Ангел и лилия

Александр Чирков-Эйр
АНГЕЛ И ЛИЛИЯ

ЭПИТАЛАМА

Сцена первая. Берег реки. Ангел сидит на камне и любуется красотой Лилии.

Ангел (восторженно):
Какие воды быстрые река несет
и берега ее крутые все в цветах,
как хороши они, я слышу их дыханье.
Из всех одна мне лилия милее,
к ней прилетаю я сюда с небес,
ее невестой скоро нареку.
О, Господин Создатель, славен ты,
труды твои повсюду величавы
и славы нет конца твоей нигде,
ты Лилию мне дал, она – любовь.

(подходит к цветку, целует его)

Лилия:
Любовь моя, мой Ангел, свет небесный,
твои глаза, что небо голубое,
и стан велик, подобие вершин,
твоей невестой буду, как желаешь ты
и за тобой готова я идти всегда,
но я – трава и жизнь моя не вечна,
иссохну я от солнечных лучей
и лепестки осыпятся мои,
смогу ли я летать с тобой по свету
и видеть горы снежные с высот,
ты неземной, тебе доступно все,
мы разлучимся осень лишь настанет,
она ко всем безжалостна цветам.

Ангел:
О, Лилия моя, я знаю это
ты не вольна жить долго в мире этом,
но у меня желание одно –
с тобою быть всегда, везде, повсюду.
Ты стала мне невестой дорогою
и без тебя нет жизни мне другой.
Я упрошу Создателя всего
и упаду к его ногам всевышним,
чтоб наделил тебя он жизнью вечной
и из цветка он девой сотворил
прекрасной из прекрасных в целом мире.
С тобою полетим мы над землей
и будем мы навеки неразлучны.

Лилия (с сожалением):
Возможно ли просить тебе того,
кто властен над Вселенной, я ему – песчинка,
его не стоит, Ангел, беспокоить,
что значит для него цветок земной,
не пожелает облик мой менять Всевышний.

Ангел (гладит пальцем Лилию):
Ах, Лилия, я выбрал лишь тебя
из всех одну, не надо мне иной,
я полюбил тебя, не в силах думать я иначе,
не здесь тебе расти у вод бегущих,
ты девой неземной должна отныне стать,
хочу тебя я видеть пред собою
и губ твоих касаться каждый раз.

(Ангел целует лепестки Лилии).

Лилия:
Постой же, Ангел, страшно думать мне
о том, что девой стать могу,
цветком куда привычней:
на лепестках моих роса
не сможет появиться утром ранним
и бабочки не сядут на меня.
О как же быть, возможно ли такое,
но для тебя на все готова я
любовь к тебе дороже Лилий нежных,
сестер моих, растущих вдоль реки,
и с обликом цветка расстанусь я
с желанием одним лишь быть с тобою.

Ангел (с чувством):
Возможно все, о Лилия, любовь,
не бойся, мой цветок, моя невеста,
на время я с тобою разлучаюсь
и улетаю в небо, царство света
Создатель наш любовь в себе несет
меня поймет, ты девой станешь скоро
и я смогу в глаза твои смотреть
и губы видеть алые твои.

(Ангел целует Лилию и улетает).

Сцена вторая. Дворец Создателя. Ангелы слетаются во дворец и кланяются Богу. Он восседает на небесном троне.

Создатель (торжественно):
Что видели вы, ангелы мои,
летая в мире, мною сотворенном,
возрадуйте меня своим трудом,
из ваших уст желаю слышать слово
поют ли птицы славу обо мне,
растет ли на полях людских пшеница,
не властвует ли тьма в земных просторах,
где диавол бродит, славящий себя,
любви лишенный в злобе лишь одной.
Вы покажите мне свою любовь,
трудились честно в мире или нет,
во благо дел моих и славе вечной,
а, может, кто и леность проявил,
забылся где и спал уединенно,
случайно кто иного насмотрелся
и видел пир, где падший веселился.
От глаз моих ничто не может скрыться,
все вижу я, но слышать вас хочу.

Первый Ангел (подходит):
О всемогущий мой Создатель всех миров,
вершитель жизни и судья над всеми,
тебя мы славим, ангелы твои,
трудился я во благость для тебя
увидел я в пустыне отдаленной,
как путники дорогу потеряли,
в пустыне злой молились во слезах,
одно твердили имя: “О, Господь,
ты видишь все, спаси нас от мучений”.

Создатель:
Я знаю, дал дорогу им тотчас,
услышав вопли чад моих земных
ты, Ангел, прав, спасибо за труды,
однако, ты нашел себе оазис (улыбается)
усталость одолела – ты вздремнул.

(Первый Ангел смущается и краснеет).

Второй Ангел (подходит):
Создатель мой, летел над океаном
он бурно веселился и шумел,
и ног моих его касались волны
корабль тонущий скоро разглядел
вот-вот еще и скроется в пучине,
услышал голоса людей и имя
Спаситель наш, о Боже всемогущий,
нас вызволи из плена океана,
не дай нам здесь погибнуть, жить хотим.

Создатель:
Я буре той велел угомониться
ты, Ангел, прав, молились мне они,
я их в беде суетной не оставил.

Третий Ангел (подходит):
Что мне сказать тебе, мой Властелин Вселенной,
я видел разрушителей кругом –
посланники диавола повсюду,
бежала саранча и все съедала
гремели жалом змеи, скорпионы,
шипящие, ползущие, что войско
голодное, не знающее меры.
Я в бой вступил с армадой царства тьмы.

Создатель (смеется громко):
И не успел ты, Ангел, вырвать жало
шипящих змей и лютой саранчи,
я молнией сразил всю эту нечисть
и диавол отступил с большим позором.
Тебя опередил в бою, победу я успел
твою забрать и силы сохранил твои, мой Ангел.
Ты на меня не вправе обижаться,
я – царь небесный, сила есть всего

Четвертый Ангел (подходит):
Господь всевышний, видел я людей:
одни тебе хвалу превозносили
и имя в песнях славили твое,
другие – лишь злословились тобой
да на хвалящих дерзко нападали.
хотел я наказать сих непослушных
уж меч возмездия над ними поднял я,
но ты меня с небес остановил.

Создатель (вздыхая):
Я знаю это, так должно и быть:
хвалящим и молящимся – блаженство
и рай в моем саду и вечность им,
люблю я всех, они – мое богатство.
Что для других – упрямых, непослушных,
чье сердце камнем стало без любви,
меня они должны назвать Отцом,
любовь свою отдать мне без сомненья,
кто отвернется – диавол поглотит,
а хающих, злословящих меня
(Создатель молчит)
Любовь я всем твореньям подарил,
пусть выбирают – диавол или Бог,
и ожидают Божьего явления
Я вижу всех и слышу всех живущих,
я – свет Вселенной, имя мне – Господь.

Пятый Ангел (подходит к Создателю и падает на колени):
Лишь об одном прошу, Всевышний, я тебя,
не гневайся на Ангела-безумца,
влюбился я невольно лишь в одно,
что создал ты однажды на земле,
то – Лилия, цветок один прекрасный.
Летал я над землей, тебя я славил
и вот, случайно, я нашел ее,
к ней опустился, глаз свести не мог,
и посещал ту Лилию всегда,
я целовал с любовью тот цветок,
мне лепестки его ласкали губы.
Прошу тебя, Творец Земли и Солнца,
Вселенной всей своей,
из Лилии ты деву сотвори
своим великим чудом вдохновенным.
Я в Лилию влюбился навсегда
и на земле служить тебе готов,
и с нею жить, тебя же прославляя,
ты сила надо мною и над ней.
(Ангел склоняет голову)
Тебе решать, Господь, ты властен в мире.

Создатель (встает с небесного трона):
Ты поднимись, дитя мое, мой Ангел,
я знал, что ты созданью моему
отдашь любовь, я видел тот цветок.
(Создатель опускается по золотой лестнице
к Ангелу и поднимает его с колен)
Моя любовь к тебе твое блаженство,
ревнив я, но к трудам твоим не стоит ревновать.
Что та любовь к творенью моему, она мала,
любовь твоя ко мне, она известна.
Коль ты влюблен, тебе я помогу,
лишь бойся, Ангел, славы рукотворной,
она страшна, заманчива, обманна.
Ты идола безумства сотворишь,
и диавол посмеется над тобою,
над Ангелом, что служит мне везде.
Хоть даже ты и сделал отступление
и мысли от меня ты отвернул,
решился сам устроить жизнь свою,
мой гнев не будет на тебя обрушен с силой,
меня ты любишь, Ангел, знаю это
и я богат любовию к тебе.
Любите Бога сердцем всем своим –
вот мой закон – другого не приемлю.
Лишь злу с коварством – вот чему я мщу,
за это в тьму низвергну властелинов,
любви своей лишу их навсегда.
(Создатель говорит тихо, устремив свой взгляд вперед)
Но только я услышу лишь от них
Господь, любовь, слова и крик из сердца
тотчас любовь свою я им верну
и зла они не смогут больше делать
не смогут ибо в сердце буду я.

Пятый Ангел:
Твоя любовь есть жизнь, она бесспорна,
и славы нет иной, лишь есть твоя,
к тебе любовь моя, цветком земным еще сильнее будет
в твое творения я, влюбленный Ангел,
которого ты тоже воссоздал,
твой Ангел вместе с Лилией – одно,
частица всей Вселенной, что твоя,
тебе принадлежит, здесь ты хозяин,
ты выше той любви, что я узнал.

Создатель (гладит Ангела по голове):
Давно я знал и все определил:
все люди на земле подвластны чувству,
через любовь рождаются они,
и ангелы влюбляются однажды,
любовью всех я щедро наделил.
Я создал мир и я за всех в ответе.
Что ж, опускайся к Лилии своей,
любите вы друг друга незабвенно,
любовь ко мне превыше всей любви.
И Лилия – цветок тебя уж ждет в обличьи девы,
в нее вложил всю красоту Вселенной.
Ты знаешь, Ангел, сила красоты –
то плен живущим чадам на земле,
они пред ней в поклонах слепо бьются
и забывают имя Бога славить,
и любят красоту они, что идолов безмолвных золотых.
От красоты до славы шаг один
и быстро возгордиться можно ими
я об одном тебя просить хочу:
рожденной из цветка прекрасной
Девы, ты не спеши прославить красоту,
ты на земле повсюду славь меня
и именем моим твори дела,
диавол ждет, когда меня не славят
и радуется он во тьме своей,
смеется над Создателем своим.
Тебе оставлю я чудесный дар всесильный,
ты не земной и помни это, Ангел,
что обладаешь силою большой
и на земле люби людей, как любишь ты меня.
(Создатель поднимает руку и разводит облака)
Ступай, мой Ангел, здесь твой путь земной
(Ангел кланяется Создателю и Ангелам.
Он опускается на землю)

Создатель (вслед):
И помни, славы нет иной на свете,
другая слава – диавола коварство.
Я слава есть одна – Господь миров,
любовь ко мне ты бережно храни.

Сцена третья. Берег реки. Ангел видит прекрасную Деву-лилию, ее божественная красота восхищает его.

Ангел (подходит):
Что вижу я, ты – Дева,
созданная Господом, прекрасна.
такой тебя представить мог ли я?
Твои глаза – небесной чистоты,
а волосы – цветы чудесных лилий,
и губы, что из ягод здесь лежащих,
ты – совершенство божьего желанья.
(берет руку Девы и целует ее)

Дева (улыбается):
Мой Ангел, вот и встретились с тобою,
тебе подобной стала я теперь,
я долго не могла поверить в это.
Небесный свет упал на лепестки мои
и я уснула сразу, Ангел милый,
глаза открыла после, не пойму –
кто я, цветок по-прежнему иль Дева,
биение сердца в страхе ощутила,
коснулась тела нового рукой,
я в воды окунулась с наслажденьем,
о Господе подумала Всевышнем,
лишь он такое чудо совершил
и лилиям я пела о любви.
Тебе спою, мой Ангел, эту песню –
Господь послал ее с небес.

Дева (поет):
Когда цвела, он с неба появился,
в любви к цветку он нежно объяснился,
он прикоснулся к Лилии губами,
согрел ее он теплыми словами.
С тех пор в его любви она купалась,
как прилетал, она с ним целовалась
(Целует Ангела в губы и с радостью кружится вокруг него).

Ангел:
Как сладостен твой, Дева, поцелуй,
его ни с чем сравнить мне невозможно,
еще хочу продлить его тотчас же,
немедленно, ждать больше не могу.
(Дева целует Ангела и он обнимает ее, она выскальзывает из его объятий и убегает к реке).

Ангел (стоит с закрытыми глазами):
Я глаз открыть не в силах от волненья,
не смел я раньше думать о таком,
влюблен я в Деву, воли я лишился,
как сладкий мед той Девы поцелуй.
(Дева звонко смеется и поет у реки).

Дева (зовет):
О, Ангел мой, ступай сюда скорее,
я у воды тебя уж заждалась.
(Ангел устремляется к Деве, она лежит на траве).

Ангел (опускается рядом):
Как ты прекрасна, Дева, мой цветок,
все для тебя одной на белом свете,
ты – божество, любовь моя отныне и навечно.
(Целует руки Лилии).
Ты – благо для меня, мое желание,
я для тебя воздвигну храм большой,
дворец, воздушной Лилии подобный,
он будет твой, о Дева ты моя.

Дева:
Мне хорошо, я счастлива с тобой,
Создатель наш послал любовь свою.

Ангел (целует губы Девы):
Я своего добился – ты со мною,
мы ходим вместе, Лилия моя,
мой голос пусть ласкает слух твой, Дева.

Дева (негромко):
От слов твоих, мой Ангел, засыпаю
(закрывает глаза).

Ангел (с радостью):
Я потрудиться должен для тебя,
своей чудесной силой храм создам,
из мрамора он будет возвышаться,
а на вершине – Лилия, цветок.
(Ангел сооружает храм).

Дева (просыпается):
О, что я вижу! Это ли мой сон,
поверить трудно мне в созданье это,
передо мною белый храм стоит.
(подбегает к колоннам храма)
На месте том, где я росла, когда была цветком
(удивленно)
и Лилия вершину украшает,
О, Ангел мой, скорее появись же.

Ангел (выходит из храма):
Ты видишь, он прекрасен как и ты,
его дарю тебе, входи же, Дева,
он твой отныне, слава в нем твоя.
(Берет деву за руку и ведет в храм).
(Из леса появляются путники – старик и юноша.
При виде храма они падают на колени).

Старик:
Не верю я глазам своим никак,
сие творенье рук не человека,
лишь Богу это может быть подвластно.

Юноша:
Нам нужно всех людей оповестить,
Господь послал нам этот храм с цветком,
ему должны воздать свое почтение
в поклон упасть творению Бога мира.

Старик:
Немедля к людям, звать сюда народ.
(Путники убегают в лес)
(Ангел и дева выходят из храма)

Ангел (держит руку Девы):
Мы полетим с тобою, Дева,
вершины гор увидишь ты как птица.

Дева (восторженно):
О, Ангел златокудрый, милый мой,
тебе я благодарна за любовь,
что дал мне ты, моя любовь с тобою.
Чудесной силой храм ты здесь воздвигнул,
летим скорее, видеть все желаю,
что видел ты, летая над землей,
с тобой, мой Ангел, мне везде дорога.
(Улетают).
(Перед храмом собирается народ. Все кланяются, люди радуются и поют).

Хор:
Поклонимся мы храму как один,
с небес его воздвигнул Господин,
пришел желанный час, что ждали мы –
и белый храм выводит нас из тьмы,
коснемся мы его святых колонн,
сойдемся мы к нему со всех сторон.
(Люди берутся за руки и ходят вокруг храма)
(Разные голоса)

Первый:
Смотрите, Лилия небесная
на храме как живая.

Второй:
Что значит это? Наш Господь
послал предвестницу свою,
мы ждали долго, день пришел святой.

Третий:
Цветком она явилась нам на радость,
Всевышний знает – Лилию он выбрал.
(Женщины бросаются к реке и срывают лилии, они украшают цветами волосы, обнимаются и смеются).

Сцена четвертая. Берег реки. Храм Лилии. С неба опускаются Ангел и Дева. Увидев их, народ кланяется им.

Разные голоса:
Господь явился, славьте же его.

Ангел (смущенно):
Не мне должны вы люди преклоняться
я не Всевышний, Ангел я его,
с невестой-девой, Лилией моей
(Дева прячется за ним)
мы прилетели к храму своему.
Вы не должны мое творенье славить,
меня Всевышним, Богом называть.
(люди еще сильнее начинают ликовать, молиться и кланяться)

Разные голоса:
Господь, Господь, Господь сошел с небес.
(Народ плачет и смеется).
(Неожиданно сильный свет с небес разрушает храм. Народ в испуге разбегается).

Создатель (с небес):
Мой Ангел милый, сделал ты ошибку
ты чад земных заставил поклониться
тому, что ты воздвигнул в славу Деве,
тебя увидев, крикнули: “Господь!”
Вины их нет, и Дева невиновна,
в порыве чувств ты в славу погрузился
и именем своим построил храм.
Забыл, что Ангел ты и на земле,
где люди ходят в думе обо мне,
где каждое явление обманно,
ты Божий план, мой Ангел, исказил.
Ваятель, вдохновенный и влюбленный,
явился людям Богом ты с небес.

Ангел (падает на колени):
Я виноват перед тобой, Создатель все Вселенной,
перед людьми, что мыслят о тебе
и ждут явление, Господи, твое.
Твоя любовь превыше всей любви
и славы нет иной, чем есть твоя.
Я храм построил, люди поклонились,
во мне они признали Бога света,
нет оправданья мне, ты прав во всем.
Меня ты прогони, куда желаешь:
на край Вселенной, в бездну ли миров,
лишь дай мне видеть Деву с дальних мест,
своей любви меня ты не лишай
любую кару дай мне, но не эту,
любви твоей лишиться мне мученье,
себя прославить я и не пытался,
твое создание славил я, Господь.
(Пауза).

Создатель (добрым голосом):
Ты не гордился, Ангел мой, надменно,
когда народ назвал тебя: “Господь”
и храм, что создал, ты не возвышал,
и почестей не ждал, ты их отвергнул,
тебя лишать любви своей не вправе я,
любви лишу – ты станешь злом ненужным
и тьме, где Ангел падший, в службе будешь,
он без любви и славит лишь себя,
он зло несет созданиям моим.
Я мог его бы взором уничтожить,
оставить пыль от всех его грехов.
Довольно зла, что в мире он несет.
Не для того трудился я, чтоб видеть лишь погибель,
я жду, когда он славы всей лишится, к ногам моим устало упадет
и скажет мне: “Прости меня, Отец,
любовь свою верни мне, не могу
я более упорствовать тебе”.
(Пауза).
Ты любишь Деву, пусть же будет так,
мое желание – я тебя прощаю,
ты по ошибке к славе прикоснулся.

Дева (простирает руки к небу):
Создатель мой, земли, воды, небес бескрайних,
всех звезд, и Солнца, и Луны.
Из-за меня твой Ангел оступился,
в подарок мне он храм соорудил,
меня прославить Ангел пожелал.
Во всем вина моя, цветка и Девы,
ты есть Творец, о мой Господь,
ты слава и любовь
и нет тебе подобных, нет нигде,
твоей любви лишиться значит смерть.
(Дева опускается на колени рядом с Ангелом).
(Пауза).

Создатель (величественно):
Я создал мир, я есть любовь и слава.
Не прихоть в том моя – а жизнь всему
и бережно храните мой подарок…

(Развалины храма исчезают, на берегу реки появляется множество цветов лилий. Ангел и Дева обнимаются. Они прощены.)

(Где-то поет народ).

Хор:
Славься, Боже, наш Отец,
нашей жизни ты Творец,
нам любовь свою отдал,
зло от сердца ты прогнал,
ты добрее всех, что есть,
слава Господу и честь.

(Слышен детский смех).

КОНЕЦ.

1994.




© Copyright: Александр Феникс, 2004