Приватизация памяти

Николай Головкин
На специальном заседании Правительства РФ планируется рассмотреть вопрос об историко-культурном наследии России
Создается впечатление, что инициирована приватизация памятников архитектуры. Одним из пробных шаров стало Архангельское. А что же общественность, где глас народа – глас Божий?
Похоже, что в органы власти и Государственную Думу проникает тихой сапой все больше и больше людей, утративших честь и совесть. Неужели сценой для "Пира во время чумы" Александра Сергеевича Пушкина стала вся Россия? Словно вымерли те, кто ясно осознают: потеря национального достояния – историко-культурного наследия – приведет нашу державу к краху?

***
Слава Богу, в Государстве Российском по-прежнему есть силы, которые не только видят нарастающую угрозу, но и выступают с конструктивными предложениями, как решить проблему. И таких патриотов немало. Вот уже почти 40 лет многие из них объединяются вокруг Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), которое руководствуется в своей деятельности высокими нравственными принципами. Несмотря на ветры перемен последних лет, ВООПИиК смогло сохранить свои отделения во многих регионах России. С этой некогда весьма влиятельной общественной организацией, которую в свое время возглавляли даже заместители председателя Совета Министров СССР и РСФСР, сегодня, как правило, по-прежнему считаются.
По инициативе ВООПИиКа в Правительство РФ, Государственную Думу, администрацию Президента РФ было направлено обращение с конкретными предложениями по сохранению, использованию и пропаганде отечественных памятников истории и культуры. Эти предложения подготовлены на Всероссийском семинаре-совещании "Взаимодействие ВООПИиК и государственных органов по сохранению историко-культурного наследия".

***
Символично, что эта встреча единомышленников проходила на древней ярославской земле, в самом сердце России, на родине преподобного Сергия Радонежского, где сохранилось более пяти тысяч памятников истории и культуры.
В диалоге общественности и государственных органов участвовала, с одной стороны – делегация Центрального Совета ВООПИиК и руководители его региональных отделений из Владивостока, Иркутска, Якутска, Мурманска, Петербурга, Саратова, Казани, Твери, Орла, Калуги, Ставрополя, Элисты; с другой – ведущие специалисты Министерства культуры, руководители его научных институтов и члены федерального научно-методического совета при Министерстве, среди которых упомянем таких признанных во всем мире авторитетов по охране историко-культурного наследия, как Ирина Александровна Маркина, Татьяна Ефимовна Каменева, Виктор Алексеевич Виноградов, Владимир Юрьевич Кеслер... Хозяев представляли руководители Ярославского областного и городского отделений ВООПИиКа и областного департамента культуры и туризма, а также заместители мэров Ярославля и Углича.
На мой взгляд, многогранная деятельность хозяев семинара может служить образцом конструктивного взаимодействия ВООПИиК и государственных органов для всей России.
Кстати, проект "Возрождение Ростова Великого", подробно обсужденный и одобренный участниками Всероссийского семинара-совещания, – результат совместных усилий не только Комитета историко-культурного наследия Администрации Ярославской области и регионального отделения ВООПИиК, но и фонда "Возрождение Ростова Великого", Министерства культуры РФ.

В докладе председателя Центрального совета ВООПИиКа академика Академии архитектурного наследия Галины Маланичевой, в других выступлениях была выражена глубокая озабоченность сложившейся в стране критической ситуацией с сохранением историко-культурного наследия, намечены конкретные шаги по объединению усилий государственных и общественных структур в этой сфере. Общественным организациям, подчеркнула академик Маланичева, должна быть предоставлена возможность участвовать в сохранении культурного пространства России, что лишь декларировано в новом Законе "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Председатель Центрального совета ВООПИиКа обратила внимание на грубое уничтожение градостроительной среды в Москве. По ее словам, центр столицы потерял свою историческую привлекательность. И это невиданная культурная катастрофа. С середины 90-х, отметила академик Маланичева, бесцеремонно нарушаются федеральные и столичные законы по охране исторического наследия. В архитектуре стала преобладать вычурность Лас-Вегаса и Арабских Эмиратов. Сегодня, по словам Галины Ивановны, одна из гибнущих заповедных зон столицы – Замоскворечье. Не менее тревожное положение в Санкт-Петербурге, Пскове, Уфе, других исторических городах России.
Если даже при существующей законодательной системе столько нарушений, то готовящаяся отмена лицензирования архитектурной деятельности, считают участники семинара-совещания, нанесет наследию огромный ущерб. Крайне важным, подчеркивается в обращении, было бы не только сохранить систему лицензирования, когда речь идет о реставрации объектов культурного наследия, но даже ужесточить требования к выдаче лицензий. При этом в лицензионную комиссию специалистов-реставраторов должен обязательно включаться и представитель ВООПИиКа.
Председатель Комитета историко-культурного наследия администрации Ярославской области Татьяна Васильева выразила тревогу в связи с тем, что после реорганизации Министерства культуры РФ до сих пор не решен вопрос о государственной вертикали учреждений, занимающихся охраной объектов культурного наследия России. Чтобы сохранить преемственность, таким специально уполномоченным органом должно стать, как подчеркивается в обращении, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ. А при нем необходимо создать федеральную службу контроля за охраной памятников истории и культуры федерального, регионального и местного значения. Решение за Правительством РФ.
Для успешной работы и государственных, и общественных организаций необходимо также ускорить принятие подзаконных актов, предусмотренных новым Законом РФ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Об этом подробно говорила в своем выступлении советник аппарата Комитета по культуре и туризму Государственной Думы Галина Викторовна Семенова. Это пожелание также включено в обращение участников встречи. В нем подчеркивается, что в целях реализации конституционного права каждого гражданина на доступ к культурным ценностям в одном из подзаконных актов к Закону РФ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" должно быть и "Положение об обязательном проведении общественной историко-культурной экспертизы". А в комиссии государственной историко-культурной экспертизы, по мнению участников встречи, следует включать в качестве экспертов специалистов-профессионалов, представляющих ВООПИиК.
Директор Центральных научно-реставрационных производственных мастерских Татьяна Каменева с болью говорила о том, что планируется реорганизовать отечественную реставрационную отрасль. Ведущие государственные предприятия будут акционировать. Это, констатируется в обращении, неминуемо приведет к развалу отечественной реставрационной школы, потере квалифицированных специалистов, уникальной методики реставрации, бесценных архивов, отрицательно скажется на научной реставрации объектов культурного наследия.

***
А теперь о главном – предполагаемой приватизации памятников истории и культуры.
Год назад в Петербурге состоялось заседание Государственного совета по культуре. На нем господин Швыдкой заявил: приватизация-де нужна позарез, как воздух... Однако тогда попытку начать широкую распродажу нашего исторического наследия общественность отбила.
– Покупать будут не руины, а наиболее престижные объекты культурного наследия, – объясняет позицию ВООПИиКа и других общественных организаций Галина Маланичева. – Пусть мораторий действует до разработки правового механизма, который гарантировал бы научную реставрацию памятников и их сохранность. Если процесс приватизации все-таки начнется, необходимо, чтобы памятники оставались доступными для ученых и экскурсий. Средства, вырученные от приватизации, тоже должны расходоваться только на реставрацию нашего историко-культурного наследия. Наконец должны быть выделены такие памятники, которые ни при каких условиях приватизации не подлежат.
Но что делать, если она все же начнется? Рамки приватизации, подчеркивается в обращении, необходимо ограничить. Ведь в памятниках истории и культуры расположены не только государственные организации, но и общественные структуры, в том числе и занимающиеся охраной исторического наследия, благотворительные фонды, детские студии... По мнению участников семинара-совещания, права таких организаций должны быть защищены от возможных негативных последствий приватизации. И ВООПИиК с его региональными отделениями, и другие общественные структуры, которые сами же и реставрировали эти исторические здания, теперь вправе рассчитывать, что их передадут им безвозмездно или в долгосрочную льготную аренду!

***
Поставленный Николаем Алексеевичем Некрасовым в позапрошлом веке вопрос "Кому на Руси жить хорошо" многими в России, кажется, на время забылся, так как не касался лично нас. Сегодня же, в новых реалиях жизни, вопрос этот вдруг стал вновь злободневен, до боли ясен через призму общественного интереса. И антагонизм в России по отношению к олигархам и чиновникам нарастает. Озарение возникло у меня окончательно именно близ некрасовской Карабихи, в пансионате "Ярославль" на берегу реки Которосль.
Круги на воде и круги времени… Нет, не все возвращается на круги своя. Во всяком случае, у нас, в России. Вот уж поистине: "Что имеем – не храним…". Чудовищно, если мы в одночасье лишимся (и это – не гипербола!) самого важного и дорогого – многовековой памяти нашей многонациональной Родины.
Больно и горько думать о том, что и память хищно загребут олигархи. Также как нашу родную землю, обильно политую кровью и потом предков, или нефть, потоки СКВ за которую обогащают лишь тех, кто любит не Россию, а то, что на ее бескрайних просторах еще плохо лежит. Вряд ли из нынешних российских гадких утят – нуворишей, обосновавшихся в бывших дворянских гнездах, вырастут новые Мамонтовы, Морозовы, Третьяковы…
Какое же решение примет на своем заседании Правительство РФ?
2004