Допотопный Рыбинск

Николай Головкин
Дворянским гнездам-усадьбам, купеческим особнякам, "смытым", словно библейским потопом, русской революцией, кровавый ХХ век, казалось бы, не оставил никаких шансов на "жизнь вечную".
Впервые в Москве в Третьяковской галерее развернута экспозиция из Рыбинска - "Художественные собрания дворянских усадеб и купеческих особняков".
Самую интересную часть (это лишь тысячная доля) своей богатейшей коллекции показывает Государственный историко-культурный и художественный музей-заповедник, отметивший недавно 90-летний юбилей. Эта выставка - уже 9-я в долговременном проекте Третьяковки "Золотая карта России".
Это событие примечательно прежде всего тем, что в столице состоялась презентация "допотопного Рыбинска" - города с богатым историко-культурным наследием, еще два года назад закрытого для широкого посещения туристами, так как его промышленность была связана с оборонной отраслью. Что же почерпнули посетители выставки, среди которых оказалось немало специалистов?
- Музей, с которым я познакомился много лет назад, когда писал книгу "Художественные памятники Верхней Волги", щедро показал в Москве свои богатства, - говорит московский искусствовед Юрий Герчук. - Подготовлена очень цельная выставка провинциального портрета конца XVIII - начала XIX века. Есть несколько шедевров, которые, без преувеличения, украсили бы любой музей мира.
Портретные галереи дворянских усадеб, интерьеры, сельские и городские пейзажи, а также чрезвычайно своеобразный и неповторимый жанр - купеческий портрет - все это создает объемную и целостную картину минувших эпох. Эти раритеты, сохранившие память о своем "домузейном" прошлом, в конце 1910-х - начале 1920-х годов были спасены музейными сотрудниками из осиротевших дворянских усадеб и купеческих особняков Рыбинского края.
Так что смысл знаменитой булгаковской фразы "Рукописи не горят", к счастью, гораздо шире. Можно лишь низко поклониться сотрудникам региональных музеев, бессребреникам, живущим на мизерные зарплаты, но упорно спасавшим (и скрывавшим!) в глубинке то, что должно было погибнуть, потеряться или быть продано за границу (если бы на эти произведения "положили глаз" в столицах).
- Мы подумали, что очень важно показать на выставке какие-то уголки дворянских гнезд, - рассказывает директор музея-заповедника Сергей Черкалин. - Поэтому мы нашли возможным представить здесь не только художественные произведения, но и произведения декоративно-прикладного искусства, в частности, мебель из усадеб. В Рыбинском крае находились имения знаменитых российских династий: графов Мусиных-Пушкиных, князей Волконских и Куракиных.
Замечательна портретная галерея графов Мусиных-Пушкиных из усадеб Иловна и Борисоглеб. На выставке более 20 лучших работ этого собрания. В их числе произведения знаменитого Ф.С. Рокотова, популярного в России немецкого мастера К.И. Лаша, крепостного живописца И.П. Шляхтенкова и других художников, чьи имена до нас не дошли. Интересно, что все эти разные по мастерству портретисты запечатлели несколько поколений знаменитого дворянского рода, иногда одного и того же человека в разных возрастах.
Так, первооткрыватель "Слова о полку Игореве" Алексей Иванович Мусин-Пушкин предстает перед зрителем на двух живописных копиях неизвестных художников с оригинала И.Б. Лампи-старшего, на двух гравюрах с этого портрета И.С. Клаубера, гравюре А.А. Осипова, запечатлевшей графа в трагическую для него пору 1812 года, и портрете 1770-х, на котором художник круга Ф.С. Рокотова изобразил будущего сановника и ученого еще совсем молодым человеком, с доброй улыбкой взирающим на зрителя.
По словам Сергея Черкалина, давно известно, что в трех музеях - у них, в Рыбинске, в Ярославле и Архангельске - находятся три примерно аналогичных "Портрета Владимира Алексеевича Мусина-Пушкина в детстве". Какой из них подлинник, принадлежащий кисти Брюллова, а какие копии - никто не знает.
"Выставки проекта "Золотая карта России", - подчеркнул Сергей Черкалин, - дадут не только возможность показать в Третьяковской галерее все три портрета третьего сына Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, который встречался с Гёте, Пушкиным, Лермонтовым, но и провести технологическую экспертизу, чтобы однозначно сказать, где - подлинник, а где - копии".
Из усадьбы Тихвино-Никольское происходят свадебные портреты дворян Тишининых, одни из лучших произведений крупнейшего русского портретиста середины XVIII века И.Я. Вишнякова. Его работы даже в столичных музеях исчисляются единицами. Из усадьбы Петровское дворян Михалковых попала в музей единственная в России работа придворного мастера последних грузинских царей живописца Николоза Абхази - портрет 4-летней княжны М.А. Давыдовой.
Его отличают необычное цветовое решение и проникновенное отражение духовного мира ребенка. В широко раскрытых глазах маленькой княжны соседствуют любопытство и испуг. Впоследствии ее - младшую из "смолянок", воспитанниц знаменитого института в Санкт-Петербурге - напишет Д.Г. Левицкий. "Сегодня очень важно то, - подчеркнул Сергей Черкалин, - что мы поддерживаем связь с потомками дворянских родов.
У нас уже прошли две встречи Мусиных-Пушкиных - в 1994 и 2000 годах, на которые собирались потомки из 20 стран. Созданы Фонд Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, одной из целей которого является поддержка коллекций, проведение научных исследований, а также "Мологское братство", объединяющее бывших жителей старинного города Мологи, затопленного во время строительства Рыбинского водохранилища". Дворянские портретные галереи своеобразно дополняются на выставке купеческими портретами.
В XIX веке купечество составляло основную часть населения Рыбинска. Купеческий портрет - это особое художественное явление, парадоксально соединяющее в себе черты примитива и романтизма. В образах нет комплиментарности - острохарактерные лица (художники стремились сделать их похожими, а не миловидными) венчают плоскостные, лишенные глубины фигуры. Но вместе с тем позы на портретах всегда полны чувства собственного достоинства, демонстративно утверждают сословные идеалы. Величавая серьезность - здесь редко встретишь улыбку, обычную для дворянских портретов - присуща изображениям и почтенного старца, и юной девочки, сложившей руки в обязательный жест домовитой хозяйки. В экспозицию также включены фотографии старого Рыбинска - крупнейшего порта на Волге, центра хлеботоргового купечества, "столицы бурлаков", заполняющих город в период навигации.
"Нам бы хотелось, - говорит Сергей Черкалин, - передать атмосферу того купеческого города самыми разными средствами, пусть наши зрители почувствуют ее и с помощью фотографий". А вот компьютеры на выставке - это уже шаг в будущее. Каждый посетитель может совершить виртуальную экскурсию в Рыбинский музей-заповедник, благодаря электронной базе данных познакомиться со всеми его богатствами.
Индустриальный Рыбинск убеждает сегодня своим трепетным отношением к отечественной культуре, что на рубеже столетий и тысячелетий по всей России время собирать камни. Это ли не яркий пример покаяния: ведь в 30-е годы, вслед за ревтеррором, "бывшее" было утоплено здесь в водах самого крупного в Европе водохранилища.
2002