Кружит тихо, кружит тихо непогода..

Наталья Малафай
     Март в наш город ворвался снегопадами, метелями и пронзительным холодом. Непривычные к глубоким сугробам, люди недовольно выдергивают ноги из снежной массы и щурятся от невероятной белизны улиц. Да, непривык народ к такой погоде. Десятки лет жить в комфортных условиях, а тут – нате вам: налетели мартовские метели…Почему я считаю условия жизни в нашем городе комфортными? Потому что, есть с чем сравнить. Климат достаточно мягкий, летом жарко, зимой редко превышает -25. Ну, налетит раз в десять лет ураган, перервет провода, переломает тополя.
     Вкупе с климатом,  у нас еще и другие преимущества есть, вполне пригодные для жизни. Продукты питания все почти местные, каждый день свежие, цены на них  достаточно адекватные. В огородах и садах особо старательных даже виноград вызревает. А мартовская метель так раздражает, потому что она редкий гость.

 Вот уж где ее постоянная прописка, так это на Сахалине. Начинается там в октябре сезон штормов, и только в апреле заканчивается. Однажды зимой в Южно-Сахалинске, в небольшом скверике, муж похлопал рукой нечто круглое и сказал: «смотри, это памятник». А летом, в том же месте он припомнил мне тот зимний день: «помнишь, мы его по голове хлопали?» Я, задрав голову, смотрела на постамент с каменной фигурой и не могла поверить – вот это снега тогда было! Еще мне рассказали, почему на Сахалине, в частных домах, двери обязательно делают вовнутрь – чтобы откапываться. Шторма налетают на остров со всех сторон. Непогода стала привычным явлением для жителей.
     Мы едем с юга острова на север. Дорога проходит прямо по побережью. Иногда кажется, что волны могут перехлестнуть дорожное полотно. Море, в котором редко купаются и море, которое кормит практически все население. Здесь, если не заниматься рыбой, можно помереть с голоду. Цены на продукты просто невероятные. Они в 2-3 раза превышают наши. Я просто теряла сознание в продуктовых магазинах и кафе, а муж хватался за голову в  автомагазинах.  Только побывав в сахалинских «супермаркетах», начинаешь ценить наш регион. Но едем дальше. Рыбацкие станы раскинуты по всему побережью. Рыбу ловят круглогодично. Вообще ловят все, что пригодно для потребления и продажи. Затем это варится, жарится, закатывается, солится. Какими нас угощали  морепродуктами, какими деликатесами удивляли! Гребешки, осьминоги, осетрина, всякие вонючие(по моему мнению))) ракушки. Но не только море дарит людям своих обитателей, в лесах растут ягоды, которых нет нигде в России. Это знаменитая «клоповка» - красника. Специфическая ягодка, страдает народ от ее потребления, если не знать ее свойств. А еще много растет черники, клюквы, собирала я также шикшу. Сахалин – это  кладовая ягод! Невиданных размеров вырастают там лопухи – гигантизм просто, и даже есть роща бамбука. А грибов сколько! По дорогам стоят маленькие грузовички, полные груздей. Я специально рукой дно искала в кузове, не могла поверить, что может быть такой слой красивых и чистых грибов.
     Природа на севере острова разительно отличается от южной. Сдержанные лиственницы и почти тундровый мох на сопках. В море светится что-то очень красивое – это Чайво. Нефтяной терминал, построенный американо-русскими руками. Это, переливающееся стройными огнями предприятие, отличается строгой дисциплиной, несоветским порядком, на входе коврик лежит, роба на работниках чище, чем халаты у врачей-реаниматологов. Американский капитал вложен, одним словом.
     Едем дальше и муж показывает рукой в пустоту – «там был Нефтегорск….» Был..До того страшного землетрясения. Его было видно с трассы. Теперь не видно. Город-призрак. Я хорошо помню, как в наш маленький город привезли тогда погибшую семью…Давно это было. В 1995 году. И вот в Благовещенске меня жизнь сводит с человеком, у которого почти вся семья там погибла. А он был на работе. Пришел с работы и проклял ее – он должен был тоже быть там со всеми, с родными, друзьями, соседями. Потому что погибли все. Ходит сейчас человек, ест, пьет, а сам остался в другой жизни. Природа? Судьба? Злой рок? Да нет. Те архитекторы, которые строили город, не знали или не хотели знать, что нельзя там возводить многоэтажки. Но индивидуальное строительство слишком шикарно для простых людей. Это дорого и долго. Этих архитекторов, начальников, строителей наверняка уже нет в живых, но они умерли счастливыми. А этот человек, счастливым не умрет. Его лишили этого права. Горек чужой хлеб и круты ступени чужой лестницы.
    Когда он узнал, что мы едем в те края, он попросил:»передайте там привет всем..» Помня об этом, мы выходим из машины и кричим: «вам привет..от…вы слышите? Вас помнят….» Они слышат, но в ответ – тишина. Звенящая, тягостно-раздирающая, дробящая мозг. В том месте, всегда, острой костью в горле, стоит мысль: «Это Россия. Это наша страна. Это наша Родина. Это она построила так, чтобы затем убить». И до сих пор, сколько есть мест, где нельзя жить так, как живут – ничего не меняется, пока не грянет гром.
     После таких мест всегда дико хочется социальной справедливости, хочется встать огромной волной забастовок с требованием лучшей участи себе и детям. Но волна откатывает и понимаешь, что сделать ничего не возможно. Буквально на днях смотрела передачу с участием премьер-министра Сингапура. Хотелось выть и биться головой об стены. Почему они смогли для 4 млн.человек сделать жизнь качественной и полноценной? Нет преступности, переизбыток рабочих мест, нет коррупции. Наркотрафик обходит стороной – потому что сразу смертная казнь. У самого министра самая большая в мире зарплата.
     На всем Дальнем Востоке живет 6 млн. человек. Давайте сделаем нашу жизнь лучше. Что? Территория большая? Ну,  тогда давайте возьмем какой-нибудь отдельный остров и превратим его в Сингапур-2…. Остров? Мы же только что были на Сахалине. Там все точно также как и по всей России. Наш уклад и менталитет ничем не пробъешь. Никакими территориями не испугаешь.
     Ну что ж, приступ нелюбви к России прошел, возвращаемся к природе.
На самом краю света город Оха. Помните мультик, где ослик сидел на мостике – вот именно так и в Охе. Все…Дальше уже ничего нет. Только море. И все та же непогода.
     А в наш город снова грозится прийти снег. И ему будет все-равно,  что с ним сделают…Забросят на обочины, укатают, посыпят песком. Природе нет дела до людских забот. Она сама по себе. В непогоду вспоминаются слова песни: «держитесь люди, скоро лето…» А ведь действительно, лето не за горами. Придет, согреет, растопит  и унесет плохие мысли из головы…