Пока не было света

Сергей Поджаров
Мне было семь лет, когда произошла эта история. Это был обычный день, каждая минута которого была расписана по ролям, в которые все члены моей семьи настолько вжились, что уже даже не задумывались о том, что они играют эти роли изо дня в день, забывая самих себя.
Моя мама, была домохозяйкой. Правда все ее домохозяйство заключалось лишь в нажатии некоторых кнопок, для введения программ по бытовому устройству дома, хотя делала она это довольно редко, так как системы были настолько совершенны, что сбой был почти невозможен. К тому же, встроенный искусственный интеллект менял эти программы сам, в зависимости от нашего настроения. Электронный повар редко ошибался, когда отцу приготовить кофе, а когда зеленый чай. Уборщики сами поддерживали чистоту в доме, вынося мусор, который оставлял после себя электронный повар, распаковывая полуфабрикаты. Так что большую часть времени мама проводила за просмотром сериалов, в комнате, предназначенной для просмотра телепрограмм. Человек в ней видел не плоскую картинку, а находился внутри фильма, и для этого уже не требовались очки, как несколько лет назад. Иногда, она участвовала во всяких шоу, задавая вопросы гостям программы. А когда отец давал ей кредитную карту, то и сама была героиней телешоу. И уже не нужно было никуда ехать, все происходило у нас в доме. Надо было только заплатить больше других желающих, и шоу начинается - целая студия виртуальных гостей посещала наш дом.
Итак, это был обычный воскресный день. Я проснулся от крика старшей сестры, который донесся из ванной комнаты. Когда мама, папа и я поспешили на помощь, сестра стояла около двери, открывая и закрывая ее, так как при данном действии должен загореться свет. Но свет не загорался, а сестра все продолжала открывать и закрывать дверь. Размах движений становился все меньше, и был пропорционален изменению выражения на ее лице, которое превращалось из удивления в безысходность. Протиснувшись между мной и мамой, папа остановил дверь, когда она в очередной раз должна была закрыться, просунув в дверной проем, дуло винтовки. Он прихватил ее с собой на всякий случай, хотя никогда из нее не стрелял, а держал как декоративную вещь. Папа заглянул внутрь, и когда убедился в безопасности, зашел в ванную, рассматривая лампочку. Он простоял так в полутьме несколько минут, задрав голову к потолку, а мы, замерли в ожидании того, что сейчас случиться какое-то чудо и свет от папиных размышлений снова загорится. Но чуда не произошло. Папа повернулся, окинул взглядом наши лица, и просто, молча, пожал плечами. К этому времени подошел дедушка, который вставал раньше всех и выгуливал собаку.
- И что у всех такие лица? – Спросил он, снимая с собаки ошейник. – Электричества с самого утра нет, ничего не работает. – С улыбкой произнес он.
- Как ничего? Вообще ничего? Совсем ничего? – Посыпались вопросы у мамы, которой было не до улыбок, потому что через несколько часов начнется развлекательная программа, в которой она была одной из главных героинь.
Мама продолжала задавать вопросы, а папа прошелся по комнатам, щелкая выключателями, хлопая в ладоши, и произнося разные слова, на которые дом должен был отвечать различными действиями. Но ничего не происходило, дом безмолвно молчал. Молчали и роботы, которыми управлял искусственный интеллект. Они покорно склонили головы, расположившись по углам комнат. К маминым вопросам присоединилась сестра, у которой на сегодня было назначено виртуальное свидание. Запаниковал и папа, что не сможет воспользоваться интернетом и связаться со своими клиентами. Один только дедушка был спокоен. Он откуда-то принес свечку, поставил ее в ванной и зажег. Немного успокоившись, мы по очереди воспользовались ванной комнатой, и собрались на кухне.
Последним вошел папа. Он сел в центре стола и стал теребить по нему пальцами, смотря на электронного повара, который уже давно должен был приготовить завтрак. Казалось, будто и повар вопросительно смотрел на него, своими круглыми зелеными глазами. Никто не решался заговорить, хотя все понимали, что нужно что-то делать.
Уже несколько десятков лет в домах даже лампочки не перегорали, потому что искусственный интеллект отслеживал поломку раньше, чем она могла случиться, а замену производили роботы, поэтому складывалось впечатление, что ничего, никогда не ломается. Не говоря уже о том, чтобы электричество отключали. Не было электриков, не было диспетчерских служб, звонить было некуда.
- У меня есть газовая плитка, - прервал тишину дедушка, - кто-нибудь хочет мне помочь приготовить, завтрак?
Еду уже давно готовили роботы, причем даже не домашние, а роботы на специально предназначенных для этого фабриках. Другие роботы развозили еду по домам, а уже персональные электронные повара доводили ее до готовности, распаковывая и разогревая в микроволновых печах. Вследствие этого, такие предметы домашнего обихода как кастрюли, сковородки и разделочные доски уже никто не держал. Были только тарелки и посудомоечные машины. Поэтому все с недоверием посмотрели на дедушку, не понимая что, и тем более на чем он собирается готовить.
- Я хочу помочь! - Заявил я, с интересом смотря на дедушку.
- Ну, тогда пойдем, - сказал дедушка, - только нам нужно взять соль и перец.
Он стал открывать кухонные шкафы один за другим, не находя того что ему нужно, вопросительно посматривая на электронного повара, который все так же молчал. Наконец, в очередном ящике, среди груды пластиковых коробок, на которых вместо названия были только штрих коды, дедушка достал два пакетика, понюхал содержимое, и, одобрительно кивнул сам себе. После этого он махнул мне рукой, и мы отправились через сад в его гараж. Сюда, никто из членов моей семьи никогда не заходил, так как ни у кого на это не было времени, и поэтому никто не знал, чем здесь занимался дедушка, проводя большую часть своего времени. Это даже никого и не интересовало. Дедушка постоянно был чем-то занят в саду или в гараже, а значит, ему не надо было уделять время, и придумывать занятие, тем более что он никогда не приветствовал все эти электронные штуки, которыми мы пользовались. Его любимым выражением было: “Скоро роботы и жить за вас будут”.
Мы вошли в гараж, и мне показалось, что я оказался в другом мире. В том, о которых сняты старые фильмы, которые мы с дедушкой иногда смотрели поздней осенью или зимой, когда у дедушки обострялась болезнь, и он не мог много времени проводить в холодном гараже. Мы вошли, и дедушка, к моему удивлению не хлопнул в ладоши, а дернул за веревку, свисавшую с потолка. Зажегся не очень яркий свет, и я мог полностью рассмотреть гараж. Здесь не было ничего привычного из моей комнаты, или дома в целом, но почему-то было очень уютно. Казалось, будто время здесь остановилось, и никуда не надо было торопиться. Дедушка показал мне взглядом на кресло, и я присел на него. Оно не приняло форму моего тела, и было из ткани и поролона, а не из материала, название которого я не мог выговорить, и было не очень удобным, но что-то в нем было, от чего пребывание казалось довольно приятным. Затем дедушка принес пакет с картошкой, пустое ведро, и два ножа. “Поможешь?” – Спросил он, подмигивая, и протянул мне один из них. Я взял нож в руки и попытался следовать примеру дедушки, который довольно ловко лишал картошку кожуры. Признаюсь, я впервые видел сырую картошку, но с большим интересом вертел ее в руках, пытаясь почистить. Это было довольно интересным занятием, хотя и получалось у меня довольно плохо. На дедушкиной стороне была уже большая горка аккуратно почищенных картошин, пока я все еще возился с одной, почти всю ее обкромсав. Я выронил ее из рук, в очередной раз, отрезав слишком большой слой, и мы с дедушкой рассмеялись. На этом мой опыт в чистке картошки завершился, а дедушка принес какой-то прямоугольный предмет, из которого тянулся шланг к баллону. Он назвал его газовой плиткой, поставил перед собой и зажег одну из двух круглых штук. Затем он поставил на огонь железный диск с ручкой называемый сковородкой и налил какой-то желтоватой жидкости. Я не стал спрашивать, что это за жидкость, подогнул под себя обе ноги, и, поудобней усевшись в старом кресле, с интересом наблюдал за происходящим. Когда, мелко порезанная картошка стала приобретать золотистый вид, и в воздухе появился приятный запах, на который желудок ответил урчанием, дедушка достал несколько куриных яиц, разбил их, и вылил содержимое в сковородку. Яйца дедушка поменял на картошку соседу, который держал кур. Дедушка тоже хотел держать домашнюю живность, но после долгих переговоров, родители разрешили ему иметь только свой огород. Он достал пакетики с солью и перцем, которые мы принесли, и рассыпал их равномерно по сковородке. Спустя несколько минут он попробовал что получилось, и предложил попробовать мне. Я насадил на вилку несколько картошин, и положил их в рот. Картошка была довольно горячей и, приходилось, часто выдыхать из себя воздух, чтобы не обжечься. Когда она немного остыла, я разжевал ее, и почувствовал вкус, который никогда не забуду, вкус который не сравнится со вкусом еды приготовленной роботами.
- Надо покормить остальных, - произнес дедушка, когда я потянулся пустой вилкой к сковородке.
Мы отправились в дом. Все мои домочадцы так и сидели на кухне, и были похожи на своих роботов, у которых иногда зависала программа.
- А вот и завтрак, - весело произнес дедушка и опустил сковородку на подставке на стол. - Доставайте тарелки.
Программа зависла еще больше. Мама с папой вопросительно посмотрели друг на друга, а сестра засунула руку за руку и демонстративно отвернулась к окну. Но все изменилось, когда крышка была снята, и воздух наполнился чудесным ароматом. Не прошло и минуты, как на столе были разложены пять порций картошки. Спустя еще несколько минут они уже были пусты, и на лицах моих домочадцев появились улыбки. А потом мы стали разговаривать. Мама начала вспоминать свои кулинарные подвиги. Дедушка рассказывал о времени, когда он был молодым, и все с интересом слушали его, даже моя сестра, которая активнее всех задавала вопросы. Мама с папой тоже вспоминали свое детство. Мы просидели на кухне до самого вечера, забыв обо всех своих запланированных делах. Но вот после своей очередной истории дедушка встал из-за стола и произнес виноватым голосом: - Вы меня извините, это я отключил электричество, - и достал из кармана микросхему, которую вынул из панели управления искусственным интеллектом. Он вставил микросхему обратно, и дом снова оживился. Зажегся свет, роботы засуетились, передвигаясь по дому не понимая, что им нужно делать, пока программа не перестроилась на вечернее время, и электронный повар предложил отцу чашечку кофе. Отец ничего не ответил роботу, он посмотрел на дедушку и, улыбаясь, произнес: - Что-то мне подсказывает, что в следующее воскресенье у нас снова будут проблемы с электричеством.