Кижи взгляд из Москвы

Николай Головкин
Любая фотография этого удивительного мастера - настоящее художественное произведение. Глядя на них, похожих на прозрачные видения прошлого, лучше узнаешь настоящее.
На фотовыставке Андрея Удалова «Кижи: взгляд из Москвы» внимание привлекают не запечатленные им виды чудо-острова на Онеге, а портрет девушки в старинном русском народном костюме. Там, по ту сторону кадра, она как будто продолжала жить своей неповторимой внутренней жизнью. Ее лицо было спокойно и величественно, как у прекрасных "моделей" прошлого. Одним словом, портрет получился под стать творениям мастеров эпохи Возрождения. Когда я, наконец, оторвал от него взгляд, то едва не вздрогнул: незнакомка стояла посреди зала...
Эта экспозиция, развернутая в старинном московском особняке, доме Павла Нащокина в Гагаринском переулке, - первая персональная выставка 40-летнего фотохудожника Андрея Удалова. Она стала этапной не только для автора. Дело в том, что в этом году Центральный совет Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), нынешний хозяин особняка, и Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи" отмечают свое 35-летие.
Памятник всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, архитектурный ансамбль Кижей - крупнейший в России ансамбль деревянного зодчества - давно стал символом Карелии и Русского Севера. Противоречивые чувства охватили меня, когда я остановился возле фотографии, на которой запечатлена церковь Преображения Господня, закрытая в 1980 году из-за аварийного состояния. Но взгляд художника оптимистичен: он уверен, что мы сохраним эту жемчужину Кижей и в 2014 году отметим ее 300-летие.
(Специалисты Москвы, Петербурга и музея-заповедника "Кижи" наконец разработали концепцию реставрации этой многокупольной церкви, обсуждавшуюся на протяжении 50 лет!).
- Первые крупномасштабные реставрационные работы на территории Кижского ансамбля проходили с 1949 по 1959 год под руководством моего отца, известного московского архитектора Александра Ополовникова, - рассказывает Елена Ополовникова. - Отцу принадлежит идея создания здесь музея под открытым небом.
Именно под его руководством из разных районов Карелии сюда были перевезены первые крестьянские дома и хозяйственные постройки. В нынешнем году отцу исполнилось бы 90. Я продолжаю его дело. Многие годы с Кижами происходило нечто страшное. Но сейчас, мне кажется, музей на пути своего возрождения. Спасибо и сотрудникам музея, и его друзьям, среди которых и автор выставки. Любовь к Кижам - это особая любовь. Благодаря ей я бросила современную архитектуру и вернулась к наследию предков.
А у Андрея Удалова эта любовь породила особый взгляд на все, что его окружает на острове, - взгляд через призму времен.
...Чудо-остров - это я испытал на себе, когда наша студенческая экспедиция приехала сюда всего на несколько часов из Петрозаводска - место очищающее. А для кого-то свидание с Кижами стало началом новой жизни. Удалов впервые попал сюда в 1986-м, и Кижи изменили его судьбу: фотоискусство стало главным делом жизни.
И вот уже 15 лет он ежегодно приезжает на остров и каждый раз заново открывает для себя этот заповедный уголок.
- У нас мало кто приживается и становится своим человеком, - говорит заведующая отделом истории и этнографии музея Светлана Воробьева. - Андрей из тех немногих, кого остров "принял". Он, пожалуй, лучше всех современных фотомастеров видит и запечатлевает жизнь нашего острова. И даже мы, музейщики, находим в его работах многое, чего никогда раньше не замечали.
Сегодня Кижи - место, где возрождаются традиции. Вот уже шесть лет в музее действует программа "Ожившая экспозиция". Ее задача - изучение, сохранение и знакомство наших гостей со старинными крестьянскими ремесленными технологиями и бытом. В крестьянских домах и усадьбах сотрудники демонстрируют традиционные народные ремесла Олонецкой губернии: вяжут из бисера бусы, серьги-бабочки, занимаются золотным шитьем, ткачеством, плетут изделия из бересты...
С середины 90-х открылась новая страница музейной истории: "ожили" кижские храмы, вновь зазвучали колокола на их звонницах. А в Покровском храме возобновились богослужения. Ныне музей и церковный приход - две неразрывные составляющие жизни острова. Все это отразил в своих работах Андрей Удалов.
- Я бы не задерживался на острове так долго, если бы не кижане, не удивительный коллектив сотрудников музея. На протяжение всех этих лет они помогают мне в работе. Без них невозможна была бы и эта выставка. Благодарен директору музея Эльвире Валентиновне Аверьяновой и за то, что приехала в Москву на открытие вместе с группой сотрудников.
Оторвавшись от фотографий, наблюдаю за выступлением фольклорной группы из Кижей, которая исполняет старинные русские песни и танцы Заонежья.
- Мы рады, что с выставкой Андрея Удалова совпала и презентация в Москве нашей фольклорной группы, которая существует уже более 10 лет, - говорит руководитель группы, заведующая отделом фольклора музея Регина Калашникова. - Удалов показывает в своих работах не только уникальные памятники Кижей, частную жизнь человека конца ХХ - начала ХХI века, а нечто большее.
Духовность острова, его намоленность, незримая, тончайшая аура святости непременно присутствуют во всех его картинах - он настоящий художник. Такая же цель и у нас. Мы тоже хотим показать нечто тонкое, совершенно неуловимое.
Эта фольклорная группа создавалась не как концертная и состоит только из сотрудников музея. Сейчас в ней занимаются уже их дети, которые учатся здесь с 6 лет.
По словам Регины Калашниковой, когда коллектив создавался, они решили, что будут петь и танцевать, как в деревне.
А они и впрямь по полгода живут в музейной деревне Жарниково. В репертуар входят традиционные крестьянские песни, танцы, обряды, восстановленные по этнографическим фольклорным записям и на основе собственных экспедиционных находок по Заонежью.
А незнакомку с портрета Удалова зовут Анастасией Поповой. Ее родители долгое время работали в музее: мама искусствовед, папа архитектор. Сейчас они уехали в Финляндию. А Настя осталась и работает расшифровщиком в отделе фольклора. У нее трое детей.
Но она очень хочет петь и старается не пропускать выступления фольклорного коллектива.
Свою серию костюмированных портретов - барышень в народных костюмах, снятых в интерьерах крестьянских домов и усадеб, которую открыл портрет Насти - Удалов намерен продолжать.
Взгляд Андрея Удалова на Кижи, который еще раз всех нас призывает сохранить отечественную духовную культуру, стал близким и мне. А увидев на его выставке некоторых из его героев, я подумал: нет, к счастью, еще не все потеряно, но задумываться о судьбе духовного наследия должен каждый.
2001