Автограф Шаляпина

Николай Головкин
В семейном архиве известного российского историка, академика РАН Ю.А.Полякова, двоюродного брата моей мамы, хранится фотография Шаляпина почти столетней давности. На ней великий певец оставил автограф.
Юрий Александрович рассказывает: «31 декабря 1900 года состоялся новогодний утренник для детей артистов Большого театра. Была там и моя мать, Лидия Евгеньевна Ершова-Полякова, тогда тринадцатилетняя гимназистка 5 класса гимназии С.Арсеньевой и ученица открывшегося пять лет назад музыкального училища сестер Гнесиных. На утренник пришел солист Большого театра Ф.И.Шаляпин. Двадцатисемилетний артист, второй год певший на его сцене, был любимцем труппы. Уже широко известный, он оставался приветливым, открытым, дружелюбным, демократичным. Федор Иванович стал душой утренника, много пел, шутил, без устали танцевал с прославленными примадоннами и юными балеринами. Вальсировал он и с гимназисткой Ершовой. И вот бесценный подарок – фотография певца с размашистой подписью «Милой барышне Лидочке Ершовой на добрую память. Федор Шаляпин. 31/12-1900 г.»

Брат Лидочки Николай, мой родной дед, который был младше сестры на два года, позавидовал ей. Однажды, оставшись дома один, он «исправил» автограф знаменитости: «Милому боярину Коленьке Ершову...» Конечно, шалость в конце-концов обнаружили. Автограф как-то был восстановлен.
Нет давно на свете никого из участников этой истории. Федор Иванович Шаляпин «вернулся» на родину уже после смерти. В 1985 году прах великого русского певца доставили из Франции и захоронили на Новодевичьем кладбище. А вот сестер (самой старшей в семье была Софья) и брата Ершовых судьба, увы, разлучила. Софья Евгеньевна и Лидия Евгеньевна покоятся в колумбарии Донского монастыря, а мой дед Николай Евгеньевич – в зарубежной ныне Туркмении.

В начале 20-х годов Николая Ершова, «милого боярина», направили работать в Ташкент. В то время здесь жила с семьей любимая сестра Лидочка, которая позднее вернулась в Москву. В «городе хлебном» дед нашел свое семейное счастье – встретил бабушку Ольгу Константиновну, внучку генерал-губернатора Ташкента, затем Самарканда Виктора Юлиановича Мединского. В Ташкенте 6 августа 1924 года в семье Ершовых родился первый ребенок – моя мама. Через полтора месяца уже нужно было собираться в дорогу – Николая Евгеньевича перевели работать в Ашхабад. Кстати, в 1891 году в Асхабаде (так тогда назывался административный центр Закаспийской области России) – «Закаспийском Париже», как его величали обыватели, побывал на гастролях молодой Шаляпин. Второй бас,  никому  еще  неизвестный  певец, он приезжал сюда в составе малороссийской (украинской) труппы Г.О.Деркача. Символично, что труппа проехала через всю область по Закаспийской железной дороге, к строительству которой был причастен отец Софьи, Лидии и Николая Ершовых – Евгений Федорович, занимавший крупный пост в министерстве железных дорог России.
Позже Шаляпин напишет «Повести о жизни» (закаспийским гастролям уделено значительное место) – радостные и горькие страницы. Вспоминая период скитаний, Федор Иванович отмечал: «Я был доволен этой быстро бегущей жизнью, только иногда сердце сжимала горячая тоска о чем-то». Выступления на сценах крупнейших театров мира, слава на своей родине и за ее пределами – все это было еще впереди.
В память о гастролях Федора Ивановича Шаляпина в Ашхабаде при входе в Туркменский государственный академический театр оперы и балета имени Махтумкули в советские годы была установлена мемориальная доска, на которой высечен барельеф великого русского певца.

До конца своих дней дед мой Николай Евгеньевич (он умер в Ашхабаде в 1953 году и похоронен на старом, возникшем еще до революции кладбище) преданно исполнял свой долг – работал там, где это было необходимо родине. Выпускник знаменитой Поливановской гимназии, затем студент не менее известного в России – Лазаревского института, он, не закончив обучение, уходит на первую мировую, где получает тяжелое ранение в ногу. Ну, а какой путь избрать в жизни гражданской?! Николай Евгеньевич становится юристом, и очень высоко квалифицированным, хотя в душе всегда продолжал быть художником. В Ашхабаде дед преподавал на юридических курсах, позже работал референтом в юридическом отделе Президиума Верховного Совета Туркменской ССР.
Образованнейший, страшно замотанный человек, Николай Евгеньевич продолжал тянуться к русской культуре. Много читал. Как тонкая натура плакал над страницами «Войны и мира». Всю жизнь оставался горячим поклонником Федора Ивановича Шаляпина, которого ему доводилось видеть за кулисами Императорского (Большого) театра, когда Коля приходил к своей матери. Страстно любил Николай Евгеньевич классическую музыку, сам был музыкален – прекрасно играл на рояле.
Отличался дед и другими талантами. Очень любил заниматься лепкой, рисовать. Однажды даже вылепил огромную скульптуру Ильи Репина. В годы первой мировой войны Николай Евгеньевич служил в кавалерии и с тех пор прекрасно лепил и рисовал лошадей.

Но вернусь к реликвии – фотографии Ф. И. Шаляпина с автографом. Она и воспоминания, которые я не раз слышал от мамы, и от Юрия Александровича Полякова, продолжают жить.
К 125-летию со дня рождения великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина, которое отметили в 1998 году Россия и многие страны мира, я поместил в одном из московских журналов, где тогда работал, не публиковавшийся ранее фотоснимок с рассказом Юрия Александровича об истории автографа. Правда, без семейного продолжения. Оно осталось, как говорится, за кадром. Это ведь своего рода устный семейный анекдот, который всегда рассказывается с улыбкой.
1999

***
Головкин Н.А. Тайновидец будущего: публицистика и проза, Великороссъ, 2015