Русские в Дрезденской кунсткамере

Татьяна Зоммер
Татьяна Зоммер
/Перепечатка из "НГ-Ex Libris" - лит. приложения к "Независимой газете"/

РУССКИЕ В ДРЕЗДЕНСКОЙ «КУНСТКАМЕРЕ»
Российско-немецкий культурный мост через вечность
 
/Ольга Гроссман. Русский мир Дрездена. Прогулки по историческим адресам. – С-Пб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 2009, 156 с.: ил./

Так и хочется по кропотливо собранному и талантливо выписанному материалу снять фильм. Причем, документально-художественный, интеллектуальный. Ведь если перенести действие фильма-интервью Алексея Учителя «Прогулка» из Питера в Дрезден и вместо трепа про житье-бытье озвучить заложенную в книжку культпросвет-программу, то и получится удивительно живая история великих русских в контексте немецкой культурной столицы.

Не случайно такая книжка-путеводитель по Дрездену вышла именно в Санкт-Петербурге. Вот уже почти 50 лет, как эти два города стали городами-побратимами. И роднит их, скорее, не то, что Дрезден (от славянского «дрежга» - болотистый лес), как и Питер, тоже был построен на гиблом месте. А то, что оба города являют собой признанные культурные центры обеих стран.

В идеале каждый уважающий себя питерец и прочий россиянин теперь должны бы отметиться в указанных «русских местах». Но в  реальной жизни на такие культпоходы – всего Ольгой Гроссманн скрупулезно, по-немецки тщательно разработана не одна, а целых девять прогулок – может уйти много времени. А вот на изучение русского культурного следа в предложенном книжном варианте хватит и нескольких часов.

Причем, интеллектуальный путеводитель можно использовать по прямому назначению – в поездках – или читать как увлекательную книгу, лежа на диване. Воображая себя при этом не читателем и туристом (или террористом как у Достоевского?), а главным действующим лицом – героем или героиней, самостоятельно контролирующими свой сюжет.

Фоном для увлекательного путешествия в мир истории и искусства послужат непростые перипетии великих русских. Петр I, Михайла Ломоносов, Николай Карамзин, Василий Жуковский, Федор Достоевский, Дмитрий Менделеев, Лев Толстой, Анна Павлова, Дмитрий Шостакович, Сергей Рахманинов, Марина Цветаева, Игорь Волгин и даже Владимир Путин – вот далеко не полный перечень упомянутых знаменитых соотечественников, поспособствовавших взаимному обогащению русской и немецкой культур.

После петровских нововведений для многих соотечественников Дрезден так и остается прочно связан с Королевским замком и его Кунсткамерой. И время неплохо поработало на развитие сложившегося образа. Теперь можно сказать, что Дрезден, вобрав в себя множество культурных напластований, и сам превратился – с искусственными ландшафтами, барокко-готическими стилями, домами-музеями, антикварными лавками, кладовыми-сокровищницами и кафе-галереями – в одну большую кунсткамеру. Заглянуть в которую ежедневно приезжает огромное количество любителей истории и ценителей искусства со всего света, в том числе россиян. 

Вот чтоб легче было ориентироваться (в том числе и новым русским), и выпущена эта «книжка с картинками». Можно было бы даже сказать, что это издание для чайников. Наподобие тех, которые выпускаются в современных американских сериях по искусству «Чтобы не быть идиотом». Если бы не огромный труд, затраченный на исследование и «олитературивание» темы, а не просто составление текста.

Теперь вы не опростоволоситесь, потому что точно будете знать, кто из наших великих и где был, что из русских запасов и где хранится. К примеру, можете блеснуть, что большой золотой ковш русского царя Ивана Грозного хранится «Исторических Зеленых сводах» Королевского дворца. И добавить: мол, вот она – магия – нашим ковшом за границей золото черпают!

Почетное место уделяется цитатам из дневниковых записей и книг наших знаменитых соотечественников. Теперь сможете (прям, как в «Словаре прописных истин» Флобера) где-нибудь щегольнуть и такой фразой: «Вы говорите, что едете в Дрезден? Тогда обязательно посетите галерею «Старые мастера» - посмотрите на «Сикстинскую Мадонну». Лев Толстой ее не жаловал, а вот Достоевский считал просто мистическим талисманом. Видимо, она не раз спасала его от тотальных проигрышей в рулетку».

Все так. Но тогда уж и не проходите мимо Холерного фонтана – «Федор и Анна Достоевские любили возле него сиживать». Федор Михайлович так даже в своих произведениях упоминал об исключительной целебности дрезденского воздуха – из-за нее-то город никакая холера и не брала.

«В романе «Бесы», который большей частью был написан в Дрездене, террорист Петруша Верховенский советует одному из заговорщиков эмигрировать, чтобы спастись от заслеженного возмездия за совершенные преступления: «И знайте, я советую вам в Дрезден, а не на тихие острова. Во-первых,  это город никогда не знавший никаких эпидемий, а так как вы человек развитый, то наверно, смерти боитесь…»
Эх, вот где террористов-то искать надо! Тайну города выдал. А ему за это – памятник.

Любовь Достоевского к своей супруге-и-стенографистке, с которой он удрал от долгов в Дрезден, оказалась трижды взаимной. Анна успешно записала здесь роман «Бесы» и родила ему дочь Любовь. А Дрезден и впрямь поставил памятник. Правда, совсем недавно – в 2006 году. И скульптор наш – Александр Рукавишников – постарался. Опять же немецкая экономия: на бронзу тратиться не пришлось. Хотя приезжают теперь посмотреть на нашего Достоевского со всего света. Кунсткамера!