Первый стакан

Владимир Чантуридзе
               
      Я был на рыбалке у Первой скалы.Так мы нумеровали наши скалы по мере удаления от города к низовью Куры.Ловили на экраны, небольшие сети, привязанные к лескам спиннингов.Был канун Мариамоба,праздника в честь Девы Марии.Трое рыбаков и Гиви,скупщик рыбы-вот что из себя представляла наша компания.Захватили с собой хорошего домашнего вина, я принес консервированных лещей в томате,мое фирменное блюдо.Гиви раскладывал снедь, резал хлеб, разливал вино.Мы следили за спиннингами.Несколько выпотрошенных храмулей на тонких веточках-вертелах ждали своего часа.День был солнечным,места живописными,настроение-лучше не бывает.Кура из-за скалы меняет свое направление.До скалы берег покрыт кустарником-тамариском.На другой стороне лесок из ив и тополей.Видны перекаты.У скалы омут.Каждая заводь,излучина реки напоминает о чем-то.В одном месте ловилась мурца, в другом шемая, в третьем усачи.Больше всего воспоминаний связано с глубоким омутом перед скалой.Оттуда доставали огромных сазанов в те благословенные времена, когда река изобиловала рыбой. Первая скала-пройти ее во времена моей юнности можно было по узенькой тропке над обрывом.Это сейчас там может проехать машина,дорогу пробили в скале...
  Тут  сокол отвлек меня от воспоминаний, в воздухе поймал дрозда над Курой.Несколько ворон,сидевших поблизости на деревьях,атаковали хищника,когда тот летел со своей добычей к берегу.Сокол бросил дрозда и улетел.Я направился к месту, куда упал дрозд.Когда был шагах в десяти,птица взлетела и полетела на другую сторону Куры к лесу.Тут до меня донесся зов Гиви,"стол" был готов.Он разложил снедь на газетах, расстеленных на траве.Сашу и Дато я знал долгие годы, мы вместе росли на Куре.Вместе овладевали премудростями рыбалки.С Гиви познакомился пару лет назад,в трудные для меня времена.Мы разобрали стаканы.Дато поднял стакан.
-За всех, кого нет в живых,кто любил рыбалку,охоту, кто любил природу!
В наших краях рыбаки,охотники первый стакан поднимают за ушедших из жизни коллег-рыбаков,охотников,любителей природы...
Я подумал о брате, о моем старшем брате.В памяти отчетливо всплыли события тридцатипятилетней давности.Мы купались в Куре.Совершили полукилометровый заплыв.К концу заплыва  я порядком устал-мы плыли против течения,стараясь удержаться на месте, не дать снести себя стремительному течению.Эта бравада дорого обошлась мне.Конечной точкой заплыва были Милицейские дамбы.Там Кура врезалась в перпендикулярно стоящие к течению дамбы и образовывала два водоворота, каждый из которых был метров десяти в диаметре.Водовороты закружили нас.Мы долго плескались в них.Потом брат вылез на дамбы.Я последовал за ним.Тут я почувствовал, что сил не осталось.Нужен был мощный рывок, чтобы выплыть.Раз за разом пытался это сделать.Я понял, что еще секунда, другая и пойду ко дну.Вода накрыла меня, я всплыл из последних сил..Кто-то толкнул меня в спину.Потом еще и еще.Брат вытолкал меня из водоворота к дамбам.В полном изнеможении я лег на бетон.
-Почему не позвал на помощь?-последовал грозный вопрос брата,-я думал,ты дурачишься!Убить тебя мало!
-Что случилось?-отец ловил рыбу выше по течению.Он почувствовал неладное и прибежал к нам.
-Ничего не случилось,папа.Мы загораем,-ответил брат.
Я задержал дыхание-за секунду до появления отца дышал как рыба вытащенная из воды.
Успокоенный,вернее обманутый отец вернулся к своим удочкам..
С тех пор прошло много лет.Нет в живых брата-он умер в двадцать шесть лет.Нет стремительного течения,нет водоворотов, да и дамбы разрушены.Человек разорил все в тех краях-сейчас там камнедробилка, в некогда заповедной зоне...
 Почему я не позвал на помощь?Старший брат был для меня всем!Я поклонялся ему как островитянин идолам.Чуть не пойдя ко дну, думал только об одном:"Какой позор!Не могу выплыть, и это на глазах у брата!"До последней секунды пытался выплыть, даже тогда,когда понял, что еще секунда,другая и отправлюсь ad patres*, не стал звать на помощь...
  Я долго думал, почему рыбаки, охотники поднимают первый стакан за ушедших?Думаю, что нашел ответ.Часто мы обязаны им жизнью.Охота, рыбалка порождают экстремальные ситуации, требующие от человека большого мужества,чтобы преодолеть опасность, спасти товарища, попавшего в беду.Это как на фронте,где солдаты поднимают стакан за погибших друзей, которым обязаны жизнью...
  Дато осушил стакан.За ним Саша, Гиви.Поднимая стакан,я смотрел на Куру, на зеленоватую, стремительную воду...

*ad patres-к праотцам (лат)