Руки дирижёра

Алёна Десятник
Вы когда-нибудь видели, как с пальцев дирижёра стекает музыка?...

Однажды подруга пригласила меня на концерт в зал Чайковского. Они с дочерью довольно часто там бывали, у них был специальный абонемент. У меня выдался свободный день, и я с удовольствием приняла приглашение. Мы думали, что будет звучать классическая музыка, может быть, орган, как это часто бывает на абонементных концертах... Но в этот раз пел детский хор. И хотя это было для нас неожиданно, так как мы предварительно не заглянули в программу концертов, мы ничуть не расстроились, ведь уже давно не слышали ничего подобного, и расположились на своих местах, ожидая начала…

Сначала пели самые маленькие, потом исполнители становились всё старше и старше, и в конце выступал уже сводный состав всех возрастов, включая совсем взрослых людей, «ветеранов» детского хора. Было здорово окунуться снова в атмосферу забытых любимых песен из детства, услышать довольно сложные по исполнению классические и современные композиции. Пение было профессиональным, на мой непросвещённый слух практически безупречным…

За время концерта сменилось три дирижёра. Они все были профессионалами высочайшего уровня, и всё-таки третий отличался от первых двух. Первые два дирижёра мастерски управляли процессом пения, делали это с энтузиазмом, воодушевлённо, их руки виртуозными движениями, иногда едва заметными, направляли голоса, соединяли их, разъединяли, усиливали или приглушали отдельные места…

А потом вышел третий дирижёр, и вроде всё происходило похоже, … за исключением того, что он не управлял процессом пения, он создавал его! Это было волшебство… Музыка буквально струилась с его пальцев, у меня было такое впечатление, что я физически вижу потоки, расплавляющие воздух, они достигали поющих, и хор пел то, что несли в себе эти потоки… От рук дирижёра невозможно было оторвать взгляда – всё вокруг стало как будто расплывчатым, потеряло чёткость очертаний, даже музыка стала лишь великолепным фоном – роскошным, многоцветным, переливающимся разными оттенками, но всё-таки только фоном, - для феерического танца кистей в воздухе… Замысловатые стремительные па, стремительные настолько, что невозможно было уловить всех движений, сменялись плавными, тягучими, замедляющими само время переливами, потом на мгновение замирали в какой-то немыслимой фигуре, и мгновение от этого становилось вечностью, а затем снова взрывались каскадом молниеносных, едва отслеживаемых, движений, и пространство мириадами искр рассыпалось на куски, и снова собиралось воедино решительным взмахом чувственных, как будто лишённых костей, пальцев, и в эти мгновения дирижёр уже не принадлежал сам себе, а был проводником, через которого текла музыка из самого сердца Вселенной…

Заворожённая этим волшебством, я как будто вся растворилась, слилась воедино, с происходящим, и руки дирижёра словно дотрагивались до меня, и музыка, которую они создавали, резонировала в каждой клеточке моего тела, отзывалась в моей душе, наполняла меня вдохновением и восторгом, моё сердце трепетало в благословенном экстазе, и уже не было ничего отдельного, всё соединилось в одно целое, - хор, дирижёр, люди в зале, музыка, - казалось, что весь мир был в единстве с тем, что происходило, – и это единое целое было наполнено теплом, светом, восторгом и любовью!... Время перестало существовать, все мелодии сливались и перетекали одна в другую так же незаметно, как цвета радуги сменяют друг друга, или как стираются границы между двумя любящими людьми в моменты наивысшего наслаждения…

Я с трудом очнулась, когда уже всё закончилось, - хор кланялся, зал стоя рукоплескал, а я словно всё ещё находилась в состоянии гипнотического восторга от произошедшего… Ещё несколько дней я постоянно возвращалась в своих мыслях и в своих ощущениях к концерту, и руки дирижёра заставляли меня то застыть на мгновение, то наполняли радостью и вдохновением все мои действия, и я пела, и мои движения приобретали какую-то немыслимую до сих пор грациозность, и улыбка сама собой возникала на моих губах… И моё сердце переполнялось благодарностью за тот подарок, который я получила от человека, которого я видела впервые в жизни и даже имени которого я не знала…

И я задумалась: Что отличает мастеров, виртуозов своего дела от всех остальных, даже от профессионалов высокого класса? Что позволяет им затрагивать самые тонкие струны человеческой души, подниматься над обыденностью и сиюминутностью, давая возможность прикоснуться к великому и непреходящему? Ведь мастерство, совершенное владение чем-либо, будь то музыка, или архитектура, или кулинария, или любая другая область человеческой деятельности, где вы встречаетесь с произведениями, сравнимыми разве что с совершенством, которое может создавать Бог и природа, неизменно вызывают сильный отклик, резонируют в вас, не позволяют оставаться равнодушными?.. Мастера, виртуозы, маэстро владеют такими тонкостями, такими нюансами своего дела, которые просто недоступны всем остальным. Это всегда так, но, судя по всему, дело не только в этом, потому что все профессионалы высокого класса владеют навыками, до которых другим не дотянуться… Такое впечатление, что мастерство связано ещё и с тем, что человек в какой-то момент своей жизни соприкасается с тем, для чего он родился, становится на путь своего предназначения, и всё остальное отступает в сторону, подчиняется этому выбору, и тогда сама Жизнь начинает вести его, поддерживает в том, чтобы он достиг наивысшего уровня в том, что он делает, прошёл через все преграды и соблазны, уводящие в сторону, нашёл в себе силы достичь совершенства, ибо это требует, как правило, огромной самоотдачи, и донёс до других людей свой талант…

И как было бы здорово, если бы каждый нашёл свой путь, достиг уровня своего мастерства, был вдохновлен тем, что он делает, и дарил результатами своего дела вдохновение другим! Я верю, что никто не рождается просто так, в каждом есть Божественный огонь предназначения... Какой наполненной, волнующей, красивой и изобильной могла бы быть жизнь!..

…А дочь моей подруги после того концерта с сияющими глазами сказала: «Как бы я хотела петь в этом хоре! Можно?...» И в её голосе было столько надежды!... Теперь она поёт в младшем составе хора. Значит, её сердце тоже было затронуто… И она уже никогда не будет прежней, как происходит всякий раз после встречи с настоящим мастерством… Кто знает, что ждёт её на этом пути, - может быть, это будет лишь одним из многочисленных детских увлечений, а может быть, это станет первым шагом к её истинной самореализации, и она воодушевит на прекрасное многих и многих людей…

Алёна Десятник, тренер.
www.o-mir.ru