Теория триадных циклов сознания

Олег Басин
Уважаемый читатель, данная страница является   частью обобщающего теоретического труда по НООНОМИКЕ, научной области о сознании. Более подробный и разъяснительный материал находится в работе «СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ПРОЦЕССЫ СОЗНАНИЯ», находящийся тоже на странице сервера ПРОЗА.РУ, как и другие произведения автора. Переход возможен через имя автора в левом верхнем углу.

            В предшествующем теоретическом изложении с помощью теорий уровневой организации и образной интеграции сознания была определена самая общая логическая база ноономики. Теперь наступил момент формулировки основной теоретической части, которая тоже состоит из нескольких теорий, самая главная из которых — это теория триадных циклов сознания. Данная теория определяет главный порядок взаимодействия уровней сознания между собой и последовательность событий образной сборки — самого основного процесса сознания.

            В процессе образной сборки всегда участвуют три уровня сознания: два из них образные (действующие), а один (средний между ними) — связывающий. Согласно теории образной интеграции, основные объекты сознания — образы, собираются из более простых образов предыдущего порядка, т.е. принадлежащих предыдущему образному (действующему) уровню сознания. Сборка образов осуществляется с помощью связей соответствующих данной сборке по уровню.

            Поведенческие образы собираются из рассудочных с помощью ассоциативных связей, деятельностные образы из поведенческих — за счёт связей мотивационных, ролевые образы из деятельностных — смысловыми связями, а личностные образы из ролевых — ценностными. Как видно из этого, всегда есть образы, которые в данный момент собираются; есть образы, на основе которых происходит сборка; и есть соответствующие связи, которые эту сборку поддерживают. Как видно из этого же изложения, уровень связей, которые использованы при сборке, соответствует уровням, тех образов, которые участвуют в ней.

            В дальнейшем изложении строящийся образ мы будем называть просто образом, тогда как те образы, из которых совершается образное построение (образная интеграция), будем называть образными элементами. Оба эти понятия: и образ и образный элемент (или просто элемент) являются относительными характеристиками, потому что некий образ, будучи продуктом интеграции, для данной триады, становится элементом для построения образа следующей ступени для вышестоящей триады уровней сознания, и т.д..

            Теория триадных циклов описывает, как три уровня сознания участвуют в образной сборке, т.е. в процессе образной интеграции.

            Сначала на связывающем уровне происходит предварительная сборка используемого образного материала в обширное и бесформенное облако, пока что далёкое от состояния целого и динамичного образа. Затем, по наиболее крепким, ярким и доминирующим на данный момент связям, происходит мгновенная сшивка образного материала в образ следующего порядка. Но и формирование этого более сложного и более крупного образа, принадлежащего к следующему действующему уровню, ещё не является завершающим этапом данного процесса. Когда завершается строительство образа и появляется возможность его мгновенного обозрения, формируется и итоговый образный элемент на том образном уровне, из которого совершалось построение, т.е. того, с которого был начат процесс образной сборки, нижнего уровня данной триады. Этот итоговый образный элемент является тем полномочным представителем построенного образа, который среди других образных элементов занимает особое положение, заключающееся в наличии его связей со всеми другими образными элементами, входящими в построенный образ.

            Будучи связанным со всеми входящими элементами, данный полномочный образный представитель, который уместно называть ключевым, способен обеспечивать возобновление всего предварительного облака вновь, что значительно облегчает и повторное возобновление окончательного образа. Он как бы выполняет функцию зерна по отношению к растению: окончательное развитие растения приводит к формированию семени, которое может храниться неопределенно долго, а при высевании обусловливать развитие нового растения с теми же свойствами. Такой ключевой образный элемент является как итогом формирования образа, так и инициатором его повторного возобновления, поэтому его уместно называть итогово-инициирующим. И он всегда на ступень ниже, чем построенный при его инициировании образ.

            Из данного изложения видно, что, во-первых, в образной сборке участвуют три уровня сознания, а во-вторых, что процесс образной сборки цикличен. Его цикличность проявляется в том, что образная интеграция, начинаясь с некоего уровня, им же и заканчивается. Ещё цикличность усматривается в неизбежной роли ключевого образного элемента, формирующегося по окончании образного построения, и определяющего многократное возобновление образа. В силу перечисленных причин такой распорядок образной сборки и назван триадным циклом сознания. А уже в силу логической завершённости данной модели, в силу её самодостаточности и лаконичности, она названа теорией, теорией триадных циклов сознания.

ПОСТУЛАТЫ ТЕОРИИ ТРИАДНЫХ ЦИКЛОВ СОЗНАНИЯ

1) Уровни сознания в процессе образной интеграции объединяются в триады, т.е. компонуются по три уровня.

2) Каждая триада объединяет два ближайших образных (действующих) уровня и один связывающий, находящийся между ними в общей архитектуре сознания.

3) Самый верхний уровень данной триады является самым нижним уровнем в следующей триаде.

4) Образы нижнего уровня триады объединяются на среднем связывающем её уровне в предварительное беспорядочное построение (облако).

5) Образные элементы, на среднем уровне объединённые в облако, закрепляются на верхнем уровне триады в жёстко определённую организованную образную линию.

6) По окончании формирования образной линии на верхнем уровне триады, формируется также и особый ключевой образный элемент на её нижнем уровне, называемый итогово-инициирующим образным элементом сформированного образа.

7) Итогово-инициирующий образный элемент каждого образа инициирует возобновление цикла сборки данного образа, если он был инициирован сам.

            Следует отметить, что понятие памяти, считающееся наиважнейшим во многих гуманитарных процессах, является искусственным, т.е. помогающим в некотором отношении общаться и рассуждать на заданные темы, но оно не отвечает аналитическим требованиям, что делает его научно несостоятельным. Под пространным термином «память» следует понимать возобновление триадных циклов сознания, которые были здесь описаны. Поскольку существует определённое множество уровней сознания, а также триад, в которых состоят данные уровни, и, принимая в расчёт различный темп, различный масштаб времени их функционирования, можно сказать, что они и соответствуют эмпирически описанным в психологии разновидностям памяти.