Жемчужина

Александр Чирков-Эйр
ЖЕМЧУЖИНА


I ЧАСТЬ

Волны пенятся, шумят
Брызги в стороны летят
Нет пощады, ветер воет
Кто попался, море скроет
Нет спасенья, лишь мученья
Нет из моря вызволенья
А на дне спокойно, тихо
Рыбы тут шныряют лихо
Меж коралловых дворцов
Да морских густых садов
Здесь владыка, вседержитель
Всех морей. Что есть правитель
Зорко он следит за царством
За подводным государством
Во дворце большом хрустальном
В зале с куполом овальным
Бродит царь среди колонн
Ждет вестей со всех сторон
Слуги верные плывите
Что увидели, скажите
Что в пучине океана?
Нет ли тайного обмана
Царь земной ли не мечтает
Может войско собирает
К нам его тотчас послать
Дно морей завоевать
Уж тогда я повелю
Корабли все потоплю
Будет знать земной меня
Всех морей, что есть царя!
К нам дороги все закрыты
Все пути водой залиты
Пусть посмеет царь земной
На меня пойти войной
Ну, акула, страж морей
Молвит царь, я жду вестей
… О владыка, что сказать
Все по старому опять
Кораблей других не видно
Все старье, на дне, обидно
Злата, серебра полно
Все усыпано уж дно
Есть безумцы тут одни
Ищут золото они
Все хотят проникнуть в царство
Норовят достать богатства
Жадность губит их сейчас!
Нет спасенья им от нас…
Все сказала тут акула
И хвостом своим вильнула
Осьминог вторым предстал
Да слова царю сказал
…Отчего же опасаться
Нам земных царей бояться
Пусть же жаждут все достать
Да еще богаче стать
Отыскать богатства сложно
Взять что в море невозможно
Злость людей на нас большая
Злата, серебра лишаем
Тонут в море корабли
Не дойдя к брегам земли
Царь морской пред ним смеется
Им достать уж не придется
Все на дне моем хранится
Царь земной меня боится
Я силен, уж он то знает
Пусть у берега мечтает
Опускаться ль в глубину
Объявлять свою войну
Пусть же просит, шлет угрозы
Аль роняет лести слезы
Уж богатства не видать
Может войско присылать…
И сказали рыбы хором
Трудно плыть нам по просторам
Рыбаков полно везде
Лодок много на воде
Сети на море бросают
Стаи рыбные пугают
Нет покоя от людей
Сих грабителей морей…
Знаю! Молвит царь в ответ
Сколь приносят люди бед
Сети я порву злодеев
Вас в обиду я не дам
Рыбакам за все воздам
Будут в страхе все купаться
Не посмеют вас касаться
И могучею волною
Затоплю я все земное
Побережья в море скрою
Всем земным не дам покоя
Знаю я теперь все вести
Все решать придется вместе
Все границы государства
Охраняйте от коварства
Вы служивые не спите
За морями да следите
Вот мой царский всем наказ
Государственный указ…
Все тут стали расплываться
Все уж стали расползаться
… Царь, постой, скажу я слово
Не видал еще такого, -
Молвит рыба, что луна,
Есть жемчужина одна
Нет нигде такой подобной
Вес, ее скажу огромный
Вид жемчужины прекрасный
Цвет ее не белый, красный!
Уж во век такой не знали
Что родится не гадали…
Царь скатился тут же с трона
И упала вмиг корона
Надоб мне сказать вначале
Чтож ты лунушка молчала
Царь промолвил к ней скорей
К королеве всех морей
Нет не в силах больше ждать
Эй ракушку мне подать
Я хочу увидеть сказку
Чуда жемчуга окраску…
От подводного дворца
От хрустального крыльца
Скоро двинулась ракушка
Где огромная лягушка
Понесла царя и свиту
Всю дворцовую элиту
Мимо сада да большого
По дороге дна морского
К той неслыханной одной,
Что взяла царя покой
И увидел он уж скоро
Край песчаного простора
Где же жемчуг молвит царь
Рыба шепчет: государь
Вон же, видишь на песке
Там сиянье вдалеке
В перламутровой оправе
Жемчуг тот подобен славе
Смотрит царь и смотрит свита
Вся дворцовая элита
Вижу, - царь гласит. – Скорее!
Ты лягушка ну быстрее…
Жажду, жемчуг рассмотреть
Нет же сил моих терпеть.
И лягушка побежала
Свита сонная упала
Царь завелся смехом громким
Свита кинулась вдогонку
Свет упал на дно морское
И увидел царь такое
Перламутровый шатер
По краям его узор
В середине шар огромный
Яркий красный бесподобный
Все застыли, стража, свита
Вся дворцовая элита
Царь шепнул: Какое чудо
Ты скажи мне здесь откуда
Много жемчуга иного
Белый, черный, но такого
Видеть мне не приходилось
Знай, цена твоя открылась
Никогда на дне морском
Не мечтал я о таком
Не найду я больших слов
Ты царица жемчугов.
Взял царь в руки жемчуг красный
Ты божественно прекрасна,
А жемчужина светилась
Словно пламя в ней таилось
Нет сравненья и в помине
Ты сокровище отныне
Самый лучший дорогой
Клад бесценный мой морской
***
Охраняли жемчуг строго
Царь приставил стражи много
Во дворце ее хранил
Каждый день туда ходил
Все жемчужине дивился
Красотой ее гордился
Да шептал: Нет больших слов
Ты царица жемчугов
Все дела мои морские
Все сокровища иные
Отошли на план второй
Пред тобою дорогой.
А жемчужина лежала
В перламутре почевала
Не могла и знать она,
Что царя лишила сна
Страж-акула проверяла
Жемчуг зорко охраняла
Как-то раз хвостом акула
Проплывала да вильнула
Перламутр она задела
Оглянуться не успела
Шар жемчужный покатился
По дворцу да вскоре скрылся
Не заметила акула
Да на жемчуг не взглянула
А жемчужина катилась
Ярким светом да искрилась
Гладкий мрамор уж кончался
Сад пред нею расстилался
В том саду лежала рыба
Словно каменная глыба
Все она вокруг глотала
Ничего не разбирала
Рот свой рыба и открыла
Шар жемчужный проглотила
Поднялась с морского дна
И пустилась в путь она …

II ЧАСТЬ

А на море все спокойно
Лодка там плывет раздольно
В лодке трое рыбаков
Ждут они большой улов
Живо там кидают сети
Не боятся люди эти
Ни акул, ни дна морского
Никого еще другого
Все мечтают об удаче
Одноглазый, сильный, мрачный
Молвит тут один из них
Что сильнее двух других:
Много рыбы мы поймаем
Продадим и заиграем
Все в тавернах прокутим
Трезвым выйти не дадим
Что молчите рыбаки
Или вы не игроки?…
Одноглазый засмеялся
Я улова уж заждался
Мрачный буркнул непонятно
Мне, то что попить – приятно
Сеть тянули рыбаки
Рыбки были все мелки
Уж совсем тянуть легко
Видно рыба глубоко
Мрачный злобно говорил
Море жадное бранил
Нет улова сильный злился
Одноглазый все косился
Потянул он сеть рукою
Появилась над водою
Рыба чудная в сети
Ты на эту погляди
Одноглазый закричал
Я такого не видал
Уж лежала в лодке рыба
Та что каменная глыба
Рыбаки над ней стояли
Что за рыба все гадали
Вся покрыта мхом она
Видно рыба не вкусна
Нет такой не надо нам
Просмеют за этот хлам
Рыбаки сказали дружно
В море кинуть рыбу нужно
Только к рыбе подошли
Жемчуг тут они нашли
Перед ними он лежал
Красным пламенем играл
Лишь в испуге все смотрели
У троих глаза горели
Жемчуг, - сильный прошептал
Вот не думал, не мечтал,
А размер то что яичный
Вес жемчужины приличный
Стал веселым мрачный вмиг
Одноглазый поднял крик
Да плясать во всю пустился
Жемчуг в рыбе то таился
Рыбаки про все забыли
Красный жемчуг да хвалили
Крепко жемчуг сильный сжал
Грозным голосом сказал
Жемчуг братцы не простой
Красный, значит дорогой
Крупный жемчуг дар морей
Для короны королей
Что нам рыба, толку нет
За него мешок монет
Мы получим, заживем
Будем в славе мы втроем
Путь к богатству нам открыт
Жемчуг денежку сулит
Море стало волноваться
Сеть о лодку стала рваться
Волны сильные пошли
Не видать вдали земли
Крикнул сильный: Сеть рубите
Если жить еще хотите
Все за борт бросать, живее,
Чтобы плыть могли быстрее
Скоро двое рыбаков
С лодки бросили улов
Буря сильная пошла
Лодку к берегу несла…
Крепко сильный руку сжал
Ценный жемчуг сберегал…
Волны все не унимались
К небу волны поднимались
Лодка скрылась под водой
Обретя на дне покой!
Из троих один остался
Берег скоро показался
Сильный жемчуг прижимал
Он на суше уж лежал
Буря вмиг и прекратилась
В небе солнце засветилось
Сильный тут повеселел
Да на жемчуг посмотрел
На ладони красный шар
Ты морской пучины дар
Сильный молвил да устало
Море видно не пускало
Не хотело отдавать
Все желало помешать
Двух друзей забрало море
Я один, уж мне то горе!
Видно стоишь ты того
Аж пол царства самого.
Скоро сильный стал богатым
Получив монеты златом
Жемчуг тот купец купил
Все вертел его, хвалил
Ценность перлы сей большая,
Что рыбак того не зная
Дар немыслимый отдал
За ничтожность, кабы знал!
Королю продам его
Даст он много за него.
Ох, и перла, что яйцо,
Как изменится лицо
Короля при виде камня
Он ценитель знаю давний
У него такого нет
Жемчуг этот красный цвет!
Не сравним, не победим
Слава шествует за ним
Спрятал жемчуг свой купец
В тайный бархатный ларец
Ларь в меха он завернул
В град поехал, в лес свернул
Пять обозов, в них товар
В тайнике жемчужный шар
И купец сидит довольный
Едем в град большой, престольный
С ним охрана небольшая
В полудреме да хмельная
Не успел купец моргнуть
Был закрыт сосною путь,
И грабители лесные
Налетели все лихие
Растащили все обозы
На купца пошли с угрозой,
Что еще купец везешь
Говори, не то умрешь,
А охрана вся дрожит
На разбойников глядит
Тут разбойник молодой
Отыскал в мехах рукой
Ларь таинственный открыл
Да с улыбкою застыл.
Во слезах купец смотрел
Клад бесценный он жалел
Все разбойники сбежались
Меж собой чуть не подрались
Молодой же ларь держал
Никого не подпускал
Только пусть кто подойдет
Сразу тут же и помрет
Молвил грозно молодой
Ларь прикрыв от всех рукой.
Кто нашел, того добыча
Есть разбойников обычай
Громко всем сказал главарь
Молодой, твой это ларь!
Опустели все обозы
Лишь купцу достались слезы
Все ходил он горевал
Да остатки собирал.

III ЧАСТЬ

Замок был в лесу большой
До утра шел пир хмельной
За столами пили, ели …
Все разбойники шумели
Друг пред другом да хвалились,
А потом во зле бранились
Кто добычи больше взял
Да от гордости сиял.
В башне замка молодой
Любовался красотой
Шар жемчужный он вертел
Да с любовию смотрел
Эх и чудо ты морское
Не видал еще такое
Ишь огнем каким играешь
Словно дева зазываешь
Жемчуг он поцеловал
Да парчою обматал
За кафтан поближе к телу,
Чтобы ты меня согрела
Свет жемчужина моя
Цвета пламени огня.
И от крепкого вина
Погрузившись в чары сна
Молодой храпел уж скоро,
А внизу стояла ссора
Кто чего не поделил
Кто чужое прихватил
Не уняться никому
Шло все дело к одному
Одолел их крепкий сон
Слышен храп со всех сторон,
А меж тем воронья стая
К замку тихо подлетая
Уж без шума, крика там
Разошлась по всем углам
Ходят важно, все берут,
Что блестит, то унесут
Перстни. Бусы все на них
Все отняли у хмельных
Всю еду склевали птицы
Вволю вышло поживиться
В башне, где дремал герой
Тот разбойник молодой
Две вороны появились
Походили, подивились
Уж пора и улетать
Здесь нам нечего и взять
Молвят черныя вороны
Словно важные персоны
Только глаз вороний друг
Все приметит он вокруг
Молодой во сне крутился
Да кафтан его открылся
И такое там предстало,
Что воронам дурно стало
Шар жемчужный засветился
Красным цветом заискрился
И вороны оробели
Подойти они не смели.
Что такое, что за диво,
Что там светится красиво!
Вдруг разбойник тут проснулся,
Приподнялся, обернулся,
И пока зевал верзила,
Там ворона и схватила
Шар жемчужный в тот же миг
И вдвоем они под крик
Улетать скорей пустились
Уж на башне разместились
Жемчуг тут же рассмотрели
Ах, такое мы доселе
Не видали никогда
Да, подруга я скажу
Камень этот погляжу
Побогаче всей добычи,
А ворон разбойник кличет
Вы верните мне мое
Вам отдам я воронье
Все чего вы захотите
Жемчуг мне прошу верните
Вам то жемчуг ни к чему
Молвят вороны ему
Как тебе же он достался
Знать украл его – сознался!?
Значит жемчуг будет наш,
Что разбойник больше дашь.
Хором каркали вороны
Только слышно им да стоны
Злится, плачет молодой,
А вороны уж долой.
С крыши башни полетели
Да на древе дубном сели,
А под дубом дед лежал
Нищий старец крепко спал
После долгого пути
Хоть его ты не буди
Лишь вороны о своем
Жемчуг этот мы снесем
Во дворец, где царь живет
Там сестра нас слава ждет
И пока мечтали птицы,
Что сидеть им у царицы
Жемчуг медленно скатился
В сумке старца притаился
Тут поднялся шум такой,
Что старик уж сам не свой
Отбивался от ворон,
А они со всех сторон
На него да налетали
Деда нищего клевали.
Что вам надо, прочь летите
От меня чего хотите?
Жемчуг нам верни сейчас,
А не то лишишься глаз!
Гневно каркали вороны
Словно хищные горгоны.
Отступать мы не хотим
Уж тебе мы не дадим
Убежать от нас старик
Тут повсюду птичий крик
И ворон уж тут кругом
Собралось над стариком.
Вот напасть то мне какая
От ворон беда лихая,
Что за жемчуг – кышь, пошли!
Уж с ума поди сошли.
Где мне взять его, откуда?
И давай бежать оттуда,
А вороны все за ним
Дед до леса был гоним.
Он в пещеру забежал
Тут вороний гул отстал.
Сунул руку дед в мешок
Ать, вон алый жемчужок
Перламутра свет какой
Вот откуда ты такой
С самого морского дна
В красоте твоей вина
И не зря вороны бились
Ах, чернявки, не добились
Жемчуг этот мой теперь
Уж старик хоть верь не верь
Дед сиял от наслажденья
Не скрывал свое волненье
Ако диво то мое
Аш душа моя поет
Уж теперь мне жить да жить
С нищетою не дружить.

IV ЧАСТЬ

В лавке мастера по злату
Деду выдали оплату
За жемчужину морскую
Уж и цену дорогую
Получил я как и надо
Вот же знать бы где награда
Подмигнул дед ювелиру
И гулять пошел по миру
На жемчужину взглянул
Да слезинку с глаз смахнул
Ну спасибо дорогая
Знать судьба твоя такая
Пользу нищему дала
Вот такие уж дела,
А жемчужина лежала
Будто деда провожала
Ювелир над ней склонился
Мыслью жадной озарился
Мне досталась ты за так
От богатства лишь на шаг
Я сегодня отделяюсь
Завтра к трону отправляюсь
Там же царь за дар большой
Да с открытою душой
Все отдаст за перлу эту
Все, что есть на этом свете
Он ценитель, собиратель
Редких камней обожатель
Уж и скоро во дворце
Жемчуг в бархатном ларце
Мастер на руках держал
Всю победу предвкушал.
Что там, ну-ка, покажи?
Что в ларце твоем лежит
Любопытно молвил царь!?
Здесь, скажу я государь
Гордо молвил ювелир
Не рубин и не сапфир
Ни алмаз, ничто другое
Здесь такое, дорогое
Ювелир ларец открыл
Царь со свитою застыл
На лице царя волненье
Мне досталось моря пенье
Царь ходил вокруг, дивился,
Пред жемчужиной стелился.
Вот откуда ты родная
Царь морской уж точно знает
Цену этой красоте
Что там в водной темноте
Разглядит он, я ценитель
Сей жемчужины хранитель
Жемчуг нежно царь поднял
Как же раньше я не знал
Как не встретился я с ней
Королевой всех морей,
Что богатства все вокруг
Для меня ты лучший друг.
Ювелир сиял от счастья
Жаждал он огромной власти.
Сделав низкий тут поклон
Государь, промолвил он
Мне бы цену нужно знать
Щедрость царскую познать.
Что ты хочешь за нее
Что понравится твое
Молвил царь, бери алмазы
В кладовой из злата вазы
Там рубины, все там есть
Всех богатств не перечесть
Ювелир уж тут как тут
Словно в танце быстрый шут
В царской злата кладовой
Наложил себе с лихвой
Уж смотрю, не прогадал
О таком я не мечтал
Хватит мне да навсегда,
Что в той перле знай вода
Из ракушки, из песчинки
Из морского дна соринки
Здесь же злато как блестит
Ух играет, ах манит.
Надо тяжесть ту нести
Любо, глаз не отвести …
А уж царь везде с собой
Носит жемчуг дорогой
Спать ложится, жемчуг рядом
Смотрит царь счастливым взглядом
Вся моя теперь забава
Жемчуг мой, моя ты слава
Как играешь ты со мной
Даришь мне свой дух морской
И размер твой чудный цвет
Что с тобой сравнится нет!
Ни о чем таком не знаю
Пред тобой я засыпаю
Уж царицу царь забыл
К ней весь пыл его остыл
Ходит в сумраке царица
Не попасть к царю в светлицу
Закрывается он там
Молвит с кем-то по ночам
Стал он бледным словно мел
Словно царь давно не ел
От себя всех гонит прочь
Как бы мне ему помочь
Шепчет бедная царица
Муж теперь не веселится
Слов не слышу дорогих
Смех меж нами да утих
Что за горе мне настало
Кошка злобы пробежало
Может царь в измене ходит
С кем-то тайно хороводит
Я б узнала в тот же миг
Той изменнице да лик
В тот же час я поменяла,
Чтобы век меня познала
Глянуть нужно на царя
Может в думах я и зря
Помышляла что теперь
И открыла тихо дверь
Заглянула там она
Царь лежал во власти сна
Что же это приключилось
С ним такое получилось
Отчего болеет он
Слышит там царица стон
Видит жемчуг пред собою
Царь зажав его рукою
Тут же вмиг ладонь открыл
Шар жемчужный обронил
Жемчуг скоро покатился
Красным цветом заискрился
И пока за ним царица
Побежала по светлице
Жемчуг с лестницы упал
Путь в саду уж продолжал
Задержите, ухватите,
Мне немедля принесите
Грозно крикнула царица
Слуг большая вереница
Уж не зная что хватать
С гулом бросилась искать
Что неведомо такое
Небольшое, дорогое,
А уж жемчуг притаился
Во траве густой да скрылся
И найти его теперь
Будет сложно, верь не верь!

V ЧАСТЬ

Жемчуг красный все лежал
Время шло и час настал
Непогода разыгралась
Все от ветра колыхалось
Ливень с неба, зашумел
Гром с раскатом загремел
И потоки ручейков
Побежали меж кустов
Все вода с собой несла
И жемчужину взяла
Там и речка появилась
Уж вода да к ней пустилась
Жемчуг в речку да попал
На песок златой упал
Цветом красным заискрился,
А пред ним уж рак крутился
Рыбки рядом тут метались
Да жемчужины касались,
Что за диво тут такое
Цвета красного, большое
Вроде жемчуг, молвил рак
Рыба пестрая да как?!
В нашу реку он попал
Наш речной уж очень мал.
А меж тем уж царь морской
Знал о новости большой
Сказку я хочу увидеть
Мне того бы ненавидеть
Кто жемчужину украл
Я ее искать устал.
Истомился в ожиданье
Были мне одни страданья
Кто нашел ее тому
Будет слава одному
Ну-ка, где моя ракушка
Где зеленая лягушка
Свита царская моя
Мы в прибрежные края
Уж немедля уплываем
Жемчуг красный забираем
И на праздности такой
Будет пир на дне большой
Позади дворец хрустальный
Дна морского свет зеркальный,
А огромная лягушка
Тянет царскую ракушку
Словно перышко да только
Плыть еще скажите сколько
Молвит царь, да где ж она
Ждать не в силах мили дна
Уж и где она скиталась
В чьих руках она держалась
На земле да у людей
У царя небось земного
У того богатства много
Про жемчужину узнал?
Знать наверно он украл
Сита царская кивала
Рыба желтая сказала
Государь морского дна
Скоро речка уж видна
Что вам сударь волноваться
Жемчуг Ваш – пора смеяться
Тут он рядом Ваш навек,
Что земной Вам человек
Да и вправду жемчуг мой
Жду я встречи дорогой
Шар жемчужный возлежал
Дна толпу вокруг собрал
Раки, рыбы, все уж тут
Что же будет дальше ждут
Прибыл царь с огромной свитой
Дна морского свет-элитой
Да и к жемчугу скорей
Вот ты где, краса морей
Сколь я встречи этой ждал
Жемчуг царь поцеловал
Над прозрачною водой
В глубине реки большой
Видно было там ракушку,
Где зеленая лягушка
Рядом царь морской стоял
Да жемчужину держал
… вот история какая
радость в этом неземная…




© Copyright: Александр Феникс, 2004