Мороз

Александр Чирков-Эйр
МОРОЗ

СКАЗ

Не видать людей не видать зверей
Все они в тепле укрываются
Он стоит везде в синем инее
Заморозить всех он не решается
То мороз трещит по деревьюшкам
И речушки все уж во льду стоят
И сидят в домах люди греются
Но не всем в тепле быть приходиться
И в одном дому нет тепла огня
Угольки давно да не тлеются
И лежит старик еле дышится
А при нем сидит внучка Настенька
И никто прийти к ним не думает
Уж теплом помочь словом ласковым
Говорит ей дед тихим голосом
Ты моя душа свет мой внученька
Погоди еще может встану я
И пойдем с тобой мы за хворостом
Ах ты господи дай здоровьюшко
И старик закрыл веки слезные
Опустил свои руки слабые
Как надумала внучка Настенька
По домам пройтись попрошайничать
Хлеба черствого и тепла огня
Может кто подаст не откажется
Отворит ей дверь с теплым запахом
С добротой в глазах и с улыбкою
Завернулась в шаль и пошла к домам
А на улице все кругом мороз
И дымок стоит тонким деревцем
Из домов больших где тепло внутри
И идет она да любуется
Красотой зимы восторгается
Ой ты зимушка как богата ты
Серебра кругом у тебя полно
Все глядела бы на тебя зима
Да идти пора коль светло еще
Надо дедушке принести тепла
Да еды какой может кто подаст
Вот стучит она в двери первые
Там ворчит вдова многодетная
Как открыла дверь перед Настенькой
Вся поморщилась покосилась тут
Ну чего тебе разнесчастная
Ты ступай домой ничего не дам
У самой полно ртов не кормленных
Сытным голосом ей ответила
Да закрыла дверь крепко накрепко
Перед Настенькой проклиная всех
Лишь вздохнула тут горько Настенька
И пошла в другой дом в слезах она
Ничего стерплю лишь бы дед поел
Вот стучится в дверь тихо Настенька
Там шуршит за ней кто-то кашляет
Тут открылась дверь перед ней скрипя
И старуха ей “народилася”
Ну чего тебе говори скорей
Мне бы бабушка хлеба черствого
Да огня тепла только дедушке
А старушка ей ишь хорошия
Попрошайка ты да хитрючая
Мне самой сейчас сытной надо быть
Ничего не дам хоть проси в слезах
Вас таких полно развелось везде
Вот и бродитя все голодныя
Коль работали хлеб давно бы был
Ты ступай от сель не пущай мороз
Обошла дома Настя горестно
Видно нет добра у людей совсем
Все в дверях тряслись из-за холода
Ничего уж нет все подъели мы
Ты ступай к другим там огня дадут
Может хлеб какой завалялси где
И хихикали сытным голосом
Закрывая дверь на засов большой
Уж давно мороз наблюдал за всем
Ну и люди же возмутился он
И не думал я что жадны они
Накажу я их напущу мороз
Отберу огонь да без жалости
Пусть намерзнуться все от жадности
А уж Настеньку одарю сполна
За страдания горемычную
Серебром своим да алмазами
И пошел мороз к дому Настеньки
С приговорами ну и жадныя
Уж последний дом обошла она
А в глазах темно ноги вялые
Ой ты господи дай мне силушку
Умереть не дай деду слабому
Опустилась тут на сугроб она
Да заснула вмиг от усталости
И приснился сон Насте радостный
Что тепло вокруг и она идет
По траве густой без сапоженек
Видит дом большой весь с узорами
Отворилась дверь перед ней сама
А за ней стоит дева красная
С головы до пят вся блестит она
Все алмазами изумрудами
Улыбается ты входи скорей
Вот к огню садись грейся пламенем
Я сейчас приду принесу еду
И для деда дам отнесешь ему
И от слов таких Насте радостно
Может это сон так не верится
И откуда здесь красна девица
Уж добра ко мне не сыскать другой
И глаза ее мне знакомые
Да лицо ее не мое ли то
Ой постой же то это я сама
И очнулась вмиг на снегу она
А кругом темно звезды яркие
Ой да что же я тут лежу в снегу
Жив ли дед родной побегу к нему
Поднялась она да домой скорей
Вот и дом родной у ворот она
Что за диво там дым в трубе печной
Ой да мой ли дом может сон опять
И стоит она не решается
В дом войти родной не осмелится
Подошла к окну видит дед стоит
И нарядный весь улыбается
Вся в слезах кричит ему Настенька
Ой не может быть дед мой миленький
И стучит в окно и бежит к дверям
Как вошла она а внутри тепло
На столе большом всяких явств полно
Дед навстречу к ней с плачем кинулся
Где же ты была моя Настенька
Видишь сколько здесь на столе всего
Это сам мороз побывал в гостях
Как ввалился в дом подошел ко мне
Да как вымолвит сильным голосом
Хватит спать лежать да болеть тебе
Ты вставай скорей принимай гостей
Не поверишь мне мила Настенька
Как поднялся я словно был здоров
А мороз стоит чудеса творит
Как взмахнет рукой серебро летит
А взмахнет другой все алмазами
Все блестит кругом с переливами
Сам стоит и мне улыбается
Не успел моргнуть как в печи огонь
И такой большой полыхается
А что стол накрыт всеми явствами
Видишь ты сама мила Настенька
Вот смотри туда серебра полно
Да алмазов там полна горница
Не пойму никак моя Настенька
Отчего мороз так расщедрился
Как бояре мы заживем теперь
Ты богаче всех будешь девицей
На базар с тобой мы отправимся
Да накупим там платьев сказочных
Да еще всего что приглянется
Пусть завидуют люди жадныя
Мой ты дедушка молвит Настенька
Обошла людей все недобрые
И никто не дал хлеба черствого
Да тепла огня пожалели все
И вздохнул тут дед полно внученька
Пусть живут себе жизнью жадною
Может где поймут да исправятся
А не смогут пусть им судья господь
А мороз в окно все заглядывал
Деда с Настенькой все нахваливал
Пусть живут в добре да без бедности
Сам пошел мороз по домам людей
Как наслал пургу да метель нагнал
Всех дверей с петель он у них сорвал
Да все крепче был да трескучее
Залетел в дома потушил огонь
Вам за Настеньку люди жадные
Коль куска с теплом пожалели вы
Так сидеть теперь на морозе вам
Поделом же вам ох недобрыя
И стоят дома в лютом холоде
Нет тепла огня все мороз забрал
Только есть тепло в доме Настеньки
Где душистый хлеб во печи печет
Красна девица улыбаючись
А сама в добре, что кому бы дать …
Коль попросит кто, не откажет в том.

1990.




© Copyright: Александр Феникс, 2005