Школьный вальс. Глава 1

Алевтина Крепинская
Большой город – Москва, но бывает и такое, что не встречал человека сто лет, а тут, вдруг, пути пересекутся. И, где? В огромном городе! Так и у Виталия случилось.

Неожиданно его окликнули, когда выходил с заполненной до верха  тележкой из супермаркета. Он предпочитал этот огромный магазин, находящийся на почтительном расстоянии от его дома из-за удобного подъезда  и хорошей парковки.

Виталий напрягся. Кто может знать его здесь? Оглянулся, и не мог поверить глазам своим. Это был его закадычный друг и одноклассник Виктор, из города детства и юности – Ростова-на-Дону.

- Виктор! Да ты ли это? – вырвалось у Виталия.
- Я! Кто же еще! – ответил ростовский друг, - а я долго присматривался к тебе, прежде, чем окликнуть. И, окликнув, не был до конца уверен, что не ошибаюсь! Столько лет-то прошло!

Да, лет прошло немало. Последний раз лет двадцать назад виделись, а лет десять и не созванивались. Друзья, забыв обо всем, стояли на дорожке, ведущей на парковку, и, перебивая друг друга, спрашивали и рассказывали о себе.   

- Во, дают! Проход загородили и стоят, как бабы, лясы точат, - сердито сказал, проходивший мужик. А они не видели и не слышали никого вокруг.

Наконец, Виталий опомнился:
- Ко мне сейчас поедем! – сказал он, - Там и поговорим!
- К тебе? – помолчав, нерешительно спросил Виктор, - А твоя жена?
- А что жена? Познакомлю тебя с ней. С Люсей у нас не сложилось, и я  вторично женился. Рита – моя бывшая студентка, а сейчас жена. Десять лет как вместе! Сейчас увидишь.
- По телефону мы познакомились уже, - помявшись, сказал Виктор, - лет десять назад проездом был в Москве, звонил, а тебя дома не было. Говорила о моем звонке?
- Звонил? Нет, я не знал. Не говорила! А, может быть, я забыл. Десять лет, говоришь?
- Да, десять. Я из Владивостока в Ростов возвращался через Москву. Хотел к тебе заскочить, а тебя дома не оказалось, - Виктор не стал говорить, как неприятно поразила его новая жена друга. Она резко ответила на его вопрос о том, когда вернется Виталий, сказав, что у него теперь другая, новая жизнь и новые друзья и что квартира у них, хоть и не маленькая, но комната для гостей не предусмотрена. Обиделся тогда. Он, ведь, не собирался у друга останавливаться. С тех пор и звонить перестал.

- Поехали! Не раздумывай! – настаивал Виталий.

  Дом Виталия находился на Ростокинской улице, на Северо-Востоке Москвы. Рядом сквер и речка Яуза протекает. Место тихое и уютное, кажется и нет проходящего невдалеке Ярославского шоссе, с его пробками и загазованностью. Дом тоже Виктору понравился, хоть и старый, но ремонт, видно, сделан хорошо, в подъезде чисто и светло.

Нагруженные пакетами с провизией, они поднялись на второй этаж. Виталий позвонил. Казалось, дверь не торопились открывать. После второго, настойчивого звонка, все же открыли. На пороге стояла молодая женщина, одна из тех, о которых сейчас принято говорить, гламурная. «На сколько же он ее старше?» – мелькнуло в голове у Виктора.

- Рита, - обратился к ней Виталий, - это Виктор, мой друг из…
- А у тебя, что ключа нет? Почему я должна все бросить и бежать открывать дверь? – с негодованием и горечью перебила его жена и, тут же, развернувшись и даже не взглянув на гостя, ушла в комнату.
 
Они вошли в просторную современно обставленную прихожую. Выложив покупки, Виталий провел Виктора в свой кабинет. Уселись в удобных креслах, Виктор принес бокалы, бутылку хорошего коньяка и подобающую закуску. Выпили. Но, разговор не клеился. Виталий испытывал неловкость из-за такого поведения своей жены. Из-за этого и Виктору было не по себе. Он сожалел, что принял приглашение и приехал. Появилось желание уйти сразу. «Чувствовал, что так будет, зачем пришел к ним?» – ругал себя Виктор.

Лишь бы не молчать, Виктор рассказал, как в феврале ходил в школу на вечер встречи выпускников. Сказал, что их класс был почти в полном сборе: это же ровно сорок лет, как они закончили школу. Неожиданно Виталий оживился. Оказалось, что ему это интересно.
- И учителя были? – спросил.
- Наших учителей было совсем мало. Но некоторые пришли. Старенькие такие! Даже удивительно, что мы их боялись когда-то. Наши учителя уже не преподают. Ты сам подумай, нам с тобой до пенсии всего ничего осталось, а они же старше нас.
- И Киры Сергеевны не было? – нерешительно спросил Виталий, - она-то всего-то лет на шесть нас старше…
- Ее тоже не было. Да ей и не до вечера встречи сейчас. Говорят, БОМЖ она теперь.
- Как?! Не может быть! – воскликнул Виталий.
- Да, нет! Не тот БОМЖ, что по мусорникам ходит, а просто осталась без жилья. Живет у кого попало, кто примет на время. В основном, бывшие коллеги-учителя и принимают.
- Как же это произошло? Ее обманули, наверное?
- Не совсем так, - и Виктор рассказал нехитрую историю Киры Сергеевны.

Он как раз заканчивал свой рассказ, когда в кабинет вошла Рита. Она присела к столу, но отказалась что-либо выпить или съесть. Смотрела на мужчин с видом полнейшего безразличия, и если и говорила о чем-либо, то лишь для того, чтобы не показаться невежливой. Виктор принял это за знак того, что пора уходить.

Давно ушел друг, давно наступила ночь. Виталий лежал в темноте, прислушивался к дыханию спящей жены, обиженной неизвестно на кого, а перед глазами у него стояла Кира Сергеевна, как живая. Ее образ за многие годы не исчез, а стал еще ярче. Нахлынули воспоминания. Как давно это было!

Первый раз он увидел ее мельком. Это было 1-го сентября в 10 классе на торжественной линейке. Она шла с учительницей истории и о чем-то разговаривала. «Новенькая, - подумал Виталий, - хорошо бы к нам» Девушка ему понравилась. Она была тонкая, гибкая и высокая. А возможно высокой она только казалась оттого, что держалась очень прямо. Как не старался Виталий, но потерял новенькую из виду: слишком много учеников было на линейке. Потерял из виду, но не забыл о ней, решив на первой же перемене поискать ее в других десятых классах.

Но, искать девушку не пришлось. Именно в его класс она вошла вместе с учительницей истории.
- Товарищи, я сожалею, но должна вам сказать, что ухожу через неделю из школы, - сказала учительница истории, - Мой муж военный и нам не приходится выбирать место, где жить.
 
Новенькая в это время стояла рядом и, рассматривая учеников, переводила взгляд от одного к другому. А Виталий смотрел только на нее. На мгновение их взгляды встретились, после чего для него уже ничего вокруг не существовало: была только она.
Она стояла перед ним в подчеркнуто простеньком платьице, ей не нужны были наряды, она и так ярко выделялась среди всех. Писаной красавицей ее не назовешь, но что-то было в ней такое, что делало ее неповторимой и необычной. Возможно, это ее лучистые глаза. Они поражали своей величиной, а взгляд был прямым и доверчивым.

Как откуда-то издалека до Виталика долетели слова учительницы:
- Историю у вас будет вести наша новая учительница, Кира Сергеевна. Она в этом году окончила пединститут. А сегодня Кира Сергеевна будет присутствовать у нас на уроке, чтобы познакомиться с вами.

Ничего себе! Значит учительница! Банальная история: в учительницу влюбился!

Кира Сергеевна прошла в конец класса и заняла свободное место рядом с Семиным, двоечником и хулиганом.  А Виталий впервые пожалел о том, что сидит не за последней партой.

На молоденькую учительницу обратили внимание многие. В основном предвкушали вседозволенность на уроках. А у Виталия все девчонки сразу же отодвинулись на второй план. Да какой там второй план?! Они вообще исчезли для него с горизонта! Но  о своем чувстве он никому не рассказывал. Виталий  скрывал его даже от своего лучшего друга, Виктора.

Нелегко было молоденькой учительнице на первых порах. К счастью, это было недолго. Уже через пару недель учащиеся поняли, что отдых на уроках истории не предвидится. В Кире Сергеевне удивительно сочетались строгость, объективность и доброта. Она владела классом, словно хороший артист владеет зрителями. Благодаря ей многие учащиеся стали значительно лучше успевать по истории. Многие, но не Виталий. У него, наоборот, появились тройки. Он ждал урок истории с нетерпением и, придя домой, прокручивал этот урок снова и снова. Он вспоминал, как она вошла в класс, как ходила по классу, как сидела за своим учительским столом, как спокойно и властно звучал ее голос. А вот, что она говорила, Виталий не помнил. Не помнил, потому, что слушал ее глубокий голос и не слышал, чтО она говорит.

Выполнял задания по истории, как никогда раньше, а хорошо ответить не мог. Так и аттестат получил с одной единственной тройкой: по истории.

Физику преподавал молодой преподаватель Вениамин Маркович или, как его ученики называли, Витамин. Он тоже в школе не так давно. По всему было видно, что и ему новенькая учительница нравилась. Виталий несколько раз наблюдал, как Витамин поджидал Киру Сергеевну во дворе школы, и потом они шли вместе. А однажды Витамин пришел в школу в новом костюме, белой сорочке и с большим букетом цветов. И тут же по всей школе поползли веселые слухи о том, что Витамин сделал Кирочке предложение, и получил отказ. Виталий не знал, насколько достоверны эти слухи, но принесенный Витамином букет был зафиксирован в урне возле туалета. С тех пор перед уроком физики на учительском столе загадочным образом появлялись два цветочка, сделанных из бумаги. Поначалу Витамин не обращал на них внимания, а потом, нервничая, стал опрометчиво допрашивать, чьих рук это дело. Результат не заставил себя ждать: цветов на столе становилось все больше и больше. Цветочная традиция была подхвачена и другими классами и даже на следующий учебный год нет-нет, да и появятся цветочки вновь на столе физика.

А замуж Кирочка все же вышла. За учителя литературы, вдовца с двумя маленькими детьми. Виталий не знал, как жили молодые, но прожили они недолго. Объявилась мать покойной жены учителя литературы и в судебном порядке забрала у них детей. Будучи очень «важным и нужным» человеком, теща не могла не добиться нужного ей результата. Детей не стало и, видно, учитель литературы тоже решил стать холостым.

На выпускном вечере Виталий пригласил Киру Сергеевну на Школьный вальс. Как легко она танцевала! А у него еще очень долго сохранялись  ощущения ее рук и талии.
 
После школы Виталий учился в Москве. В родной город он уже не вернулся, но еще несколько лет старался попасть в свою школу на вечер встречи с выпускниками. И каждый раз он видел там ее. А, главное, танцевал с ней Школьный вальс, а потом долго еще прокручивал этот вечер и этот танец в своей памяти.

После неудачного брака, Кира Сергеевна долго была одна, но, как рассказал Виктор, в пятьдесят лет, все же замуж вышла вновь за Семена Абрамовича. Это тоже вдовец, проживающий в собственном доме. Дети у него были давно взрослыми и жили со своими семьями в других городах.
Дом, хоть и был большим, но требовал ремонта и Кира Сергеевна, продав свою квартиру, вложила деньги в его благоустройство.

Виктор утверждает, что она была счастлива в этом браке, хотя они и не зарегистрировали его. Кира Сергеевна все еще числилась женой своего сбежавшего первого мужа. Попытки его найти и расторгнуть брак к успеху не привели. По иронии судьбы она встретила его и развелась тогда, когда это уже было не принципиально. После смерти Семена Абрамовича, Кира Сергеевна оказалась на улице. Наследство поделили родственники. А она, как оказалось, никто и ей ничего не положено. Ее судебный иск не был удовлетворен, так как она не смогла доказать вложение денег в ремонт дома.

Так Кирочка и стала БОМЖом.

Виталий встал с постели. Еще и пяти часов нет, но что толку лежать, знал, что все равно не уснет. Пошел на кухню, сварил кофе,  и, рассматривая школьный альбом, просидел около часа. В шесть он уже звонил Виктору в гостиницу.

- Ну, ты даешь! Зачем меня разбудил? – ответил тот спросонья.
- У меня просьба к тебе, а я не знаю, когда ты улетаешь, - оправдывался Виталий.

Они договорились о встрече, и вечером Виталий вез Виктора из гостиницы в аэропорт.

- У меня в Ростове родительская квартира есть. Никто там не живет, а продавать не хочется. Я бы хотел, чтобы ты передал Кире Сергеевне ключи. Пусть живет там сколько хочет, а я позвоню ей как она вселится туда, - сказал Виталий.
- Ты же можешь сдать ее в аренду! И получать хорошие деньги! – воскликнул Виктор.
- Нет, в аренду я не сдавал и не буду. Мне это не надо.
- Ну, дело твое! – согласился друг, - найду Кирочку и передам ключ.

Виктор выполнил поручение очень быстро. Позвонил в школу и узнал, что Кира Сергеевна сейчас подменяет ушедшую в декретный отпуск библиотекаршу. Она была смущена и удивлена:
- Не думала, что он еще помнит обо мне. И я его хорошо помню. И знаешь почему? Я ему тройку поставила, и это была единственная тройка в его аттестате. Мне эта тройка до сих пор покоя не дает! По молодости все это. Это мой первый год был в школе. Позже никогда бы не поставила!
- Не думайте об этом! Тройка Ваша ему не навредила. В университете преподает, ученую степень имеет. Часто иностранные учебные заведения его с лекциями приглашают. В общем, живет не плохо… С женой только ему не повезло…
- Что же так? – удивилась Кира Сергеевна.

Кира Сергеевна так располагала к себе, что Виктор, предпочитавший на эту тему не распространяться, рассказал о своих впечатлениях о Рите, добавив:
- Сам виноват! Не надо было жениться на своей студентке! Она же лет на двадцать пять его моложе!
- Ты не прав, Виктор! По-разному обстоятельства могли сложиться! Не думаю, что Виталий не знал, что делает, - возразила Кира Сергеевна.

Продолжение:

http://www.proza.ru/2010/01/03/514