единый и великий многонациональный Русский народ.

07.12.09.г.

   Идя дорогой от Бога, можно дойти до создания своего внутреннего полностью автономного мира, лишённого всякой любви. А ведь любовь есть единственный и великий объединяющий принцип. Смысл совершенствования в объединении, а не в разъединении, и такое объединение происходит только на основе любви к Богу и между собой.
Там же, где нет любви, всякий человек есть либо враг, либо временный союзник и потенциальная жертва. Человек, в котором нет любви, полон гордыни, считает, что он лучше и умнее всех.
Если Любовь отдаёт себя в служении людям и в сотворчестве, то Нелюбовь стремиться взять всё что можно от людей. От людей, в которых нет Любви, за версту несёт вампиризмом и тиранством. Такие люди терпеть не могут светлых людей, и всячески стараются изгнать их из своей среды.
Там, где царствует Любовь, там Бог. От Него спасение, радость, благо. Нелюбовь же несёт с собой страдание, тоску и разрушение, превращает всех в жертвы. Нелюбовь – это чёрная дыра Космоса.
Нелюбовь может быть побеждена только Любовью. Поэтому Любовь – венец мироздания.

12.12.09.г.

   Хуже нет клеветать на землю и народ, вскормившие и вспоившие тебя, и кормящие поныне. Хуже нет опошлять веру народа, обвинять его в несусветном, считать его природную философию суеверием и глупостью, возводить из негативных черт отдельных людей образ народный. Хуже нет выставлять свой народ перед другими низким, клятвопреступным, неверным, лживым и глупым, ленивым, вечно пьяным и неспособным ни к чему. И это притом, что в истории земли и народа так много примеров противоположных, говорящих об истинности веры, о мудрости, о характерах сильных и благородных, о высоте мысли и полёта души, о верности и правдивости, о талантливых и смекалистых умах и умелых руках, о трезвости рассуждений и широте души.
Перефразируя известное выражение, можно сказать: «Но, если кто-то так делает, значит это кому-то нужно!» Выходит, нужно, и выходит, что даже очень. Есть ведь такие, кто только ради того, чтобы "доказать", почему не сработала их «монетаристская теория», обвиняют в этом «низы»…

14.12.09.г.

   Одни люди отказываются от совести ради собственности. Другие бегут от собственности ради совести. Самое лучшее - сочетание собственности с чистой совестью.

Воздержание полезно только тогда, когда оно посвящено Богу, служит спасению души и сердце, при этом, полно любви.
Усилием воли причинно-следственные связи не разорвать. Их можно изменить только неустанным трудом души.
Жизнь не терпит насилия. Когда усилие кончается и всё успокаивается, остаётся рисунок, запечатлевший это насилие. Невежественный и упрямый человек пытается снова усилием воли совершить над жизнью следующее насилие, чтобы убрать и ту преграду, которая образовалась в результате прошлого усилия. И так может происходить долго, вплоть до смертного часа.
Трудно представить, что бы было с людьми, если бы не было литературы. Такие популярные виды искусства, как театр и кино – её дети.
Человек должен жить так, чтобы не было непосильного труда, раздражения и гнева. Он должен жить так, чтобы внушать уважение окружающим.

15.12.09.г.

   Когда человек занимается делом, к которому он предназначен своими способностями и талантами, у него многое получается как бы исподволь, без активного состояния ума, а порой даже и в полубессознательном, вдохновенном состоянии.
Праздность это плодородная почва, рождающая многие грехи. Тогда напрашивается мысль, что деятельность защитит нас от них. Это ошибочное мнение, так как деятельность деятельности рознь. Если наша деятельность построена на правильном понимании жизни, себя, Бога и веры, то это движение в сторону спасения души. Некоторые считают, что, если нет правильного понимания, то лучше бы деятельности не было вовсе, лучше бы была праздность. Это также ошибочно, ибо, как тогда человек узнает о своих ошибках
Одному кажется одно, другому другое, третьему третье, так как у каждого своя точка зрения. И истина не складывается из всех точек зрения, не представляет собой арифметическую сумму. Но в то же самое время все эти точки зрения являются микроскопическими отражениями каких-то граней и частей всей истины.
Есть гордыня и гордость, есть тщеславие и честолюбие, есть себялюбие и самолюбие. Первые аморальны и противоречат заповедям Божьим. А без вторых нет человека.

17.12.09.г.

   Тот, кто отпустил прошлое, решив все тянувшие за душу проблемы Любовью, заповеданной Христом, и, если были тяжкие грехи, через покаяние и искупление молящий Бога о прощении, в настоящем живёт по Христу, находится на верном пути. Тот же, кто живёт прошлым в ущерб настоящему, кто умножает прошлые грехи грехами новыми и не раскаивается ни в содеянном, ни в делаемом, идёт неверной дорогой. И очень об этом пожалеет.
Нужно произносить каждое доброе слово, делать каждое доброе дело, даже самое маленькое, так, как будто бросаешь зерно в землю, с внутренней непроизносимой молитвой о том, чтобы это слово или дело попало в благодатную почву, пустило корни, выросло и дало добрый урожай на радость всей жизни и всему живому.

20.12.09.г.

   «Есть гордыня и гордость, есть тщеславие и честолюбие, есть себялюбие и самолюбие. Первые аморальны и противоречат заповедям Божьим. А без вторых нет человека».
(Некоторые мысли – 32, Яков Шафран)
Давайте подумаем, так ли это? Кто-то может не согласиться и сказать: «Не согласен, что без гордости, честолюбия и самолюбия нет человека. «Вы можете назвать, например, Сергия Радонежского гордым, честолюбивым и самолюбивым? А свою мать?»
Ну, насчёт матери опустим, это уже чистой воды эмоции. А вот Сергий Радонежский это уже серьёзно. Имел ли великий святой гордость, честолюбие и самолюбие? Вряд ли, ибо он был ближе к Богу, чем кто бы то ни было. Но речь ведь не о нём…
Речь идёт о нас грешных людях. Поэтому для нас представляет интерес, чем же гордость, честолюбие и самолюбие отличаются от гордыни, тщеславия и себялюбия?
В словаре Ожегова дана полная градация смыслов заложенных в этих словах.
Так гордый – это человек, испытывающий чувство гордости, чувство удовлетворения от чего-нибудь, чувство собственного достоинства, самоуважения, заключающий в себе нечто возвышенное, высокое. Когда же это сознание своего превосходства над другими, чрезмерно высокое мнение о себе, высокомерие по отношению к другим и спесь, непомерная самоуверенность, непомерная надменность и непомерное самолюбие, то речь идёт о гордыне.
Таким образом, гордыня это гипертрофированная гордость, побуждающая человека считать себя выше других, вообще выше всего вплоть до Самого Бога.
Честолюбивый – это человек любящий иметь честь (помните, «честь имею!»), и чтобы оказывали честь, стремящийся к известности, к почётному положению. Когда же это высокомерное и спесивое стремление к славе и к почитанию, то мы говорим о тщеславии.
Значит тщеславие это извращённое честолюбие, то есть честолюбие за счёт других.
Самолюбие это чувство собственного достоинства, самоуважения и самоутверждения.
А вот себялюбивым является тот, кто любит только себя, эгоистичный.
Получается, что можно испытывать чувство удовлетворения от проделанной работы, чувство собственного достоинства, самоуважения, испытывать возвышенное и высокое, любить честь и иметь честь, стремиться к известности и почёту, утверждаться в жизни, и при этом любить людей и не нарушать заповеди Божьи. А вот отсутствие любви к Богу и к людям приводит к гипертрофии естественных человеческих чувств и к гордыне, тщеславию и себялюбию с их чувством превосходства над другими, высокомерием по отношению к другим и спесью, надменностью и эгоизмом, стремлением обрести славу и почёт, шагая по головам.
То же самое мы наблюдаем и во многих других сферах. Есть естественное влечение любящих друг друга мужа и жены, а есть сладострастие, ведущее к разврату. Есть естественное стремление заработать, чтобы иметь благополучную жизнь своей семьи, а есть сребролюбие, ведущее к обману, воровству, жульничеству, сверхприбыли за счёт других. И такой список можно продолжить.
Но вернёмся к тому, с чего мы начали.
Итак, гордость это не гордыня, честолюбие это не тщеславие, и самолюбие это не себялюбие! Без первых нет человеческой личности, а есть аморфность какая-то. А вот с тремя противоположностями им получается дьяволочеловек. Просто по какому-то злому умыслу уже давно произошло смешение этих понятий и сейчас, к сожалению, не говорят гордыня, тщеславие и себялюбие... Подменили... Как и многие другие слова, впрочем...
А теперь нарисуйте треугольник, направленный вершиной вверх. И из вершины к центру основания проведите перпендикуляр. Левый угол треугольника - аморфное состояние людей, "куда ветер подует". Правый - гордыня, тщеславие, себялюбие – «чёрная дыра». В центре основания - уравновешенный человек, личность, которая имеет самоуважение (гордость, любовь к чести и к Богу внутри себя). А вершина – Идеал, к которому и должен стремиться человек – «солнце».


Кому выгодно, чтобы человек находился в растительно-аморфном или животном состоянии? В первом крайнем случае человек – раб безличностный, с которого и спросить нельзя, просто не с кого, во втором крайнем случае – раб личностный, раб своих страстей, тонущий в океане греха, которому кажется, что он счастлив, и у которого, где-то в глубине души, может быть, всё же теплится сознание своей греховности.
Люди, находящиеся в аморфном или в той или иной степени близких к нему состояниях, являются «планктоном» для хищных «рыб», для людей одержимых грехами. Они служат материалом для удовлетворения их страстей – гордыни, тщеславия, себялюбия, сластолюбия, сребролюбия и других. Победить такую агрессию греха может только святость и Божья Любовь. А противостоять на мирском уровне может только личность, верующая в Бога, в Спасителя, и живущая по заповедям Христовым. И другого пути, кроме как к Идеалу, для личности нет. В противном случае она обречена на падение и гибель в «чёрной дыре», в рабстве у греха.

19 -26 декабря 2009 г.

© Яков Шафран