О вреде образованности

Вионор Меретуков
-   Образованность вредна! Это еще Грибоедов подметил! – с жаром воскликнул известный писатель Тит Лёвин. – Ученье – вот чума! Ученость – вот причина... Когда автор обременен избыточными знаниями, он невольно лишается самостоятельности, он подпадает под влияние авторитетов.

-         Знания не бывают чрезмерными! -  возразил его друг Герман Колосовский, профессор математики. 

-         Не скажи! Творческая фантазия писателя не должна сковываться излишним интеллектуальным грузом. Чем меньше ты знаешь, тем... Словом, ни черта не зная, легче парить над чистым листом бумаги и описывать то, что в этот момент бурлит и варится у тебя под черепной коробкой. Это тебе каждый современный литератор скажет... И вообще, меньше думать надо!

– Ты смотри... – задумчиво произнес профессор. – Чёрт возьми, как же все это сложно! Я и не предполагал, что писательский труд такая трудоемкая и запутанная вещь. То есть, ты советуешь всем писателям идти эмпирическим путем?

– Да-да, ты уловил совершенно правильно! Эмпирическим! – подхватил Тит. – Именно эмпирическим! И еще метафизическим! Давай выпьем за это! А не читают меня потому, что сейчас пишут еще проще и примитивней, нежели писал я. Мне уже не опуститься до столь низкого уровня. Литературовед Илья Мацепуро, – тут Лёвин солидно откашлялся, – защитивший кандидатскую диссертацию по моему роману «Пашин луг», подсчитал, что я при работе над рукописью использовал более десяти тысяч различный слов. По нынешним временам это недостижимые, прямо-таки заоблачные высоты. Сейчас этим сукам, авторам бестселлеров, достаточно двух сотен. Строго придерживаясь означенного количества, эти шакалы пера и виртуозы ротационных машин опишут тебе всё что угодно: от переживаний забеременевшей школьницы до финансовых операций на Лондонской фондовой бирже. Современные борзописцы знают, что, только оставаясь в пределах этой мизерной лексики, они будут поняты и восприняты современным читателем. Процесс снижения уровня культуры идет параллельным курсом. Авторы организованно и слаженно опускаются на дно вместе с читающей публикой. Уже создан океан такой макулатурной литературы. В нем утонула вся классика вместе с Чеховым, Буниным и Платоновым. А эти суки всё пишут и пишут. Так и будут строчить, пока не подохнут. А у меня, увы, сказывается возраст... Меня обскакали куда более молодые, куда более дальновидные и куда более безнравственные типы, чем я... И потом, сейчас все писатели пишут свои творения на компьютере. Мне за ними не угнаться...


                (Фрагмент романа «Дважды войти в одну реку»)










.