Иоиада -1

Константин Рыжов
                Зевс: Гермес, ты знаешь красавицу – дочь Инаха?
                Гермес: Знаю, ты ведь говоришь об Ио.
                Зевс: Представь себе, она больше не девушка, а телка.

                Лукиан. «Разговоры богов»               

                1

Вскоре после потопа, в те годы, когда боги еще не чурались людей и не считали для себя зазорным общаться с ними без посредников, в городе Аргосе правил царь по имени Инах - человек богатый, видный собой, богобоязненный, щедрый и мудрый.
 
  У царя была дочка по имени Ио - девушка красивой наружности, острая на язык и легкая на ногу. Благодаря этим и многим другим достоинствам, о которых мы умолчим здесь для краткости,  принцессу приняли  в число спутниц Артемиды. Подобно остальным нимфам, Ио постоянно была занята охотой, веселыми играми, различными проказами и услужением госпоже. В этих заботах прошло все ее отрочество. И впредь она бы ни за что не изменила своим привычкам, если бы в дело не вмешался всемогущий Зевс.

Владыка богов, наблюдавший иногда из укромного места за отважными охотницами, обратил  внимание на красоту Ио и решил склонить ее на любовную связь. И хотя  его дочь Артемида  ни за что не одобрила бы этих замыслов, Зевс надеялся легко добиться желаемого. Ведь ему хорошо было известно, что всем воспитанием принцессы занимаются три отбегавших свой срок служанки Артемиды. А эти старые ханжи так старательно избегали в своих наставлениях всякого намека на непристойность, что оставили свою подопечную в полном неведении относительно  некоторых, весьма немаловажных вещей.

Взявшись за дело, Громовержец, прежде всего, стал посылать девушке томительные и сладостные сны. Бедняжка Ио лишилась покоя и однажды утром обратилась к одной из своих наставниц.

- Тетушка, - сказала она, - намедни мне приснился вещий сон.

- То, о чем ты говоришь, - отвечала старушка, - случается порой, когда боги общаются в ночной тиши  с полюбившимися им смертными.

- Представь, - продолжала Ио, - я увидела себя на ложе совсем нагую, и рядом со мной возлежал юноша необыкновенной красоты. Никогда еще  мне не было так хорошо и так сладостно, как в ту минуту.

Седовласая нимфа с сомнением покачала головой и  заметила:

- Доченька, этот сон, хотя и не вещий, но и не совсем пустой. И приснился он тебе кстати. Вижу, что ты стала взрослой, и пора открыть тебе глаза на некоторые условности. Прежде всего, пообещай мне, что никогда, ни при каких обстоятельствах не совлечешь с себя одежду при  мужчине.

- Право, тетушка, - удивилась Ио, - не возьму в толк, о чём ты говоришь.  До сегодняшнего дня я раздевалась только во время купания. Что за беда, если в эту минуту меня увидит мужчина? Разве не такой же он человек? Или во мне есть что-то безобразное?

- Напротив, - вздохнула наставница, - прелесть твоя так очевидна, что может стать соблазнительной. И потому я запрещаю тебе делить ложе с кем бы то ни было, а пуще всего -  с мужчиной. Обещай мне это.

- Твои наказы, тетушка, для меня закон, - улыбнулась Ио. – Постараюсь не забыть из них ни одного слова.

- Ну и ступай с богом, - с облегчением произнесла старушка.

Судите сами, какова была польза от такого наставления!

Увидев, что  ему нечего опасаться с этой стороны, лукавый Зевс решил приступить к осуществлению своих замыслов. Чтобы не вызывать подозрений в ревнивой супруге Гере, Вседержитель объявил однажды, что отправляется на пир в страну блаженных эфиопов, а сам, приняв образ красивого юноши, перенесся поближе к Аргосу и укрылся в пастушеской лачуге неподалеку от того места, где его дочь Артемида собиралась начать охоту.

Между тем беспечная Ио привязала к ногам сандалии и наполнила колчан пернатыми стрелами. Приготовляясь к погоне за дичью, она, конечно, не подозревала, что ей самой предстоит в этот день стать добычей небожителя и что уже выпущена приманка,  которая завлечет ее в расставленные силки. 

Едва нимфы вступили в лес, перед ними появился красавец-олень.

- Вот трофей, который по праву принадлежит мне! – воскликнула Ио.
 
Она спустила собак и легкая, как ветер, помчалась вслед за ними.

Хитрый олень, петляя между деревьями, постарался заманить охотницу поглубже в чащу и тут скрылся с глаз долой.  К довершению несчастья разразилась гроза. Ливень припустил с такой силой, что промочил бедняжку с ног до головы. Она стала оглядываться в поисках  укрытия и вскоре набрела на пастушескую лачугу.  Принцесса постучала в дверь и жалобно попросила о помощи.

Сердобольный пастушок немедленно отворил девушке (он уже давно поджидал ее). Несчастная так промокла и  продрогла, что зуб у нее не попадал на зуб.

- Ах ты, горемычная! – всплеснул руками хозяин дома, - скорее выпей горячего вина, сними одежду и ложись в мою постель. А я пока что высушу твое платье у огня.

- Ты добрый человек, - прошептала Ио, - но я не могу сделать того, что ты просишь. Моя тетушка строго запретила мне раздеваться перед мужчинами. Позволь погреться у твоего очага, а после я пойду своей дорогой.

- Что за нелепая спешка! – возразил юноша. – Я, конечно же, не стану  навязывать свое гостеприимство силой, но, право, твоя стыдливость не доведет до добра. Обсушись, погрейся, а там видно будет. Не думаю, что тетушка имела в виду мокрую одежду. Но, чтобы совершенно успокоить тебя, я выйду за дверь.

И он сделал все так, как говорил. А поскольку никто теперь ее не видел, Ио спокойно разделась и забралась под одеяло (постелью пастуху служила медвежья шкура, брошенная прямо на пол). Вернувшись, хозяин дома развесил у очага мокрую одежду и предложил Ио вина с сыром. Затем он стал готовиться ко сну - достал из сундука еще одну шкуру, расстелил ее рядом с той, на которой лежала гостья, и прикрыл половинкой ее одеяла.

- Постой-ка! – всполошилась девушка, - уж не собираешься ли ты уложить меня на свое ложе?

- А в чем дело? – спросил пастух. – Сама видишь - дом мой слишком мал. Где бы я не устроился, все равно окажусь рядом.

- Но тетушка запретила мне делить ложе с мужчиной!

- Ну и на здоровье, - пожал плечами юноша, - у тебя своя шкура, а у меня – своя. Вот и выходит, что каждый спит на своей постели. А одеяло одно на двоих, потому что другого у меня нет.

Обезоружив Ио своими доводами, хитрец взялся за дело, то есть принялся обнимать и целовать гостью.

- Что это ты делаешь? – удивилась та.

- Растираю тебе кожу и согреваю ее своим дыханием. Неужели тетушка  наложила запрет и на это?

- Нет, ни о чем подобном она не говорила, - призналась Ио.

- Так в чем же дело? – обрадовался молодец и стал настойчиво стучаться в приоткрывшиеся уже наполовину двери. Простушка Ио, хотя и была немало удивлена происходящим, в конце концов все же впустила его. И можете не сомневаться, - отведав неведомого угощения, она в другой раз уже не спрашивала: «Кто там?», а как радушная хозяйка открывала по первому требованию, так что пастух всю ночь вольготно  гонял свое стадо на ее лугах.

Проснувшись на другой день, Ио призналась новому дружку, что провела прекрасную ночь.

- А я-то, глупая, - сказала она в сердцах, - думала, что знаю наперечет все игры. А оказывается, самой интересной меня не научили!

- Не беда, - успокоил ее пастух, - я научу тебя всем играм,  которые знаю сам. Они покажутся тебе не менее занимательными.

- Вот будет мило! – захлопала в ладоши Ио.

Проказник так задурил ей голову, что она и думать забыла о своих подругах, а также о том, что ей давно пора возвращаться домой. Зевс тоже был не прочь продлить свои заботы, но неотложные дела призывали его на Олимп. Поэтому, не долго думая, он обратил Ио в прекрасную белоснежную корову и пустил ее пастись на лугу с остальным стадом. Так, решил он, будет удобнее всего скрыть свою новую любовь от слепой ревности старых жен.

Но не даром говорят, что задумывающий дело слишком хитро, сам же себя и обманывает!Прежде всего, свидание Зевса с Ио уже не было тайной. Накануне вечером, едва Громовержец удалился с Олимпа, сластолюбивая Деметра, тщетно ожидавшая его в своем чертоге, велела закладывать колесницу и отправилась вслед за неверным любовником. Неслышимая и невидимая, она подслушала весь разговор Крониона с совращаемой им девушкой и была немало раздосадована его изменой. Впрочем, Деметра благоразумно затаила свой гнев. Встретившись утром с Герой, она, как бы невзначай, заметила ей:

- Ты все сердишься на меня, сестра, и делаешь это совершенно напрасно, поскольку не я теперь приманиваю твоего супруга.

- Вот еще! – надменно отвечала Гера, - да будет тебе известно, что я никогда не обращаю внимания на подобные пустяки. Как бы далеко не удалялся от меня Зевс, он всегда возвращается обратно. И это не удивительно! Ибо нельзя бесконечно кормить орла мошками, а льва – мышами.

- Возможно-возможно, - усмехнулась Деметра. – Но со вчерашнего дня наш повелитель всему остальному предпочитает коровье молочко. Если не веришь мне, то слетай к Аргосу – там он прячет свое стадо. Обрати особенное  внимание на белую телку. Сдается мне, что сегодняшней ночью он не раз прикладывался к ее сосцам!

Разбудив, таким образом, змею ревности в сердце соперницы, Деметра удалилась в свой чертог и стала ждать, что случится дальше. А Гера, не откладывая дела в долгий ящик, отправила в Арголиду свою наперсницу Ириду. Рассмотрев все хорошенько, та донесла богине, что неподалеку от города спрятано небольшое стадо, и в нем есть великолепная белая корова с длинными загнутыми рогами. Сообразив, что Деметра ее не обманывает, и что супруг затеял новые шашни со смертной, волоокая дочь Крона пришла в неописуемую ярость.  Некоторое время она размышляла, как ей лучше поступить – сразу ли наказать бессовестную разлучницу смертью или прибегнуть сначала к хитрости, чтобы потом полнее утолить свою месть. Наконец она решила, что второй путь много безопаснее и надежнее. Придав лицу кроткий вид (насколько позволяла душившая ее злоба), повелительница богов отправилась в покои мужа. Зевс пребывал там в самом веселом и добродушном настроении.

Усевшись неподалеку с рукоделием, Гера принялась тихонечко вздыхать, то и дело смахивая со своих прекрасных глаз жемчужные слезинки.

- Что за кручина постигла тебя, моя любимая сестра? – спросил тронутый ее печалью супруг, уже наполовину запутавшийся в расставленных для него сетях.

- Утром приходила Деметра, - отвечала хитрая богиня, - и хвасталась рубиновым ожерельем. Вот мне и грустно от того, что другим ты даришь сверх всякой меры, а я, твоя законная жена, даже слова ласкового порой не слышу!

- Есть о чем расстраиваться! – усмехнулся Кронион. – Осуши слезы и проси у меня всего, чего пожелаешь. Клянусь Стиксом, нет такой драгоценности, которую бы я не отдал по первому твоему требованию!

- Тогда, - воскликнула с торжеством Гера, - подари мне белую телку из твоего аргосского стада.

- Какой тебе в ней прок? – нахмурился Зевс, - лучше загляни в мою сокровищницу и выбери что-нибудь воистину ценное!

- А мне ничего другого не надо!

- Право, ты не знаешь, от чего отказываешься!

- Неужели, ты возьмешь свое слово назад? - усмехнулась богиня.

- Отнюдь! -  воскликнул Зевс грозно. – Бери, просимое, и ступай прочь. Но не говори потом, что это я экономлю на подарках.

- Не беспокойся, - заверила дочка Крона. – Мне известно, как высоко ценишь  ты эту смазливую телку.

И она поспешно вышла из чертогов рассерженного супруга.

2. http://www.proza.ru/2010/08/02/1249

"Эротикон" http://www.proza.ru/2013/07/10/377