Сказки тетушки Агнеты Рождественская сказка

Ирина Пашкевич
Рождественская сказка

Давно это было, уж когда и не помню. Жил в деревне Мариявуль в доме у богатой тетки мальчик - сирота по имени Пауль. Лежала на его худеньких плечах вся черная работа по дому. Огромные вязанки хвороста из леса принести, маленьким топориком разрубить, печку с раннего утра растопить, корм всяческой живности раздать. Эти и еще тысячу дел находила для него толстая, вечно ворчащая тетка Матильда. Любая работа в его руках спорилась и повсюду звучал его негромкий, как колокольчик, смех.

Все в доме любили Пауля: и старый хозяин, и ребятишки, и всяческая живность. Один гусенок по прозвищу Гансик ходил за ним по пятам, переваливаясь на красных лапах. Только маленькие подслеповатые глазки тетки Матильды подозрительно глядели ему вслед. Тетка не давала ему ни минуты покоя, шпионила за ним, появлялась в самые неожиданные моменты, стараясь уличить в чем -то, и всегда оставалась с носом.

Но однажды под Рождество пошел Пауль в хлев разложить душистого сена коровам. Сделав все, решил на секундочку присесть, да и уснул под мерную жвачку коров. Вдруг на пороге возникла тетка. Увидев спящего Пауля, она побагровела от злости и начала кричать, что не потерпит в доме бездельников и дармоедов. Накричавшись, велела ему тотчас идти в лес за хворостом. Пауль попробовал было возразить, что уже смеркается и он очень устал, но тетка схватила его за шиворот и вышвырнула на улицу. Взял Пауль в сарае толстую веревку, чтобы хворост обвязать, опоясался ее несколько раз и пошел в лес. Ветер кидал ему в лицо пригорошни снега, холод залез в дырявые башмаки. Поземка замела все тропинки. Страшно было в безлюдном лесу. И чтобы приободрить себя, Пауль стал тихо петь песенку  госпоже Вьюге:

"Мерзнут елочки в лесу,
Укрой снегом их красу.
Помоги и мне немножко,
Ветром подмети дорожки."

Наверное, фрау Холле - госпоже Вьюге понравилась наивная песенка мальчика, потому что ветер утих , а за ним и поземка. Пауль быстро добрался до места, где он обычно собирал хворост. Набрав большую вязанку, он было собрался в обратный путь, но вдруг заметил маленького человечка в красном колпачке с серебрянным колокольчиком, беспомощно повисшего на мохнатой еловой лапе. Пауль подошел к нему, и осторожно, боясь причинить боль, освободил из колючего плена. Человечек очень замерз.  Мальчик решил согреть его теплом своего тела, спрятав на груди. Затем взвалил тяжелую вязанку хвороста и отправился в обратный путь.

Дорога к дому тетки показалась мальчику гораздо короче. Ему помог  крошечный колокольчик гнома, который пел, как показалось Паулю, его песенку. Вот они уже в огромной кухне у голандской печки. Поздно, в доме все спят. Пауль налил в маленькое блюдце молоко и покрошил туда ломтик черного хлеба. Гном ел медленно, с удовольствием.  Потом, тихо звеня колокольчиком, стал рассказывать мальчику о своей беде. Гномы зимой, как и люди, топят печи. В пещерах в это время года холодно и сыро. Сегодня утром гном отправился
прочищать занесенные снегом дымоходы. Но неожиданно сильный порыв ветра подхватил его, как снежинку, и бросил в лапы огромной ели, откуда и вызвалил его Пауль.

Гном попросил Пауля отнести его завтра в лес на старое место и помочь доделать начатую работу. На том и порешили. Затем Пауль придвинул огромную бельевую корзину к теплой печке, залез в нее, осторожно прижав к груди гнома, свернулся калачиком и моментально уснул. А гном, вообще-то гномы спят мало, думал о том, как бы помочь такому доброму мальчику.

По белым изразцам голландской печки мчались нарисованные корабли под тугими парусами. Худенькому Паулю снился счастливый сон, будто стоит он на капитанском мостике такого корабля, вокруг кипит работа и всем он нужен, пoтому что он капитан. Гном почувствовал, как совсем рядом бьется щедрое сердечко, коснулся пальчиком его груди и увидел этот удивительный сон. Он понял, чем сможет помочь Паулю.

На следующий день воспользовавшись праздничной суматохой, Пауль выскользнул из дома, унося с собой маленького друга. Они быстро добрались до вчерашнего места. Потом гном залез на его плечо и показал дорогу к родной пещере. Вдвоем прочистили дымоходы и из крошечных труб потянулся ввысь седоватый дымок. Маленький друг пригласил Пауля в гости. Нужно заметить, что гномы очень нелюдимы, и на это у них есть веские причины. Но Пауля подземные жители встретили радушно. Гномы наделены чудесным даром видеть невидимое. Им известны и свет, и тьма человеческой души.

На прощанье гномы хотели подарить ему шкатулку, наполненную доверху  драгоценными камнями. Но Пауль, сердечно поблагодарив, отказался. Он сказал, что помог им от чистого сердца и ему не нужен такой дорогой подарок. Уже под вечер оказался Пауль у любимой печки, и странно, никто не заметил его отсутствия. Весь дом был взбудоражен, как разбуженный улей. Из дального плавания вернулся дядя Пауля и все  вдруг переменилось, как в волшебном сне. Дядя решил забрать мальчика с собой и сделать из него настоящего моряка.

Через неделю Пауль начал постигать нелегкую морскую науку на большом корабле. Потом в его жизни было много кораблей - и больших, и совсем маленьких. Судьба оберегала и помогала ему. Он стал капитаном. Служить под его началом было редкой удачей, потому что "Цвергеботу", так назывался корабль Пауля, были не страшны бури и штормы. Его паруса надувал только попутный ветер. Когда "Цвергебот" заходил в гавань, на пристани любовались стройным красавцем под белоснежнными парусами.

А капитан, в те редкие минуты, когда бывал с семьей, любил смотреть на возню ребятишек, мастерил им кораблики с парусами и вспоминал  детство, Рождество, голландскую печку с нарисованными кораблями, несущимися по белым изразцам, и доброго маленького друга, который помнил его всю жизнь.