Волчицы

Александр Чирков-Эйр
ВОЛЧИЦЫ

СКАЗ

Они двигались серой стаею по лесам глухим
И вершили суд над жестокостью, над обманами,
И все больше их было с каждым днем
Тот союз волчиц был сильней огня
Где прошли они, там осталась кровь
Месть была у них беспощадная
Как бежали в лес собирать цветы все подруженьки
С песней девичьей. И плели венки у реки большой
Да пускали их по течению.
Все венки у них плыли рядышком
Лишь один венок не туда поплыл
И бежит за ним красна девица
Далеко от всех убежала уж
А венок ее да к траве подплыл.
На волне речной он качается
Не пристать ему никак к бережку.
Подошла к нему красна девица
Не достать его не поймать никак
Вдруг в кустах вблизи, рядом с берегом
Волчья мать с детьми перед девицей,
Появилась тут да огромная,
А волчата там все у ног ее
Во игре своей да кусаются
Испугалась тут красна девица
Онемела вся, ни жива, мертва
Вся дрожит молчит перед хищницей
А волчица к ней чуть приблизилась,
И в глазах слеза у волчицы той,
Словно, что сказать собирается
Тут опомнилась красна девица,
Да бежать домой без оглядки все
С места страшного спотыкаючись.
Молодой была да красивою,
Как взмахнет косой цвета хлебного
Звали все ее душа Ксения
Красотой своей покоряла всех
Не судьба была по любви ей жить
И не долго был ей отпущен срок
Стать женой пришлось, да родить детей
Молода еще для судьбы такой,
Муж ревнивый был да жестокий вкрай
С бородой густой да колючею
Все бурчал шипел на жену свою
Шаг ступить нельзя без согласия
Как пошла ее жизнь семейная
Во ковшах, котлах, сутра до ночи
Все подруженьки во гулянии,
А она сидит взаперти глухой
Ты не смей ходить, муж ее Артем,
Ей советовал, да приказывал
Коль осмелишься, не послушаешь
Берегись меня, ох забью на смерть.
И с детишками во слезах она
Все в окно глядит да качается.
Ох, судьба моя, да не в радости
Без любви прожить мне приходится.
За окном бегут все подруженьки
И зовут с собой в лес по ягоды.
Выходи скорей с нами Ксения,
Да пойдем мы в лес собирать грибы.
Улыбается всем подруженькам,
Во слезах она у окна сидя.
Ну и пусть грозит муж Артем, пойду!
В лес по ягоды я с подружками.
Не сдержалась тут, побежала к ним,
А детей своих к старикам снесла.
Уж побудьте вы с ними милыя,
Муженек придет пусть возьмет у вас,
Я же в лес пойду, где грибы растут
И где ягоды соберу к столу.
И смеется вновь средь подруженек,
Да поет вовсю сильным голосом
Ах, ты Ксения, хорошо поешь
Отвечают ей все подруженьки,
Муженек то твой не подарочек
И досталось же горе, горюшко
Не жалеючи замуж отдали.
Говорит одна из подруженек,
Вот бы я ему задала житья,
Каждый день бы ел перца красного,
Обжигалси бы, да стонал вовсю.
А другая ей, он бы зверем стал,
Да набросился, растерзал бы всю
Третья ей, зачем? Я сожгла б его
Кабы он хоть чуть подал голос свой
Да без жалкого сожаленица
На него б ушла вся поленица.
А четвертая, молвит
Все бы вы стали робкими, да послушными
Да ходили бы, перед ним боясь
Да тряслись вовсю от его бы слов
Уж такой то зверь, что у Ксюшеньки
Пожелать кому да и грех большой.
Ой подруженьки, запоем вовсю
Молвит Ксения, ой в последний раз,
А подруженьки все на нее глядят
Да ты что совсем вся растаяла.
Что теперь уж тут, что Господь послал,
Значит надо так, в том моя судьба,
Значит нет иной, молвит Ксения.
И летит в лесу эхо девичье,
Заглушая птиц песней зонкою.
Разбрелись они в песнях по лесу
В разны стороны одинешеньки.
И идет поет себе Ксения,
Вдруг пред ней стоит волчья мать с детьми,
А в глазах ее слезы катяться.
И стоит как столб в страхе Ксения,
И дыхнуть боясь, и моргнуть пред ней,
Тут припомнила ее Ксения,
Где же видела я тебя, постой,
У реки тогда, где венок мой плыл.
А волчица та ей в глаза глядит,
Словно, что сказать хочет Ксении.
Развернулась тут волчья мать с детьми
И пошла в кусты, затерялась там.
Уж подруженьки все ищут Ксению
И аукают, припеваючи.
Уж полно грибов, ягод собрано,
Что до Ксении, не в лице она
Вся бледна, бела, да в волнении,
А подруженьки да с расспросами.
Что ты, Ксения, опечалилась,
На душе твоей, что за грусть лежит,
Ты поведай нам, как житье твое.
Но молчит она лишь улыбка там
На лице ее да поддельная.
И идут они по домам своим,
Да прощаются улыбаючись.
Но щемит в груди, тяжко Ксении
От волчицы той, что в лесу была.
Уж второй ей раз пришлось свидеться,
Да к чему бы все то предвидится.
И идет одна к дому Ксения,
Уж там муж ее весь озлобился
Уж поди готов с ней расправиться,
Что его наказ да не сделала.
На пороге в дом и Артем стоит,
А в глазах его злой огонь горит.
Заходи домой мила женушка
Говорил тебе, не ходи, сиди.
Коль ослушалась, накажу тебя.
Уложи детей, накормил я их,
А сама ступай в сени, жду тебя.
Я в лесу была вот и ягоды,
Да грибов полно, молвит Ксения.
Что еще тебе, ирод, надобно
Всю то душеньку мне измучил ты.
Это как сказать, неизвестно мне
Произнес Артем грозным голосом,
Может, где в лесу на свиданице
Ты пошла тайком, что мне ягоды.
Ты ступай детей уложи уснуть,
Жду тебя в сенях, не перечь ты мне.
Вот детишки спят, и целует их
Мне идти пора, шепчет Ксения.
Во сенях стоит муж Артем ее
Заходи сюда мила женушка.
Сам замок замкнул крепко-накрепко.
Как схватил ее он за волосы
Поволок к стене, сам что зверь орет.
Я тебе задам по лесам ходить,
Ты жена моя непослушныя,
Ты изменница, любодельница.
И темно в глазах уж у Ксении,
Но молчит она, губы все в крови,
А Артем все бьет с приговорами
Покажу тебе, как не слушаться,
Говорил тебе не ходи, пошла,
Ты ослушалась, ты осмелилась
Получай за все, что обещано.
Будешь знать сваго мужа строгого.
Бог тебе судья, шепчет Ксения,
За меня тебя покарает он.
А Артем в ответ молвит, что мне Бог!
Полежи вот здесь до утра в сенях,
Коль надумаешь, скажешь правду мне,
Где была в лесу, с кем была ты там,
А не скажешь мне, так забью совсем за измену мне
И облил водой тело Ксении неподвижное.
И сидит Артем за столом один
Вот светает уж, за окном туман.
Я тебе задам, как вести себя
Проучил навек, знай меня таким
Молвит он себе пьяным голосом.
Надо мне спросить звать-то как его
Не надумала ль, мне сказать про все
С кем была в лесу, забавлялась там.
Ишь бесстыдная, горе женушка.
И открыл он дверь в сени темные
Выходи давай, выползай змея,
Но никто ему не сказал в ответ,
Только ветер там прогудел в сенях.
Ты чего же так мила женушка
К мужу выйти да не решаешься,
Ах еще молчишь, мне безпутныя
Выходи скорей, а не то убью.
И рванулся в дверь, в сенях свечь зажег
Но жены своей не нашел он там.
Покраснел Артем, весь озлобился,
Ах ты подлыя, удрала к нему,
Попадись теперь, задушу совсем.
Побежал Артем, где детишки спят
Никого там нет, не видать жены.
Коль ушла теперь, и возврату нет
Мне другая здесь да и слюбится
По хозяйствию да управится.
Он не раз бывал у нее в гостях
И привел Артем в дом к себе вдову
Да глазастую, говорливую
Да еще при ней дочь сварливую.
Молода вдова, но змея змеей.
Все не так то ей, на все злобится.
Как вошла вдова с дочкой в дом к нему
Огляделась там, собралась с умом.
Невзлюбила тут деток Ксении
Все обьетки им, да лохмотья им,
Да все тяжести в руки детские.
Дочь свою вдова да изнежила
Ты голубушка молочка испей
Сахарку поешь, ненаглядныя,
А то все сьедят голодранцы те,
Им бы только есть, не работать бы.
Видно всем вокруг, как живут они
Деток жалко всем, где подкормят их.
А Артем никак не нахвалится
Новой дочкою да женой своей,
Все родных детей сторониться он
Им сиротский хлеб горьким слезным стал.
Встречи те хотят с родной матушкой.
Уж сопят себе, чтоб не слышал кто.
Ровно год прошел, нет уж Ксении
И никто не знал, где теперь она.
Слух один ходил по деревне той,
Что видал старик у реки ее,
А куда она враз исчезла там
Значит быть тому, утопилася.
Говорили все, жалко Ксению
Молода была, да красивая
Уж довел ее муженек-зверек
Не давал житья, да и сам не жил.
Как-то раз зимой собрался Артем
На охоту в лес за лисой сходить
Для жены своей, чтоб в меха одеть.
И стоит Артем с ней прощается
Жди меня с лисой чернобурою.
Уж ты будь милок осторожнее
Возвратись скорей с чернобурою
Будет ждать тебя, очи ясныя,
Свет твоя жена, распрекрасная.
И пошел Артем в лес охотиться,
А Вдова его проводить пошла
На пороге вслед помахав рукой.
Только в дом вошла дочь и жалится
Да ревет вовсю, слезы катятся.
Ой ты маменька, ненаглядныя
Меня давеча укусил один,
Расцарапал всю его брат другой.
Погоди моя дочка милыя
Ты моя краса да кравинушка
Покажу я им, проучу я их
Ты ступай за мной, разлюбезныя,
А сама пошла за веревками,
Придушу я их, лишним ртам не быть,
Натерпелася, надоели уж.
У самой глаза как огонь горят,
Где они скажи распроклятыя.
Ой, ты маменька, уж боюсь я их,
Так страшны они, все кусаются
На меня вдвоем да кидаются.
Раздался в сенях грохот, там они
Молвит шепотом дочка маменьке.
Открывают дверь, а пред ними зверь,
Да в дверях стоит, да рычит вовсю.
Как увидели дочка с маменькой
Затряслись вовсю, страх невиданный,
Как давай бежать с ревом воплями
Ко двери другой, замыкаясь там.
А вокруг везде волчий вой стоит
И ломает дверь к ним огромный волк.
Вот вы спрятались, вам конец пришел
За обиды вас разорву сейчас
На куски, уж зло не оставлю здесь,
Вас лишу житья за детей своих
Что вы мучили с наслождением.
И взмолилась тут перед ней вдова
Кабы знала я, не притронулась,
Ведь по мне-то что, все мне доточки,
Вот и дочь моя беззащитныя
Это все Артем виноват вовсем
Ты возьми его, нет вины у нас.
А волчица ей, а веревки что
Для моих детей приготовила.
Измывалась ты с муженьком моим
Все тебе не так на готовеньком.
Ой, да нет, в ответ молвит ей вдова,
А сама себе все в раздумиях,
Как спасти себя от волчицы той,
Где же тот топор, да ножи лежат
И решила тут обхитрить вдова
Причитать давай пред волчицею
Ты постой потом разорвешь меня
Дай нам здесь побыть с дочкой вместе чуть
Распрощаться нам перед гибелью.
А волчица ей, пусть же будет так,
От меня ты вряд убежишь куда
Здесь друзья мои позаботятся
Сестры серыя не упустят вас.
И пошла она к детям встретиться,
А они уж тут перед ней стоят
Волчья шерсть на них шелковистая
Нет лица у них человечьего.
И целует их по-звериному
По особому, материнскому.
Не видала год, уж теперь то все
По лесам пойдем жить на вольности
От людей плохих, лучше волком быть.
Собралась вдова, разыскала нож
Ты залезь в чулан дочка милыя,
Да сиди молчи, не рыдай смотри.
И зовет вдова тонким голосом
Ты волчица где, можешь грызть меня
И открыла дверь, спрятав нож в руке
Как увидела, не одна она
Детки малые за волчицею
Притаились там, да и скалятся
Ой, хорошия с приговорами
Молвит им вдова, малы деточки
Уж волчатами стали вижу я
Как и матушка ваша хищная.
Поращаться бы с вами детоньки
Жили вместе ведь целый год со мной.
И пошла вдова с злыми мыслями,
Но волчица вмиг тут заметила
Нож в руке вдовы заблестел тайком
И взметнулась вся на вдову она,
Разорвав ее в клочья мелкие.
Поделом тебе за мою судьбу
Ожидала ты, когда я умру.
Он к тебе ходил, а меня все бил,
Все корил меня, да с жестокостью.
Как увидела это дочь ее
Испустила дух в тот же миг она.
Между тем Артем по следам идет
За лисой большой чернобурою,
А она пред ним извивается,
То вильнет хвостом, а то скроется
И никак ему не поймать ее
И никак ему не прицелиться,
А лиса себе все присмотрится,
Где идет Артем, да покажется.
Завела его в чащу темную
Вот уж солнышко закатилося
И Артем идет наугад в лесу,
Проклиная все, что пошел сюда.
Уж темно кругом, как идти назад
Приуныл Артем, запечалился,
Вдруг пред ним возник образ Ксении
Отражался он во лучах луны
И хотел Артем чуть притронуться,
Но растаял тут образ Ксении
И пошел озноб с головы до пят
Отступил назад в страхе он большом.
Что ж то деяться, и здоров ли я.
Волчий вой пронзил все вокруг него
И присел Артем, зашептал себе.
Ох, попался я из-за той лисы
И пустился он убегать скорей,
Ноги ватные непослушные.
Волчий вой к нему приближается,
Тут упал Артем в яму темную
Без сознания пролежал всю ночь.
Свет упал в лицо, солнца яркого
И открыл глаза от него Артем,
Как увидел он наверху кругом
На него глядят волки серые.
Стал искать ружье, да опомнился
Потерял его, без него конец.
Вот мне горе то злополучное
В яме здесь сидеть вместе с волками.
Вдруг услышал он голос Ксении,
Ущипнул себя, может чудиться.
Муженек ты мой выходи сюда,
Будем суд вершить над тобой мы здесь.
И затрясся он, в мыслях страх стоит,
Эх, добился я своего теперь,
Может мне еще все простит она
Может сжалится, не погубит здесь.
И поднялся он в яме в полный рост,
Посмотрел он вверх с сожалением.
Вдруг упала тут ветка хвойная,
Он полез по ней весь дрожа в слезах.
А кругом бело, солнце яркое
И стоит Артем, волчья тьма пред ним.
И увидел он, что они сидят,
А в глазах у них злобный блеск стоит.
Где же Ксения, не видать ее
Лишь одних волков вижу я вблизи
Шепчет он себе, по бокам глядя.
Вдруг идет к нему серый волк один,
Не узнал меня муженек родной
Это я твоя в прошлом Ксения
И детишки здесь средь сестер моих.
И отпрянул тут перед ней Артем
Изменился весь он в лице воем.
Неужели ты, как же можно так
Стать волчицею, не могу понять.
Что тебе теперь, молвит Ксения,
Ты во мне убил счастье женское,
Зверем был со мной, а теперь я зверь
Мне волчицею быть суждено теперь.
Не жалею я только радуюсь
Я тогда ушла от тебя в ту ночь,
Чуть жива была, еле выжила
Вот они спасли, сестры серыя.
Рассказали мне, для чего живут,
Всех своих мужей обрекли на смерть,
Да детей забрав в стаю волчию.
Все мы мучились с вами грешными,
И житья от вас мы не видели.
Все боялись вас, как огня в печи.
И сказали мне сестры серыя
Будешь с нами ты в волчьей стае жить,
Дали мне они волчью ягоду
И уснула я под сосной большой,
Как проснулася, вся в шерсти лежу,
А вокруг меня сестры серыя
Лижут шерсть мою шелковистую,
С приговорами, с привыванием.
Не прощу Артем я тебя за все,
Сколько зла принес ты моей судьбе.
А твоя вдова уж мертва навек
За моих детей расплатилась я,
А теперь прощай, суждено тебе
Умереть вот здесь на снегу в лесу.
Нет, постой, постой, крикнул ей Артем
Не губи меня, да прости за все.
Я любил тебя лишь одну, поверь.
И хотел Артем прыгнуть к дереву,
Чтоб спастись на нем, вмиг упал в крови
Был растерзан он да без жалости
Только эхо там разнеслось в лесу:
Ты прости меня мила женушка…
А волчицы шли, суд свершив над тем,
Кто жестоким был, да с обманом жил.
Все одной судьбы, что и Ксения
Все одной крови неразлучные.
В небесах стоит солнце яркое
И спешит весна, пробуждая все.

1990.




© Copyright: Александр Феникс, 2004