Богомер Родаруса. Е-Е

Олег Данкир
Персонажи мифологий Русского мира. От Ева до Ехидны.
=======================

      Ева Змея. Персонаж заговоров и заклинаний.
+++++++++++++++++++++++
      Ева царица. В заговорах Верба, наряду с дубом и некоторыми другими деревьями, - "мировое дерево", являющее собой центр мироздания: "На моры, на лукаморi стащь вярба, на той вярбе семсот галля, а у том галле звiта лапухова гняздо, у тым гняздзе ляжыць Ева-царыца ".
+++++++++++++++++++++++
      Ева. В заговоре Южн. слав. она рождает болезнь. В библейской мифологии — праматерь всех людей, жена Адама, сделанная из его ребра (в некоторых версиях — вторая после Лилит). В период разлуки с Адамом, который продолжался 130 лет, Ева родила большое дьявольское потомство. Вторая жена Адама. Её возненавидела Лилит, первая жена Адама, а вместе с ней и всякое здоровое супружество. Библейский рассказ о сотворении Адама и Евы, грехопадении и изгнании их из рая породил обширную литературу апокрифического характера. Около 6 тыс лет до н.э. на сцену мировой истории выходит партия, которая образовалась в момент крушения Гипербореи, - женская партия "Ком". На исторической сцене появляется еврейский народ, который получил название от основательницы рода Евы - то ли жены, то ли дочери могущественного царя волхвов погибшей Гипербореи. Когда цивилизация Аратты стала необратимо распадаться на отдельные атомы, на исторической сцене появляется еврейский народ, который получил название от основательницы рода Евы - то ли жены, то ли дочери могущественного царя волхвов погибшей Гипербореи. Движущей силой распада были русы, которые входили в партию Эго. Эта партия состояла из пассионариев, бесстрашных и энергичных, и только женская партия Ком, возглавляемая Евой, могла противостоять партии Эго и поддерживать целостность Аратты. В противном случае империя Арата не просуществовала бы и нескольких сотен лет. У савроматов можно отметить высокую роль женщин. Похоже, что именно от этого племени древней страны Араты вышли многочисленные племена евреев, расселившиеся позже по всему миру. Лев Гумилев определяет политическое устройство Хазарии как химеру, то есть государство, состоящее из двух каст - правящей касты арийцев из племени Ева и коренного населения. Такое общественное устройство было характерно для всех государств-клонов страны Араты (Климов). Согласно западно-украинской легенде, после грехопадения первых людей Бог проклял Еву, повелев ей рожать в муках, а после смерти — нести яйца: каждый день прародительница должна была снести столько яиц, сколько людей умирает на земле. Бог разрезает те яйца пополам и бросает на землю: из одной половины родятся мальчики, из другой — девочки; когда они вырастают, то их женят. Если же половина яйца упадет в море (будет съедена зверем и т.п.), то человек останется на земле без пары. В славянских легендах, восходящих к апокрифическому «Слову об Адаме и Еве», первый пахарь — Адам (Ева — первая пряха). Есть восходящие к библейским апокрифам легенды о первенстве земледельческого труда: Бог посылает изгнанным из рая Адаму и Еве, плачущим в лесу, ангела с «жменей жита» и заступом, чтобы Адам вскопал участок земли и засеял его хлебом; Ева получает жменю конопляного семени — на платье; Адам отправляет Каина сеять жито, Ева предлагает родить дочь, чтобы сеять коноплю (рождается Авель — укр.; характерен русский обычай сеять лен обнаженными, чтобы вызвать сострадание земли). По др. украинской легенде, ячмень и горох выросли из слез Адама, когда тот после изгнания из рая обрабатывал землю. Согласно Апокрифическому сюжету, распространенному в болгарской и древнерусской книжной традиции, Бог после создания Адама наделил его душой, поставил царем над всеми тварями, затем сотворил Еву из левого ребра Адама. У восточных и южных славян распространена легенда о происхождении Евы из хвоста чёрта или собаки: так как собака (черт) украла ребро Адама, Господь отрезал у нее хвост и сделал из него Женщину, поэтому она и болтает языком, как собака виляет хвостом. Часто Детей Некрещёных нарекали Адамом или Евой. В украинской легенде падший ангел соблазняет Адама и Еву яблоком, сказав, что съев его, они станут богами. Васнецов. Доре.
+++++++++++++++++++++++
      Евангелисты. В заговоре Вост. слав. они Болезни забивают. Они ввергают болезнь в огненную печь (реку, гору). Евангелисты гонят болезнь в огненную печь. Вост. слав.
+++++++++++++++++++++++
      Евдокия. Евдокия - Плющиха (Авдокеи, Авдотья Каплюжница, Авдотья Подмочи порог, Авдотья Замочи подол, Авдотья Свистунья, Авдотья Весновка) - народное название дня 1/14 марта, по православному церковному календарю - день памяти святой преподобномученицы Евдокии. Накануне дня св. Евдокии, Юрьева дня, Иванова дня (Ивана Купалы) вештицы были особенно активны и русские люди старались в эти дни защитить себя и своих детей. Святая преподобномученица Евдокия была самарянкой, родилась во 2 в. в городе Илиополе, находившемся на территории римской провинции Финикии Ливанской. Языческое нечестие оттолкнуло ее от доброго пути, и она долго вела греховную жизнь. Но однажды она встретила христианина, который читал Священное Писание. Благодать Божия коснулась сердца Евдокии, и она осознала, что это совершенные ею грехи лежат тяжестью на ее душе. Когда усилились гонения на христиан, преподобную Евдокию схватили и привели на мучения к правителю Диогену. Истязавший ее военачальник Диодор получил известие о внезапной смерти своей жены Фирмины. Преподобномученица, исполненная великой веры, обратилась к Богу с молитвой и испросила у Него возвращение Фирмины к жизни. Воочию убедившись в силе и благости Господа, Диодор и Диоген уверовали во Христа и через некоторое время крестились со своими семьями. Преподобная Евдокия возвратилась в свой монастырь, в котором подвизалась 56 лет. После смерти Диогена правителем стал Викентий, жестокий гонитель христиан. Узнав о бесстрашной исповеднице христианской веры, он приказал казнить ее. 1 марта (ок. 160-170) святая преподобномученица была обезглавлена. До 15 в. церковь отмечала 1 марта начало нового года. Обычай этот пришел на Русь из Византии и восходит к древнеримской традиции, но церковь дала ему свое объяснение. Эта дата стала началом года, во-первых, потому что в этот день, по преданию, Бог сотворил мир, а во-вторых, - вследствии "округления чисел" Пасхи. Так же, как Рождество - 25 декабря - являясь точкой отсчета новой христианской эры, было "округлено" церковью до 1 января, как даты нового года при исчислении лет от Рождества Христова, принятого в дореволюционной России, также и переходящие числа Пасхи, были "округлены" до 1 марта (Никольский. 1885). В старину Евдокию в народе называли "Весенницей"/"Весновкой", так как считали, что она заведовала у Бога весной и хранила ключи от весенних вод, которые по желанию выпускала на землю раньше или позже. Поэтому ее уважали, боялись и в день ее памяти не работали. К 19 в. день Евдокии утерял свое прежнее значение и стал второстепенным церковным праздником, не отмеченным ни торжественной службой, ни запретом на работу. Во многих местах его считали "бабим праздником", в который женщины-хозяйки, у которых были овцы, заказывали перед иконой Евдокии молебны, желая заручиться поддержкой и покровительством святой. И все же в крестьянском хозяйстве сохранялось порубежное значение праздника. Первые признаки весны напоминали о необходимости готовиться к весенним полевым работам, поэтому об этом дне говорили: "Пришли Евдокеи, мужику (старику) затеи: соху точить, борону чинить". В этот день также заканчивались сроки зимних наймов на работу, и начинались наймы весенние, договаривались "с Евдокии до Егория", "с Евдокии до Петрова дня". Во многих местах с Евдокии деревенские женщины начинали белить холсты, объясняя это тем, что в этот день "все подземные ключи закипают" и способствуют работе. Повсеместно праздник был известен под названием "Евдокия Плющиха" потому, что к этому времени под воздействием первого весеннего тепла снег начинает подтаивать, оседать, сплющиваться. Таяние снега дало повод и к таким народным названиям праздника как "Евдокия Каплюжница", "Подмочи порог / замочи подол". Подмечая эти явления, крестьяне говорили: "Евдокия весну снаряжает". Чтобы приблизить наступление весны, кое-где в этот день женщины и дети начинали кликать весну (см. Кликание весны). Например, в Смоленской губ. они забирались на пригорки или крыши домов и пели заклички. В некоторых местах крестьяне из леса приносили сучья и топили жарко печи, "чтобы весна была теплой". А кое-где на Русском Севере, чтобы ускорить ледоход, связываемый с наступлением тепла, воду из колодцев носили ведрами в реку. День 1 марта предвещал, какой будет приближающаяся весна. "Евдокия красна - и весна красна". Если было холодно, весну ожидали позднюю: снег долго не сойдет, и скот придется кормить в стойлах на две недели дольше. И наоборот, если "у Евдокии вода", то "у Егория теплого трава". "Если курочка на Евдокию напьется (талой воды), то овечка на Егория наестся". "Ни в марте воды, ни в апреле травы". О времени наступления и о характере весны судили также по направлению ветра: "Отколь ветер на Плющиху подует, оттоль прейдет и весна". По погоде этого дня предсказывали и погоду на лето: "Если Евдокия с дождем, то быть лету мокрому", "На Плющиху погоже - все лето погоже". Вообще ясная, хорошая погода в этот день предвещала хороший урожай. Некоторые хозяйки на Евдокию гадали о весенней погоде. В бутылку с водой ставили веточку березы и смотрели, сколько дней ветка будет стоять без листьев, столько и недель надо ждать до первого выгона скота на пастбище.
+++++++++++++++++++++++
      Евномия. У греков Богиня правопорядка и законности, одна из трех Гор.
+++++++++++++++++++++++
      Евнух. Верещагин.
+++++++++++++++++++++++
      Евпатий Коловрат. Герой русского эпоса. Во многом напоминает героя былин, которому, однако, пришлось биться не с Соловьем-разбойником, не с Идолищем поганым, а с самым реальным врагом Руси — ратью Батыевой. «Повесть о разорении Рязани Батыем» — одно из самых трагических произведений древнерусской литературы (написано, скорее всего, в начале XVI века). О содержании его говорит само название. Летописный рассказ о приходе полчищ Батыя на Русь соединяется здесь с элементами былинного и легендарного повествования. Один за другим гибнут рязанские князья, хотя они бесстрашно бьются против превосходящих сил врага. При этом им удается уничтожить множество татар. Евпатий Коловрат, подобно былинным богатырям, уничтожает вражескую силу, противопоставляя ей свою богатырскую мощь. Но, в отличие от былин, сражение оканчивается гибелью героя. Кроме того, Евпатия окружает дружина -- это обычные воины, не богатыри. Подвиг и гибель Евпатия вписаны в конкретное историческое событие 1237 года и о Евпатий говорится как о реальном лице — княжеском воеводе. Это переплетение исторической конкретики и эпического вымысла, а также поэтических элементов, близких к поздней народной исторической поэзии, позволяет предположить, что вся история об опоздавшем на битву воине, испившем свою смертную чашу, восходит к историческим песням XIII—XIV веков, в которых запечатлелись трагедия и героизм русских людей времен татаро-монгольского нашествия. Архипов.
+++++++++++++++++++++++
      Евпраксия. В былинах Княгиня-мать, Апраксия, Апраксенья, Опраксея. Историческая Евпраксия Рязанская была женой князя Феодора Юрьевича рязанского (XIII в.), героиня сказания "о взятии Рязани". Батый потребовал ее в наложницы. Князь отказал. "Сказание" этим объясняет нашествие Батыя на Рязань. Когда князь пал в битве, Евпраксия с младенцем выбросилась из терема и погибла.
+++++++++++++++++++++++
      Евреи. У савроматов можно отметить высокую роль женщин. Похоже, что именно от этого племени древней страны Араты вышли многочисленные племена евреев, расселившиеся позже по всему миру. Лев Гумилев определяет политическое устройство Хазарии как химеру, то есть государство, состоящее из двух каст - правящей касты арийцев из племени Ева и коренного населения. Такое общественное устройство было характерно для всех государств-клонов страны Араты. В данном случае евреи дольше всех сохраняли традиции предков, сохраняли свою идентичность, традиции и обычаи древности. Именно они оборудовали северный шелковый путь, построив через каждые 25 километров колодцы, на дороге от Китая до Боспора в истоке Дона. Евреи монополизируют в этой части планеты мировую торговлю и создают почту. Именно евреи были творцами первого этапа мировой глобализации (Климов). Евреи могли вызывать погодное ненастье: если зимой они слоняются по селу — быть метели (бел.) («буде дощ, бо жиди волочацця»,— говорит украинская примета). Украинцы считали, что евреям не страшен гром — «ще як свiт стоить, то не чути, щоб грiм жида вбив» (то же рассказывают о мифических великанах, которые не боялись грозы и грома). Опасными считались предметы, принадлежащие евреям; нельзя дотрагиваться до еврейских религиозных книг — кожа на руках потрескается (бел.). Сами инородцы также могли представлять опасность: например, знахарь, оказавший помощь еврею, мог потерять свою силу (бел.). Колтун могла наслать ведьма, злой человек, злой дух, черти, бродяги, евреи, существа из чужого мира.
+++++++++++++++++++++++
      Еврей полазник. У всех славян, в том числе и в Полесье, счастливой приметой считается приход в дом еврея-полазника (первого человека, приходящего в дом на Новый год, на день св. Андрея и т. д.). Полазник-еврей принесет удачу в наступающем году. Есть интересная легенда, связанная с этим обычаем, зафиксирована в Закарпатье, которое также представляет собой архаическую этнокультурную зону: «Считается, что если еврей вошел в дом как полазник, то весь год будет хорошим, потому что он не нашей веры. Когда враги схватили Иисуса Христа, святой Петр отрезал Мальху ухо. Тогда Иисус взял ухо и, положив его позади себя, благословил иудейскую веру». Положительная, сакральная символика связана с образом еврея в сновидениях. Увидеть еврея во сне означает увидеть Христа или святого; еврейка означает Богородицу; еврей во сне — к счастью (П. Г. Богатырёв).
+++++++++++++++++++++++
      Еврей. В заговоре Южн. слав. он пашет, но ничего не растет. Практически у всех славян счастливой считается Встреча с инородцем: евреем, цыганом, группой цыган и даже — со старой цыганкой. Репин.
+++++++++++++++++++++++
      Еврейская зозуля. Лишенные души евреи могут быть превращены в различных животных.
+++++++++++++++++++++++
      Еврейская тётка. Христос превратил в свинью еврейскую женщину, которую спрятали под корыто, чтобы испытать всеведение Христа; потому и считается, что свинья — это «еврейская тетка». В житомирском Полесье был записан нестандартный вариант этого рассказа, согласно которому сам Христос посадил беременную еврейку под корыто и спросил своего ученика, что там спрятано. Ученик ответил, что там свинья с поросятами, и от его слов превращение совершилось. Тогда Христос поверил, что ученик действительно овладел теми знаниями, которыми делился с ним Христос. «А про то жыды сала не едят»,— заключает легенда (ПА, 1981). В регионе Белостока (Польша) бытовал еще один вариант этой легенды, своеобразный «перевертыш» традиционного сюжета. Рассказывают, что евреи, желая выставить Христа на посмешище, накрыли корытом свинью с поросятами. Христос сказал, что под корытом находится женщина с ребенком; убедившись в его правоте, евреи перестали есть свинину, так как считают, что люди происходят от свиней.
+++++++++++++++++++++++
      Еврейчик. Ребенок до крещения мог отождествляться с иноверцем: у русских он назывался иродом, у болгар — «еврейчиком», «поганым», а также именами животных, у сербов — «турком», «цыганенком»; Обращение с Детьми Некрещёными определялось рядом запретов и предписаний: такого ребенка нельзя целовать, выносить за пределы дома, показывать посторонним.
+++++++++++++++++++++++
      Еврем святой. Персонаж заговоров и заклинаний.
+++++++++++++++++++++++
      Евремица. Персонаж заговоров и заклинаний.
+++++++++++++++++++++++
      Европа. В древнегреческой мифологии - дочь короля Финикии Агенора и сестры Кадмуса. Зевс был поражен ее красотой и, чтобы приблизиться к ней, принимал форму быка и смешивался со стадом, что паслось на побережье. Зевс отнес Европу на своей спине по волнам на остров Крит. Там она принесла Зевсу троих сыновей - Миноса, Радаманта и Шарпедона.
+++++++++++++++++++++++
      Европеоидная раса. Изначально сформировалась на территории Руси – на территории Арктогеи, в пределах древнего Русского континента, занимающего всю площадь древнейшей в мире Русской платформы и отделённого от негроидов и монголоидов естественными водными и горными преградами. Правильное название – русская раса. Ни в Африке, ни в Австралии, ни в Америках, ни в монголоидной части Азии не отмечено присутствие человека европеоидной расы временем, ранее 10-го тыс. до н.э. В Африке и Америке имелись центры возникновения собственных рас. Основой Европы (больше половины её территории) является Русская платформа – в древности Русский континент. Русская платформа заселена с 70 – 50-го тыс. до н.э. практически исключительно русским народом. Часть Европы, которая расположена западнее Русской платформы, населена, начиная с 10 – 5 тыс. до н.э., а особенно активно – с начала «нашей» эры, расселяющимися русскими племенами, говорящими на т.н. индоевропейских языках, восходящих к одному языку – русскому. По-ассирийски Европа означает – «запад». С точки зрения этих кочевников, эта земля была действительно западом. Но к тому времени на ней уже много десятков тысячелетий жил русский народ и занимал все её пространства (и ранее, до прихода кавказоидов занимал и Грецию – пеласги), явно не стремясь Русь/Европу переоткрывать и, тем более, переименовывать. Более правильным было бы называть Европу – Русь (сыны бога Ра: расыны – росины – русины – русы). Как это следует исторически. Как называли эту часть света более просвещенная часть греков, например, Геродот. Европеоидная раса подразделена на три главные группы: южную – со смуглой кожей, тёмными глазами и волосами; северную – со светлой кожей, значительной долей серых и голубых глаз, русых и белокурых волос; промежуточную, для которой характерна среднеинтенсивная пигментация. У русских – черты северной ветви европеоидной расы. Антропологи всех светлых европеоидов подразделяют на северо-западных (Атланто-балтийская раса) и северо-восточных (Беломорско-балтийская раса). Европеоидные расы сформировались первоначально в Юго-Западной Азии, Северной Африке и Европе. Однако в первых двух регионах варианты возраста 10 – 1 тыс. лет, смешанные с монголоидами и негроидами. В Европе (на Руси) – образовалась изначальная русская раса возрастом более 50-и тыс. лет. На территории Скандинавских стран, Великобритании, Ирландии, Исландии, Нидерландов, на севере Германии, а также в Эстонии и Латвии распространена атланто-балтийская раса (собственно – русская раса). Заселение Англии состоялось кельтами с 8 – 7 веков до н.э., первоначально, в 1-й половине 1-го тысячелетия до н.э., они обитали в бассейнах Рейна, Сены и Луары и верховьях Дуная – то есть на Русской равнине. Население центральных областей Западной Европы и Европейской части России (собственно Руси) относится главным образом к различным вариантам среднеевропейской (русской) расы. Балкано-кавказская раса, результат смешения европеоидов с монголоидами и негроидами, представлена в Югославии, Северной Греции, Болгарии, на юге Австрии и севере Италии, у населения, обитающего к северу, западу и востоку от Чёрного моря, в Западном Иране (луры, бахтиары, ассирийцы, иранцы Хорасана и др.). В формировании беломорско-балтийской расы «могли принимать участие древние монголоидные популяции, проникавшие в Европу из-за Урала». Следовательно, до смешения её предки обитали в Европе, а монголоиды – за Уралом. «На восточных рубежах своего ареала европеоиды с древнейших времён взаимодействовали с монголоидами. В результате их раннего смешения, начавшегося, вероятно, ещё в эпоху мезолита (10 – 5 тыс. до н.э. – авт.), сложилась на северо-западе Сибири и на крайнем востоке Европы уральская раса» с вариантом – лапоноидной расой. Представители индо-средиземноморской расы (смесь европеоидов с негроидами и частично монголоидами) населяют Испанию, большую часть Италии, Франции, южной Греции, острова Средиземного моря, а также Северную Африку, Аравию, Ирак (позже 3 – 2 тыс. до н.э.), Южный Иран (позже 3 – 2 тыс. до н.э.), Северную Индию (позже 3 – 2 тыс. до н.э.). В Литве, частично в Латвии и на всём севере Европейской части России распространена беломорско-балтийская раса. Черты уральской расы, смешанной монголоидно-европеоидной, выражены у лопарей, коми, марийцев, мордвы и удмуртов, прикочевавших в районы современного своего расселения только к 1-му тыс. н.э. В бассейне Волги отмечается проникновение элементов южносибирской расы (монголоиды; с первых веков н.э.). На юге Италии отмечена примесь экваториальной (негро-австролоидной) расы. За 30 тысяч лет, разделяющих сунгирийцев и костёнковцев от современных русских, физический тип человека русской (европеоидной) расы не претерпел значительных изменений.
+++++++++++++++++++++++
      Евстифейка волк.
+++++++++++++++++++++++
      Евстифейка волк. Волк Евстифейка. Сказочный персонаж
+++++++++++++++++++++++
      Евфросинья Яковлева. Мать Ильи Муромца. Былины
+++++++++++++++++++++++
      Ега баба. Баба-яга. «В избушке живет ега-баба» (Арх.);.
+++++++++++++++++++++++
      Ега. Баба-яга.
+++++++++++++++++++++++
      Еги баба. Баба-яга.
+++++++++++++++++++++++
      Егибисна. Баба-яга. Егибисной, егичной именовали дочь бабы-яги (Вятск., Сев. Дв.).
+++++++++++++++++++++++
      Егибиха. Баба-яга.
+++++++++++++++++++++++
      Егибица. Баба-яга. «Коли мать кричала Липунюшку, в те поры егибица подслушала ее и пришла на другой день к бережку и кричит толстым голосом» (Вятск.); В некоторых районах России егибицей, егибовой называли не только бабу-ягу, но и ведьму (Новг., Яросл.).
+++++++++++++++++++++++
      Егибишна. Баба-яга.
+++++++++++++++++++++++
      Егибоба. Баба-яга.
+++++++++++++++++++++++
      Егибова. Баба-яга. «Тут налетала Егибова, в деревенной ступи, помелом заметае. Хватила парницка-то да и унесла» (Арх.). В некоторых районах России егибицей, егибовой называли не только бабу-ягу, но и ведьму (Новг., Яросл.).
+++++++++++++++++++++++
      Египетский Царь. Бел. В греческой мифологии царь Египта, сын Посейдона и нимфы Ливии, брат-близнец Агенора (отца Европы), отец Эгипта и Даная. Бел относится к числу персонажей, которые сами не имеют развитой мифологической биографии, но являются родоначальниками поколений будущих героев.
+++++++++++++++++++++++
      Египта царица. В заговоре она и Царь Кратаус замыкают волкам зубы. Вост. слав.
+++++++++++++++++++++++
      Егична. Баба-яга. Егибисной, егичной именовали дочь бабы-яги (Вятск., Сев. Дв.).
+++++++++++++++++++++++
      Егор Святополк.
+++++++++++++++++++++++
      Егор. Без четверти Егор. Царевич. Сказочный персонаж
+++++++++++++++++++++++
      Егор. Без-четверти-Егор. Царевич.
+++++++++++++++++++++++
      Егорей свет храброй. Егорий Храбрый. Сын царя Феодора. Егорей.
+++++++++++++++++++++++
      Егорей. Егорий Храбрый. Егорей-свет храброй. Сын царя Феодора.
+++++++++++++++++++++++
      Егорий Вешний. В день Егория вешнего (св. Георгия) — б мая — впервые после зимы выгоняли скот на пастбища, стегали его вербой. Верба — растение, которое первым оживает по весне, и её прикосновение должно было увеличить плодовитость скота. Чтобы скотина давала обильный приплод, на Егория вешнего пекли также печенье в виде лошадей и коз.
+++++++++++++++++++++++
      Егорий Победоносец. Егорий Храбрый. Георгий Храбрый. Ягорий Победоносец. Георгий святой. Ягорий. Ягор. Егорий. Персонаж заговоров и заклинаний.
+++++++++++++++++++++++
      Егорий Храбрый. Георгий Победоносец.
+++++++++++++++++++++++
      Егорий Храбрый. Георгий Храбрый. Егорий Победоносец. Ягорий Победоносец. Георгий святой. Ягорий. Ягор. Егорий. Григорий. Егорей-свет храброй. Сын царяФеодора. Отец Федора-царя. Егорей. Георгий Победоносец в сказках Афанасьева В заговоре вост. слав. он прикалывает змея жезлом к земле, бросает в огонь. Есть версия, что Егорий Храбрый (Георгий Победоносец), поражающий змея - никто иной как Перун, "затесавшийся" в святцы, прикрывшись христианским именем. Забайкальские старообрядцы считали, что «Егорий Храбрыйот волков скот оберегал». В Приангарье Егорий Храбрый почитался как покровитель лошадей, в его день на лошадях не работали. На Руси волчьим пастырем, или пастухом, почитается Егорий Храбрый. Даже пословица есть: "Что у волка в зубах, то Егорий дал".
+++++++++++++++++++++++
      Егорий. Волчий пастырь. В народной традиции св. Егорей часто именуется Лесным Хозяином, Лесовиком, Лисуном. Весьма интересна в данном случае и предание о Георгии, Лисуне, и двух братьях- богатом и бедном. Скот, ставший добычей волков, воспринимается как Жертва, предназначенная Богом (ю.-слав бел.), Егорием (рус.), Николаем (пол.) и т.п. Цикл земледельческих работ завершался осенним Егорьевым (Юрьевым) днём — 9 декабря. До конца XVI в. крестьянин в этот день мог уйти от своего господина. Борис Годунов отменил этот обычай, потому и возникла пословица «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Однако и позже со всеми, кто нанимался на земледельческие работы, рассчитывались именно в Юрьев день. Есть песня о святом Егории, где он отождествляется с Яром (Славянские мифы). Святой Егорий, как называли его в народе, тот самый, что взял на себя обязанности Перуна после христианизации, сразу вошел в фольклор как защитник скота от медведя. Основной миф остался каким и был, только теперь Егорий-Перун воевал с медведем-волосом. Имя Егория вошло во множество заговоров, какими пытались защищать коров от медведя (Петухов). Корольков.
+++++++++++++++++++++++
      Егорий. Егорий Храбрый. Георгий Храбрый. Егорий Победоносец. Ягорий Победоносец. Георгий святой. Ягорий. Ягор. В заговоре он не знает боли. Вост. слав.
+++++++++++++++++++++++
      Егорка Летун. Коржев.
+++++++++++++++++++++++
      Егорушка Залет ищет себе невесту.
+++++++++++++++++++++++
      Егорушка Залет. В сказках ищет себе невесту. Сказочный персонаж
+++++++++++++++++++++++
      Едалище. Один из подвигов Ильи Муромца состоял, в убиении нечестивого Идолища, который пожирал зараз по целому быку жареному и пил по котлу меда или пива, а котел был так велик, что его с трудом поднимали двадцать силачей. Не зря Идолище иногда называют Едалищем.
+++++++++++++++++++++++
      Единорог. Химера. Символизирует целомудрие, а так же служит эмблемой меча. Традиция представляет его обычно в виде белого коня с одним рогом выходящим изо лба; однако, согласно эзотерическим верованиям, он имеет белое туловище, красную голову и синие глаза. Нередкий Персонаж простонародная сказки. В ранних традициях единорог изображался с телом быка, в более поздних с телом козла и только в поздних легендах с телом лошади. Легенда утверждает что он неутолим, когда его преследуют, но покорно ложиться на землю если к нему приблизиться девственница. Вообще единорога поймать невозможно но если и удастся то удержать его можно только золотой уздечкой. "Спина была его изогнута и светились рубиновые глаза, в холке он достигал 2-х метров. Чуть выше глаз, почти параллельно земле, вырастал у него рог; прямой и тонкий. Гривы и хвост рассыпались мелкими кудрями, а опущенные и неестественно для альбиносов черные ресницы бросали пушистые тени на розовые ноздри." (С.Другаль "Василиск"). Питаются они цветами, особенно любят цветки шиповника, и медовой сытой, а пьют утреннею росу. Еще они ищут маленькие озерца в глубинах леса в которых купаются и пьют от туда и вода в этих озерах обычно становится очень чиста и обладает свойствами живой воды. В русских "азбуковниках" 16 -17 вв. единорог описывается как страшный и непобедимый зверь, подобный коню, вся сила которого заключена в роге. Рогу единорога приписывались целебные свойства ( по фольклорным представлениям единорог своим рогом очищает воду, отравленную змеем). Единорог - существо иного мира и предвещает чаще всего счастье. Pitre John.
+++++++++++++++++++++++
      Единый Бог. Перун и Велес по древнейшему учению, сохраненному «Книгой Велеса» являют собой разные лики Единого Бога, которого именуют Триглавом (Дидом-Дубом-Снопом, то есть, Сварогом-Перуном-Велесом) (Славянские мифы).
+++++++++++++++++++++++
      Единый. Прародитель богов и творец мира, одно из имён Рода.
+++++++++++++++++++++++
      Ежи Баба. Словенская Баба-Яга у русских.
+++++++++++++++++++++++
      Ежи у поляков. Св. Георгий у русских. У поляков св. Ежи сражается с «вавельским смоком» (змеем из Краковского замка).
+++++++++++++++++++++++
      Ежибаба. Баба-Яга – владычица смерти – Ендза, Ежибаба, Коризма, Покладня Баба, Несреча, Кривда.
+++++++++++++++++++++++
      Ежибабель. Чернобог. Чёрт. Чёрный бог. Сатурн. Хладолет. Кадук. Мужичок с ноготок. Триглав. Тржи. Троян. Зюзя. Мороз. Кощей. Колодий. Tchort. Русское имя Сатаны, "чёрный бог". Чернобог – владыка зла – Черт, Славянский религиозный персонаж; существо, покрытое чёрной шерстью, с рогами, хвостом и коровьими копытами; отождествляем с Велесом в образе Змия-кочевника. Персонаж Чёрной Библии.
+++++++++++++++++++++++
      Ездок. В русской сказке объезжает неезжалого жеребца.
+++++++++++++++++++++++
      Езерицы. Помощники у Деда Лесовика. Их у него немало. В озере лесном обитает благодушный Водяник с Езерицами, озерными русалками. Их подружки, живущие на суше, называются Дуб-равицами, Сенявами, Русявами, Зеленицами.
+++++++++++++++++++++++
      Езерним. У западных славян водяной назывался Езерним — озерный дух. У него тоже было множество подданных: свитежанки, гопляны и западлинки. Подобно водяницам, они соблазняли неосторожных молодцев своей красотой и увлекали их на дно, чтобы увеличить число подданных Езернима. Возлюбленной его была покровительница горных потоков, которые бегут с вершин в озера, питая их. Если люди чем-то умудрялись прогневить Езернима, он насылал на них зловредных страшил Чудака и Топельца, а также уродливых водяных дев плюскон, которые до смерти пугали по ночам неосторожных рыбаков. В болото заманивал их Злыдень.
+++++++++++++++++++++++
      Езус. Кельтский Бог. Он относится к поколению. Следующему вслед за валлийскими и ирландскими божествами. Этот кельтский Бог соратник троицы божеств — Эсус, Езус, Таранис и Тевтат. Имя Езуса связывают с древним индоевропейским корнем Esu, что значит “добрый”. Одно из наиболее известных изображений этого бога, найденное на алтаре под собором Нотр-Дам в Париже, в виде дровосека, валящего дерево. Большинство исследователей склоняются к мнению, что Цезарь, сообщая о том, что галлы более всех почитают Меркурия (не сообщая при этом имя собственного галльского бога), имел в виду именно Езуса.
+++++++++++++++++++++++
      Езь. Язь. В русской сказке он в роли понятого.
+++++++++++++++++++++++
      Езь. Язь. Язя часто в понятые зовут. Сказочный персонаж
+++++++++++++++++++++++
      Екатерина Вторая. Боровик. Боровиковский.
+++++++++++++++++++++++
      Екатерина Микитична. Жена Добрыни.
+++++++++++++++++++++++
      Екатерина мученица. Персонаж заговоров и заклинаний.
+++++++++++++++++++++++
      Екатерина. Жена князя Михайла.
+++++++++++++++++++++++
      Екатия. Геката. В слове об идолах (Григорий Богослов) упоминается Геката и рядом с ней — Макошь: жертвенной кровью “мажють Екатию богыню, сию же деву творять, и Мокошь чтуть. Упоминание Макоши выглядит как пояснение греческой Гекаты-Екатии. Образ Гекаты проделал в античном мире сложную эволюцию от богини, повелевавшей всей Вселенной, до покровительницы человеческого благосостояния, дарующей удачу в делах и победу в состязаниях. В конце концов Екатия-Геката стала восприниматься греками как мрачная богиня заклинаний и гаданий связанная с миром мертвых. Русский книжник, уподобляя Макошь Екатии-Гекате, не совершал ошибки,. так как в его собственном тексте Макошь стояла рядом с душами умерших (вилами) и священной собакой. Возможно, что русская Макошь отражала в какой-то мере и среднюю фазу гекатовского культа, являясь благожелательной богиней, связанной с аграрно-магическим комплексом представлений: ведь русалки и Симаргл содействовали получению урожая.
+++++++++++++++++++++++
      Еким Иванович. Млад-богатырь. Гулял-ездил по полям русским вместе с Алёшей Поповичем. Грамотен был. На камне надписи прочитывал. Может быть и рунические. Похоже, что Еким был в услужении у Алёши Поповича – он коней рассёдлывал, он последний спать ложился и первый вставл. Однажды поймал кинжал-чингарище, что кинул в Алёшу Тугарин Змеевич (Былины).
+++++++++++++++++++++++
      Елеафам. Змей или кит, на котором земля стоит – плавает. Из уст его исходят громы пламенного огня, яко стреляно дело; из ноздрей его исходит дух, яко ветр бурный, воздымающий огнь геенский. В последние времена он задвижется, восколеблется — и потечёт река огненная, и настанет свету преставление. Движение и повороты баснословных китов потрясают землю.
+++++++++++++++++++++++
      Елейка. Илья Муромец. Елеюшка.
+++++++++++++++++++++++
      Елена Благоверная царица. Жена цареградского царя Константина. Былины
+++++++++++++++++++++++
      Елена королевна. Простонародная сказка.
+++++++++++++++++++++++
      Елена Костентиновна. Мать Дюка. Былины.
+++++++++++++++++++++++
      Елена море. Персонаж заговоров и заклинаний.
+++++++++++++++++++++++
      Елена Петровна. Елена. Сестра Петровичей. Еленушка. Еленушка Петровна.
+++++++++++++++++++++++
      Елена Прекрасная королевна. Золотого царства царица. Елена Прекрасная. Елена Прекрасная царевна. Она задаёт Ивану-царевичу три задачи, потом выходит за него замуж. А в другом сказочном месте она выходит замуж за Василия-царевича. Сказочный персонаж
+++++++++++++++++++++++
      Елена Прекрасная царевна. Золотого царства царица. Елена Прекрасная. Елена Прекрасная королевна. Она задаёт Ивану-царевичу три задачи, потом выходит за него замуж. А в другом сказочном месте она выходит замуж за Василия-царевича. Сказочный персонаж
+++++++++++++++++++++++
      Елена Прекрасная. Героиня волшебных славянских сказок названа так, конечно, в честь той древнегреческой Елены, из-за которой теряли голову все мужчины и была до основания разрушена Троя, однако в наших сказках ей соответствуют и Анастасия Прекрасная, и Василиса Премудрая (Прекрасная), и Марья-царевна, и Марья Моревна, и Царь-девица, и другие. Эти несравненные красавицы наделены вещим умом, волшебной силою, властью над природными стихиями, а главное, духовной проницательностью, и все это они готовы отдать своему возлюбленному герою, подобно тому как некогда, по истечении эпохи матриархата, женщины безропотно подчинились мужчинам и всю потустороннюю, неземную, чародейную силу свою замкнули лишь в пределах семьи, дома, любовных, бытовых отношений — в пределах своего бабьего царства. В русской сказке золотого царства царица, желает купить кошку, оборачивается лебедем. Она царевна, королевна, устраивает погоню за Иваном-царевичем; выходит за него замуж, ждет молодца, который на коне-летуне с одного взмаха поцеловал бы ее в губы. Она лишает своего мужа царства, заставляет его пасти свиней, хочет извести своего брата Ивана-царевича, убивает мужа и живет со Змеем Горынычем, несет за это наказание, задает Ивану-царевичу три задачи; выходит за него замуж, выходит замуж за Василия-царевича.
+++++++++++++++++++++++
      Елена Прекрасная. Золотого царства царица. Елена Прекрасная царевна. Елена Прекрасная королевна. Героиня волшебных славянских сказок названа так, конечно, в честь той древнегреческой Елены, из-за которой теряли голову все мужчины и была до основания разрушена Троя, однако в наших сказках ей соответствуют и Анастасия Прекрасная, и Василиса Премудрая (Прекрасная), и Марья-царевна, и Марья Моревна, и Царь-девица, и другие. Эти несравненные красавицы наделены вещим умом, волшебной силою, властью над природными стихиями, и все это они готовы отдать своему возлюбленному герою, подобно тому, как некогда, по истечении эпохи матриархата, женщины безропотно подчинились мужчинам и всю потустороннюю, неземную, чародейную силу свою замкнули только в пределах семьи, дома, бытовых и любовных отношении, в пределах своего бабьего царства. В одном сюжете Змей Горыныч служит поваром у Ивана — купеческого сына, обольщает ею жену Елену Прекрасную, изводит с нею Ивана — купеческого сына, но сам погибает. В русской сказке Иван Царевич сын царя Бела Белянина женится на Елене Прекрасной. В сказках Иван Купеческий сын, Крестьянский сын побеждает Змея Горыныча и женится на Елене Прекрасной, но за её измену убивает жену и женится на служанке. Однажды он помогает царевичу жениться на Елене Прекрасной. В разных сказках Елена Прекасная желает купить кошку, оборачивается лебедем, устраивает погоню за Иваном-царевичем, выходит за него замуж. Ждёт молодца, который на коне-летуне с одного взмаха поцеловал бы её в губы. Она лишает своего мужа царства и заставляет его пасти свиней. Она хочет извести своего брата Ивана-царевича. Она убивает мужа и живёт со Змеем Горынычем. Потом несёт за это наказание. Она задаёт Ивану-царевичу три задачи, потом выходит за него замуж. А в другом сказочном месте она выходит замуж за Василия-царевича. Как-то, когда она была замужем за Иваном Коровьевым сыном, сильно полюбился царевне Елене Змей Горыныч. Змей учит её извести брата Ивана-царевича, но его разрывает «охота» Ивана-царевича. Змей Горыныч побежден Иваном купеческим сыном. Как-то Змей Горыныч поступил Ивану Купеческому сыну поваром; обольстил его жену Елену Прекрасную, потом изводит с ней Ивана купеческого сына; и, в конце концов, погибает. У греков Елена Прекрасная - дочь Леды и Зевса. Жена Менелая, потом Париса. Из-за неё произошла Троянская война. Греция. Прекраснейшая из женщин, супруга царя Спарты Менелая. Страсть, вспыхнувшая между троянцем Парисом, наследным принцем Трои, и Еленой, королевой Спарты, положила начало войне, уничтожившей целый народ. Парис украл Елену у её законного мужа, Менелая. За честь Менелая вступился его брат, микенский царь Агамемнон, вокруг которого сплотились все народы Греции. Другим источником имени может служить Елена, мать императора Константина. У нестинаров она почитается как божество.
+++++++++++++++++++++++
      Елена Премудрая. В русской сказке учит разным мудростям голубок (девиц); выходит замуж за перехитрившего ее солдата. Она с золотыми крылышками выходит замуж за Ивана доброго молодца.
+++++++++++++++++++++++
      Елена Премудрая. Эта девица учит разным мудростям голубок (девиц); выходит замуж за перехитрившего её солдата. Она приделала себе с золотые крылышки и вышла замуж за Ивана доброго молодца. Сказочный персонаж
+++++++++++++++++++++++
      Елена царевна. В русской сказке она царевна серебряного государства.
+++++++++++++++++++++++
      Елена царевна. Серебряного государства Царевна. Сказочный персонаж
+++++++++++++++++++++++
      Елена царица. В заговоре вместе с Еленой царицей едут, открывают горы. Вост. слав.
+++++++++++++++++++++++
      Елена, Царица Казанская. У Кирша Даниловича в одном варианте стихосложения Иван Васильевич, ещё великий князь, а не царь московский, с прозвищем Прозритель, милостиво принимает от царицы казанской Елены ковригу с солью, а саму царицу велит крестить и затем в монастырь постричь, супругу же её, царю Симеону, за гордость его, что не встретил с хлебом-солыо, вынял ясны очи косицами, и, сняв с него царскую корону и порфиру, царской костыль в руки принял (Былины).
+++++++++++++++++++++++
      Елена. Сестра Петровичей. Елена Петровна. Еленушка. Еленушка Петровна. Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алеши Поповича (варианты — Олеша, Валеша и Елешенька): Олёша — Олёнушка, Елешенька — Елена и Олёнушка, и таким образом формируется «одноименная» супружеская пара, подобная Волос - Велес — Волосыня или Ёлс — Елёсиха.
+++++++++++++++++++++++
      Еленея. В заговоре она отмыкает у коровы утробу. Вост. слав.
+++++++++++++++++++++++
      Еленушка Петровна. Сестра Петровичей. Елена. Елена Петровна. Еленушка.
+++++++++++++++++++++++
      Еленушка. Сестра Петровичей. Елена. Елена Петровна. Еленушка Петровна.
+++++++++++++++++++++++
      Елень. Зверь Родов. Олень (елень) известен человеку с самых древних времен. Еще в незапамятные эпохи ледникового периода люди охотились на оленей.
+++++++++++++++++++++++
      Еленя богатырь.
+++++++++++++++++++++++
      Еленя богатырь. Сказочный персонаж
+++++++++++++++++++++++
      Елёсиха. Парное имя русо-славянских Персонажей. Они как бы подвёрстваются друг к другу: Олёша — Олёнушка, Елешенька — Елена и Олёнушка, и таким образом формируется «одноименная» супружеская пара, подобная Волос - Велес — Волосыня или Ёлс — Елёсиха.
+++++++++++++++++++++++
      Елефей. Персонаж заговоров и заклинаний.
+++++++++++++++++++++++
      Елефериевич. Иван Елеферевич. Отец Ильи Муромца. Иоан. Былины
+++++++++++++++++++++++
      Елеюшка. Илья Муромец. Елейка.
+++++++++++++++++++++++
      Елизар.
+++++++++++++++++++++++
      Елизар. Сказочный персонаж
+++++++++++++++++++++++
      Елизарище. Старчище Ондронище (Андронище), иначе Игнатьище, Елизарище или Пилигримище—странник (peregrinus), калика перехожий, имевший главное пристанище в местном Кириллово-Белозерском монастыре (Былины).
+++++++++++++++++++++++
      Елизынич. Щата богатырь. Былины
+++++++++++++++++++++++
      Елиня. Богатырь-герой в славянской мифологии.
+++++++++++++++++++++++
      Елисавефь. В заговоре вместе с Елисавефь едут, открывают горы. Вост. слав.
+++++++++++++++++++++++
      Елисафия. Дочь Петра Карамышова.
+++++++++++++++++++++++
      Елисей-река. Матка. Матушка. Былины.
+++++++++++++++++++++++
      Елына царица. Змея царица. Персонаж заговоров и заклинаний.
+++++++++++++++++++++++
      Ель. Ель также относилась к деревьям жизни и долголетия. Способствует этому и можжевельник, не зря же именно ель отмечала наступление нового годового цикла, а можжевельником принято было устилать путь мертвым.
+++++++++++++++++++++++
      Ель. Согласно этиологическим легендам, Ель укрыла Богородицу во время ее бегства с Христом в Египет или Христа, прятавшегося от чумы, за что получила благословение и была вознаграждена, оставшись навечно зеленой. Вероятно, именно с «женской» символикой Ели связан запрет сажать и вообще иметь около дома Ель, которая якобы «выживает» из дома мужчин. По верованиям сербов, если Ель растет вблизи дома, в нем не будут рождаться мальчики. На Русском Севере не сажали Ель у дома, опасаясь, что в противном случае «мужики не будут жить, умирать будут, одни вдовицы будут». Запрет сажать Ель у дома может объясняться принадлежностью Ели к неплодовым деревьям (согласно болгарской легенде, Ель «бесплодна», поскольку ее прокляла Богородица). В Белоруссии Ель не сажали из опасения, что «в доме ничего не будет вестись», «ничего не будет родить ни в хлеву, ни дома». Особенно избегали держать Ель у домов молодоженов, чтобы те не остались бездетными.
+++++++++++++++++++++++
      Емельян святой. Персонаж заговоров и заклинаний.
+++++++++++++++++++++++
      Емельян. В русской сказке Емеля-дурак ловит в проруби чудесную щуку; на печи едет в город к королю и обратно домой; зовет короля к себе в гости, отказывается взять от тестя королевство.
+++++++++++++++++++++++
      Емельян. Емеля-дурак ловит в проруби чудесную щуку; на печи едет в город к королю и обратно домой; зовет короля к себе в гости. В конце-концов отказывается взять от тестя королевство. Сказочный персонаж
+++++++++++++++++++++++
      Емеля.
+++++++++++++++++++++++
      Емеля-дурак Емельян. Он ловит в проруби чудесную щуку; на печи едет в город к королю и обратно домой; зовет короля к себе в гости. Потом отказывается взять от тестя королевство. Сказочный персонаж
+++++++++++++++++++++++
      Емеля-дурак.
+++++++++++++++++++++++
      Емилия. После христианизации Руси Амелфа (мать Велеса) стала былинной Амелфой Тимофеевной, матерью Василия Буслаева, поклонение ей было вытеснено - почитанием Емилии - матери святого Василия Кесарийского (Славянские мифы).
+++++++++++++++++++++++
      Еминеж. В нартском эпосе адыгов чудовище, олицетворение сил, враждебных нартам. Еминеж сочетает в себе черты бляго и иныжа. Еминеж, как и бляго, зарится проглотить солнце; подобно иныжу, обладает необыкновенной физической силой, но глуп. Еминеж летает, вызывает явления, аналогичные грому и молнии. Живёт в крепости за семью горными цепями и семью морями, где солнце заходит за край неба. Крепость его опоясана семью крепостными стенами, а её единственные ворота — огромные мечи, которые смыкаются и рассекают любого, кто пытается пройти через них. Еминеж держит в плену нартскую девушку, с которой пытается вступить в близкие отношения. Он похитил семена проса, дарованные нартам Тхагаледжем. За ними отправился Сосруко. Сосруко удалось узнать, что победить Е. можно, лишь одолев его треногого вороного коня; для этого необходим конь, рождённый, как и треногий вороной, от кобылицы Тхож, находящейся в междуморье в табуне одной старухи. Сосруко, выполнив поставленные старухой условия, добыл нужного жеребёнка (названного Тхожеем). Когда герой выхватил у Еминежа мешок с заветным просом и поскакал на Тхожее. Еминеж на треногом вороном не мог его догнать и стал безжалостно хлестать свинцовой плетью своего коня. Тот, по совету младшего брата, рванулся под облака и сбросил с себя Еминежа, который полетел вниз головой и разбился в пропасти.
+++++++++++++++++++++++
      Енах бес. Персонаж заговоров и заклинаний.
+++++++++++++++++++++++
      Ендарь. Сказочный персонаж в легендах древних славян. По поверьям в Вятской губернии, ендарь живет под старым дубом питается воздухом. Размером он с кабана.. он не описывается и облик его не ясен.
+++++++++++++++++++++++
      Ендза. Баба-Яга – владычица смерти – Ендза, Ежибаба, Коризма, Покладня Баба, Несреча, Кривда.
+++++++++++++++++++++++
      Енева Буля. Названия Божьей Коровки типа «кума, посаженая мать» (болг.) соотносятся с рядом болгарских обрядовых персонажей: с «кумой» — девушкой, предводительницей лазарок в обряде «лазарования» (ср. название Божьей Коровки «лазарка» у македонцев), завершавшемся в Вербное воскресенье кумлением, избранием «кумицы» и угощением девушек в ее доме; с персонажем ивановского обряда «енева буля» — «кумой», вынимающей перстни девушек и предсказывающей им женитьбу; с посаженой матерью («кума») на свадьбе. Славянские названия Божьей Коровки соотносятся с персонажами мифологического сюжета «свадьба Солнца», который разыгрывается в болгарском обряде Иванова дня — «енева буля».
+++++++++++++++++++++++
      Еней. Эней. Геты-Руссы с берегов Азовского и Черного морей в незапамятные времена перешли в Малую Азию и о-ва Архипелага, а потом под предводительством Энея в ХII или XI в. до Р.X. проникли, после разорения Трои, в Италию, основали там много городов и долгое время господствовали над туземными жителями, оставив после себя благородное потомство патрициев, о чем ясно говорит римский историк I века Тит Ливий, а главное - все сказанное им подтверждается множеством оставшихся этрусских памятников как искусства, так и письменности.Эней. Имя Эней, которое носил один из героев Трои, также встречается в истории Чехии и Болгарии, часто в смягченном виде - Юней; Эней Сильвий, чешский историк 1458 г. По "римскому мифу" род Юлиев берет начало от легендарного Иула Аскания, сына Энея. Последний хорошо известен как один из защитников Трои. Эней отбыл из Малой Азии и прибыл в Лаврентскую область Италии. Он был не единственным - из Троады хлынула целая волна переселенцев. Приход венетов в Северную Италию извне подтверждается археологическими данными. Вождь венетов Купавон, сын Кикна, приводит Энею свою дружину. Эней находит общий язык с царем Латином и женится на его дочери Лавинии. Через некоторое время у них рождается сын Иул-Асканий. От отца он принимает божественного покровителя, оказывавшего поддержку Энею ещё в Трое, и утверждает его культ на новой родине. Время: XIII в. до н.э. Направление распространения культа: Малая Азия (Троада) - Эгеида - Апеннинский полуостров. По другим источникам, культ Аполлона проникает в Рим значительно позже, в конце VI - начале V в. до н.э. из античной Греции, где он успел оформиться и стать греческим. Во всяком случае, Аполлон первым приходит на Апеннины, все остальные "греческие" боги идут по его следам (Петухов).
+++++++++++++++++++++++
      Енеральский сын. Ванька. Былины.
+++++++++++++++++++++++
      Енох. Персонаж заговоров и заклинаний.
+++++++++++++++++++++++
      Еню. Солнце-Иван. Славянские названия Божьей Коровки соотносятся с персонажами мифологического сюжета «свадьба Солнца», который разыгрывается в болгарском обряде Иванова дня — «енева буля». На роль невесты Солнца-Ивана (Еню) выбирается девочка, одетая в красное, как крылья Божьей Коровки, свадебное покрывало.
+++++++++++++++++++++++
      Еова. Кельтский бог кузнечного ремесла. Еова почитался у ирландцев. Он владел кроме своего кузнечного ремесла иными тайными знаниями и магическими способностями, присущими, по мнению древних народов, кузнецам. Кроме изготовления оружия он занимался подготовкой божественных пиров.
+++++++++++++++++++++++
      Еольское королевство. Простонародная сказка.
+++++++++++++++++++++++
      Епанча. В простонародных сказках она всегда волшебная, делает надевшего ее невидимым.
+++++++++++++++++++++++
      Епестенья Яковлевна. Мать Ильи Муромца. Апистенья. Пестенья. Былины.
+++++++++++++++++++++++
      Епестенья. Апистенья Яковлевна. Питенья Яковлевна. Мать Ильи Муромца. Апистенья.Пестенья. Былины.
+++++++++++++++++++++++
      Ерахта. В русской сказке черт подвергается наказанию железными прутьями.
+++++++++++++++++++++++
      Ерахта. Чёрт. Он однажды подвергается наказанию железными прутьями. Сказочный персонаж
+++++++++++++++++++++++
      Ерёма Безременников и Фома Безременников. Безременниковы Фома и Ерёма.
+++++++++++++++++++++++
      Ерема. В русской сказке Еремка. ищет пропавших царевен. плут, обманывает попадью, своих братьев и пр. поп-толоконный лоб.
+++++++++++++++++++++++
      Ерёма. Ерёма, Фома и Парамошка. Лубок.
+++++++++++++++++++++++
      Ерёма. Ерёмка. Ищет пропавших царевен. плут. обманывает попадью. своих братьев и пр. поп-толоконный лоб. Сказочный персонаж
+++++++++++++++++++++++
      Еремеев Пантелейко. Калика. Былины
+++++++++++++++++++++++
      Еремей Кот. Простонародная сказка.
+++++++++++++++++++++++
      Еремей святой. Персонаж заговоров и заклинаний.
+++++++++++++++++++++++
      Ерёмка. Ерёма. Ищет пропавших царевен. Он плут. Он как-то обманывает попадью и своих братьев. Он в одной сказке поп толоконный лоб. Сказочный персонаж
+++++++++++++++++++++++
      Еремон. Кельтсое божество, близкое славянскому Ярию-Яру-Арию (Петухов).
+++++++++++++++++++++++
      Ерестун. Еретник. Клохтун, Хлоптун. Это или злой дух, завладевающий телом мертвеца, или живой колдун, заключивший договор с нечистой силой. Колдун; умерший колдун, встающий из могилы; восходящий из могилы мертвец; злой дух, чудовище; нечистая сила. По поверьям, «войти в человека» стремился и ставший еретиком покойник, колдун. Злые колдуны «подстерегают минуточку, когда к суседу подойдет скорая смертушка, и только душа расстанется с телом, ерестун входит в покойника. Тогда в семействе пойдут нехорошие дела — неподобные. И такие есть ерестуны, которые „обвертываются“, то есть принимают на себя чужой лик и стараются пробраться в свою или чужую семью. Живет ерестун, кажется, как надо быть хорошему крестьянину, а смотришь, из семейства и из деревни станут пропадать люди один за другим: это их ерестун поедает. Чтобы извести обвороченного колдуна, надо взять плетку от коня нелегченного и ударить ерестуна на испашку [наотмашь]. Тогда он с ног долой, и до могилы в нем души нет. А, чтоб он опять не ожил в гробу, так надо ему вбить осиновый кол в спину: промеж самых плеч» (Олон.). Плетка или недоуздок от нелегченого коня или новая погонялка— традиционные средства против ерестунов во многих районах России.
+++++++++++++++++++++++
      Ерестун. Еретник. Клохтун. Хлоптун. Это или злой дух, завладевающий телом мертвеца, или живой колдун, заключивший договор с нечистой силой.
+++++++++++++++++++++++
      Еретик железнозубый. Колдун; умерший колдун, встающий из могилы; восходящий из могилы мертвец; злой дух, чудовище; нечистая сила.
+++++++++++++++++++++++
      Еретик лесной. Колдун; умерший колдун, встающий из могилы; восходящий из могилы мертвец; злой дух, чудовище; нечистая сила.
+++++++++++++++++++++++
      Еретик.
+++++++++++++++++++++++
      Еретик. Еретик - умерший колдун; встающий из могилы; Очень злой и опасный в общем по функциям и колдовствую схож с некромантами. Та же магия мертвых. Так же еретиков сравнивают иногда просто с упырями или вурдалаками , но обладающими способностями к колдовствую. Как правило еретик при жизни заключает договор с нечистой силой, которая ему исправно служит в его черных и злых делах. И даже после смерти эти демоны помогают еретикам в их злодеяниях. «Стенька Разин еретик и воитель был великий, а еретик — так, пожалуй, и больше, чем воитель» (Астр.); «Есть трава петров крест, ростет при полях, ростом в локоть, цвет багров, ростет кустиками, что молодая детлявина, а корень все крестиками бел и мелок. Аще кто пойдет в путь, корень возьми с собой от еретика» [из травника].
+++++++++++++++++++++++
      Еретики. Грешники. Персонажи заговоров и заклинаний. Их знали ипоречане Индигирки и Колымы. «Железнозубый еретик» — род упыря, который живет в глубине лесов и питается трупами, ест и живых людей», — считали колымчане. А вот представления индигирщиков: «еретики» появляются обычно ночью, «когда заря потухаетв это время они — де оживут — де заайданят». Начнут в избу лезть, «там погрызут, здесь погрызут, перебегывают, шумят». Еретик гонится за запоздавшим путником; чтобы спастись, надо сбросить «лопоть», ремни с нарты, чум. Пока он дерется с вещами, можно уйти. «Ну, у кого собачки плохие — уйти-да не могли». Исчезает летом; летом ведь свет «круговой», а «свет-смерть ему».
+++++++++++++++++++++++
      Еретица Злая. Марина. Маринка. Маринушка. Безбожница. Прекрасная Марина. Былины
+++++++++++++++++++++++
      Еретица. Колдунья; умершая колдунья, которая встает из могилы. В верованиях Печорского края еретница сходна с вещицей, ведьмой: она летает через трубу, поедает младенцев. В поверьях Тамбовской губернии «еретицы— женщины, заживо продавшие душу черту». Днем они «ходят в виде безобразных, оборванных старух, к вечеру собираются в поганых оврагах, а ночью уходят в провалившиеся могилы, в гробы нечестивых». Провалившиеся могилы— «верное пребывание еретиц». Тот, кто случайно оступится в такую могилу,— иссохнет, если же увидит в ней еретицу— умрет. «Бродят» еретицы весной и осенью. Не попадая в могилы, пробираются через трубы в бани и там пляшут. Окол коршуна хожу, окол коршуна хожу, уж я бабу ищу, еретицу ищу» (Олон.); «Стоит дуб-сыродуб, в этом дубе-сыродубе сидит птица-еретница; никто ее не видит— ни царь, ни царица, ни красная девица» [загадка] (Енис); «Священник же должен был обороняться от этой еретицы: взявши животворящий Господень крест, простер рукою на сию окаянную старуху» (Арх.).
+++++++++++++++++++++++
      Еретник. Ерестун. Клохтун, Хлоптун. Это или злой дух, завладевающий телом мертвеца, или живой колдун, заключивший договор с нечистой силой. . «Еретиком слывет в настоящее время у нас тот, кто совершенно не верует в Бога и отвергает его законы, или кто еще не раскольник. Такое понятие распространено и поддерживается в народе раскольниками и раскольницами» (Арх.) Колдун; умерший колдун, встающий из могилы; восходящий из могилы мертвец; злой дух, чудовище; нечистая сила. В заговоре из Симбирской губернии еретником именуется «опивец зубастый, головастый, как гадина», существо получеловеческое-полустихийное, «отводящее» дождь, тучи: « в гробу [он] распластался, язык его в темя вытягался; Божий тучи мимо проходят, на еретника за семь поприщ дождя не изводят. Беру я, раб Божий, от дупла осинова ветвь сучнистую, обтешу орясину осистую, воткну еретнику в чрево поганое, в его сердце окаянное, схороню в блате смердящем, чтобы его ноги поганые были не ходящие, скверные его уста не говорящие, засухи не наводящие ». Распознать еретников помогает трава адамова голова. Растет она близ воды, расцветает желтыми кувшинчиками. Срывают ее на утренней заре под праздник Ивана Купалы, протягивают сквозь золотую либо серебряную цепочку. Из стеблей делают отвар и пьют, чтобы зачураться от еретника, а корень высушивают и носят при себе. Он-то и позволяет даже на расстоянии распознать ерестуна, а также водяного или воздушного демона, — разумеется, при чтении особого заговора. Еретники обладают длинными, острыми зубами, которыми и стальные замки перегрызут, если приспеет охота добраться до какого-то человека. Если погонится за кем-то, уйти от него чрезвычайно трудно, почти невозможно, ибо бегает еретник невероятно быстро, частенько даже лошадь обгоняет. Самое страшное при этом, что он бежит, не разнимая рук, сложенных при погребении крестом на груди. Особенно опасны еретники ночью, до пения петухов, однако если не смотреть на него, еретник может пройти мимо, не заметив человека. Главное — не встречаться с ним взглядом! Иногда еретники сами сознают свою опасность для окружающих и перед смертью предупреждают домашних, чтобы остерегались могущих быть страшных чудес: например, их ночного воскрешения. Всех таких сомнительных покойников оставляли на несколько дней в церкви без погребения. Почему же еретники «ходят по смерти»? Одних земля не принимает, другие не гниют в земле до времени, третьи бродят, покуда их тела не пожрут черви. Такое случается, если колдун заключил договор с чертом на определенное время, а умер, по определению судьбы, раньше урочного часа. Вот он и бродит, доживая свой срок на свете уже посмертно.
+++++++++++++++++++++++
      Еретник. Ерестун. Клохтун. Хлоптун. Это или злой дух, завладевающий телом мертвеца, или живой колдун, заключивший договор с нечистой силой. Распознать еретников помогает трава адамова голова. Растет она близ воды, расцветает желтыми кувшинчиками. Срывают ее на утренней заре под праздник Ивана Купа-лы, протягивают сквозь золотую либо серебряную цепочку. Из стеблей делают отвар и пьют, чтобы зачураться от еретника, а корень высушивают и носят при себе. Он-то и позволяет даже на расстоянии распознать ерестуна, а также водяного или воздушного демона, — разумеется, при чтении особого заговора. Еретники обладают длинными, острыми зубами, которыми и стальные замки перегрызут, если приспеет охота добраться до какого-то человека. Если погонится за кем-то, уйти от него чрезвычайно трудно, почти невозможно, ибо бегает еретник невероятно быстро, частенько даже лошадь обгоняет. Самое страшное при этом, что он бежит, не разнимая рук, сложенных при погребении крестом на груди. Особенно опасны еретники ночью, до пения петухов, однако если не смотреть на него, еретник может пройти мимо, не заметив человека. Главное — не встречаться с ним взглядом! Иногда еретники сами сознают свою опасность для окружающих и перед смертью предупреждают домашних, чтобы остерегались могущих быть страшных чудес: например, их ночного воскрешения. Всех таких сомнительных покойников оставляли на несколько дней в церкви без погребения. Почему же еретники «ходят по смерти»? Одних земля не принимает, другие не гниют в земле до времени, третьи бродят, покуда их тела не пожрут черви. Такое случается, если колдун заключил договор с чертом на определенное время, а умер, по определению судьбы, раньше урочного часа. Вот он и бродит, доживая свой срок на свете уже посмертно.
+++++++++++++++++++++++
      Еретница. Колдунья; умершая колдунья, которая встает из могилы. «В той улице Маришка живет, еретница она, кореньщица» (Симб.).
+++++++++++++++++++++++
      Еретница. Это колдунья, которая встает из могилы. Умение это она обретает потому, что еще заживо продала душу черту. Днем еретницы живут в обличье оборванных, уродливых старух, ближе к вечеру собираются в оврагах, а с наступлением ночи влезают в провалившиеся, заброшенные могилы и спят в гробах нечестивцев. Древнее поверье предостерегает каждого: упадешь в могильную яму по пояс — иссохнешь заживо, увидишь там еретницу — вскоре расстанешься с белым светом. Время еретниц — весна и поздняя осень, когда идут дожди. Если еретницам не удалось устроиться на ночлег в могиле, они влезают через трубу в баню, плещутся и скачут там под дикое завывание нечистой силы.
+++++++++++++++++++++++
      Ерзаул. Зять сатаны. Бес. Персонаж заговоров и заклинаний.
+++++++++++++++++++++++
      Ермак Тимофеевич.
+++++++++++++++++++++++
      Ермак.
+++++++++++++++++++++++
      Ермак. Иногда Ермил. Персонаж сказок Афанасьева. Рассказ о походе Ермака в Сибирь сам по себе хотя и прозаичен, но заслуживает особенного внимания по своим подробностям, позволяющим следить за покорителем шаг за шагом едва ли не с болынею точностью, чем по имеющимся историческим данным. Одна былина разсказывает, как Ермак, посланный царём к Котовским татарам брать дани-выходы в казну государеву, погибает при возмущеши татар: собираясь перескочить на другую ладью, он оступается на переходне обманчивой, которая с верхнего конца подымалася и на него опущалася, расшибала ему буйну голову и бросила в ту Енисей быстру реку. В действительности, как известно, Ермак утонул в Иртыше (Былины). Суриков.
+++++++++++++++++++++++
      Ермельчинек. Имя Велеса на Урале (Славянские мифы).
+++++++++++++++++++++++
      Ермил. Он же Ермак (Былины).
+++++++++++++++++++++++
      Ермолай Змей. Персонаж заговоров и заклинаний.
+++++++++++++++++++++++
      Еруслан Ерусланович. Пока Еруслан Лазаревич воевал с Царём Огненным Змеем, а после жил со спасённой им от змея царевне, рождается и подрастает его сын богатырь Еруслан Ерусланович. Он подъезжает к солнечному городу и вызывает Еруслана Лазаревича на бой: в трудном поединке Еруслан Лазаревич узнает сына по кольцу и возвращается с ним к жене.
+++++++++++++++++++++++
      Еруслан Лазаревич. Еруслан. Лазарь Залазаревич. Заратуштра. Некоторые исследователи предполагают, что на Руси в мифах сохранилась память о пророке Заратуштра под именем Лазаря Залазаревича и его сыне Еруслане Лазаревиче. В XVIII-XIX вв. сказка об отце была наиболее расхожей во всей лубочной литературе. По ее мотивам А.С. Пушкин сочинил поэму "Руслан и Людмила". Современные историки связывают имя Еруслан с роксоланами (Климов). "Повесть о Еруслане Лазаревиче" известна на Руси с начала XVII века. Вероятно, она возникла как запись одного из устных пересказов неизвестного нам тюркского дастана, повествующего о подвигах богатыря Рустама. На эту связь указывают многие особенности повести. Имя главного героя связывается с тюркским прозвищем Рустама - Арслан (лев), а имя его отца - Залазарь - с именем отца Рустама Заль-Зера (седого Заля). Детство героя традиционно для богатыря. Уже в раннем возрасте проявились богатырские качества Еруслана: он побеждает во всех играх. Узнав, что ребенок причиняет увечья своим сверстникам, отец отправляет его "в чисто поле". Там Еруслан знакомится с конюхом Ивашкой и с его помощью добывает богатырского коня и вооружение. Затем он отправляется "гуляти-казаковати". Во время странствий, Еруслан узнает, что его отец захвачен в плен врагом и ослеплен. Еруслан немедленно отправляется на выручку. По пути он побеждает богатырей-соперников, сражается со сказочными чудовищами, встречает загадочных дев-птиц, которые переносят его в волшебную страну. Там он знакомится с чудесной головой великана-богатыря. От нее Еруслан узнает о волшебном мече, которым можно убить Огненного царя. Следуя советам головы, Еруслан хитростью добывает меч и, обманув Огненного царя, отрубает ему голову. Освободив и исцелив своих отца и дядю с помощью печени противника, Еруслан женится на спасенной им от змея царевне. Но сразу после свадьбы он покидает жену и отправляется в Солнечный город, чтобы познакомиться с царицей, которая краше всех на земле. Красота царевны покоряет Еруслана, и он остается в девичьем царстве на много лет. Тем временем в "индейском царстве" у него подрастает сын, Еруслан Ерусланович, который однажды отправляется на поиски отца. Во время поединка Еруслан узнает сына по подаренному его матери кольцу. Он прекращает бой и вместе с сыном возвращается к своей жене. Динамичный сюжет, замысловатые приключения главного героя, обилие ярких и красочных описаний, элементы психологической характеристики привели к тому, что "Повесть о Еруслане" распространилась в большом количестве рукописных списков и устных пересказов. С начала XVIII века повесть печаталась и в многочисленных лубочных изданиях, став одной из пер-вых народных книг. Образ Еруслана использовался многими писателя-ми, среди которых - И. Крылов и А. Пушкин. Появление печатных изданий обусловило неиссякающий интерес к повести новых читателей и слушателей, не случайно даже в конце XIX- начале XX века были записаны различные варианты сказки и даже былина о Еруслане, где он действует наравне с исконно русскими фольклорными персонажами. Былины. Лубок.
+++++++++++++++++++++++
      Еруслан Лазоревич. Руслан, Уруслан Залазарович (в древнейшем русском списке 17 в.) — герой древнерусской книжной сказочной повести и фольклора. Имя Еруслана Лазаревича и некоторые сюжеты (поиски богатырского коня Араша, бой Еруслана Лазаревича с сыном) восходят к иранскому эпосу о Рустаме (“Шахнамэ”). Мотивы иранского эпоса были заимствованы при тюркском посредничестве: Арслан (“лев”, рус. Руслан) — тюркское прозвище Рустама, отец Еруслана Лазаревича Залазар — отец Рустама Зальзар. В героических странствиях Еруслан Лазаревич вступает в единоборство с богатырями - соперниками, чудовищами (в т.ч, с трехголовым змеем, которому в жертву предназначалась царская дочь), вражескими полчищами. Чтобы вернуть зрение ослепленному врагами царю Картаусу (Киркоусу) своему отцу и 12 богатырям, Еруслан Лазаревич должен сразиться с “Зеленым (вольным) царем Огненным щитом” (ср. царь Огонь в русской сказке) и добыть его желчь (кровь и печень). По дороге Еруслан Лазаревич встречает дев - птиц, одна из которых переносит его в царство Огненного щита. Там он видит ноле боя с головой великана - богатыря, которая рассказывает о спрятанном под ней мече - кладенце: только им можно убить царя и лишь при помощи хитрости. Царь Огненный щит, сидя на восьминогом коне, не подпускает близко противников, сжигает их. Еруслан Лазаревич нанимается на службу к царю. обещает добыть меч - кладенец, сам же тем мечом поражает царя (того можно ударить мечом лишь, один раз — от второго удара он воскреснет: ср. сходные поверья об убийстве Огненного Змея). Еруслан Лазаревич женится на спасенной от змея царевне. затем уезжает в солнечный город (девичьё царство), где остается с царицей города. Тем временем рождается и подрастает его сын богатырь Еруслан Ерусланович. Он подъезжает к солнечному городу и вызывает Еруслана Лазаревича на бой: в трудном поединке Еруслан Лазаревич узнает сына по кольцу и возвращается с ним к жене (ср. также бой Ильи Муромца с сыном).
+++++++++++++++++++++++
      Еруслан Царевич. Его Прадед Садар Измаилович. Простонародная сказка.
+++++++++++++++++++++++
      Еруслан. Еруслан Лазаревич. Лазарь Залазаревич. Заратуштра. Некоторые исследователи предполагают, что на Руси в мифах сохранилась память о пророке Заратуштра под именем Лазаря Залазаревича и его сыне Еруслане Лазаревиче. В XVIII-XIX вв. сказка об отце была наиболее расхожей во всей лубочной литературе. По ее мотивам А.С. Пушкин сочинил поэму "Руслан и Людмила". Современные историки связывают имя Еруслан с роксоланами (Климов). Былины.
+++++++++++++++++++++++
     Ерюзмек. Имя Велеса в нартах на Кавказе (Славянские мифы).
+++++++++++++++++++++++
      Есаул на Соколе корабле. Илья. Илья Муромец. Моровец. Моромец. Муровец. Податаман. Хозяин на Соколе корабле. Иванович. Сын Иванович. Сильный могучий богатырь. Славный богатырь. Славный храбрый богатырь. Славный, храбрый и сильный. Храбрый воин. Добрый молодец. Молодец. Святорусский богатырь. Илюшка Иванов сын. Илиа Муромец. Былины
+++++++++++++++++++++++
      Есип царь. Змей царь. Персонаж заговоров и заклинаний.
+++++++++++++++++++++++
      Еупраксея княгиня. Еупраксея королевишна. Жена князя Владимира. Апраксея. Былины
+++++++++++++++++++++++
      Еупраксея королевишна. Еупраксея княгиня. Апраксея-королевишна. Жена князя Владимира. Апраксея. Апраксина Княгиня. Апраксина-королевишна. Былины
+++++++++++++++++++++++
      Ефельма Тимофеёвна. Мать Добрыни.
+++++++++++++++++++++++
      Ефим. Ефимово царство. Персонаж заговоров, заклинаний и былин
+++++++++++++++++++++++
      Ефимьян царь. Ефимьянское царство.
+++++++++++++++++++++++
      Ефимьян царь. У него был сын Павел царевич. И было у него было Ефимьянское царство. Сказочный персонаж
+++++++++++++++++++++++
      Ефросинья Семеновна. Ефросинья. Дочь короля Лихоминского. Былины.
+++++++++++++++++++++++
      Ефросинья Яковлева. Мать Ильи Муромца, по преданию, называлась Ефросиньей Яковлевой (Былины).
+++++++++++++++++++++++
      Еффей. Гето-Русс. Из гор. Гета с Давидом пришли в Хеврон, а потом и в Иерусалим до 600 воинов - гетов, под начальством Еффея (Геттея), которые во всех его войнах и бедствиях, даже при восстании сына его Авессалома, оставались ему верны. Когда Давид бежал от Авессалома в пустыню, воины эти шли впереди и по сторонам несчастного царя, охраняя его от случайного нападения взбунтовавшейся черни.
+++++++++++++++++++++++
      Ехидна. Баба Яга. Яга Ягинишна. Ягибиха. Ягишна. Древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице — это бесспорные следы матриархата. По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.
+++++++++++++++++++++++
      Ехидна. Змеедива. В Библии некое чудовище, порождение, близкое к дьяволу. Иногда употребляется как эвфемизм или синоним сатане. Полуженщина, полузмея, дева змееголовая, полуженщина полузмея, дочь Тартара и Реи, которая, по древнему преданию, родила Тифона и множество чудовищ (лернейскую гидру, Цербера, Химеру, Немейского льва, Сфинкса). Также Ехидгна родила от Геракла Артоксая, Липоксая и Колоксая — трех родоначальников скифских племен, а значит, отчасти, и прапредков славян. Любила красавица Чудодева Ехидна глубокие ущелья и пещеры с высоким сводом где-нибудь вблизи моря или могучей реки. В тех пещерах в зной она дремала, слушая, как текут подземные воды. Называли ее Владычицей Змей, ибо все живое привораживала она взглядом: и зверей, и птиц, и травы, и мужей из племени титанов. Взглянет — и уж не оторваться от взгляда Чудодевы. И были ее глаза не людскими и не звериными, и не птичьими, а такими, о которых говорят: "Вот мне бы такие глаза!" А что за глаза, не выскажешь, хотя так и стоят они перед твоими глазами. Идет, бывало, титанида Ехидна полями, а за нею звери скользят меж высоких трав неслышной стопой и тьмы птиц плывут по небу. Не рычат, не ревут звери, не звенят, не клекчут птицы: беззвучно шествие. В греческой мифологии полуженщина, полузмея, дочь Крисаора, жена Тифея и мать многочисленного поколения чудовищ классической мифологии. Ее детьми были: вечно бодрствующий дракон, который охранял Золотое Руно, дракон, охраняющий золотые яблоки в чудесном саду Гесперид, адский пес Цербер, кровожадная Сцилла, Лернейская Гидра, Немейский Лев, пес Орфо и даже орел, терзающий Прометея. Ехидну убил во сне Аргус, отделив ее человеческое тело от змеиного.
+++++++++++++++++++++++