путешествие к Илиму

Людмила Пилипенко 2
                Путешествие к Илиму.
       После Каньона было сильное желание ехать в Илимск. Это место моего жительства, можно сказать с рождения и до самостоятельности.
   Желающих поехать было много . видя как я с интересом рассказываю о Каньоне, но Лариса с Усть-Илима не смогла приехать и поездку отложили. На вторую неделю были готовы с Усть - Илима, но у наших эйфория прошла и поехали только четверо.
    12.06.09 в день России мы поехали. Нас было шесть человек седьмой водитель. Прекрасная большая машина-внедорожник, ехать удобно, водитель пожилой человек машину чувствует как себя и ведет ее хорошо.
    Поехали в Старую Игирму- это моя Родина. Дорога шла по грунту вдоль смешанного леса их хвойных и лиственных пород. Лариса объясняла зачем мы едем в это путешествие. Основная наша задача - посмотреть туристический маршрут, можно ли что-то интересного показать людям.
    Дорога петляла по лесу, то опускаясь то поднимаясь, просмотр дороги небольшой, редко более 100м и  никогда не знаешь, что там за поворотом, в какую сторону она свернет. Через 40 минут мы приехали в Ст.Игирму, она встретила нас широким разливом рек – здесь встречаются Илим и Игирма.
    На утесе, что охраняет их встречу, в это время расцвели желтые маки, они растут только здесь и еще на альпийских лугах Кавказских гор.
             Каждый год на утес,
             Где сольются Илим и Игирма,
             Отойдя ото сна,
             Бросит горстью весна
             Золотистые россыпи мака.
             А на Качинской сопке эвенкийский шаман
             Раскурит для них трубку любви.
     На противоположной стороне немного вдали возвышается Качинская сопка, на ее груди порой отдыхают облака, и сама она время от времени, как старый эвенкийский шаман начинает курить и тогда дым поднимается вверх, жители говорят - сопка курит.
      А на этом утесе, чуть ниже, теперь уже в воде, стоял чум моей прабабушки Игирмы - Игирма так и называется, сосна одиноко стоящая у воды и возле него росла сосна. Это было дерево моего рода. И все эти места названы по- роду – река Игирма, река Жданиха, фамилия моего прадеда, пришедшего сюда русского Жданов.
     Когда я приезжаю в родные места, душа моя рвется на куски, нет дома, где я появилась на свет, не откроется дверь, не переступить порог – все под водой. Как не обижаться , не плакать эвенкам этим детям природы, как не ругать больших людей, мало того что лес вырубили, звери ушли, но и дом затопили с места согнали. Совсем сильно обидели! В чужой монастырь со своим уставом не ходят, а эти пришли все разрушили, тащат от сюда все как муравьи и оставляют после себя помойки . Зачем столько леса рубить- если дома строят каменные, зачем придут в лес взять продукты – ягоды, грибы, зверя , а оставят груды мусора. Придут в чужое зимовье, все там съедят, выпьют, провиант израсходуют, дрова сожгут, а то и само зимовье. Думаете, люди, вам от этого счастье привалит или богатство придет? В чужом доме так будь, как хочешь, чтобы в твоем доме гости были. Если ты жить пришел в мой край, я тебе на первых порах помогу, но ты живи человеком, а нет- иди к себе на Родину и там пакости!
   Дух предков моих, дай силы мне и разума, научить людей жить ПО-ПРАВИ !
   Омыв руки и лицо в воде, выкурив с бабушками по сигаретке, я с попутчиками поехала дальше в Илимск.
   Через 20 км остановились на лесной речке Зырянке, она впадает в Илим. Речка встретила нас веселым быстрым говором, чистой холодной водой, высокими нежными травами и разноцветным ковром цветов- оранжевыми, голубыми, синими, малиновыми. Река течет внизу разлома, правый берег уходит высоко вверх, левый более пологий. Здесь мы устроили привал, перекусили, поделились впечатлениями о дороге, лесе, воде, тишине, покое, умиротворении и единении с природой.
Едем дальше. Через несколько км выезжаем на федеральную трассу и вот уже Илимск.
Сейчас это дачный поселок, как он разросся за то время, что я не была здесь и на этой стороне реки и на той и что удивительно, люди строят дома ни как дачи, а как жилые дома.
         Словно в чаше из гор
         Протекает Илим,
         А по склонам раскинулся город.
         Много люду прошло,
         Как воды утекло,
         От иных имена лишь остались.
         Ну а город Илимск затопили, сожгли
         И с землей бы,наверно, сравняли.
         Но родная земля поднимает любя,
         То дома, а то яркие дачи.
   На въезде нас встретила гора Радищева. В Илимске он прожил 5 лет в ссылке и забирался сюда, стараясь сквозь леса и горы увидеть свою родную сторону. Как бы хорошо ни привечали в гостях, а дома лучше. Через 1км дорогу пересек Никитинский Ручей. Многие века своей водою, чистой хрустальной, текущей из самого сердца горы, поил он зимой и летом людей. К нему шли лечиться. Хотя воду брали и из Илима, вода была чистая, мягкая - после мытья этой водой волосы сами вились.
    На горе сохранилось, перевезенное из зоны затопления кладбище. Осталась связь времен. Там похоронены в одной могиле мой дедушка Жданов Василий Иванович-русский, бабушка Зырянова Александра Петровна- тунгуска и моя двоюродная сестра Подоба Ольга Ильинична- украинка. В одном месте 3 разных народа, в одной земле и прах теперь не разделить. Как вам там спокойно лежиться, так нам здесь мирно жить!
    Спустились к воде. Илим Батюшка, сколько лет я босоногой девчонкой бегала к тебе летом- купаться, зимой- кататься и поил ты меня и кормил ты меня, кто «умный» распорядился вырвать корни мои, заставить мотаться меня по свету искать пристанищя телу моему, работу рукам моим, взору искать знакомые места и везде быть только гостем, сколько бы ни жил.
     Илим, он течет среди высоких склонов гор, покрытых лесом, и кажется не рекой, а озером. На правом склоне горы располагался город, что ушел под воду, а сейчас выросли дачи. На левой стороне еловый лес, он строгий с виду суровый, как древний богатырь охраняет поселок. Там в глубине леса, на самом верху, проходила в старые времена царская дорога «Владимировка» по ней гнали кандальников в Сибирь. Перед въездом в поселок реку пересекает мост. Если смотреть в ту сторону, кажется за мостом тоже гора, укрытая лесом. И стоит Илимск, как в огромной чаше.
    Воздух сегодня пропитан влагою, наполнен солнцем, слышно пение птиц, гудение пчел и ос, видно как работают люди в своих огородах и это единение людей и природы наводит на мысль - ты в сказке.
     Средне -годовая температура в Илимске на несколько градусов выше, чем в Сочи, хотя у нас 50 градусные морозы и всего 3 месяца лето. Удивительное место - других на Земле нет.
      За время с 1630 года много высокого начальства проехали через Илимск и путешественники и дипломаты, редко кому понравился далекий сибирский городок, уж очень далеко он от цивилизации, но хлебом своим ,этот славный Илим, от Урала до Камчатки людей кормил. В 1941-42 г. на самолетах вывозили от сюда пшеницу «Илимку» в Канаду, людей заставляли одежу сымать, чтобы ни одно зерно не осталось, потом в Россию муку везли «Канадка» называлась. Когда наши власти научаться, не выворачивать карманы да не выкручивать руки у народа. Живут на своей земле, а все как пришлые, как наемники. Посмотришь на людей, бегают, богатства набирают отдышаться некогда, бъются за него насмерть, земли покупают, миллионы вкладывая, не украшать, а чтобы была, а надо-то всего 2 аршина в конце жизни. Можешь Землю сделать красивой - делай, не смотри твоя она или государственная.
    Живи мой, Илим, может повернуться к тебе люди не взять, а дать, и зазеленеют вдоль тебя тучные нивы, запасуться стада, засмеются детишки - придет сюда ЖИЗНЬ.
     До скорой встречи, мой дорогой!