Об Игре

Ааабэлла
Игра – это правила.
Альфер.

Идеологи.

Игра, ныне царящая в жизни, взяла у настоящей название, отбросив суть. Как можно иначе сказать об игре… без правил? А без них всё становится чем-то иным, например, бокс превращается в драку, охота – в убийство.

Кодекс fair play, когда он ещё действовал, запрещал стрелять в спящего или сидящего зверя, стрелять из укрытия на охоте – безо всякого риска для себя; он же не позволял начать войну без объявления, напасть на заведомо более слабого и оказавшегося в худшем положении, убивать пленных, безоружных и раненых. Дико слышать нам – «цивилизованным» варварам, что некогда противника довооружали, прежде чем начать против него военные действия. Для игры необходим равный партнёр.

Одно из старых установлений такого рода – из известных нам – гласит:
«Сражаясь, в битве не следует поражать врагов вероломным оружием – ни зубчатым, ни отравленным, ни раскалённым на огне.
Не полагается убивать: ни оказавшегося на земле, если сам на колеснице, ни стоящего с просьбой о помиловании, ни сидящего, ни говорящего: «Я твой», ни спящего, ни не надевшего доспехи, ни смотрящего, ни сошедшегося в схватке с другим, ни оказавшегося в затруднительном положении, ни поражённого, ни тяжелораненого, ни устрашённого, ни отступающего».
(Законы Ману, Индия, второй век до новой эры).

Победить обманом или предательством считалось позорным.
Тит Ливий рассказывает: во время войны с фалисками у римского полководца Камилла появилась возможность заставить сдаться их город Фалерии. За год до того римляне осаждали Вейи, фалиски же без объявления войны напали на их лагерь. В ответ на это римское войско окружило Фалерии.

Воспитатель детей знатных фалисков обманом привёл мальчиков в лагерь к Камиллу, надеясь на награду. «Здесь он ещё добавил преступные слова, что отдавая во власть римлян детей, - отдаёт в их руки Фалерии, так как родители этих мальчиков – важные люди в городе. Камилл ответил ему: «Тот, к кому пришёл ты, злодей, не таков, как ты. У нас нет союза с фалисками. Но есть законы войны, как и законы мира. Оружие у нас не против детей, их щадят, даже когда захватывают города. Оно против вооружённых и тех, кто напал на римский лагерь под Вейями, хотя мы их и не трогали. Над ними я одержу победу по-римски – доблестью, осадными машинами, оружием».
И полководец отдал его, раздетого, со связанными руками мальчикам, которым вручили палки, чтобы они ударами гнали предателя в город.

После этого, с общего согласия жителей Фалерий, к Камиллу были направлены послы. С разрешения Камилла они отправились в Рим, чтобы объявить о сдаче своего города.
Там, введённые в сенат, послы сказали:
«- Сенаторы! Побеждённые вашей честностью, мы сдаёмся вам. Исход этой войны дал два спасительных примера человеческому роду: вы предпочли честность в войне победе, одержанной обманом, мы, побеждённые вашей честностью, по своей воле отдали вам победу. Мы в вашей власти. Посылайте тех кто примет оружие, заложников и город, ворота которого открыты.»

Камилла благодарили и враги и римляне.
Фалискам было приказано выплатить деньги на жалованье воинам за этот год, чтобы римский народ был свободен от налога. После заключения мира римское войско было уведено в Рим».

То, что произошло в 394-м году до рождения Христа и поведано Ливием, - в наши дни просто невозможно. Игровые запреты, как мы видим, по мере возможности, ограничивали жестокость жизни, делали её человечней.

История и настоящее показывают какой звериный оскал у мира, сорвавшего и эту узду.

Говорят: жизнь не только игра. Это неверно. Игра и есть жизнь, когда она хороша. Из неё, конечно, можно делать что угодно ещё, например, обязанность или войну, но лучше она от этого не станет.

Ныне игровое начало исчезло и в культуре, подобно тому, как оно исчезло в тотальной войне. Даже спорт сегодня редко похож на занятие, имеющее целью себя само.

А ведь игра именно такова. Разве дух её – в стремлении победить? Хоть низким обманом, хоть устрашающей грубостью? Или выигрыш благодаря глупой ошибке противника делает искуснее, а радость по поводу промаха другого делает лучше? Нет, нет и нет!

Как становишься лучше, сострадая чужой беде, так и настоящий искусник тот, кто огорчится, когда нелепая случайность разрушит красивую комбинацию, кто восхитится чужим ходом, оценив по достоинству его замысел.

Игра приближается к своему предназначению, когда выигрывают в ней все участвующие. Они могут даже сотрудничать, чтобы сделать её совершенной.

В спортивной борьбе особенно хрупко равновесие между удовольствием от игры, дружескими отношениями и стремлением выиграть. Но только соблюдение его позволяет игре оставаться игрой. Профи же трудится за вознаграждение, дабы в жёстком соперничестве принести славу своей стране и своей победой поддержать её идеологию («Престиж нации – это полёт на Луну и золотые олимпийские медали», - сказал Кеннеди).

Для того же используется искусство. Художник либо придерживается Указаний, либо оглядывается на рынок. Кто говорит – каждая эпоха порождает своё искусство, должен помнить: впоследствии это же искусство её и определяет.

Сегодня ничто в этом безумном мире не склоняет к тому, чтобы смотреть на жизнь как на игру, которую не следует принимать слишком всерьёз. Можно ли жить в нём по заповеди: два пути ведут к счастью – видеть в жизни игру и дарить любовь?..

Настоящее – истинный антитезис утверждению, которому около двух тысяч четырёхсот лет: «Именно в мире должен каждый как можно более и как можно лучше провести свою жизнь. Итак, в чём же заключается правильный взгляд? Надо жить – играя» (Платон, «Законы»).

Увы, как и каждое, явным образом сформулированное утверждение, и это уже предполагало наличие противоположного ему, а, значит, в перспективе, и эпохи, в которой его антипод найдёт своё воплощение. Эпохи, когда занятие игрой станет не образом жизни, а лишь коротким отвлечением от него.

Процесс вытеснения игры из жизни был долгим, о чём свидетельствуют историки и искусствоведы. Возьмём хотя бы средние века, а в них явление, которое Бахтин именует «карнавализацией» тогдашней жизни. (Бахтин: «Итак, в карнавале сама жизнь играет, а игра на время становится самой жизнью»). Это тот период, когда игра, уже оттёртая на вторые роли, брала реванш на три и более месяцев в году. Прикиньте для сравнения, сколько дней в нашей жизни занимают карнавалы.

Словно в насмешку над Платоновской академией и кредо её создателя, История устами Словаря Академии Российской (СПб, 1789г.) сообщает нам:
«Академией называется также то место или дом, где собираются публично игроки и играют в великие игры. Академии игр суть опаснейшие места».
Это итог к 18-му веку: игра враждебна, её следует опасаться даже в последних её резервациях.

Игровых реликтов-запретов в нашем сознании всё ещё немало, однако отныне они либо на третьих ролях, либо служат иным целям.
Это, к примеру, некие отголоски bon ton*а и джентльменского поведения, и детское «лежачего не бьют», и другие условности, без которых немыслимо человеческое общение.
Такой хотя бы диалог:
- Ну, как твоё «ничего»?
- Нормально. А твоё?
- Ничего. –
показывает как их сознательное использование, так и то, что несмотря на несколько ироничное отношение к такой форме общения, отказа от неё не происходит.

Никогда не исчезает полностью и бесследно то, что лежит в основе человеческой культуры, оно просто существует далее в иных ипостасях. Да, игра вытеснялась. Вытеснялась на театральные подмостки, спортивные поля, теле- и киноэкраны, в казино и тотализаторы, на последние страницы газет и журналов. Игрой, шоу стали предвыборные компании претендентов на высокие политические посты. Появился брейнсторминг, деловые игры, компьютерные. Игра стала бизнесом, обучением, войной. Игра вернулась. Не всегда узнаваема, но главное – в устраивающих теперь формах, содержание которых – само наше время.

Все идеи в своём развитии проходят такой путь, начиная с противоположности тому, во что они превратятся, и чему будут служить в «финале». Это всеобщий закон, как и то, что «возврат» неизбежен. В том числе, к Игре и её прежнему духу.
Пусть весь мир считает сие недоказуемым и маловероятным, пусть понадобится срок хоть «сорок сороков», но то, что люди благоговейные и совестливые видят это как бы существующим, уже на один шаг приближает его к бытию своему, к самой возможности рождения своего.

Ибо всё невозможное и несуществующее является таковым лишь до тех пор, пока кому-то не становится необходимым.


Исследователи.

Игра и музыка.

В своей книге Гессе, говоря о первых упражнениях в Игре в бисер в узком кругу музыковедов и музыкантов, так описывает её довольно детально разработанный метод: один из участников возглашал в сокращённых формулах своей дисциплины любую тему или начало мотива классической композиции, а партнёр или тот, к кому он обращался, должен был либо продолжить пьесу, либо, что почиталось за лучшее, ответить в более высокой или низкой тональности, а то и контрастирующей антитемой.

Дальше  он пишет:
« Такие или подобные им упражнения памяти и способности к импровизации (если и не закреплённые в формулах, то применявшиеся на практике: при игре на клавесине, лютне, флейте и даже в пении) имели, возможно, хождение среди тех, кто вдумчиво изучал музыку во времена Шютца, Пахельбеля и Баха».

Музыка, в самом деле, предоставляет большие возможности для игры. Одну и ту же мелодию в ней можно преобразовать в совершенно иную на слух, не изменив в ней ни одной ноты. Это достигается трансформацией ритма, тактового размера, ладотональности и т.д., что широко использовалось и сочинителями музыки.
Примеры сыскать нетрудно, возьмём две известные совершенно различно звучащие песни:
1. «По Дону гуляет казак молодой»,
2. «Молодёжная» Дунаевского.
Если взглянуть на нотную запись этих мелодий, станет ясно, что их мелодический рисунок совпадает почти на всём протяжении.
У Дунаевского изменён ритм первой песни, то есть его мелодия – вариация первой.

Исследователь откроет, что и «Из-за острова на стрежень» также вариация первой названной песни, у них отлична ритмом первая строка, в дальнейшем же высоты звуков на опорных нотах те же. Здесь мелодические линии полностью не совпадают, но элементы мелодических линий на важных для восприятия ритмических акцентах почти везде схожи.
Есть и иные вариации первой песни.

Способов варьирования в музыке множество, в том числе и изменение метра и гармонического плана, привнесение черт какого-либо нового жанра, варьирование самой мелодической линии.
В зависимости от наших целей можно добиться впечатления, будто играется совсем другая мелодия (состоящая однако из тех же нот), даже «противоположная» ей, как, скажем, блюз и буги-вуги, или рок-н-ролл, хотя последние два танца родились именно из блюза. Поэтому не исключено, что музыкантами тождество противоположностей было открыто раньше философов.

Впрочем, это не удивительно, искусство, как правило, опережает науку, и речь его – слова пифии, которые ещё предстоит разгадать.

Вероятно, ни один из великих композиторов не прошёл мимо возможностей игры в музыке. Знаменитое «Музыкальное приношение до минор» Баха состоит из 16-ти вариаций на предложенную ему Фридрихом Вторым тему. Эти вариации, по выражению А.Швейцера, остроумные музыкальные шарады, которые в то время музыканты задавали друг другу.

В них, например, исполнителю представлялось найти время вступления голосов, излагавших общий для них вариант темы, или (в двухголосом каноне) отыскать варианты, где имитирующий голос изложен в обращении. В «ракоходном» каноне 2-й голос одновременно излагает тот же мотив только от конца к началу, и это звучит отнюдь не какофонически!
Бах использует в этих пьесах и множество других полифонических конструкций и приёмов, а их названия (пьес) обыгрывает акростихом.

В 18-м веке была широко распространена музыкальная игра с игральными костями. Ею занимались Ф.Э.Бах, Гайдн, Гендель, Моцарт и др. Моцарт даже изобрёл способ сочинения мелодий с помощью игры в кости и специальной таблицы, определяющей выбор очередного такта создаваемой пьесы. «Руководство В.А.Моцарта, как при помощи игральных костей сочинять вальсы в любом количестве, не имея ни малейшего представления о музыке и композиции» было напечатано в 1793-м году.
(В веке 20-м уже атональная музыка сумела переложить на ноты даже температурный лист больного).


(Дальше уже совсем не для всех, хотя видит Бог, без особых открытий, основываясь на известном давно):

Осуществима ли Гессевская мечта об Universitas litterarum под эгидой Игры?


Гессе полагает, что в отдалённой перспективе игра в музыке, математике, иных науках и искусствах выделится в самостоятельную дисциплину, что приведёт к созданию её собственного языка, способного «выразить и связать друг с другом смыслы и результаты» многих наук, и позволит ей стать игрой со всеми смыслами и ценностями нашей культуры, которыми посвящённый будет играть, «как в эпоху расцвета живописи художник играл красками своей палитры».

Уже имеющие собственные универсальные языки, музыка и математика были тесно взаимосвязаны с самого начала. Достаточно назвать имя Пифагора, открывшего, что в основе музыкальных тонов и гармонии лежит определимый количественно интервал.

Для Кеплера мировая гармония нашей солнечной системы зижделась на соотношении музыки и геометрии. Создание логарифмически равномерной музыкальной шкалы, создание фортепьяно, настроенного в соответствии с ней, стало возможным лишь после создания логарифмов и алгебры иррациональных величин в 17-м веке.

Музыкальное произведение строится на определённых математических соотношениях. В классических  европейских сочинениях (до 20-го века), где преобладала регулярная ритмика (периодичность), это соотношение 1:1, и пропорция 2 в степени n (постоянство такта, доли такта, регулярных акцентов, чётные тактовые размеры (2, 4, 6, 12 долей), чётная, в том числе квадратная, группировка тактов (по -4), равномерность ритмического рисунка, многоплановый метр, остинантность – форма вариационного развития, когда басом повторяется неизменная тема, тогда как верхние голоса меняются).

В 20-м веке, когда нерегулярная ритмика становится чуть ли не основным формообразующим фактором, это переменность такта, величин доли такта, нерегулярность акцентов, нечётные, смешанные тактовые размеры (3, 5, 7, 11, 15 долей), синкопы, полиметрия, неквадратность группировок, тактов (по -3, -5, -7,).

Часть видов нерегулярной ритмики в музыке соответствуют математическим закономерностям чисел Фибоначчи, золотому сечению, арифметической прогрессии. На соотношении 2:3 (античной гемиоле) строятся все смешанные такты – 5, 7, 11, 15-ти дольные и др. у Глинки, Римского-Корсакова, Стравинского, Мессиана.

Если Шопен ещё интуитивно (например, «Моя родина» этюд ми мажор) группировал такты 2, 3, 5, 8, 13, 21, то после анализа его произведений, с начала 20-го века закономерность золотого сечения в музыке стала аксиомой теории. Мясковский признавался, что когда в его симфонии не получалась кульминация, он начинал считать такты, чтобы найти точку золотого сечения.

Вариантность мотива во вступлении к сонате Бартока для двух фортепиано может служить примером убывающей арифметической прогрессии (7, 6, 5, 4 восьмых).

Построение канона «Per tonos» Баха уже в наше время навело американского учёного Хофстадтера на мысль о возможности перевода с языка музыки на язык графики и математики (“ Godel, Escher, Bah: an eternal golden braid” NY, 1979).

Если Гессе прав, и некий игровой синтез (как бы он ни назывался) когда-либо станет возможен, то в этом контексте обретут смысл те факты и тенденции, которые без него, сами по себе, ныне воспринимаются как курьёзы и проявления оригинальничанья.
Среди них можно назвать и попытку создания общепонятного музыкального языка Сольресоль (в 1817г.). В нём все слова, помимо семи односложных, состояли из различных комбинаций семи музыкальных нот. Место ударения в слове определяло категорию части речи.

Слова Сольресоля могут:
1. писаться буквами,
2. первыми семью арабскими цифрами или
3. нотами,
4. произноситься или петься,
5. исполняться на любом музыкальном инструменте, имеющем гамму,
6. сигнализироваться флажками,
7. воспроизводиться семью цветами радуги –
то есть имеют семь различных форм выражения.

Более серьёзным примером является сближение в 20-м веке принципов композиции в музыке и нефигуративной (или полуфигуративной) живописи, где основной акцент переносится на структуру (цвет и форму, варьирование их пропорций и геометрии).

В музыке наряду с нерегулярной ритмикой единственным тематическим источником построения произведения вместо прежней тематичности и сюжетности становится серийный принцип композиции. Его же встречаем у таких художников, как Клее – «Фуга в красном» (1921г.), «Статическая и динамическая градация» (1923г.), «Старинные аккорды» (1925г.), «Цветущий сад» (1930г.), Мондриан – «Композиции» (1917 – 28гг.), «Победа буги-вуги» (1944г.).

Следствием этого стало появление и расцвет так называемой музыкальной графики. Её произведения могут, как картины или элементы интерьера квартиры, висеть на стене, и могут звучать, так как являются записью музыкальных пьес в отличной от нотного письма системе кодификации звуковых текстов.

Современный сравнительный анализ подтвердил несомненную близость к истине определения архитектуры как застывшей музыки. Их сходство проявляется в закономерностях соотношения частей, в дальних и ближних связях между элементами структуры, в ритмическом рисунке и т.п.

Научно обосновано предположение, что музыка сохраняется памятью в виде пространственной структуры. Во всяком случае, динамический спектрограф, анализирующий звуковой сигнал подобно человеческому уху, даёт видимую трёхмерную картину спектра речевых сигналов, и в ней в явном виде содержится вся или почти вся информация, которую может получить наш мозг, слушая этот речевой сигнал.

Расстройство узнавания музыки (амузия) вследствие мозговых нарушений сопровождается тем же эффектом и в отношении пространственных структур, характерных для архитектурных форм.

Стоит ли в таком случае удивляться попыткам «перевода» композитором музыкального произведения в архитектурное, как это было, например, сделано Ксенакисом уже в 1958 году.

В человеческом мозгу постоянно происходит перевод, перекодирование воспринимаемых им самых различных сигналов в некую последовательность символов на его собственном языке. Это, в принципе, даёт возможность надеяться на появление в будущем того общего языка знаков многих наук и искусств, «способного выразить и связать друг с другом смыслы и результаты нашей культуры», как говорит о нём Гессе.
………………..1985(?)г.