Гадание аграфены

Александр Чирков-Эйр
Гадание Аграфены.
сказка

Вечер зимний да холодный
Синим цветом все покрыл,
Снегом все заворошил.
А в домах больших и светлых
Всем тепло, да весело.
Только девицам одно -
Мысли их на ворожбе:
Кто там будет в их судьбе?
Что им зеркало покажет,
Где найти любовь подскажет?
Ждали, мучались, мечтали,
Губы алые кусали.
"Сон бы вещий мне приснился,
Мил из зеркала явился".
Лишь просили одного:
"Чтоб красивее всего".
Собрались в одной избе
Две девицы - две подружки:
Аграфена - свет краса,
Дарья - длинная коса.
Все пред зеркалом гадают.
Встретить суженых мечтают.
И свеча горит пред ними,
Появленья ждут они,
Кто приснится в ночь-то им?
Молвит Дарья: "Я за ним
Да на край земли далекой,
Брошу все и убегу,
Хоть в студеную пургу.
Будет матушка не в силах
Удержать меня, клянусь,
Без него я не вернусь".
"Я же, - молвит Аграфена, -
Вырву молодца из плена,
Коль по мне он будет мил.
Приложу немало сил,
Руку дам ему свою,
Да пред ним как запою,
Песню сладкую, да звонко,
Чтоб любил меня сильней,
Чтобы я одна, да только,
Стала свет его очей".
Так сидели две подружки
Перед зеркалом, мечтая,
Да о суженых вздыхая.
Но гаданье их не шло.
Время позднее пришло.
Стали девицы зевать -
Уж устали ждать, гадать.
Скоро Дарью Аграфена
Проводила до ворот.
"Мы с тобою в ночь под праздник
Будем в зеркало смотреть,
Песни радостные петь, -
Молвит Дарье Аграфена, -
Все узнаем про судьбу:
И когда придет измена,
Ждет ли в жизни перемена,
Спросим зеркало мы скоро.
Старый будет ли жених,
Да ленивец неподвижный,
Аль красавец, сокол ясный,
Удалой да распрекрасный".
Дарья смехом залилась.
"Ночи той я заждалась.
Так хочу скорей увидеть
Друга милого лицо,
Уловить его словцо.
А сегодня сон приснится,
Аграфена, нам с тобой.
Может, мы во сне глубоком,
При сияющей луне
Женихов своих увидим.
Ну, пора бежать домой,
Завтра свидимся с тобой".
Уж и Дарья скрылась скоро,
Снежный хруст утих давно.
"Все бы я ему сказала, -
Аграфена прошептала, -
Коль его бы я нашла.
Чует сердце, где-то здесь,
Где-то он со мною рядом,
Ждет меня с тоскливым взглядом...
Выйди, милый, жду тебя,
Нет другой такой, как я!"
Сердце девичье тоскует:
"Покажись, каков же ты,
Мил супруг моей мечты!"
Шепот эхом прокатился,
Да и скоро растворился.
Тишина вокруг стоит,
Что она в себе таит!
"Надо мне домой ступать,
Уж волнуется-то мать.
Дай еще я погадаю,
Имя милого узнаю,
Да спрошу его, когда
Он ко мне придет сюда.
Жду тебя! Приди, мой сокол -
Я скажу ему тотчас,
Не сведу с него я глаз.
Что мне Дарья, лишь помеха,
Может сглазить жениха.
Говорить я ей не стану
О делах своих ночных".
Вот и зеркало пред нею
Со свечою в стороне.
Воет вьюга за окном,
Люди спят глубоким сном.
И заветное желанье
Аграфена повторила,
И дыханье затаила,
Смотрит в зеркало она:
"Мне сегодня не до сна,
Я его хочу увидеть.
Ты его мне покажи
При огне свечи дымящей.
Жду любви я настоящей.
Пусть ко мне идет, скажи.
Милый, суженый, явись,
Мне скорее улыбнись.
Дарьи нет со мной пока,
Скрыть хочу я от нее.
Что появится - мое.
Пусть она лишь сон свой сладкий
Видит, я же жду его,
Что красивее всего", -
Прошептала Аграфена
Перед зеркалом большим.
Лишь глаза ее сверкали,
Щеки все в огне пылали.
"Мне бы хоть одним глазком,
Да лицо его увидеть.
И от Дарьи все тайком
Пусть ко мне придет он в дом".
Тут огонь свечи запрыгал,
Заиграл и зашумел.
Аграфена притаилась,
Все на зеркало косилась.
Пригляделась - вся дрожит,
Видит - молодец сидит,
Смотрит он на Аграфену.
Шепчет зеркалу она:
"Мне любовь твоя нужна.
Ты ли суженый жених,
Молодец, что мил да лих?"
Молодец же молча смотрит,
Слов не молвит никаких.
"Ты одну меня запомни", -
Аграфена говорит.
А свеча вовсю горит.
Вот его лицо, одежду,
Видно в зеркале, как днем.
Аграфена восклицает:
"Все мне нравится на нем!
А кафтан его зеленый
Не забуду никогда,
Да рубахи цвет пурпурный
Я запомню навсегда.
О таком всю жизнь мечтала, -
Перед зеркалом шептала. -
Одного я не пойму -
А молчит он почему?
Видно, так оно и надо.
А спрошу-ка я его...
Ждать когда с тобою встречи -
Летним днем аль в снежный вечер?
Как зовут тебя, скажи?"
Враз не стало ничего.
Отраженье молодца
Тут исчезло без следа.
"Нет, постой, куда ты делся? -
Аграфена прокричала. -
Что же я ему сказала?
Молодец ты мой желанный,
Сокол милый, долгожданный, Наяву ко мне приди!
Так тебя хочу увидеть,
Ты единственный, один
Мне ты будешь господин".
Долго ждала Аграфена
Появленья молодца.
"Я черты его лица
Не забуду, помнить буду.
По кафтану и рубахе
Я найду его везде.
Он теперь в моей судьбе".
И заснула Аграфена
Перед зеркалом большим.
За окном пурга утихла,
Тишина в ночи пришла,
Сон усталый принесла.
Снится поле, вдоль дороги
Лес густой стоит кругом.
Тройка мчится удалая,
Вся в убранстве дорогом.
Аграфена едет в ней,
Просит кучера быстрей
Гнать по полю лошадей:
"Сил, любезный, не жалей
В дом хочу скорей приехать,
Уж волнуются, поди".
Кучер к ней спиной сидит,
Да не молвит, все молчит.
Аграфена в сне своем
Говорит ему: "Споем!
Больно петь мне захотелось.
Что ты, кучер, приуныл?
Аль не можешь мне ответить,
Красоту мою приметить?"
Обернулся кучер к ней,
Да глазами смотрит злобно,
Борода его - метла,
Взгляд страшней, чем у орла.
Говорит он ей: "Охотно
Я с тобою запою.
В лес тебя я увезу.
Станешь ты моей женой,
Будешь жить в лесу со мной".
Да давай рычать медведем,
Бородой густой трясти,
Так и хочет Аграфену
Ухватить рукой своей.
Страшно стало ехать ей.
Закричала громко, сильно:
"Ты не смей, не тронь меня,
Ты ступай в свои края!"
Вмиг проснулась Аграфена.
Рядом матушка стоит
Да растерянно глядит.
"Что ты, доченька родная?
Что приснилось, расскажи,
Страх сними с своей души."
"Ой, не знаю, что приснилось,
Что со мною приключилось.
Только страшно было мне
В том ужасном черном сне, -
Аграфена причитала, -
Не того я ожидала.
Страшный снился мне мужик:
Как медведь, он так велик,
Все рычал он на меня.
Закричала в страхе я".
"Успокойся, Аграфена, -
Мать шептала, - все пройдет,
Пусть недобрая тревога
Стороною обойдет.
Ты гадала, видно, долго,
Знаю эти я дела.
Что ты в зеркале нашла?
Кто привиделся тебе?
Не таи всего в себе".
Аграфена промолчала,
Да всю правду не сказала.
Дарья утром к ней пришла.
Вся сияет от мороза,
А лицо ее, что роза,
Да глаза блестят у ней.
"Аграфена, дорогая!
Я счастливица такая!
С молодцом во сне была,
С ним по озеру плыла.
В лодке вместе мы сидели,
Друг на друженьку глядели.
Он красавец неземной, -
Дарья молвила все дальше, -
Голос теплый да приятный.
Все с любовью он шептал:
"Я тебя одну искал".
А одежда-то его,
Что у князя самого.
Весь кафтан его зеленый,
Что трава весной в лесу,
Да в рубахе он пурпурной.
Сон мой был, как наяву.
В лодке с милым я плыла".
Аграфена замерла...
Да на Дарью смотрит: "Как же?!
Он сегодня ночью с ней,
Он из зеркала, да к ней
В сон пришел, меня минуя.
И она вовсю ликует!"
"Мой же сон не описать, -
Молвит Дарья. - Хватит спать!
Что тебе, скажи, приснилось?
Аль не снилось ничего?"
"Забрала она его, -
Аграфена прошептала. -
Уж такого я не ждала".
Дарья сон забыть не может,
Помнит все, что было с ней.
Аграфену так тревожит
Звонкий смех ее речей...
"Стой же, хватит, успокойся!
С глаз моих немедля скройся!" -
Хочет вслух она сказать.
Дарью хочет Аграфена
И ударить, и унять.
Ну, а та еще сильней
В смех пустилась перед ней:
"Ну, подруга, одевайся
Да скорее просыпайся.
На мороз с тобой пойдем,
Где костер, где все гуляют,
Может, там его узнаю,
Разыщу его глаза,
Что приснились нынче мне
В летнем сладком вещем сне".
"Ты ступай туда одна,
Я сегодня так больна, -
Аграфена молвит Дарье, -
Что-то плохо мне, да худо,
Я тебе обузой буду.
Голова болит моя,
Плохо спала ночью я".
"Аграфена, что с тобою? -
Молвит Дарья. - Ты со мною
Да не хочешь погулять?
Не могу тебя понять.
Что ж, подруга дорогая, -
Дарья молвит, - все бывает.
Я пойду к костру одна.
Что увижу, все скажу,
Всех парней я разгляжу.
Ах, его бы мне увидеть,
У костра бы повстречать.
В лодку я хочу опять".
Только Дарья тут ушла,
Аграфена разрыдалась,
В злобе ревностной металась.
"Сон она мой отняла,
В лодке с ним она была.
Ах, плутовка, ах, воровка,
Веселится предо мной,
Я же в горести большой.
Если вдруг его она
Повстречает у костра?
Все пропало, все украла!
Нужно мне за ней следить,
Злое зелье раздобыть,
В чай с малиной ей подсунуть.
Дарья пусть его напьется!
Пусть ко мне опять вернется
Мой единственный, не к ней.
Злой мужик пойдет за ней.
От него я отвяжусь,
Я мечты своей добьюсь.
Все равно тебя найду,
Под венец с тобой пойду.
Мой ты молодец, не Дарьин.
Отомщу я за себя,
Ты соперница моя!"
Вдруг свеча зажглась сама
Перед зеркалом большим.
Аграфена удивилась,
Смотрит в зеркало она.
Дарья скоро появилась
С кем-то рядом, не одна.
"Вот так чудо-то какое,
Что бы видеть, да такое", -
Аграфена говорит,
Да все в зеркало глядит.
"Значит, сон ее - и мой?
Правда - надо же - постой!
Кто же рядом с ней стоит?
Он спиной ко мне, не видно,
Что он Дарье говорит.
А лицо ее невинно,
Ах, знакомые черты.
Это ж молодец-то мой, -
Аграфена прошептала, -
Я лицо его узнала.
Вот стоят они вдвоем,
Улыбается он ей.
Мне от этого больней.
А она-то, ох, плутовка,
Подколодная воровка!
Сон украла ведьма злая.
Ничего - меня узнает!"
Тут, далече, у костра,
Где идет вовсю игра,
Меж людей мужик стоит,
С бородою, что метла.
Взгляд его страшней орла.
"Ой, неужто он опять?
Сон мой страшный возвратился,
Злой мужик опять явился".
Аграфену в жар, да в холод
Потемнело все в глазах.
"Сон мой явный, тот же страх!
Где же Дарья с милым другом?
Нет их, Боже, где они?!
Уж мне муки эти дни!"
Тут из зеркала рука
С воем страшным да с рычаньем
В косу девичью вцепилась.
Аграфена вмиг отбилась,
Да свечой прижгла руку,
С плачем бросилась назад.
Только белый снегопад
Шел в зеркальном отраженьи.
"Что же было, не пойму?
Злой мужик меня схватил
Да за косу потащил.
Кровопийца, видно, он.
Значит, это был не сон.
Да и зеркало-то это
Видно, знает весь секрет.
Дай мне, зеркало, ответ!
Час от часу мне не легче,
Изболелася душа.
А она-то хороша!
Так хочу его увидеть,
Мне одной его любить!
К бабке старой я отправлюсь,
Будет так, как я мечтаю.
Видеть милого желаю -
В век его не разлюбить,
Только с ним я буду жить".
Приказала Аграфена
Сани к дому подавать.
Кучер заспанный Степан
У саней своих крутился,
Лошадей он запрягал,
Аграфену поджидал,
Да ворчал он про себя:
"Эко барыня сдурела -
Ехать на ночь захотела.
И пошто ей не сидится,
Да в хоромах-то не спится?"
Думал, охал все Степан,
Все ходил, зевал, крестился,
Да, на дом глядя, бранился.
Аграфена собралась.
"Еду к тетке Акулине, -
Молвит матушке она. -
Засиделась там одна,
Пусть порадуется мне".
"Ты ль, голубушка, в уме? -
Мать сказала Аграфене. -
На ночь глядя собралась.
Утра ты бы дождалась".
"Я поеду, уж решилась", -
Аграфена говорит, -
"Ты упряма, - молвит мать, -
Что еще тебе сказать.
Коль надумала сегодня,
С Богом, ладно, поезжай,
Ей здоровья пожелай", -
Мать вдогонку прокричала.
Аграфена промолчала,
Мысли были все о нем.
"Где он, милый да заветный?
Дарья путает его.
Я гадала на него.
Он мне в зеркале явился,
Ей во сне же он приснился,
Мне - мужик страшнее ада,
Сна гадального награда.
А душа болит, страдает
По нему по одному.
Дарью где-то обнимает,
Он всю ласку дарит ей.
Мне от этого больней.
Зелья я достану скоро,
Тетка знает да сведет,
Все мне родная найдет".
Сани едут, да за тройкой,
Колокольчики звенят,
Хлопья снежные летят.
Уж не видно и дороги,
Занесла ее пурга.
Кучер молвит Аграфене:
"Ох, сударушка, не видно -
Всю дорогу замело,
Ехать тройке тяжело.
Может, нам остановиться, Переждать и помолиться.
Знать, метелица пройдет".
Аграфена: "Нет, вперед!"
Молвит голосом упрямым:
"Лошадей ты погоняй.
Мне до тетки Акулины
Надо ехать поскорей.
Перед вьюгой не робей".
"Воля ваша, - молвит кучер, -
Ну, вперед пошли, родныя,
Златогривыя, лихия!"
Да хлестнул он лошадей.
Сани двинулись со скрипом,
Не спеша да тяжело,
Все вокруг их занесло.
Уж синеет, вечереет.
Кучер так хлестнет, да этак.
"Эко лихо-то пришло,
Нас бы тут не замело".
А уж вьюга разошлась,
Что хозяйка на подворье,
Разгулялась, понеслась,
Нет препятствий для раздолья.
Растерялась Аграфена
Перед снежною пургой,
Да о сани бьет ногой.
"Неумеха ты, Степан,
Видно, ты с утра напился,
Что с дороги снежной сбился".
Тут пурга утихла вмиг,
Перестал и снег кружиться,
Белой манною ложиться.
Тихо стало да легко.
Видно поле далеко,
Снег пушистый лишь повсюду,
А дороги не видать...
Хлещет кучер лошадей,
Сани выбрались из снега
И со скрипом по сугробам,
Оставляя след глубокий,
Понеслись за тройкой бравой.
Аграфена прошептала:
"Наконец-то повезло,
Ах, еще пока светло!
Ты, Степан, смотри вовсю -
Где опушка, там дорога.
Уж ушла с души тревога".
"Знамо, барыня, мы все.
Нас теперь не занесет.
Эх, родимыя мои,
Златогривыя, лихия,
Молодцы вы удалыя", -
Крикнул кучер с песней звонкой,
Да с любовью лошадей
Он хлестнул: "Вперед, быстрей!"
Едут в поле, скоро лес
И дорога появилась,
Вся пред кучером открылась.
"Хорошо-то как теперь!
Уж немного, там, за лесом,
Ваша тетушка живет,
Тройка нас туда везет".
Вдруг увидел он вдали:
На дороге перед лесом
Что-то темное лежит
Без движенья, не бежит.
"Что такое, что за диво,
Аль мешок кто потерял?"
Сани он остановил,
Взор, прищурясь, устремил.
Тройка бравая в волненьи
Топчет снег, боясь идти.
Аграфена молвит: "Что там?
Скоро будет уж темно".
"Да лежит вон там одно -
Не пойму, - сказал ей кучер, -
Вроде что-то зеленеет".
"Подойди же, посмотри,
Да с дороги убери.
Задержалась я с пургою,
Уж давно бы чай пила,
С теткой рядом бы была.
Дарья мне за все заплатит,
Зелья ей надолго хватит.
А его верну я скоро,
Не ее он - мой навек,
Мне от Бога человек.
Я подсыплю зелья ей,
Не дружить мне больше с ней.
Со змеевкой да воровкой
Я сидела да гадала.
Он пришел ко мне одной,
Мой заветный, мой родной".
Тут бежит Степан со стоном.
"Там, сударыня, - кричит, -
Человек в снегу лежит.
Да кафтан на нем зеленый
Весь в крови, кругом-то кровь.
Не найти мне больше слов".
И опомнилась от крика
Аграфена. "Кто лежит? -
Молвит голосом тревожным. -
И кафтан его зеленый?
А рубашка? - А рубашка, -
Закричала тут она, -
Ярче сладкого вина?!
Он! - взмолилась Аграфена,
Да бежать туда скорей.
Шуба с плеч ее упала.
"Я его увижу, знала".
И Степан бежит за ней,
Да все крестится от страха.
А она одно: "Рубаха..."
Все твердит: "Заветный мой,
Увезу тебя с собой".
Подбежала Аграфена.
"Ты, родной, меня узнал? -
Все шептала, причитала. -
Ты из зеркала, я знала!
Сколько крови тут кругом
На кафтане дорогом!
Вот пурпурная рубашка,
Все одно как в отраженьи,
Что мне в зеркале явилось.
Наконец теперь все сбылось".
А Степан со страхом стонет,
К телу ближе подошел.
"Ах ты, Господи, за что же
Тут убили-то его? -
Причитал он. - Для чего?
Ах, боярыня родная,
Ах, сударушка моя,
Не разбойники ли это?
Едем, милая, отсюда.
Ох, тревожно на душе.
Погляди - темно уже!"
"Разворачивай, Степан, -
Аграфена приказала, -
Это он, его узнала.
Ну, давай же поскорей,
Ты не баба, будь смелей".
А Степан перекрестился,
Ближе к телу подошел
Да притронулся к нему.
Молвит: "Боже, не могу".
Аграфена тут сказала:
"Ну, давай с тобой вдвоем
В сани мы его снесем".
Тут лежащий застонал,
Да закашлял, зарычал,
Повернулся к Аграфене...
И узнала в нем она
Мужика того из сна
С бородою, что метла,
Взглядом хищного орла.
Вмиг отпрянула со страхом,
Слов не в силах отыскать,
А мужик давай хватать
Аграфену то за руку,
То за ногу. "Не уйдешь! -
Он рычал медведем страшным. -
Молодца ты захотела?
Так, подруженька, не дело!
Мною ты любуйся лучше,
Я жених тебе один,
Твой властитель, господин.
Я во сне тебе приснился,
Что ж меня ты сторонишься?
Аль красавец тот милей?
Он с подругою твоей".
Аграфену всю трясет,
Злой мужик за ней ползет.
Тут Степан не растерялся,
Крикнул он на мужика:
"Мы его спасти решили,
Задержались тут, спешили!
Ишь тут, раненый лежит,
Да еще, как зверь, рычит".
Оттолкнул Степан ногою
Мужика. "Беги к саням, -
Аграфене он сказал, -
Да гони сюда лихих
Лошадей моих шальных.
Прыгну я, когда проедешь.
Бей похлеще лошадей,
Не догонит нас злодей".
Аграфена страх забыла,
Да быстрее к лошадям.
"Неужели злая сила
По моим идет следам?
Мысли все мои запутал
Бородатый злой мужик."
А мужик уже поднялся,
Громко, злобно засмеялся!
Да на кучера идет,
Бороду свою он рвет,
Тут и тройка вмиг примчалась.
Аграфена на санях
С плетью длинною в руках.
"Эй, Степан, скорее прыгай", -
Громко крикнула она.
И ввалился кучер в сани.
А мужик - на лошадей,
Словно царь лесных зверей.
Подбежал он к ним и держит,
Не дает он им уйти.
Закатился страшным смехом,
Да с рычанием звериным,
Взглядом хищным все орлиным
Смотрит он по сторонам.
"Вам уехать я не дам!"
Зубы острые, как нож,
Шепчет злобно: "Не уйдешь!"
Бородой своей трясет,
Тройке мчаться не дает.
"Молодец-то твой зеркальный
Будет долго у меня.
Ты, красавица, моя".
Аграфена плетью, с силой,
Мужика да по лицу.
"Врешь, звериное отродье,
Нет замены молодцу.
Поищи себе в болоте -
Там невеста ждет тебя,
Вся измучилась, любя.
Прочь, чудовище, с дороги!"
Да хлестнула лошадей:
"Ну, хорошие, скорей!"
Тройка бравая рванулась,
И упал мужик в крови.
Воет голосом звериным:
"Все равно найду тебя,
Выйдешь замуж за меня!"
Вот поднялся да вперед
За санями он погнался,
Стоном злобным рассмеялся.
Тройка быстрая умчалась,
Эхо смеха лишь осталось.
Аграфена во слезах
Шепчет: "Господи, спаси!
Помоги найти того,
Что милее стал всего.
Правь, Степан, гони скорей
Быстрых наших лошадей".
"Ох, сударушка, и зверь
Нам попался на дороге.
Вот разбойник-то кровавый, -
Молвит радостно Степан, -
Хитро мертвым притворился,
Обмануть нас захотел,
Словно зверь какой, шипел."
Скоро город показался,
Золотые купола.
А вокруг - сплошная мгла.
Аграфена вдаль смотрела,
Обернуться все не смела.
В мыслях злой мужик вертелся.
"Расскажу немедля ей,
Тетке, как напал злодей.
Как меня схватить хотел,
Страшным голосом ревел.
Может, мне она подскажет,
Как избавиться от сна.
Вся надежда на нее -
К бабке старой пусть сведет,
Дарье зельице найдет.
От него она отстанет,
Будет милый лишь со мной.
И по озеру вдвоем
С ним мы вместе поплывем,
Буду я смотреть с любовью
На него на одного,
Сердце бьется для него".
Аграфена чай пила
Рядом с теткой Акулиной,
С ароматною малиной,
С пирогами, что с грибами,
Да рассказывала ей,
Как в лесу напал злодей
С бородою, что метла,
Взгляд его страшней орла.
"Ох ты, дитятко родное, -
Тётка охала, - такое,
Чтобы в наших-то краях,
Отродясь я не припомню.
Может, беглый был мужик,
Да в разбойники подался,
На пути твоем попался".
"Что ты, тетушка родная,  -
Аграфена говорит, -
Сон приснился мне один.
Я гадала, ворожила,
Все свечой вокруг водила
Перед зеркалом большим,
Вижу - молодец желанный
Прямо в зеркале сидит,
На меня он все глядит.
Только слово я сказала,
Враз исчез, как вытер кто.
А потом мне сон приснился:
Еду в тройке на санях,
Да в знакомых все краях.
Весело мне на душе,
Молвлю кучеру: "Быстрей
Погоняй ты лошадей".
Кучер, тетушка моя,
Страшно мне, родимая -
Тот мужик, что на дороге
Окровавленный лежал,
Он потом за мной бежал.
Да в кафтане том зеленом,
Что у суженого был.
Кто он, тетушка, скажи,
Камень сдвинь с моей души!
Сон-то вещий оказался.
К Дарье суженый явился,
Мне мужик страшной приснился,
Да преследует меня.
Дай мне зелье, что сильнее,
Дарье дам его я с чаем,
Пусть ей будет сто печалей,
Коль воровкой оказалась.
Злой мужик пойдет за ней.
К бабке старой ты сведи,
К той, что все на свете знает,
Гонит страх, да зло снимает.
Мне мужик тот надоел,
Что удав уж одолел".
Молвит тетка Аграфене:
"За старухою-вещуньей
Я отправлюсь поскорей.
Скоро явится она,
Разгадает чары сна.
Все ей ведомо на свете.
Ты же в горницу ступай
Да без страха почивай.
От усталости большой
Аграфена и уснула.
Снится ей, что рвет малину,
Рядом молодец стоит,
Как из зеркала глядит.
Кудри вьются золотые,
Плечи молодца большие.
И улыбка на лице.
Да кафтан на нем зеленый,
Пламя яркое - рубашка.
Растерялась Аграфена,
Прячет в сторону глаза,
По щеке плывет слеза,
Да, сама с чего не знает,
Робко руку подает.
Вся душа ее поет.
"Ты ли, - молвит, - молодец,
В сне явился, наконец.
Заждалась, тебя, мой милый, Наяву ко мне приди.
Как проснусь, так в дом войди".
Молча молодец стоял,
Скоро он ее обнял.
Губы только прикоснулись
К Аграфениным губам,
Молодец тут обернулся -
Мужиком предстал пред нею,
Что преследовал ее.
Где малина - воронье
Враз повсюду разлетелось.
Борода его - метла,
Взгляд его страшней орла.
Держит крепко Аграфену,
Да смеется: "Что, попалась?
Станешь ты моей женой,
Будешь век ты жить со мной.
Уж теперь-то не уйдешь,
Ты за мной в леса пойдешь,
Да в дремучие, глухие.
От меня не убежать.
В каждый сон я твой приду,
Я везде тебя найду".
Бьется с криком Аграфена,
Да не вырваться никак.
"Отпусти меня, злодей!
Чтоб женою стать твоей -
Никогда! Тебе в болоте
Жаба серая жена,
Заждалась тебя она".
Вмиг проснулась Аграфена.
Рядом тетка Акулина,
А в руке ее осина.
Бабка с веткой тоже там
Важно машет по углам.
"Мне опять приснился сон,
Будто с милым я была,
Да малину все рвала.
Злой мужик в обличье милом
Все хотел поцеловать,
Стал меня с собою звать".
"Знаю, что тебе приснилось,
Что с тобою приключилось, -
Молвит бабка. - Все скажу.
Злой колдун лесов дремучих,
Хвойных, темных да пахучих,
По пятам твоим идет.
Молодец же твой зеркальный
У него в плену, он твой.
У подружки-то другой:
Брат его, Кирсан, близнец.
Твоего зовут Кирилл,
Он к тебе, душа, спешил.
Злой колдун лишь ждал гаданья,
У него одно желанье:
Красну девицу найти,
В лес дремучий увести.
Ты гадала, - молвит бабка, -
Перед зеркалом в ночи
Милый, суженый явился,
Дарье ж брат Кирсан приснился.
Твой Кирилл-то не успел,
Слов сказать он не сумел.
Злой колдун лесов дремучих
Через зеркало нашел,
В сон твой, милая, пришел.
Ехал кучером на тройке,
Борода его - метла,
Взгляд его страшней орла.
А Кирилл же твой желанный,
Молодец твой долгожданный
В чарах зеркала остался
Во плену у колдуна.
Ты спасти его должна".
Аграфена прошептала:
"Знала, думала, мечтала,
Встречу я его, он мой.
Как же мне его спасти,
Как мне путь к нему найти?
Я на Дарью-то подругу
Зло таила, ей хотела
Зелья сонного подсыпать.
Разве знала я, что с ней
Молодец-то брат Кирилла,
Так похожи-то они.
Вот попробуй и пойми -
Злой колдун повсюду ходит,
В сон мой сладкий он приходит,
Нет покоя от него".
Говорит тут бабка ей:
"Чтобы дело шло быстрей,
Коль спасти Кирилла хочешь,
Пусть колдун к тебе придет,
В лес дремучий увезет".
Испугалась Аграфена,
Слов ведуньи не поймет.
"Как же? Нет, я не могу.
От него я убегу.
Вид один его мне страшен,
Целоваться, что ли, с ним?
Не пойду я в лес за ним".
"Успокойся, дорогая, -
Бабка снова говорит,
Взглядом хитрым все глядит. -
Слушай далее меня:
Силу, что у колдуна,
Сможешь ты разбить одна -
Приглянулась ты ему.
Там, в лесу, где он живет,
Злые сети где плетет,
Чудо-зеркало хранится.
И когда же ты гадала,
Встретить молодца мечтала
Перед зеркалом большим,
Милый суженый явился,
А за ним колдун таился.
В чарах зеркала Кирилл,
Приложи немало сил.
Нужно зеркало разбить,
Чтоб его освободить.
Только зеркало то треснет,
Вмиг не станет колдуна.
Сила в зеркале его,
Слаб он будет без него.
Выйдет суженый Кирилл,
Да тебе, краса моя,
Скажет он - любимая.
Вспомни, милая, слова,
Что сказала ты однажды:
"Вырву милого из плена,
Коль просить меня он станет.
Руку дам ему свою,
Да пред милым запою
Песню сладкую, да звонко,
Чтоб любил меня сильней,
Чтобы я одна, да только,
Стала свет его очей". -
Не твои ли то слова?"
И спросила Аграфена:
"Как же быть-то мне теперь?
Ходит злой за мною зверь".
Бабка старая с улыбкой
Отвечает Аграфене:
"Ты, душа моя, не бойся,
Лестью ты ему откройся.
Будь хитрее колдуна,
Ты изжить его должна.
Любишь милого Кирилла,
Хоть и с ним не говорила.
Выпал суженый тебе -
Нет иных с твоей судьбе.
Ладно! - молвила ведунья, -
Все сказала, в путь давай.
Счастья хочешь - не зевай.
Отправляйся, Аграфена,
Да любимого из плена
Поскорее вызволяй,
Мой совет ты исполняй".
Злой колдун уж тут как тут,
Аграфену зазывает,
Кличет он ее с собой:
"Так пойдешь, краса, со мной?
Аль я страшен для тебя?
Если ты не пожелаешь,
В сон ночной к тебе приду
Да с собою уведу".
"Что ж, - тут молвит Аграфена, -
Я согласна в лес идти,
Стать женой твоей лесною,
Быть послушной пред тобою".
Закричал колдун: "Немедля
В царство темное мое
Мы отправимся с тобой,
Свадьба будет там большой".
Уж ползет со всех сторон
Нечисть разная лесная,
Вдруг коряга превратилась
В лошадь серую пред ней.
"Ну, красавица, садись,
Да покрепче ты держись.
Нет дороженьки обратно
Из моих лесов, чащоб".
Страх пропал у Аграфены.
"Мне бы милого спасти,
Чудо-зеркало найти.
Подожди, колдун, узнаешь,
От меня ты пострадаешь,
Зря ты рано веселишься,
Ты с Кириллом не сравнишься".
И помчалась лошадь с ветром
В лес густой, непроходимый,
Без дорог, необозримый.
Тьма зеленая повсюду.
На коряге бывшей едет
Аграфена в царство злое,
Хочет зеркало найти
Да любимого спасти.
Тяжко, грустно на душе -
Как назад-то выбираться
Да живой-то мне остаться?
А колдун рычит, что зверь:
"Ты жена моя теперь".
Не видать его нигде:
"Вижу, девица, тебя,
Едешь ты в мои края".
Начал веткой щекотать
Аграфену по лицу,
Сам смеется, веселится,
Свадьба скоро состоится...
Вот изба стоит лесная.
Лошадь стала у крыльца.
Лишь на землю опустилась
Аграфена, в тот же час
Лошадь снова превратилась,
Вдаль корягою пустилась.
Все вокруг избы шумит,
Лес густой стеной стоит,
Двери сами отворились,
Да со скрипом, перед ней.
"Заходи: краса, скорей, -
Голос там раздался сильный, -
Жду тебя, хозяйкой станешь
Всех богатств моих лесных".
"Врешь, злодей, ты не обманешь
Шепчет тихо Аграфена, -
Мне милее молодец,
А тебя же ждет конец".
Как в избу она вошла,
Так глаза и разбежались:
Все вокруг блестит, сияет,
Аграфену зазывает,
Стол зеленый - малахит,
Да посуда не простая -
Вся в алмазах, золотая.
Яства разные в посуде -
Как возьмешь, так вновь прибудет.
Ходит молча Аграфена,
Ищет зеркало она.
Вдруг сундук возник пред нею,
Вмиг открылся, смотрит - там
Украшений да нарядов
Всех цветов, что в свете есть,
За год их не перечесть.
"Ах ты, батюшки, - сказала, -
Аграфена. - Красота!
О таком я не мечтала.
Красный, желтый, все цвета".
"Лишь тебе одной наряды, -
Молвит голос где-то рядом, -
Все твое, краса моя,
Роскошь эта вся твоя".
Повернулась Аграфена -
Нет, не видно никого.
"Ладно, желтое примерю,
В нем понравлюсь злому зверю.
С жемчугами по бокам".
Молвит громко Аграфена. -
Показался бы теперь,
Хватит в прятки-то играть,
Да подарки предлагать".
"Мне бы зеркало найти, -
Шепчет тихо Аграфена, -
Вырвать милого из плена".
А сама давай хитрить,
Да красиво говорить.
"Ой, спасибо за наряды,
Хороши они, да только
Не видать со стороны,
Как они лежать должны.
Мне бы в зеркало взглянуть,
Подрумяниться немножко -
Уж совсем, поди, бледна,
Что небесная луна.
Как же мне перед гостями
С бледным видом появиться,
Да на свадьбе веселиться?
Дай мне зеркало твое,
Я себя хочу увидеть,
Платье желтое надеть,
На себя чтоб поглядеть", -
Молвит нежно Аграфена.
А сама все о своем:
"Только б с милым, да вдвоем
Нам отсюда убежать.
Не могу я больше ждать".
Тут возникло перед нею
Сразу зеркало большое.
Платье желтое надела
Аграфена на себя,
Смотрит в зеркало любя.
"Милый сокол, появись,
В нем ли ты сейчас томишься,
Аль злодей в другом оставил,
Мне простое лишь подставил?" -
Глядя, думала она.
Только к зеркалу рукою
Прикоснулась Аграфена,
Злой колдун в нем появился,
Смотрит радостно да молвит:
"Не узнала ты меня,
Это я - любовь твоя.
А наряд-то твой чудесный!
Он, краса, тебе к лицу.
Скоро гости соберутся,
Твари разные сползутся
На невесту поглядеть.
Надо б мне кафтан надеть,
Тот, что золотом прошитый,
Для тебя, краса, одной,
Милой женушки лесной".
Стал колдун совсем уж добрый,
Да глаза его не злые.
Смотрит он на Аграфену,
Не насмотрится никак.
"Может, молодца теперь
Пожелаешь ты увидеть
В чудо-зеркале моем?
Не бывать уж вам вдвоем!
Ты теперь моя невеста,
Всех богаче будешь ты,
Все исполню я мечты".
Хитро смотрит Аграфена:
"Мне не нужен молодец.
Стать лесной хочу царевной,
Быть тебе женою верной".
А сама в своих-то думах:
"Пропади ты, зверь лесной,
Не бывать мне век с тобой".
Да и снова улыбнется.
"Ну, краса, ну, Аграфена, -
Молвит радостно колдун, -
Для тебя, мой свет, девица,
Все, что хочешь, ты - царица
Всех лесов, чащоб, болот.
Что в земле блестит-лежит,
Что по травушке бежит,
Все - твое, краса моя.
Будешь жить, забот не зная,
В драгоценностях гуляя".
И сказала Аграфена:
"Ну, а все-таки не прочь
Я то зеркало увидеть.
Что за чудо у тебя,
Знать желаю, милый, я,
Как там молодец сидит
Да из зеркала глядит".
Появился тут колдун
Рядом с хитрой Аграфеной.
"Далеко оно, в лесу,
На руках туда снесу.
Там избушка у болота.
После свадьбы, скоро гости
Появиться уж должны".
"Нет, хочу увидеть чудо,
А не то мне станет худо.
Это зеркало, сейчас, -
Аграфена все с капризом
Бьет по полу каблучком, -
Знать хочу лишь об одном.
Чтобы молодец не вышел,
Нам помехою не стал,
Вот хочу я убедиться
Как ему-то там сидится?
Посмотрю и успокоюсь".
"Ну, девица, ну, царица,
Ты меня уговорила.
Покажу тебе избушку,
Есть тропинка тут одна.
Видеть зеркало желаешь -
Все тебе, о чем мечтаешь".
Уж и скоро ту избушку
Аграфена разглядела.
"Мне бы хитростью своей,
Лучезарностью очей,
Колдуна бы обмануть,
Чтоб сюда одной пробраться.
Знаю, где оно хранится,
Где мой суженый томится".
И запомнила дорогу,
Хитро подвернула ногу.
Притворилась, горько плачет:
"Ой ты, ноженька моя,
Не могу ступить-то я".
А колдун и так, и этак
Перед нею ходит он,
Аграфены слыша стон.
"Ах, ушиблась, свет-краса!" -
Бороду колдун погладил
Да в ладони хлопнул он.
В тот же миг со всех сторон
К ним из леса, да вприпляску
Все коренья да сучки
Тут сбежались на подмогу,
Вверх подняли Аграфену,
Да несут с больной ногой
По лесной тропе густой.
А она, где улыбнется,
Где глазами поведет,
На избушку все косится,
Время нужное все ждет.
"Осторожно вы несите,
Свет-красу не уроните", -
Молвит грозно им колдун.
Скоро гости: змеи, жабы,
Ведьмы с лешиями злыми,
Привиденья с упырями,
Все на свадьбу собрались,
Все невесты заждались.
Смотрят разными глазами,
С шумом водят языками,
Да из кубков золотых
Пьют вино, а кто и плесень,
Кто и кровь людскую пьет.
Гул по всей избе стоит,
Кто рычит, а кто пищит.
Вышли к нечисти лесной
Аграфена с колдуном.
Стали рядом они вместе.
Сто камений на невесте,
Жемчуга да изумруды -
Все блестит на Аграфене.
Смотрят гости - жабы, змеи,
Привиденья с упырями,
Ведьмы с лешиями злыми.
Вот Царица, - тут сказал
Властным голосом колдун, -
Всех лесных моих просторов,
Ям болотных, косогоров -
Аграфена, свет-краса!
Все вокруг - ее леса".
Среди нечисти лесной
Аграфене стало худо,
Лишь улыбка на лице,
Мысли все о молодце.
"Как бы вырваться отсюда,
Поскорей к родному люду,
Обмануть мне колдуна?
Привиденья, ведьмы, жабы,
Нечисть вся вокруг меня,
Все страшны и кровожадны...
Ох, дела мои не ладны".
И решила Аграфена
Притвориться, что больна,
Шепчет тихо колдуну:
"Ой, нога-то разболелась!
Не могу стоять я боле,
Упаду от этой боли.
Я пойду, с часок усну.
Ты покличешь, мой желанный,
Свет лесной мой долгожданный", -
Хитро молвит Аграфена.
"Ну, ступай, краса моя, -
Молвит ей колдун веселый, -
Лекарей отправлю я.
Есть один, в делах толковый,
Боль твою он утомит,
Танцевать с тобой мы станем,
Аж, покуда не устанем".
Аграфена платье сняла,
Да нарядов натолкала:
Пусть-то думает колдун,
Что уснула Аграфена.
"Вырву милого из плена,
Убежим мы с ним отсюда,
Ад кромешный позабуду".
Куклу сделала она,
Да спустилась из окна.
"Ой ты, Господи, спаси, -
Прошептала Аграфена,
Дай нам с молодцем уйти.
Быстро надобно дойти
До избушки по тропинке.
Нечисть вся пускай гуляет,
Пусть колдун всего не знает,
Верит мне, что я больна,
Погрузилась в чары сна".
Уж тропинка там кончалась,
Вот избушка показалась.
"В ней мой милый, долгожданный,
С ним пойду я под венец,
Колдуну придет конец".
Дверь открыла Аграфена,
Осмотрелась и вошла,
Сразу зеркало нашла.
"Ах ты, радость-то какая!" -
Смотрит в зеркало она.
"Вот ты, чудо-то какое,
Колдовское чудо злое,
Злой колдун в тебя смотрелся,
Да вмешался в сон мой ясный.
Только пыл его напрасный.
Молодца в себе таишь,
В чарах зла своих томишь?!"
Видит - в зеркале Кирилл.
"Здравствуй, молодец желанный,
Вот и свиделись с тобой,
Свет мой, сокол дорогой.
Надо б зеркало разбить,
Да тебя освободить".
"Здравствуй, здравствуй, Аграфена! -
Молвит молодец в ответ. -
Уж тебя красивей нет.
Эх, не выбраться отсюда,
Как попал сюда, не знаю.
Вот, сижу я здесь, страдаю.
Почивал однажды ночью,
А проснулся в удивленьи,
На душе моей волненье,
Не пойму, в каких хоромах.
Выйти в двери не могу.
Слышал голос твой чудесный,
Он подобен звонкой песне.
Видел, милая, тебя,
Ненаглядная заря,
Как у зеркала сидела,
На меня с тоской глядела.
Я ж не мог тебе ответить,
Мой язык окаменел,
Слов сказать я не сумел.
А потом вдруг смех скрипучий
Голос громкий да всевластный:
"Вот, краса моя лесная,
Аграфена дорогая,
Твой-то сокол-молодец
У меня в плену сидит,
На тебя с тоской глядит.
Жду тебя к себе я в гости,
Скоро свидимся с тобой,
Будешь ты моей женой".
"Голос был тот колдуна, -
Аграфена прошептала, -
От него сейчас сбежала,
Разгадала злые чары,
Согласилась стать женою,
Чтобы рядом быть с тобою.
Все узнала - где томишься,
Притворилась, что больна,
Ногу будто подвернула,
Колдуна я обманула.
Нам бежать отсюда надо,
Не то хватятся они,
Побегут за нами пни,
Ведьмы, лешие да змеи,
Жабы страшные большие,
Привиденья с упырями -
Все погонятся за нами".
И схватила Аграфена
Чудо-зеркало с любимым,
Да скорее из избушки
Мигом кинулась бежать.
Груз бесценный не разжать.
Только двери-то открыла,
Так от страха и застыла.
Тут вороны черной стаей
С злобным шумом налетели,
Вырвать зеркало хотели.
А она их веткой бьет,
Подлетать им не дает.
"Фу, нечистая ты сила,
Погань дрянная, долой,
Я иду к себе домой!"
От ворон отбилась веткой,
Да бежать скорей пустилась,
И от бега притомилась...
Захотелось ей взглянуть
На любимого опять.
Смотрит в зеркало она,
Там же паника видна,
Нечисть бегает в избе,
А колдун кричит: "В погоню!
Не уйти ей далеко.
Ишь, надумала чего?!
Ах, обманщица, невеста,
Куклу хитро смастерила,
Обмануть меня решила".
Смотрит в страхе Аграфена:
"Где же милый мой Кирилл,
Он ведь в зеркале тут был".
А колдун свой взор орлиный,
Вид лица лесной, звериный
Устремил на Аграфену:
"Что, хотела обмануть?
Уж теперь не увильнуть!
Ишь, больною притворилась,
Ничего ты не добилась.
Дай мне зеркало, верни,
Где твой молодец, скажу,
Да дорожку покажу".
Отвечает Аграфена:
"Нет, злодей, тебе прощенья,
Мне милее молодец,
А тебе придет конец".
Побежала Аграфена,
Скоро кончился и лес,
Смотрит - черное болото,
И дороги не видать.
"Что мне делать, кабы знать?!
Эка горе мне, попалась,
Вырвать милого пыталась...
Эхо страшное шумит,
Нечисть гонится за мною.
Брошу зеркало на землю
Разобью его ногой
Ох не знаю, что со мной
Будет дальше... Свет, прощай,
Лихом ты не поминай".
Тут болото загудело,
Небо сразу потемнело,
Солнца яркого не видно.
Появился злой колдун.
"Что сбежать ты захотела?
Только поздно, не успела, -
Молвит голосом он злым, -
Вот теперь поговорим.
Все тебе я враз припомню.
Не хотела стать царицей,
Всех лесов моих хозяйкой -
Будут кровь вампиры пить,
Не дадут тебе уж жить.
Черви с жабами прилипнут.
За обман, что ты свершила,
Будет здесь тебе могила".
"Нет, колдун мой дорогой!" -
И на зеркало ногой
Аграфена наступила,
В тот же миг его разбила,
Звонко треснуло оно.
Зарычал колдун в болоте,
Страшным голосом завыл,
Руки к небу он поднял,
Ничего уж не сказал,
Лишь в корягу превратился,
Да в воде болотной скрылся.
Сразу шум исчез повсюду,
Небо светлым, синим стало,
Солнце ярко засверкало.
Поползли в болото жабы,
Змеи в камни зарывались,
Нечисть, ведьмы разбежались.
"Наконец-то зло прошло, -
Аграфена прошептала, -
Как я, бедная, устала.
Нет уж злого колдуна
С бородою, что метла.
Нечисть страшная исчезла,
В норы темные залезла.
Где же суженый Кирилл?"
Стала зеркала осколки
Аграфена собирать,
Молодца оттуда звать:
"Где ты, милый мой, родной?"
"Здесь, с тобою, - за спиной
Голос молодца раздался. -
Наконец тебя дождался!"
Обернулась Аграфена,
Смотрит. "Верится ли мне,
Ты ли пленник мой зеркальный,
Молодец ли мой гадальный?" -
Говорит она ему.
И упала без сознанья
Прямо на руки Кирилла,
Да глаза свои закрыла.
"Видел, милая, тебя.
В сон спешил я с братом вместе:
Он спешил к своей невесте,
Я же - к милой Аграфене, -
Молвил молодец. - К тебе,
Ты одна в моей судьбе.
Ты на зеркале гадала,
Верь мне, ты не прогадала.
Твой Кирилл лишь для тебя,
Ты навек жена моя".
Скоро свадьба состоялась,
Гости разные собрались.
И под звон церковный чистый
В день безоблачный, лучистый
Обвенчались молодые...
Вот дела-то, брат, какие.


1991.




© Copyright: Александр Феникс, 2004