Гипотеза Настроения

Улексия Миссосупова
Репортаж с выставки одной картины с воспоминанием о стихотворении. Автор картины - Сергей Лукьянов."Настроение"

1. Гипотеза крика.
Комментарии  к картине С.Лукьянова и стихотворению Улексы фон Лу. Догадки и даже гипотезы. Запись в "notebook"  Улекситы Миссосуповой ("секретаря-референта Улексии", ученицы шк.№XXX:))

КРИК

Мне всегда тебя не хватает,
когда ломится в окна мороз,
Когда солнце, и снег тает,
И сверкают крылья стрекоз,
Когда листьев-дождей шуршанье
Кошкой крадется во тьме,
Мне тебя не хватает!»,-тает
Этот крик мой в предутренней мгле.
Февраль ... г., ЛУ. Тетрадь по литературе*
------------------------------------------------------
Это стихотворение - Гипотеза "Крика" Ольги Глебовой -Судейкиной Князеву или от фон Лу Саломе Андреас Рильке или еще кому-нибудь из поэтов и художников Серебряного века даже или от Марины Цветаевой в Германии "князю", а какому здесь не скажу, (попробуйте, Аистов, угадайте, вы так любите Петербуржские тайны:)) Аистов, где Вы? Ночь. Молчит . Поражен наглостью!:))

Картина Сергея Лукьянова "Настроение" посвящена Ольге Глебовой - Судейкиной. Возможно, это и не так. Картина произвела огромное впечатление сразу, как я ее увидела в галерее Анатолия Парашутова "Леди в голубом и зеленом". Ольга Глебова Судейкина - героиня Серебряного века, муза поэтов, художников и многих творческих людей!
Благодаря найденным в сундучке куклам и другим памятным вещам Ольги, Анна Ахматова начала писать свою "Поэму без героя". Но это тоже гипотеза литературоведов! Есть мнения самые разные! Ольге посвящали стихи и Федор Сологуб, и Александр Блок, и Михаил Кузмин. Она умерла от горя после того, как потеряла свое последнее утешение - любимых птиц.

Александр Блок на хрестоматийном портрете в учебнике литературы так же чем-то напоминает Ольгу Судейкину. Странно? На первый взгляд да. На лицах этих людей отражаются их глубокие и тонкие внутренние переживания, как правило, чем больше человек переживает эмоций, тем более выразительно его лицо. Иногда бывает,что он смеется, а в глазах видна печаль и одновременно огромное удивление перед открывающейся ему картиной мира. Александр Блок был прекрасным поэтом и человеком тонкой душевной организации, необычайного благородства. Многие его не любили, его характер некоторым казался несносным, а мужчины, возможно, даже не любили его из зависти, ведь он был так романтически красив!
Ольга Глебова-Судейкина очень любила стихи Блока и даже написала по ним свою "сказку" - вот и вышел целый "Серебряновеково-вечный Маскарад!" Возможно, это мои домыслы, но мне сразу показалось, что это люди, очень близкие друг другу по духу, по высоте и тонкости переживаний, а также по степени нежелания открывать эти переживания близким и друзьям.

Комментарии УЛЕКСИИ.
 ...Молчание. Что за ним скрывается? Тупость? Скрытность? Хитрость? Тяжелая злоба или тяжкое переживание?
На картине Сергея Лукьянова -лицо женщины, которой все равно! Ей все равно, потому что у нее есть свой мир, она переживает потери и разные эмоции, связанные с судьбами своих друзей, но не сдается. Чудесное весеннее голубое-зеленое - символ жизни, красоты и веры в лучшее - это капля мира. Вода и зелень травы! Героиня картины смотрит широко открытыми глазами в мир и презирает тех, кто его разрушает. Ее мир невозможно разрушить! И мир вокруг нее оживает, так начинает жить планета в галактике, когда происходит чудо Сотворения Мира. Дух или материя? Что первично? Конечно, дух! Иногда бывают обстоятельства, когда нет никаких условий для жизни тела, но когда есть еще духовное начало и цель, и вдохновение, рождается тепло чувств, творчества, и мир оживает, начиная блистать голубым и зеленым. Вода и свет рождают зелень! Тепло солнечного света и блеск звезд в ночи, сиянье луны в темно-синем бездонном небе - "светильники небесные" - источники вдохновения поэтов и художников!
Так эта прекрасная картина навеяла различные размышления, удивление и восхищение портретом стало "стрелой с нитью", приведшей если не к открытиям, то к гипотезам, которые, может быть, всего лишь блики в каких-то кривых зеркалах бессознательного, а может быть, и повод для дальнейших размышлений и искусствоведческих исследований.

Из дневника Лексафоновой Клекситы, "художницы-искусствоведки".
...Изучение материалов по истории личностей Серебряного века привело меня почти к истерии. Сначала мне нравилось читать статьи, стихи и книги на эту тему, смотреть видеоролики. Но затем все это обилие информации, ассоциации с людьми и событиями из разных времен моей собственной жизни стали приводить меня в состояние крайнего беспокойства.
Сейчас, перечитывая стихи этого периода, я могу оценить их трезво и сказать по поводу многих из них: Неужели я написала эту дрянь сама? Пространство-время из плывущего облака превратилось в кусок металла. Спектры времени - ножи пространства.
Почему мои "рыбы" и "ножи" так не понравились поэтам, заходившим в то время ко мне, чтобы прочитать стихи, которые я тогда писала? Наверное, символика ножей небезопасна!:) Многим хочется чистой и прекрасной гармонии классики! Но кто может создать в этой области нечто, превышающее по совершенству творения Пушкина и его современникам? Работала над словами в области лингво-фонетики, проверяя эвритмией их гармонию.
Однако интеллектуальная работа в этой сфере очень тяжела для разума, хотя на первый взгляд, гораздо сложней математический анализ, линейная алгебра и другие математические дисциплины.
Человек устроен так, что в нем изначально заложена гармония триединства  - интеллекта, души и воли. Гуманитарные науки, в частности, филология на высших ступенях познания, требует большого напряжения ума, порой настолько сильного, что исследователь теряет сон и душевное равновесие.
Живопись и музыка соответствуют сфере души человека. Живопись всегда помогала мне расслабиться и одновременно зарядиться чем-то новым, создать новые образы в словах и услышать новые гармонии и ритмы в музыке. Однако по Серебряному веку оказалось настолько много материалов, очень интересных в самых разных областях, что стихийность моего подхода к ним привела ко многим прозрениям, но стала одновременно для меня и "арбалетным бумерангом".Даже на улице я продолжала слышать голоса, музыку, мелькающие тени маскарада, о котором было написано немало в то время.
Этот "арбалет времен" довел меня до смерти. Все стали говорить  обо мне в прошедшем времени. Мне это стало все равно. На сайтах и в блогах я нашла много оскорбительной информации в мой адрес, "сворованных образов и целых стихов" под фамилиями других авторов. Пишу давно, многое раздарила друзьям и коллегам, не задумываясь о том, опубликуют они это или нет. Думаю, что это вполне естественно, - публикуя произведение, указывать его истинного автора.
Меня обвиняют в продажности: говорят, что все мои стихи опубликовали давно уже разные люди под своими именами, потому что я им продала свое творчество! Я не понимаю, о чем идет речь, да и особенно знать не хочу. Те, кто являются моими близкими друзьями и так знают то, что я написала. У меня пока нет личного адвоката и времени на то, чтобы заниматься этими делами, но если бы речь зашла о том, что в моих авторских правах заинтересованы мои дети, и они готовы помочь их отстаивать, я бы, конечно, стала помогать им в этом.
Думаю, что пока буду жива, не перестану писать стихи и прозу. Иногда бывает очень тяжело, потому что меня "зомбируют", "сканируют", "графоманят", уродуют временами мое творчество бездарности, которые, возможно хотят мне помочь! Наверное, многие мои стихи кажутся бредом сумасшедшего читателям, наверное, пройдет время, и я их уничтожу или перепишу заново, чтобы найти другие образы, рифмы и ритмы. Но сейчас они имеют ценность как важные свидетельства "времен года 2009-го"!
Зачем мне это нужно? Я не обязана раздевать свою душу перед читателем.Конечно, я всегда благодарна людям, которые мне помогают! Но считаю ПРЕСТУПЛЕНИЕМ  помощь и добро во имя блага человека, о котором он сам не знает, не знает причин и следствий этого добра, разрушающего волю, душу и интеллект!
Пусть мне просит отец, которого уж нет среди нас, то, как я обижалась на него, когда он за моей спиной договаривался о том, чтобы мне помогли в сложных ситуациях, когда он без моего ведома выбрасывал мои любимые игрушки-обереги, чтобы купить новые! Прости меня, отец, наверное, я не права! Но ведь именно детские впечатления, обиды за то, что ты выбросил моих любимых мишек, собачек, куколок, львенка и кораблик на помойку, вызвали потом такое неприятие твоих "благих дел" за моей спиной! Почему я пишу в кавычках эти слова? Да ведь двадцатилетним часто гораздо важней то, что думают о них друзья, а не родители! Когда отец и мама старались помочь мне, я расценивала эту заботу как предательство по отношению ко мне и моим друзьям. Сейчас очень жалею их обоих, как они переживали из-за того, что я поздно приходила, забывая сообщить им, где нахожусь и когда вернусь домой! Как я мало заботилась  о них и потом, когда они стали старше! Когда я увидела, что они состарились и стали какими-то маленькими и беспомощными почти , как дети, я вдруг поняла, что теперь я для них стала кем-то вроде их матери, а они - моими детьми. Но все же старое восприятие детства - то, что родители - вечная основа всего мира вокруг пересиливало порой сознание того, что сейчас они -ДЕТИ, которым нужно помогать и защищать их от этого, ставшего слишком большим теперь и опасным для них мира. Они работали до последних дней жизни, как могли, и ушли, заснув спокойно, как будто просто остановились на своем стремлении к вере во что-то лучшее и желании сделать в этом мире что-то еще, что могло бы помочь их детям и внукам. Когда теряешь родителей, долго не можешь успокоиться не только от боли потери, но и от чувства вины, что так мало сделано для них, так мало было заботы и внимания к тем, кто посвятил им всю жизнь!
Сколько они перенесли страданий из-за нас, когда мы были в подростковом возрасте и совсем молодыми, когда нам важнее были наши друзья, заботы, развлечения и работы!
Что ж, Бог видит грехи наши на земле, и непременно мы платим за них в дальнейшем! Но когда люди не живут полной жизнью, боясь грехов, боясь войти в новое, неизвестное и может быть, опасное, боятся, что "их заругают" как родители, так и другие авторитетные люди, могут ли они жить достаточно полной жизнью? Могут ли они реализовать свои цели, достичь того, чтобы им хотелось? На протяжении всей жизни нам приходится взвешивать наше право и стремление к достижению.
Право - это совесть, сострадание, милосердие в сочетании с другими личностными качествами на фоне обстоятельств времени и  места действия. Стремление к достижению - сила, скорость и жажда творческо-интеллектуальной реализации. Соотношение права со стремлением определяет степень мук творчества. Муки творчества "Лето" были следствием отрыва от земли. Муки творчества "Осень" - озарение "дном", понимание наличия манипулирования мной и моей семьей со стороны разных людей с разными целями. "Зима" - смерть поэта.
Манипулирование, заспинное добро в сочетании со "сквирлением" и "конвекцией турбулентности труб" привело меня к глубочайшему возмущению,нездоровью, упадку сил, ощущению "на краю могилы". Меня не пугали больше "порталы черноты " и мертвецы из кино. Меня пугали несостоявшимися  судьбами и нездоровьем моих детей! Выяснилось, что ряд людей, которым я бездумно доверяла, являются ворами, отравителями, возможно, и убийцами в прямом и косвенном смысле. Но дети мне сами помогли в тот период лишь тем, что сказали, чтобы я не смела верить той дряни, что вбивают мне в мозг манипуляторы! И мысль о том, что надо борроться со страшным прекрасным мне очень помогла, думаю, она помогла и моим детям поверить в меня и мои силы справиться с тяжелыми обстоятельствами! Мне помогло то, что они не поверили в мое сумасшествие и несостоятельность как нормального мыслящего человека, способного к любому труду, не только к тем немецким KKK, до которых меня пытается опустить смой муж! Я не обижаюсь на него, потому что отношусь к этим его высказываниям и оскорблениям как к бреду отравленного манипуляциями ребенка или как к речи человека, которому угрожают, который вынужден говорить неправду!
"Люди из ниоткуда" пытались обвинить меня в убийствах и отравлениях. Вот к чему приводят эти "арбалеты времени"! Теперь я понимаю все больше, с чем это связано! Ведь причина, скорей всего, проста и банальна - утечка денег со счетов в банках, отчасти по моей вине, отчасти по вине других людей! Потеря крупнейшего наследства, присвоенного кем-то из моих дальних родственников, считающей меня уж вымершей давно!?
Вспоминаю симпатичную троицу, точней говоря, четверку моих "гостей"! Воры! но как мудро тогда сказал брат, что, возможно тем, что они своровали у нас в общей сложности 20-30  тысяч в общей сложности, они спасли тем самым нас от чего-то более худшего, возможно, даже от смерти!
"Презренен этот мир,
и ветер серебрит
мне волосы
и крылья синих птиц,
я - голубой вампир,
но в смысле не таком,
о коем речь сейчас везде идет!"
возможно, эти стихи  Анри Лудорнидзе лучше всего описывают образ этой прекрасной женщины на портрете, которая смотри в мир с Презрением, Надеждой и Верой в Даль.
--------------------------------
* полный текст стихотворения - http://proza.ru/2009/10/06/1255
Одна из повестей и репортажей книги "Сейчас я почти ЛУфон" http://proza.ru/avtor/ulexa27